DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-31 УДК 37.013.46
ЗАРУБЕЖНАЯ РАДИКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В НАУКОМЕТРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Николаева Е.А.
Статья посвящена проблеме становления и развития появления новых теоретических концептуализации педагогики за рубежом. Цель исследования - выявление особенностей теоретического оформления нового научного направления - радикальной педагогики (radical pedagogy), отражающей тенденцию к радикализации общества в ее педагогической проекции. Эмпирическим объектом исследования является наукометрический и библиографический электронный ресурс - база Scopus, в которой представлены материалы из высокорейтинговых зарубежных периодических изданий. На основе наукометрического анализа выявлена динамика публикационной активности по педагогическим проблемам радикализма, определены три кластера стран, в которых данная тематика исследуется наиболее активно. Показано, что безусловным лидером в разработке проблем радикальной педагогики являются США. Дана характеристика наиболее важным тематическим линиям, ставшим объектом исследования зарубежных теоретиков.
Ключевые слова: радикальная педагогика; наукометрия; публикационная активность; контент-анализ.
FOREIGN RADICAL PEDAGOGY IN THE SCIENTOMETRIC DISCOURSE
Nikolaeva E.A.
The article is devoted to a problem of formation and development of emergence of new theoretical conceptualizations of pedagogy abroad. The research objective - is detection of features of theoretical registration of the new scientific direction - radical pedagogy, reflecting a tendency to radicalization of society in its pedagogical projection. Empirical object of research is the scientometric and bibliographic electronic resource - the Scopus base in which
materials from high-rating foreign periodicals are presented. On the basis of the scientometric analysis dynamics of publishing activity on pedagogical problems of radicalism is revealed, three clusters of the countries in which this subject is investigated most actively are defined. It is shown that the undisputed leader in the development ofproblems of radical pedagogy is the USA. The characteristic is given to the most important thematic lines which have become the object of research offoreign theorists.
Keywords: radical pedagogy; scientometrics; publishing activity; content analysis.
История педагогической науки может быть представлена как становление, развитие и угасание концептуальных идей и образовательных практик, актуальность которых определяется потребностями общества в формировании определенного типа личности. Новые идеи и практики постепенно оформляются научно-теоретические концептуализации, которые имеют различные классификационные основания [1]. В научный оборот вводятся новые термины, которые фиксируют различные подходы к классификации направлений и отраслей педагогических знаний [2, 3]. Современная зарубежная педагогика характеризуется расширением своего предметного и тематического поля, появлением новых научных направлений, смещением акцентов с описания образовательных практик к прояснению их теоретических истоков [4]. Педагогические концептуализации отражают новые тенденции в сфере образования, актуализировавшиеся в современной социально-политической, социокультурной и экономической практике. К их числу относится термин «радикальная педагогика» (radical pedagogy). Данное направление еще мало известно в нашей стране несмотря на то, что в настоящее время проводятся систематические исследования данной тематики, а феномен, терминологически закрепленный в названии данной концептуализации, играет все большую роль в современной социальной практике во всем мире. За рубежом феномен радикализма стал объектом углубленного научного анализа. В настоящее время педагогические аспекты проблемы радикализма обсуждаются на страницах специализированных журналов, в числе которых журнал «Radical Pedagogy», издаваемый с 1999 года [5]. Существуют и другие авторитетные источники, в которых отражены результаты исследования данной проблемы. Однако данная тематика еще не привлекла внимания отечественных исследований в должной степени.
Концепция и методология исследования
Мы поставили перед собой следующую исследовательскую задачу: выявить, какова динамика исследования проблемы педагогической проекции радикализма за рубежом. Неболь-
шая известность данной важной проблематики среди отечественных педагогов-теоретиков и практикующих педагогов побудила нас выяснить, как представлены различные педагогические аспекты радикализма в известной библиографической и наукометрической базе Scopus. Данный источник исследования в виде электронного ресурса, функционирующего в режиме on-line, пользуется авторитетом среди ученых и отражает содержание информационных потоков и виде научных публикаций в высокорейтинговых зарубежных и отечественных журналах, признанных во всем мире.
Методы исследования
При проведении исследования степени разработанности данной проблемы за рубежом мы исходили из гипотетического представления о том, наукометрический подход позволяет выявить наличие или отсутствие интереса исследователей к определенной тематике [6, 7, 8]. Поэтому должны быть использованы процедуры и методы исследования, адекватные поставленной задаче - анализ, интерпретация, обобщение, генерализация, наукометрические измерения информационных потоков при помощи метода контент-анализа. При проведении контент-анализа категорией анализа являлось понятие «радикальная педагогика», единица счета уточнялась в рамках каждой серии исследования.
Организация исследования
При обращении к библиографической базе Scopus мы учитывали наличие в данном ресурсе инструментов аналитического характера, которые позволяют осуществлять поиск и представлять результаты в графическом виде. Потому мы обращались к инструментам Document search .Analyze search results, Country/Territory, Affiliation search, которые дают возможность найти и систематизировать полученные данные. В том случае, если использовались статистические данные, которые впоследствии визуализировась нами благодаря инструментам программы EXEL, ссылка давалась на ресурс Scopus. При использовании визуального материала, составленного при помощи инструментов базы Scopus, давалась ссылка на данный ресурс с уточнением on-line страницы.
Этапы и серии исследования определялись необходимостью уточнения позиций исследования. Дата доступа - 1 августа 2015 г.
Результаты исследования
Первая серия исследования. На данном этапе была поставлена задача: определить динамику публикационной активности зарубежных авторов по проблеме радикализма в его педаго-
гической проекции в хронологическом плане. Для этого в поисковой системе ресурса Scopus была задана категория анализа radical pedagogy и в качестве уровня поиска выделена позиция «Все поля» (All Fields). Результаты поиска представлены на рисунке 1.
1400 1240
1000
j; ЯОО с
i МО АОО 2<Ю 0
1973 1ОД1 1957 199? 1W J(H}J ?Р0? JfllJ
Рис. 1. Распределение публикаций по поисковому запросу «радикальная педагогика» (http://www. scopus.com/term/analyzer. url?sid=3EDAC442DFBB2135BFAFA47462A2AAF1)
Как показано на рисунке, количество найденных документов значительно, их общая сумма составляет 9252 публикации. Из них, наряду с другими типами документов, ресурс выделил 5536 статей, 1661 книгу, 884 ссылок на главы в книгах. Нарастание их количества идет по резко нарастающему тренду с 2002 года. Максимум приходится на 2013 год и составляет 1175 документов. Затем к 2015 году наблюдается резкое снижение публикационной активности по данной проблеме.
Вторая серия исследования. В порядке уточнения нами был конкретизирован поисковый запрос. Единицей счета явилась публикация, в заглавии которой содержалась категория анализа «radical pedagogy».
Результаты отражены на рисунке 2.
mfi
201 i
1173 rtocuments
Click irtini to WW donimi'in Ip'jL \_
Y1981 ¥1986 Y1992 Y199S ¥1999 YZ001 ¥2005 ¥2004 ¥2005 ¥2006 ¥2007 ¥2008 Y2009 ¥2010 Y2011 ¥2012 ¥2013 Y2014
01234567
Рис. 2. Распределение публикаций по категории запроса «радикальная педагогика» с ограничением его названия в заглавии документа
Гистограмма, построенная нами на основании данных, содержащихся в ресурсе Scopus, ограниченном границами поиска в виде позиции «Название статьи» («Article Title»), показала, что количество публикаций отражено в восходящем хронологическом тренде и составляет 37 единиц счета. Они включают названия статей в журналах, главы в монографиях, тезисы конференций. Наблюдаются три «точки взлета» - 1998, 2010, 2014 годы. Период с 1891 по 1992 можно охарактеризовать как «низкое плато», содержавшее не более одной публикации в год. В период с 1999 по 2013 год наблюдает как нарастание, так и спад интереса исследователей к данной проблематике. В этой связи возникает потребность в уточнении научных акторов, развивающих данную проблематику.
Третья серия исследования. Задачей данной серии исследования был ответ на вопрос: ученые каких стран уделяют наибольшее внимание данной проблематике. Использование аналитического инструмента ресурсаScopus Country/Territory search позволило уточнить распределение авторов статей по их принадлежности к образовательным учреждениям. Результаты представлены на рисунке 3.
I United States United Kingdom I Australia
_Canada
Colombia | Finland India I Malla Norway I Sweden
0
Рис. 3. Распределение публикаций по проблемам радикальной педагогики по странам
(http://www. scopus.com/term/analyzer. url?sid=3EDAC442DFBB2135BFAFA47462A2AAF1)
Как следует из рисунка 3, страны, авторы которых наиболее активно разрабатывают проблемы радикальной педагогики, с определенной долей условности могут быть разделены на три кластера, которые графически выделены нами на рисунке.
Бесспорным лидером являются США: исследователи из данной страны опубликовали 17 статей по данной проблематике. Второй кластер составляют англоязычные страны Великобритания, Австралия и Канада, исследовательский арсенал которых содержит 6, 3 и 2 статьи соответственно. Публикационная активность ученых их стран, отнесенных к третьему кластеру, не превышает одной публикации за весь период регистрации статей по данной проблематике в ресурсе Scopus.
Четвертая серия исследования посвящена уточнению образовательных и исследовательских организаций страны-лидера в изучении проблем радикализма в их педагогическом дискурсе. Использование инструмента Affiliation search позволило выявить следующую картину (рис. 4).
1
Stale unwer slty of New York
The State University of I4ew Yoik at Potsdam
University of California, Los Angeles
University Of Colorado at HoLjId&r
Valdosra State University
University of Illinois at Urbana-Ctiampaign
Pennsylvania State University
University ol Glasgow
Uppsala Universitet
Victoria Umveriity Melbourne
0 0 11112 7 2?
Documents
Рис. 4. Распределение публикаций авторов по проблемам радикальной педагогики по образовательным организациям (http://www. scopus.com/term/analyzer. url?sid=891DB95B05884CFD44355924840FF865.)
Рисунок отражает названия выделенных нами в отдельный кластер трех образовательных организаций, в которых ведется активная разработка проблем радикализма в его педагогической проекции. Несмотря на расположение одного из них в Европе (The State University of New York at Potsdam), данные университеты уделяют большое внимание проблеме радикализации молодежи на территории США, а также историко-теоретической экспликации данных процессов.
Статьи по радикальной педагогике имеют высокий уровень научной цитируемости. Наиболее цитируемым является S. Sweet, работа которого «Практика радикальной педагогики -баланс идеалов и институциональных ограничений» [9] была процитирована 23 раза как учеными, разделяющими его позицию, так и критиками. Большой популярностью пользуются работы исследователя H.A. Giroux об историко-педагогических предпосылках радикальной педагогики. Его работа «Переосмысление культурной политики и радикальная педагогика в трудах Антонио Грамши» [10] была процитирована 18 раз, а статья «Радикальная педагогика и политика голоса студента» [11], посвященная современным вариантам реализации идейно-
политических установок радикальной педагогики получила отклик специалистов в виде 17 цитирований. Следует отметить, что труды H.A. Giroux и их влияние на современную педагогическую теорию стали самостоятельным объектом научного исследования D. Kellner [12]. Высокий уровень цитируемости аналитической работы данного автора (9 цитирований) свидетельствует о стойком интересе специалистов как к теоретическим положениям, высказанным
H.A. Giroux, так и ко всей проблематике, развиваемой в рамках радикальной педагогики.
Выводы
Как показал анализ публикационной активности зарубежных исследователей, представленной в наукометрической и библиографической базе Scopus, в настоящее время за рубежом происходит теоретическое оформление новой отрасли педагогических знаний - радикальной педагогики. Об этом свидетельствуют восходящие тренды в публикационной активности, которые особенно четко прослеживаются с 2002 года. В настоящее время определились бесспорные лидеры в исследовании проблем радикальной педагогики - исследователи из США. Наблюдается стремление авторов не только выявить историко-теоретические предпосылки новой научной концептуализации, но и выделить возможные направления ее дальнейшего развития. Наличие аналогичных проблем, связанных с педагогическими аспектами радикализации современного российского общества, делает актуальным дальнейшее исследование теоретических проблем зарубежной радикальной педагогики и основных направлений ее развития.
Список литературы
I. Тарасевич Ю.Ю., Шиняева Т.С. Критерии оценки состояния и развития научных исследований на основе анализа наукометрической информации // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 221-240.
2. Федотова О.Д. Немецкая феноменологическая педагогика // Педагогика. 2006. № 3. С. 2129.
3. Федотова О.Д. Структуралистская педагогика ФРГ: истоки, предпосылки, гносеологические источники // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 184.
4. Федотова О.Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ, конец XIX века - 90-е гг. ХХ века. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Москва, 1998.
5. Федотова О.Д., Богданова Н.А. Концепт «интерес» в зарубежном педагогическом знании // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 10. С. 86.
6. Федотова О.Д., Латун В.В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 204.
7. Fedotova O. The content of a site of the President of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 16. № 3. Рр. 392-396.
8. Fedotova, O., Nikolaeva E. Radical Pedagogy: Theoretical Concept and/or Alternative Practice? // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. Vol. 186. Рр. 785-789.
9. Giroux, H.A. Radical pedagogy and the politics of student voice // Interchange, 1986 17 (1). Pp. 48-69.
10. Giroux, H.A. Rethinking cultural politics and radical pedagogy in the work of Antonio Gramsci // Educational Theory, 1999. № 49 (1). Pp. 1-19.
11. Kellner, D. Critical pedagogy, cultural studies, and radical democracy at the turn of the millennium: Reflections on the work of Henry Giroux // Cultural Studies - Critical Methodologies 2001. № 1 (2). Pp. 220-239.
12. Sweet, S. Practicing radical pedagogy: Balancing ideals with institutional constraints // Teaching Sociology, 1998. № 26 (2). Pp. 100-11.
References
1. Tarasevich Ju.Ju., Shinjaeva T.S. Kriterii ocenki sostojanija i razvitija nauchnyh is-sledovanij na osnove analizanaukometricheskoj informacii // Voprosy obrazova-nija. 2015. № 2. Рр. 221-240.
2. Fedotova O.D. Nemeckaja fenomenologicheskaja pedagogika // Pedagogika. 2006. № 3. Рр. 2129.
3. Fedotova O.D. Strukturalistskaja pedagogika FRG: istoki, predposylki, gnoseolo-gicheskie istochniki // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 6 (25). Рр. 184.
4. Fedotova O.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogiki Germanii i FRG, ko-nec XIX veka - 90-e gg. XX veka. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk. - Moskva, 1998.
5. Fedotova O.D., Bogdanova N.A. Koncept «interes» v zarubezhnom pedagogicheskom znanii // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 10. Рр. 86.
6. Fedotova O.D., Latun V.V. Obrazovanie v Kitae: psihologo-pedagogicheskaja problematika dis-sertacionnyh issledovanij // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. № 6 (19). Рр. 204.
7. Fedotova O. The content of a site of the President of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 16. № 3. Рр. 392-396.
8. Fedotova, O., Nikolaeva E. Radical Pedagogy: Theoretical Concept and/or Alternative Practice? // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. Vol. 186. Рр. 785-789.
9. Giroux, H.A. Radical pedagogy and the politics of student voice // Interchange, 1986. № 17(1). Pp. 48-69.
10. Giroux, H.A. Rethinking cultural politics and radical pedagogy in the work of Antonio Gramsci // Educational Theory, 1999. № 49 (1). Pp. 1-19.
11. Kellner, D. Critical pedagogy, cultural studies, and radical democracy at the turn of the millennium: Reflections on the work of Henry Giroux // Cultural Studies - Critical Methodologies 2001. № 1 (2). Pp. 220-239.
12. Sweet, S. Practicing radical pedagogy: Balancing ideals with institutional constraints // Teaching Sociology, 1998. № 26(2). Pp. 100-11.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Николаева Елена Александровна, аспирант кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Южный федеральный университет
ул. Большая Садовая, 55/104, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Nikolaeva Elena Aleksandrovna, postgraduate student of the Department of education and pedagogical Sciences
Southern Federal University
Bol 'shaya Sadovaya Street, 55/104, Rostov on Don, 344000, Russia e-mail: [email protected]