ПРАВО
УДК 340.114.5
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
© Екатерина Вячеславовна КОНДРАТЬЕВА
Тамбовский филиал Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, г. Тамбов, Российская Федерация, преподаватель кафедры правовых дисциплин, соискатель,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы и исследуется механизм повышения правосознания молодежи через юридическое образование. Автором дается определение правового воспитания, этической компетенции, клинического обучения. Особое внимание уделяется новому Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».
Ключевые слова: правовое воспитание; правовая культура; правовой нигилизм; правосознание молодежи; правовое обучение; юридическое образование; клиническое обучение; этическая компетенция; деонтологическая подготовка; юридическая этика.
При характеристике правовой культуры молодежи решающее значение имеет уровень правового сознания, сложившийся в молодежной среде, а также обусловленное соответствующим типом правосознания юридически значимое поведение.
Правосознание молодежи определяет перспективы развития общества и государства, а также личности, уверенной в защищенности своих прав и свобод. Сформированные еще в молодости правовые ценности детерминируют содержание правового сознания индивида на последующих этапах его личностного развития, определяя характер и направленность правового поведения. Это весьма сложный феномен, который имеет различные аспекты юридического, социально-политического и морального содержания.
Правосознание рассматриваемой социально-демографической группы имеет специфические социальные и психологические черты, которые обусловлены возрастными особенностями, социально-экономическим и общественно-политическим положением, а также тем, что духовный мир молодых людей находится в состоянии становления и формирования. Дискуссионным является вопрос о возрастных рамках данной категории граждан [1, с. 61; 2; 3, с. 304]. Возраст моло-
дежи очерчивается в границах от 17 до 28-30 лет. Наряду с этим необходимо учитывать, что на практике возрастные границы оказываются более пластичными и подвержены изменению в соответствии с достижением определенного социального положения.
Социальное расслоение российского общества, рост нищеты и безработицы, противоречия ценностного характера, неверие в силу закона - все это делает правосознание молодых людей уязвимым и влияет на его становление, вызывая нежелательные искажения.
Деформированность правового сознания молодежи представляет собой результат ошибок, упущений и недостатков в правовом воспитании подрастающего поколения. Именно для молодежной среды характерны различные проявления правового нигилизма, который облекается в самые разные формы. Одна из опаснейших деформаций правового сознания, разрушительно влияющая на состояние правовой культуры современной российской молодежи, - правовой нигилизм. «Правовой нигилизм - негативное направление общественной мысли, выражающее отрицательное и равнодушное отношение к праву, закону, личности и государству, основанное на правовой невоспитанности» [4, с. 458].
Правовой нигилизм означает не только отрицание права как социальной ценности в обществе, но и неуважительное отношение к нему, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.
Особенности аксиологического содержания, а также уровень правосознания российской молодежи хорошо прослеживаются в результатах социологических исследований. Так, например, в 2009-2010 гг. учеными Новосибирска было проведено исследование с целью выявления ценностных ориентиров подростков. Всего было опрошено 2670 человек, из них 1650 учащихся городских и сельских школ, 420 - вечерних школ, 600 -профессиональных училищ. Гендерное соотношение выборки: 63 % опрошенных молодых людей составляют юноши. Средний возраст - 16 лет. В основу анкеты были положены вопросы, выявляющие отношение к общечеловеческим ценностям, которые складывались веками вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Одним из значимых показателей уровня развития правосознания подростков является отношение их к общественно-политической и правовой жизни общества, вовлеченность в эту жизнь. Опрошенные молодые люди проявили умеренный интерес к общественнополитическим событиям. Четверть из них интересуются ими, почти половина немного интересуются и около трети не интересуются совсем. В наибольшей мере интерес к общественно-политической жизни выражен у старшеклассников дневных школ (28 %). Наиболее безразличны к этой области социальной активности учащиеся вечерних школ (почти 36 %) и профессиональных училищ (почти 40 %) [5, с. 32].
Сообразно эклектическому состоянию правосознания нынешней российской молодежи, неоднозначным является и ее мнение о том, как следует относиться к закону. В основном ее представители (49 %) считают, что «законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представители власти». Придерживаются мнения, что «всегда и во всем необходимо соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне вписывается в сегодняшнюю реальность», - 24 %. Предпочитают следовать не нормам закона, а принципам «справедливости» - 17 % . Явно не желают соблюдать закон примерно 5 %
молодежи. Доля молодежи, имеющей установку на беспрекословное соблюдение закона, по федеральным округам России не превышает 35 % [6, с. 122].
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания населения, в первую очередь молодежи, призванной в будущем определять судьбу страны.
Выступая 22 января 2008 г. на 2-м Общероссийском гражданском форуме, Президент России Д.А. Медведев отметил: «Россия, без преувеличения, - это страна правового нигилизма... Таким уровнем пренебрежения к праву не может «похвастаться» ни одна европейская страна. И сегодня этот «дух» пренебрежения к праву присутствует везде» [7]. Вот почему цель государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан страны, ее основные направления и содержание определены в проекте «Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания гражданина период до 2020 г. и дальнейшую перспектив» и включают в себя «формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление явлений правового нигилизма; наличие у населения базовых знаний о характере, способах и пределах осуществления и защиты конституционных и субъективных гражданских прав, свобод и охраняемых законом интересов, культуры совершения юридически значимых действий; создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; преобладание в общественном сознании идеи доброй совести и добропорядочности» [8].
Важным средством формирования правосознания подрастающего поколения, преодоления массового «правового недуга» выступает правовое воспитание как комплексная система глубоко осмысленного, организационно сбалансированного целенаправленного воздействия на развитие личности, которое должно в широком социальном смысле находиться во всесторонней связи и взаимодействии с нравственным, политическим, эстетическим и всеми другими видами социального воспитания.
Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности,
демократического сознания молодых представляет собой процесс повышения культуры общества, человека, обретения им подлинной свободы, достоинства, справедливости. По сути, любое воспитание (правовое, трудовое, эстетическое и т. д.) должно содержать в себе и содержит нравственную компоненту.
Нравственное воспитание является стержневым направлением воспитательной работы. Оно способствует глубокому усвоению правовой нормы, правильному отношению к ней, позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки.
Взаимодействие нравственного и правового сознания свидетельствует о необходимости целостного нравственно-правового подхода к воспитанию личности. Отсюда очевидно, что предстоит длительный и сложный этап формирования новых устойчивых правовых взглядов и ценностей молодых людей, т. к. правосознание формируется в результате сложного сочетания объективных потребностей общественного развития и целенаправленной деятельности по правовому просвещению и воспитанию субъектов права.
В научной литературе существует большое разнообразие мнений относительно определения правового воспитания. Анализ уже имеющихся, конкурирующих друг с другом дефинитивных подходов к пониманию сущности понятия «правовое воспитание» позволяет заключить, что правовое воспитание - это составная часть процесса формирования правовой культуры, представляющая собой целенаправленную, организованную, управляемую и преднамеренную педагогическую деятельность по трансляции, поддержанию и возрождению правового опыта, формированию системы положительных взглядов, убеждений и ценностей, необходимых для соблюдения, исполнения и использования юридических норм, главной целью которого является формирование нравственного и правового сознания, навыков высоконравственного правового поведения.
Механизм реализации правового воспитания включает в себя в качестве составных элементов формы, методы и средства воспитательного воздействия.
Средства правового воспитания - это «каналы», по которым форма воспитания оказывает свое воздействие на объект воспитания. Сами по себе средства не обеспечивают ценностного наполнения процесса воспитания, а также не гарантируют усвоение ни правовых знаний, ни нравственных ценностей.
Под методами правового воспитания понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых субъект воспитания воздействует на объект, побуждая его совершенствовать свою правовую культуру. Ими являются, например, метод убеждения, метод поощрения, метод примера и т. п.
Одно из центральных мест в механизме правового воспитания занимают формы, т. е. конкретные способы организации воспитательного процесса (правовая пропаганда. правовое обучение, профессиональное юридическое образование, юридическая практика и т. д.).
Одной из важнейших его форм выступает правовое обучение. Недооценка его значимости привела к сокращению научных разработок в данной области, правового компонента в образовательных программах и, как следствие, к массовой правовой невоспитанности и юридической безграмотности. Именно посредством правового обучения происходит формирование необходимых правовых ориентиров у подрастающего поколения.
Особую роль в повышении правосознания играет юридическое образование. Юридическое образование - это специализированное средство правового обучения как одного из форм правового воспитания. Его важнейшей целью является формирование у юриста нравственных качеств, превращение ряда этических требований в незыблемые принципы поведения.
В настоящее время в условиях формирования гражданского общества и правового государства юридическое образование получает качественно новые основы для собственного развития. Доказана взаимосвязь данной отрасли образовательной деятельности с национальной безопасностью и другими важными вопросами жизни людей в рамках формирования правовой культуры общества.
Определяющим условием подготовки нового поколения юристов, необходимым для решения задач модернизации и развития
страны, является повышение качества высшего юридического образования как центра науки, культуры, инноваций, аккумулирующего достижения правовой культуры.
«Юрист должен: обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности» [9].
Содержание этической и других компетенций юриста-профессионала нашло отражение в официальных нормативно-правовых документах: Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. [10], Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 [11, 12], Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125 ФЗ [13], Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [14], в которых оформлены общие требования к образованию в целом и к юридическому образованию в частности, в т. ч. и с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций.
С данных позиций принято выделять следующие ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования. Однако в юридическом образовании в контексте предпринятого исследования следует обратить особое внимание на блок общекультурных ключевых компетенций.
В стандартах третьего поколения компетенциями охватываются не только знания, умения, навыки, но и оценка способностей, а
также мотивация студентов к профессиональному обучению. Среди требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриатов в качестве общекультурной компетенции (ОК) особое место занимает ОК-2 - этическая компетенция, предполагающая наличие определенных личностных и профессиональных ценностей. Выпускник должен «добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста»1.
Этическая компетентность юриста понимается как сложное индивидуально-психологическое образование, имеющее глубокое нравственное наполнение на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области морали и этики и определенного набора личностных качеств, обусловливающее готовность юриста-профес-сионала к нравственно адекватному поведению в различных условиях.
Этическая составляющая сознания и поведения современного юриста-правоприме-нителя - веление времени. Современное законодательство, в частности Гражданский кодекс, наводнено оценочными понятиями (добросовестность, добропорядочность, справедливость и др.), что требует от того, кто применяет закон, высоких нравственных качеств. Привитие их - задача образовательного процесса. И, как верно подмечено, пробелы в правовых знаниях можно впоследствии восполнить в результате самообразования, а вот отсутствие моральных качеств - вряд ли [15, с. 105].
Правильное формирование сознания будущего юриста, его взглядов с ориентацией на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации, по нашему мнению, в полной мере невозможно без усвоения им в период обучения содержания дисциплины «Юридическая этика».
К сожалению, предмет «Юридическая этика» не входил в обязательный минимум
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4.05.2010 г. № 464).
содержания основной образовательной программы подготовки юриста-специалиста, установленной ГОС ВПО по специальности 02.11.00 - «Юриспруденция», и был лишь факультативной дисциплиной. В данной ситуации в определенной мере утешительным было то обстоятельство, что в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 02.01.00 - «Правоведение» (введен в действие с сентября 2001 г.) обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы в цикле общепрофессиональных дисциплин (ОПД) включает предмет «Этика и психология профессиональной деятельности» [16].
В образовательной программе государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по специальности «Секретарь суда» в блоке ОПД также значится дисциплина «Этическая культура. Правовая культура» [17].
В недавно принятом стандарте 3-го поколения дисциплина «Профессиональная этика» находится в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. В высшей школе необходимо в общеобязательном порядке изучать юридическую этику, поскольку усвоение нравственных аспектов и проблем профессии приобретает первостепенное значение, особенно в современных условиях гуманизации общественной и государственной жизни.
В процессе преподавания данной дисциплины студенты должны получить знания об основных закономерностях взаимодействия правового и морального регулирования, о сущности права и его значении в нравственном развитии общества, о морали как ценностном критерии права, о нравственных началах юридической деятельности, закрепленных законодательством; уметь характеризовать и анализировать существующие правовые механизмы с позиций высших моральных ценностей; иметь навыки критического анализа принимаемых законов и иных нормативных актов, проверки их уровня нравственного содержания, а также навыки применения моральных норм в юридической практике [18, с. 5].
Ядром юридического образования с точки зрения методологии, по мнению доктора педагогических наук К.М. Левитана, должна
стать деонтологическая подготовка, в процессе которой происходит индивидуальное усвоение студентами профессиональных знаний, ценностей, норм, принципов и требований действующего права, формируется внутренняя убежденность в их необходимости и справедливости, а также готовность последовательно реализовывать их в повседневной юридической деятельности. Деонто-логический компонент юридического образования значительно усиливает воспитательную направленность учебного процесса, предполагает широкое вовлечение в педагогическое взаимодействие эмоций, социальных чувств, ценностных представлений, интуиции, творческих способностей участников [19, с. 38].
Важным фактором повышения качества юридического образования в России, равно как и решения задач правового воспитания, выступает создание юридических клиник, первоочередной задачей которых является подготовка студентов к профессиональной юридической деятельности; развитие профессиональных навыков, формирование понимания юридической профессии. При оказании правовой помощи осуществляется правовое воспитание всех субъектов, участвующих в данном процессе.
Современное юридическое образование получает изрядную подпитку в результате внедрения т. н. проблемного метода обучения, направленного на развитие навыков выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами, умений видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий, способностей использовать механизмы и средства правового разрешения конфликтных проблем путем создания педагогом в процессе обучения ситуаций, максимально приближенных к реальной практической деятельности юридико-фактического характера без вмешательства, предложений и каких-либо подсказок вариантов их разрешения.
Помещение обучающихся в такие ситуации не только оттачивает остроту их правового мышления, но и способствует развитию готовности к конструктивному взаимодействию в разрешении конфликтов, к достижению консенсусных договоренностей и решений. Такая практика значительно способст-
вует формированию практически-преобра-зующего, деятельностного и мотивационноценностного компонентов в правовой компетентности обучающихся. Хорошим дополнением к этой методике можно считать введение форм самоконтроля, позволяющего обучающимся самостоятельно определять уровень своей юридической подготовки и давать ему оценку [20, с. 200].
В заключение можно сделать ряд выводов.
1. В целях формирования должного правосознания молодежи необходимо повысить качество юридического образования, т. к. трансляция и распространение ценностей правовой культуры происходит по нескольким каналам, в числе которых важнейшее место занимает юридическое образование.
2. Необходимо применять в обучении деонтологическую подготовку, в процессе которой происходит индивидуальное усвоение студентами профессиональных знаний, ценностей, норм, принципов и требований действующего права, формируется внутренняя убежденность в их необходимости и справедливости, а также готовность последовательно реализовывать их в повседневной юридической деятельности.
3. Практика показывает, что особое место в учебных планах должна занимать профессиональная этика. В ходе получения юридического образования необходимо не только вырабатывать, но и реализовывать на практике этическую компетенцию.
4. В учебном процессе необходимо определять фактические результаты эффективности воспитательного воздействия права на формирование правосознания и поведения молодежи с планируемым, путем конкретного способа оценки.
Первый способ заключается в оценке результативности лекций путем анализа материалов лекций, используемых средств лекторской техники и форм изложения. Второй - это оценка эффективности воздействия посредством опроса обучающихся и анализа данных, свидетельствующих об уровне право -вых знаний, отношении к праву, готовности к участию в правоприменительной практике [21].
5. Необходимо развивать клиническое юридическое образование, которое выступает оптимальным средством, с одной стороны,
достижения теоретических, аналитических, практических и этических задач обучения студентов, содействия в подготовке юристов, ориентированных на гуманистические ценности демократического общества, а с другой стороны, оказания необходимой правовой помощи неимущим гражданам и их правового воспитания. Работа в клинике оказания правовой помощи населению должна входить в педагогический план юридического факультета и рассчитываться преподава-телям-кураторам в учебную нагрузку [22, с. 486].
Важно отметить, что процесс обновления юридического образования в стране, внедрения в него передовых методик и технологий должен быть связан с сохранением проверенных временем его устоев. «Смысл юридического образования должен заключаться не столько в «копилке» разнообразных знаний, сколько в приобретении навыков критического мышления, обобщения фактов правовой жизни и одновременно конкретно-практических решений соответствующих юридически значимых дел, в их строгой логичности и доказательности. Именно такой подход обеспечит высокий уровень правового сознания молодых юридических кадров» [23, с. 13].
И последнее. Рассуждая о проблеме повышения правосознания молодежи, необходимо иметь в виду следующее немаловажное обстоятельство. Если трансформация процесса юридического образования и системы законодательства может осуществляться в сравнительно короткие сроки, то правосознание, которое складывалось десятилетиями, а порой и столетиями, не может подвергаться быстрым переменам.
1. Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // Правовая культура. 2006. № 1.
2. Смолова Т.Ю. Правосознание несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2006.
3. Киреева Т.А. Молодежная среда в современной России: к актуализации проблемы // Право и политика. 2010. № 2.
4. Большая юридическая энциклопедия / отв. ред. Н. Дубинюк. М., 2006.
5. Савина Н.Н. Социально-психологический портрет современных подростков // Воспитание школьников. 2010. № 8.
6. Красильникова Ю. Анализ современного состояния правосознания российского общества // Власть. 2010. № 7.
7. Выступление Президента на 2-м Общероссийском гражданском форуме // Российская газета. 2008. 24 янв.
8. Основы государственной политики в сфере
развития правовой грамотности и правосознания гражданина на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу: Проект. иКЬ:
http://www.zakonia.ru/others/407?menu=1980 (дата обращения: 20.02.2011).
9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 02.11.00 «Юриспруденция». иКЬ: http://db.informika.ru/spe/os_zip/021100. Ыш1 (дата обращения: 13.02.2011).
10. Национальная доктрина образования в РФ до
2025 года. иКЬ: //http://www.dvgu.ru/umu ZakRF/doktrin1.htm (дата обращения:
13.02.2011).
11. Об образовании: закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266 1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.
12. СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6069-6070.
13. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125 ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135; 2007. № 49. Ст. 6069--6070.
14. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: Указ Президента РФ № 599 // Российская газета. 2009. 29 мая.
15. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004.
16. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму со-
держания и уровню подготовки выпускников по специальности 02.01.00. «Правоведение» (Базовый уровень среднего профессионального образования). URL: http:IIwww.businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumID_50340.html (дата обращения: 19.Q2.2011).
17. Стандарт Российской Федерации по образо-
ванию. Начальное профессиональное образование. 030900.01 Профессия: секретарь суда. URL: http:IIwindow.edu.ruIwindow_catalogI
pdf2txt?p_id=25563&p_page=1 (дата обращения: 20.02. 2011).
18. Юридическая этика. Новосибирск, 2010.
19. Левитан. К.М. Деонтологическая подготовка юристов II Юридическое образование и наука. 2002. № і.
20. Корсаков К. В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания II Российский юридический журнал. 2010. № 3.
21. Лукьяненко М. В. Критерии и методы эффективности воспитательного воздействия права
II Науч. тр. «Эдшет». 2004. № 2 (16). С. 29-32.
22. Барзилова Ю. В. Принцип единства прав и обязанностей в контексте взаимной ответственности II Публичная власть: проблемы реализации и ответственности I под ред. Н.И. Ма-тузова, О.И. Цыбулевской. Саратов, 2011.
23. Бондаренко Е.И. К вопросу о применении современных методик преподавания юриспруденции для формирования правового сознания молодежи II Роль молодежи в становлении социального и правового государства: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (20 апреля 2010 г., г. Саратов). Саратов, 2010.
Поступила в редакцию 21.04.2011 г.
UDC 340.114.5
LEGAL EDUCATION AS INCREASE FACTOR OF YOUTH LEGAL CULTURE
Yekaterina Vyacheslavovna KONDRATYEVA, Tambov Branch of Volga Academy of State Service named after P.A. Stolypin, Tambov, Russian Federation, Lecturer of Law Disciplines Department, Competitor, e-mail: [email protected] The article considers the issues for discussion and the mechanism of increase of youth legal culture through legal education. The author gives the definition of legal education, ethical competence, clinical training. Special attention is paid to the new state educational standard of higher professional education on a speciality “Jurisprudence”, its competence.
Key words: legal education; legal culture; legal nihilism; the sense of justice of youth; law education; legal education; clinical training; ethical competence; deontological preparation; legal ethics.