УДК: 378.14 В.Ё. Климентов*
Развитие правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования
В статье рассматриваются вопросы развития педагогической теории и практики педагогики правосознания в контексте правового воспитания будущих юристов в ходе юридического образования, формирования и развития правовой культуры и правосознания всех слоев населения.
Ключевые слова: педагогика правосознания; правовое воспитание, развитие правосознания, юридическое образование.
V.L. Klimentov*. Development of legal consciousness and legal culture in legal education.
The article deals with the development of educational theory and practice of pedagogy of justice in the context of legal education of future lawyers in legal education, formation and development of legal culture and legal consciousness of all segments of the population.
Keywords: pedagogy of justice, legal education, development of legal consciousness, legal education.
В условиях осуществляемой в нашей стране самой значительной за последние годы реформы деятельности МВД России, принятия и реализации Федерального закона «О полиции» существенно возрастает роль права, правовых механизмов и рычагов как в деятельности органов внутренних дел, так и в решении российским государством и обществом политических, социально-экономических, воспитательных задач, важное место среди которых занимает формирование правосознания как одного из компонентов механизма регулирования общественных отношений [1].
В связи с этим особую актуальность приобретает научное обоснование теории и практики правового воспитания российских граждан, формирования и развития правовой культуры и правосознания всех слоев населения. В современном российском обществе отмечается определенный кризис правосознания, а также низкий уровень правовой культуры населения.
Проведенный анализ работ российских ученых показывает, что применительно к современным условиям развития общества, его правовой системы недостаточно исследованной является проблема формирования правовой культуры, правосознания всех слоев населения в системе непрерывного образования, в единстве всех уровней и этапов образования российских граждан [2; 3; 4; 6].
В связи с этим представляются вполне уместными и актуальными исследования в особой, комплексной области знания — педагогике правосознания, вбирающей в себя теоретические и практические вопросы формирования правосознания в единстве его компонентов, включая правовую компетентность, правовую культуру, правовые знания и др.
В научной литературе (педагогической, юридической, социологической, политологической и др.) достаточно подробно освещено правосознание, сущность которого заключается в том, что в нем находит отражение отношение людей к праву, государственно-правовой системе, к значимому в правовом отношении поведению граждан, к деятельности государственных и общественных организаций. Содержание правосознания включает отраженные в мировоззрении нормы морали и права, правовые представления и идеи.
В качестве важной задачи педагогики правосознания в современных условиях можно определить формирование и развитие правосознания как у отдельной личности, так и у общностей людей (групп, организаций и т.д.) на всех уровнях образования и воспитания, что позволяет гражданам более эффективно получать и применять правовые знания в своей деятельности, овладевать правовыми знаниями в виде специального понятийного аппарата для выбора варианта поведения в юридически значимых ситуациях.
Формирование и развитие правосознания и правовой культуры рассматривается как образовательный, педагогический по своей сути процесс, направленный на получение, осмысление и последующее применение гражданами информации о нормах права, правовой теории и практике, деятельности юридических органов, действии правовых механизмов.
Таким образом, современный образовательный процесс в качестве одного из своих аспектов должен включать повышение правосознания личности, правовой информированности, развитие
* Климентов, Вячеслав Львович, старший преподаватель. Российский новый университет. Научный руководитель: заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С.М. Будённого доктор педагогических наук профессор Олег Юрьевич Ефремов. Адрес: Россия, г. Москва, ул. Радио, 22. Тел.: 8-911-264-85-99. E-mail: [email protected].
* Klimentov, Vyacheslav Lvovich, Senior teacher. The Russian new university. Address: Russia, Moscow, Street of Radio, h. 22. Ph.: 8-911-264-85-99. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 16 марта 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Педагогика
правовой культуры. Его следствием является становление позитивного, развитого, целостного правосознания гражданина России, служащего ядром правовой культуры личности, побуждающего ее к правомерным действиям и поступкам.
Таким образом, представляется, что проблема формирования правосознания и правовой культуры является одной из ключевых проблем современного общества и педагогической науки с учетом того, что правовое сознание входит в систему общественного сознания, является одной из его форм. Её исследование способствует пониманию особенностей правовой деятельности социальных групп и индивидуумов, причин и механизмов правомерного и противоправного поведения, путей и форм целенаправленного правового воспитания граждан, формирования их правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.
Ведущей, движущей силой поведения и развития личности выступают ее ценностные ориентации, потребности и мотивы, а их формирование есть первостепенная задача воспитания. Правовое воспитание дает возможность прививать гражданам правовые знания и включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.
История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению знаний о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, а также учебные заведения. Особую роль в формирования правосознания и правовой культуры призвано играть юридическое образование.
Развитие правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования можно рассматривать как планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и обучающихся с применением всей совокупности форм, средств и методов обучения и воспитания с целью формирования в сознании обучающихся глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, мотивации правомерного поведения, а также навыков, умений, способности и готовности к применению полученных правовых знаний в жизни и деятельности.
Достижение высокого уровня правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования должно включать формирование:
- системы научных правовых знаний;
- знаний основных предписаний права и правильного их понимания;
- уважения к праву, законам, законности и правопорядку;
- навыков и умений применения правовых знаний на практике;
- способности и готовности согласовывать поведение и практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
- устойчивого личностного неприятия нарушений норм права.
Сформированная в процессе юридического образования совокупность указанных компонентов правосознания обеспечивает психологическую установку личности на активное применение правовых знаний в жизни и профессиональной деятельности. Педагогическое взаимодействие в ходе формирования правосознания включает как накопление правовых знаний, так и превращение этих знаний в личные убеждения.
Основу юридического образования представляет правовое обучение. Оно, в свою очередь должно формировать теоретические основы правового сознания и правовой культуры, обеспечивать высокий уровень знаний о праве, а также о развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [5].
Формирование позитивного отношения обучающегося к праву должно базироваться на определении значимости права и правовых явлений.
Современное широкое понимание права, учитывающее его социальную ценность и значимость в воспитании граждан, сложившееся в юридических науках, должно стать базой и расширить кругозор будущего юриста, что, в свою очередь, должно проявиться в практической работе. Кроме этого, такое понимание права будет иметь важное воспитательное значение и должно стать основой для уважительного отношения, осознания действительности и ценности позитивного права, поскольку в практической работе юрист имеет дело только с положениями действующего законодательства, а не с философскими, абстрактными представлениями. Иначе произойдет подмена права идеей права (принципом), что создаст «абстрактную вневременную и внепространственную категорию, оторванную от закона и противопоставляемую ему» [6].
Формирование правосознания и должного отношения к праву является задачей не только юридического образования. Общество в целом заинтересовано в наличии у каждого индивида, члена данного социума позитивного отношения к праву как регулятору отношений. Поэтому выделение самостоятельной роли юридического образования в решении задач развития правосознания является отчасти условным. Тем не менее, развитие правосознания будущих юристов, их воспитание в духе уважения к закону должно стать одной из главных целей юридического образования. По сути, глубокое уважение к закону и должно стать основой правосознания.
В определенной степени, модель идеального юриста должна быть закреплена в образовательном стандарте в квалификационной характеристике выпускника вуза и включать: глубокое уважение юриста
к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства. В то же время должны быть определены соответствующие способы и средства обучения и воспитания, однако действующие образовательные стандарты этого не предусматривают. Обязательный минимум содержания образовательной программы также не содержит указания на необходимость изучения вопросов ценности права. В учебных программах зачастую также отсутствует формулировка самостоятельного вопроса о ценности права. Все это подтверждает тот факт, что воспитательная составляющая профессионального юридического образования остается за рамками внимания государства и системы образования.
Соответственно, в новых федеральных государственных образовательных стандартах (третьего поколения) с учётом их компетентностной направленности должны найти отражение не только вопросы обучения, но и вопросы воспитания будущих юристов, развития их правосознания в ходе юридического образования.
Педагогическая взаимосвязь воспитательных взаимодействий и процесса обучения (в частности, вопросов, позволяющих осмыслить ценность права, правосознания, их роль и функции в жизни общества) в ходе юридического образования способна обеспечить формирование уважительного отношения к праву у студентов, что является неотъемлемым условием формирования правосознания будущего юриста.
Таким образом, в юридическом образовании решение задач развития правосознания может обеспечить органическую связь правового обучения и правового воспитания между собой. Такое воспитывающее обучение в процессе юридического образования предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, правовую культуру, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Особо важно в этом процессе сформировать соответствующую мотивацию будущего юриста — позитивное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. В результате будущий юрист будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях.
Решение задач развития правосознания будущих юристов может и должна осуществляться при рассмотрении в процессе обучения других самостоятельных проблем: происхождение права, роль права в раннеклассовых обществах, понятие и признаки права, функции права, механизм правового регулирования, юридическая ответственность и др. В понятийный аппарат студента прочно должна войти категория ценности права, поскольку этого требуют даже элементарные законы здравого смысла: прежде чем изучать что-либо, следует уяснить необходимость данного явления. Иначе возможна ситуация дезориентации, неадекватного представления о необходимости права, его служебной роли.
В ситуации отсутствия полномасштабной концепции развития правосознания в рамках юридического образования вся работа по его развитию осуществляется прежде всего самим профессорско-преподавательским составом вузов. Однако следует заметить, что в целом ряде вузов деканы, их заместители, другие сотрудники также активно участвуют в воспитательной работе, в формировании и развитии правосознания будущих юристов.
Вместе с тем при отсутствии в большинстве случаев специальной психолого-педагогической подготовки и методической помощи преподаватели вуза просто не в состоянии эффективно справиться с решением воспитательных задач в ходе занятий, обеспечить их направленность не только на формирование юридических знаний, но и на развитие правосознания будущих юристов.
Отметим, что уважение к праву не является требованием, обращенным исключительно к юристам. Это неотъемлемый элемент правовой культуры всех граждан. В то же время представляется, что формирование уважения к праву не должно быть конечной целью юридического образования. Имея твердые убеждения в ценности права как социального явления, юрист должен видеть его возможности и пределы, а это требует юридического отношения к действующему в стране праву. Тем более важно, что такое отношение к праву является условием его развития, а, следовательно, и общественного прогресса. Именно юрист должен первым правильно оценить происходящие в обществе изменения и выразить их с помощью юридических средств и приемов, что будет способствовать развитию не только правосознания граждан, но и в целом государства и общества.
Таким образом, коренные реформы в правовой сфере: признание естественных прав человека в качестве высшей ценности, формирование основ правового государства и гражданского общества, осознание новой гуманистической роли права и всей юридической системы, поиск мирных путей разрешения возникших проблем и конфликтов — ставят перед российским юридическим образованием важную педагогическую проблему формирования и развития правосознания, правовой культуры будущих юристов, которая будет способствовать осуществлению его эффективной правовой деятельности не только с позиции правовой целесообразности, но и нравственной ценности.
В этой связи в проведенном автором исследовании решается важная задача обоснования целостной педагогической системы развития правосознания на всех уровнях образования, включая и развитие правовой культуры и правосознания будущих юристов в системе правового образования, воспитания и правовой деятельности. Только в сложном процессе взаимосвязи и взаимодействия данных уровней и компонентов может формироваться гражданин, специалист, обладающий высоким уровнем правосознания и правовой культуры.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Педагогика
Педагогическая технология развития правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования включает совокупность последовательных взаимосвязанных действий руководителей, специалистов, преподавателей и студентов. Деятельность руководителей (деканов, их заместителей) и преподавателей при этом должна включать мониторинг состояния правосознания, правовой культуры студентов, анализ и отбор учебного материала, организацию целостного учебновоспитательного процесса с помощью активных форм и методов, обучение студентов методам анализа динамично меняющихся законодательных актов.
Педагогическими условиями развития правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования являются:
- создание воспитывающей образовательно-правовой среды юридического образования, вузов, факультетов;
- разработка и реализация системы развития правосознания и правовой культуры будущих юристов;
- кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе;
- специальная педагогическая, методическая подготовка преподавателей;
- нацеленность процесса юридического образования на развитие правосознания и правовой культуры в течение всего периода профессиональной подготовки студентов;
- организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «студент-преподаватель-руководитель»;
- совершенствование содержания, форм и методов правового образования и воспитания будущих юристов.
Таким образом, правовое обучение и воспитание является важной и неотъемлемой частью юридического образования и всего процесса духовного формирования личности будущего юриста, развития его правосознания и правовой культуры, особенно необходимых в современных условиях развития российского государства и общества, достижения цели построения правового государства, провозглашенной в ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Правовому государству требуются юристы, уровень подготовки которых соответствует состоянию развития общественных отношений. Только в этом случае представители юридического труда будут способны выполнять в полной мере возложенные на них обществом и историей обязанности, поскольку только в правовом государстве право достигает наивысшей эффективности. В этой связи следует исходить из огромной роли грамотного, соответствующего потребностям общества процесса подготовки юридических кадров с высоким уровнем правосознания и правовой культуры.
Список литературы
1. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2009.
2. Ильин, И. Л. О сущности правосознания. — М.: «Рарогъ», 1993.
3. Кочин, Л. Л. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. — СПб.: Санкт-Петербургский институт I ПС МЧС России, 2005.
4. Нерсесящ, B. C. Правосознание и правовая культура // Общая теория права и государства. — М.: Норма, 2002. - С. 267.
5. Певцова, Е. Л. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. — 2004. — № 3. -С. 70-81.
6. Шемкова, Л. Л. Современное правосознание и правовая культура (теоретико-правовые аспекты) // Глобализашюнные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ. — М.: Изд-во МГУ К, 2001. — С. 212-214.
7. Экимов, Л. И., Моисеев, Л.Л. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм // Теория государства и права. — М.: Юнити-Дана; Закон и право. — 2001. — С. 396.
Literature
1. Efremov, O. Y. Pedagogic. — St.-Petersburg, 2009.
2. Ilyin, I. Л. About essence of sense of justice. — Moscow, 1993.
3. Kochin, A. A. Pedagogical the concept and technology of preventive maintenance the antisocial behavior minor in activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 2005.
4. Nersesjanc, V. Sense of justice and legal culture // General theory of the right and the state. — Moscow, 2002.
5. Pevtsova, E. A. Modern approaches to legal culture and legal consciousness // Magazine of the Russian right. — 2004. — № 3.
6. Shemkova, A. A. Modern sense of justice and legal culture (theoretic-legal aspects) // Global processes in right sphere: problems of legal development to Russia and the CIS. — Moscow, 2001.
7. Ekimov, A. I., Moiseyev, A. A. Sense, legal culture and legal nihilism // The state and right theory. — Moscow, 2001.