ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
УДК 340.114 С. А. ЮНУСОВ, преподаватель кафедры теории
государства и права, международного и европейского права Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИНРоссии (г. Рязань)
S. A. YUNUSOV, lecturer of the Department of Theory of State and Law, International and European Law Institute for the training of public and municipal servants Academy FSIN of Russia (Ryazan)
E. Н. ЖЕРЕБЦОВА, курсант 417 учебной группы юридического факультета Академии ФСИН России (г. Рязань)
E. N. ZHEREBTSOVA, 417 cadet training group Law Faculty of the Academy of Russian Federal Penitentiary Service Education as a source of justice (Ryazan)
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ПРАВОСОЗНАНИЯ EDUCATION AS A SOURCE OF JUSTICE
Аннотация. В статье рассматривается образование как реализация ^
неотъемлемого права человека. Анализируются определения, связанные с усвоением ^
ценностей науки, культуры и практики. Определено то, что образование по сути - 3
самый главный базис в формировании правосознания граждан. Сделаны выводы о том, а
что правосознание является итоговым результатом образования человека как ^
личности. Предложено придать фундаментальный характер образованию, как о^
методологическому составляющему для формирования будущего поколения. Считаем ¡^
целесообразным обновить в учебных заведениях содержание образования, сохранив ^
традиции и преимущество фундаментальных предметов, которые формируют | личность. Важно создать определенный механизм взаимоотношений между людьми,
где мораль должна стать - жизненной обязанностью, которой человек будет |
руководствоваться в принятии тех или иных решений и задач. Учитель должен ^
обладать качествами талантливого, одаренного человека, который должен любить ^
свою профессию, совершенствоваться каждый день вместе с научно-техническим §
прогрессом. Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и | благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих
пороков. Ц
Ключевые слова: процесс обучения, развитие правосознания граждан, |
воспитательное значение образования, критерии права, образование как ценность, | правовое государство, общественные отношения, формирование правосознания, правосознание как совокупность воззрений, правовое обучение, правовая культура.
Si
Annotation. The article deals with education as the realization of the inalienable a
rights of man. Analyzes the definitions associated with the assimilation of the values of sci- |
ence, culture and practices. It determines what education in fact - the main basis of the for- aq
mation of legal awareness of citizens. The conclusions that the sense of justice is the final result of the formation of man as a person. It is proposed to give the fundamental nature of education as a methodological component for the formation offuture generations. We consider it appropriate to update the content in schools of education, preserving traditions and the fundamental advantage of items that form a person. It is important to create a mechanism of relationships between people, where morality should be - life responsibilities that a person will be guided in making certain decisions and tasks. The teacher should possess the qualities of a talented, gifted person who should love your profession, to improve every day, along with scientific and technical progress. Education should be based on two pillars: the morality and prudence: the first support virtue, the second protects against foreign vices.
Key words: the learning process, the development of legal consciousness of citizens, the educational value of education, criteria of law, education as a value, legal state, social relations, formation of legal consciousness, legal consciousness as a set of beliefs, legal education, legal culture.
<N
a a
u u
ч
«
a
о
^
о «
u
¥ a -с
a £
о
^
0 «
u ?
a £
a «
1
В последнее время образованию уделяется недостаточное количество внимания со стороны законодательной власти. Теряется фундаментальное значение образования. Для того чтобы достичь высокого уровня общественных отношений необходимо сформировать у граждан правосознание, правовую культуру и правовую активность, что является фундаментом безопасности общества и государства. Для достижения этой цели следует повысить качество образования, придать ему научный характер, через призму которого формируется высокое правосознание субъектов права.
Тема образования и
правосознания человека во все времена являлась актуальной. Можно сказать, что образование у граждан является естественным правом, благодаря которому поднимается уровень правосознания и правовой культуры личности.
Цель исследования вопроса об образовании как источнике правосознания находит свое отражение в самом понимании права, как высшей ценности человека. В задачи исследования входит: определить роль образования и профессионального обучения в процессе жизнедеятельности человека, проанализировать роль и сущность правосознания через образовательные процессы.
Важной составляющей в процессе обучения является
исследование и унификация современных подходов правопонимания, исходя из формирования содержания права, а также наиболее общих социологических и природных (в том числе антропологических) закономерностей, проявляющихся в российском обществе, и соответствующий степени в юридических нормативности, в тенденциях ее развития.
Формирование и развитие правосознания граждан происходит в ходе обучения и под воздействием деятельности институтов государства, гражданского общества и всех социальных слоев. Очень важно, чтобы работа указанных структур строилась на здоровой почве, исходя из общечеловеческих ценностей добра и справедливости. Справедливость является тем фундаментом, который
обеспечивает развитие нашей страны в целом и развитие уровня образования, в частности [1].
В процессе обучения нужно обращать внимание на то, что Россия как многонациональное государство, скрепленное единым народом, языком, Российской культурой объединяет нас и не позволяет раствориться в многообразном мире. Для планеты мы остаемся единым народом, где проживают более 200 наций и
национальностей, и с большим вниманием и уважением относимся и впредь должны относиться к каждому этносу и народу, что является неоценимой культурой и богатством страны.
Рассуждая о необходимости жестко противостоять преступности, К. А. Гельвеций полагает, что человек практически полностью является результатом воспитания, воздействия социальной среды, тем самым, фактически целиком возлагая на общество ответственность за его поведение и уменьшая личную ответственность человека. Вместе с тем К. А. Гельвеций прослеживает роль государства на всеобъемлющее регулирование жизни человека под предлогом необходимости воспитательного
воздействия [2].
Вся система образования должна носить воспитательное значение для обучающихся в учебных заведениях, т. е. все дело обучения следует направить на гармоничное развитие человека, ответственного гражданина России, формирование духовно-нравственной культуры человека, который понимал бы важность образования как неотъемной части в жизни.
В учебных заведениях необходимо обновить содержание образования, сохранив традиции и преимущество фундаментальных
предметов, которые формируют личность. Важно создать определенный механизм взаимоотношений между людьми, где мораль должна стать -жизненной обязанностью, которой человек должен руководствоваться в принятии тех или иных решений и задач
[3].
В систему образования должны вернуть сильного, одаренного, талантливого, увлеченного своим делом учителя, от которого зависит судьба молодого специалиста и формирование личности. Образование является важной
составляющей жизни любого государства. Оно дает представление о том, какими методами постигается правовая материя и как изучается право. Кроме того, правовая наука является своеобразным зеркалом, отражающим в определенной степени уровень правовой культуры общества в целом [4].
Формирование личностных
качеств обучающихся в вузах должно строиться на базовых, общих моральных, нравственных, духовных скрепах - на милосердии, толерантности, сочувствии, сострадании друг к другу, поддержке и взаимопомощи, правде и справедливости. Данные ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить и их необходимо укрепить. Определяющее значение здесь приобретают вопросы общего образования и эрудиции, культуры, молодежной политики.
Сегодня обнаруживается
настоящая потребность в том, чтобы профессионально и объективно обсудить вопросы состояния и дальнейшего развития высшей школы и социальной общественности государства в сфере развития юридического образования в современной России.
Нельзя не видеть, что существующая система высшего юридического образования оказалась далеко не готовой к новым запросам как по количеству, так и по качеству выпускаемых специалистов. Кажется, что юридическое сообщество современной России базируется на псевдолиберальных ориентировано на узкогрупповых Современный же юрист в силу своего предназначения призван искать и находить пути и средства реализации принципов, на которых основаны государство и право повышать эффективность их функционирования. На этой идее и следует вести образование и воспитание современных юристов.
ценностях и обслуживание интересов.
<ч а а
и и
ч
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
о «
и ?
а £
а «
и
ас
<4
а а
и и
ч
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
о «
и ?
а £
а «
и
ас
Сегодня настало время радикально пересмотреть наши представления о якобы преимуществе либерализации общественных отношений, полном уходе государства из экономики, здравоохранения, образования и других сфер социальной жизни, делая при этом ставку на саморегуляцию.
В настоящее время образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, чем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Буквально слово «образование» означает формирование. Но формирование не любое, а связанное с усвоением ценностей науки, культуры и практики.
История последних 20 лет показала сложность развития Российского общества. Резкий переход от планового хозяйства к рыночному, сопряженный с коррупцией и открытыми хищениями, значительное имущественное расслоение, общий низкий уровень жизни, свидетельствующий о наличии системного кризиса общества и государства [5].
Первостепенная задача
человеческой цивилизации современности - это инвестиции в человека, в образование, в науку. Объективный методологический анализ современного Российского образования свидетельствует о том, что мы имеем дело со множеством «образований». В современной России функционируют около 1200 вузов, выпускающих специалистов в области
юриспруденции.
Образование в России является престижным и общедоступным. Россия имеет такое количество международных договоров с различными странами, в которых признаны документы об образовании, сколько не имеет ни одна другая страна. Специалисты
авторитетно заявляют, что в России наряду с инженерным и
естественнонаучным образованием образование в силовых структурах является одним из лучших во всем мире. Сами за себя говорят данные об успешном трудоустройстве
военнослужащих после выпуска из учебных заведений, стабильная заработная плата, а также контакты, которые российские вузы установили с ведущими образовательными
учреждениями мира [6].
Прочная подготовка для выпускника является фундаментом для прогрессирования образования в целом, для подготовки специалиста к различным условиям работы. А зачастую условия работы бывают очень сложными, даже экстремальными, поэтому необходимо владеть не только профильными знаниями, но и всей образовательной базой, умело пользоваться накопленными знаниями.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. Человека воспитывает семья, школа, общество. Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.
Правовое обучение, правовое воспитание и правовая культура органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования
сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации,
специальные, профессионально
необходимые характеристики [7].
Правовое воспитание целенаправленная деятельность
государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. По мнению Петрова М. И. «правовое воспитание -целенаправленная деятельность государства в лице его органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому, в целях формирования у последнего правосознания и правовой культуры, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» [8].
Известный философ Конфуций говорил о том, что необходимо нести знание в массы, которые должны осознавать, что без знаний невозможно продвижение вперед как самого человека, так и всего человечества. Учиться, по мнению Конфуция, нужно для самосовершенствования. При учебе должны быть заложены основы человечности, почтительности, послушания и благородства.
В настоящее время актуализировалась идея о том, что нельзя
ограничиваться обучением только специальности в высших учебных заведениях. Надо вернуть в законодательство об образовании обязанность вузов проводить активную работу по воспитанию нравственного, культурного гражданина, осознающего свою роль в обществе. И, как говорил Конфуций, - гражданина со стыдом в сердце [9].
Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
Российское государство обязано быть социально общественным, правовым, справедливым. Критерием образования должны оставаться нравственные и гуманистические принципы, принципы, обеспечивающие права и свободы человека. Правосознание людей формируется исходя из уровня образования, что является эталоном господства в государстве законности и плюрализма.
<ч а а
и и
ч
ЛИТЕРАТУРА
1. Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы и теории: монография. Рязань, 2014. С. 265.
2. Гельвеций К. А. Правовое воспитание: учебник. М.: Издательство РИД, 1995. С. 324.
3. Юнусов Э. А. Правовые обязанности человека и гражданина: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 32.
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и ?
а £
а «
•к "к "к
4. Колесников П. М., Юдкин А. В. Юридическое образование. История и современное состояние // Журнал государство и право. 2010. № 8. С. 167.
5. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468: приказ МВД России от 28 декабря 2009 г. № 1008 // Доступ из СПС «Консультант плюс» (версия от 25 апреля 2010 г.)
6. Люди и спецслужбы. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2014. С. 448.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование М.: Просвещение, 1968. С. 464.
8. Петров М. И. Основы государства и права: учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2005. С. 343.
9. Конфуций / сост. В. В. Юрчук.: 5 изд. Мн.: Современное слово, 2006. С. 23-24.
© Юнусов С. А. © Жеребцова Е. Н.
УДК 355
В. Г. НЫРКОВ, старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
V. G. NYRKOV, senior lecturer fire and tactical training Ufa law Institute of interior of Russia (Ufa)
Щ
<N
a a
о о
ч s"
u s a
о
^
о «
u
¥ a -с
a £
о
^
о «
u ?
a
£ «
a s
u SQ
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧАСТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
THE ISSUES OF IMPROVING PRIVATE METHODS OF TEACHING SPECIAL TACTICAL TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF
RUSSIA
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса по тактико-специальной подготовке в образовательных оранизациях МВД России.
Ключевые слова и словосочетания: частная методика преподавания, тактико-специальная подготовка, образовательные организации МВД России.
Abstract. The article considers the issues of improving the educational process by tactical-special training in educational institutions of the MIA of Russia.
Keywords and phrases: private teaching methodology, tactical and special training, educational organizations, the Ministry of internal Affairs of Russia.
Совершенствование учебного процесса по тактико-специальной подготовке (ТСП) в образовательных организациях МВД России предполагает решение, прежде всего трех взаимосвязанных проблем:
- совершенствование содержания обучения;
- совершенствование методического обеспечения обучения;
- формирование высоких нравственных и гуманистических качеств у обучаемых.
Актуальность первой проблемы определяется быстро меняющимися реалиями окружающего мира, динамикой российского законодательства, из-