отражать психологический аспект полученных образовательных знаний и умений. Потенциально проектирование психологической валидности создаваемого дидактического теста позволяет параллельно придавать ему ряд существенных функций психодиагностического теста, давая диагностам ценную информацию (особенно - в аспекте оценивания развивающего эффекта проведенного ранее обучения и потенциальной обучаемости обследуемого).
Анализ сочетания охарактеризованных выше аспектов содержательной валидности дидактического теста позволяет адекватно оценить его реальную «очевидную валидность» как совокупную характеристику и его диагностической ценности, и его профессионализма составления.
Разработанные в современной дидактической тестологии средства совершенствования содержательной валидизации дидактических тестов позволяют уже в настоящее время существенно усовершенствовать процесс создания новых поколений профессиональных стандартизируемых российских тестов и корректировку уже имеющихся тестовых материалов, доведение их до уровня современных эффективных измерительных инструментов.
Литература
1. Фельдштейн Д.И. О состоянии экспертизы диссертационных исследований по педагогике. // Бюл. ВАК. 2003. № 1. С. 7-10.
2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
3. Галагузова М.А., Штинова Г.Н. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования // Педагогика. 1997. № 6. С. 15-20.
4. Суд над системой образования: стратегия на будущее. М.,1991.
5. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. I. М., 1982.
Таганрогский государственный педагогический институт 10 августа 2005 г.
© 2005 г. А.И. Тетуев
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ, СОГЛАСИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
(на материалах Кабардино-Балкарии)
На современном этапе развития нашего общества, когда обеспечение единства и целостности России стало одной из приоритетных задач, неизмеримо возрастает роль системы образования. Именно она остается единственным действующим механизмом устойчивой национальной консолидации, важнейшим фактором формирования гражданского общества.
В течение 1995-2005 гг. проведен ряд мер по реформированию системы образования Российской Федерации. В соответствии с ним разработан и комплексный план мероприятий по обеспечению условий для реализации в Кабардино-Балкарской республике (далее - КБР) приоритетных направлений модернизации российского образования.
Система образования КБР характеризуется территориальной компактностью, наличием образовательных учреждений всех типов и видов, высоким
уровнем управления образованием республиканскими и муниципальными органами, образующими единую вертикаль. Разработанная программа развития образования КБР призвана обеспечить создание непрерывного образовательного комплекса. Ее основополагающая цель - переход к многоуровневому и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека. При этом многообразие и непрерывность выступают не только как перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества образования.
Республиканская концепция непрерывного образования, включающая в себя ряд основных звеньев, связанных с обучением и воспитанием детей, начиная с рождения и до получения профессионального и послевузовского образования, функционирует 8 лет с 1997 г. [1]. Уже накоплен определенный опыт, изучение и обобщение которого имеет большое научно-практическое значение.
В республиканской программе развития образования КБР на 20022006 гг. предусматривалось создание условий для повышения уровня образования в республике и доведения его до высших российских и европейских показателей. Объективно республика располагала необходимой материальной базой и педагогическими кадрами для достижения этой цели. Финансирование отрасли образования осуществлялось приоритетно. В консолидированном бюджете республики доля данной отрасли постоянно увеличивалась: в 2001 г. составляла - 22,4 %, в 2002 г. - 27,07, в 2003 г. -28,4, в 2004 г. - 30,6, в 2005 г. - 31,1 %% [2], что обеспечило реализацию основных направлений модернизации системы образования республики.
Начальный этап образовательной системы предполагал подготовку детей к школе с раннего возраста. Основой для этого стала проводимая линия на воспитание ребенка до трех лет в семье. В республике законодательно приняты меры по защите детства и материнства, которые позволили без ощутимых дополнительных затрат обеспечить трехлетний отпуск по уходу за ребенком, оплачиваемый в размере трехкратной минимальной оплаты труда ежемесячно [3]. Кроме того, открыты именные вклады на каждого новорожденного в размере десяти минимальных окладов. Указанные меры позволили:
- перейти на прием в дошкольные учреждения детей исключительно с 3-х лет, вскормленных материнским молоком, физически и психологически полноценных;
- обеспечить всех желающих местами в детских учреждениях;
- создать интегрированные комплексы «Начальная школа - детский сад», общеобразовательные средние школы с правом реализации программ дошкольного образования. В результате реализации комплекса мер по интеграции дошкольного и школьного образования были созданы благоприятные условия для эффективного использования материально-технической базы, кадрового потенциала и обеспечения непрерывного процесса обучения.
Важным этапом в создании системы непрерывного образования стала модернизация общеобразовательной школы. Она, как и по всей стране, развивается в многообразии видов и типов образовательных учреждений. В республике созданы и функционируют: лицей, гимназии, профильные школы и классы, очно-заочные многопрофильные школы, учреждения дополнительного образования. Такое многообразие создает условия для получения образования в соответствии с интересами, способностями и состоянием здоровья детей.
Министерством образования и науки КБР ведется целенаправленная работа по созданию в республике целостной системы общего среднего образования с преемственностью всех образовательных программ. При этом из всех предметных образовательных линий осуществляется выбор наиболее эффективных, обеспечивающих сохранение высокого качества образования и учитывающих новые требования, продиктованные запросами времени, личности, общества и государства. Иными словами, создается республиканская концепция развития каждой образовательной структуры, преподавания учебной дисциплины.
В целях создания системы объективной, независимой оценки качества образования, обеспечения равного доступа всех слоев населения к обучению в вузах учреждения образования КБР с 2003 г. участвуют в общероссийском эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Его итоги в КБР соответствуют среднероссийским показателям, что позволяет сделать серьезные выводы о состоянии системы образования республики и ее ключевых проблемах [4]. Эксперимент по ЕГЭ, с одной стороны, сблизил интересы школы и вуза, а с другой - наиболее выпукло высветил проблемы всех заинтересованных сторон: школа-вуз-работодатель. Результаты ЕГЭ широко используется Республиканским центром контроля качества образования, а также при аттестации, прогнозировании и принятии управленческих решений.
Ключевым направлением стратегии, с учетом ситуации на рынке труда в КБР, является приоритетное развитие начального профессионального образования. Принципиальное значение для ее реализации имеет закон КБР от 8.04.2003 г. «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Кабардино-Балкарской Республике», в котором определены условия финансирования учреждений начального профессионального образования из различных источников, в том числе из бюджета работодателей [5]. Проводится также целенаправленная работа по обновлению содержания начального профессионального образования, расширению перечней специальностей, по которым ведется подготовка кадров. Идет активный поиск путей решения организационных вопросов, призванных обеспечить содержательное единство и преемственную взаимосвязь данного типа образовательных учреждений с другими, создаются условия для дальнейшего развития профессионального образования.
В современных условиях многие рабочие профессии требуют высшего и среднего специального образования - наладчики автоматизированного производства, операторы ЭВМ, технологи производства и другие. Поэтому имеющиеся в республике образовательные учреждения начального профессионального образования должны стать составными звеньями профессионального образования и тесно взаимодействовать в системе непрерывного процесса, обеспечивающего подготовку не просто рабочих и специалистов, а профессионалов.
Неотделимой частью непрерывной системы образования республики является среднее и высшее профессиональное образование. В соответствии с постановлением Правительством РФ от 10.09.1997 г. № 1153 «О совершенствовании системы профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики» создана многоуровневая система профессионального образования [6]. В качестве структурных подразделений к трем вузам (Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ), Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия (КБГСА), Северо-Кавказский государственный институт искусств) присоединены в соответствии с профилем все колледжи, а также техникум и институт повышения квалификации учителей. В результате интеграции различных образовательных учреждений на базе КБГУ образован комплекс, который обеспечивает многоступенчатость, непрерывность и преемственность образовательного и воспитательного процессов, способствует эффективному использованию материально-технических и кадровых ресурсов, а в конечном итоге повышению качества подготовки специалистов. Интеграция предоставляет всем выпускникам образовательных учреждений равные условия для поступления в вуз, а также обеспечивает экономию средств на высшее образование. Так, в 2003-2004 гг. 660 выпускников колледжей КБГУ поступили в университет для обучения по сокращенной на 1 год программе [7].
В рамках реализации концепции модернизации российского образования КБГУ определен Министерством образования и науки РФ федеральной экспериментальной площадкой по направлению «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, образовательных программ различного уровня». Опыт работы КБГУ по интеграции среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования обобщен на Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция - эффективный путь формирования университетских комплексов», которая прошла в г. Нальчике в мае 2002 г. [8].
Во всех вузах, функционирующих на территории Кабардино-Балкарии, внедрены государственные образовательные стандарты, разрабатывается программа многоуровневой интегрированной системы среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования республики. КБГУ с 1996 г. перешел к реализации разнообразных по назна-
чению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ по специальностям и направлениям, обеспечивающим подготовку бакалавров, специалистов и магистров. Все это позволит университету в недалеком будущем войти в мировое образовательное пространство и сертифицировать дипломы ряда специальностей по международным стандартам.
Совершенствование структуры высшего и среднего профессионального образования предполагает качественно новый уровень подготовки и переподготовки кадров. В КБГУ и КБГСА функционируют институты повышения квалификации.
Особое внимание в КБР уделяется укреплению материально- технической базы образовательных учреждений. Только за 1999-2004 гг. введено в эксплуатацию образовательных учреждений на 10,3 тысяч школьных и 300 дошкольных мест [9]. В настоящее время ведется строительство 30 объектов образования. Все это должно обеспечить условия для перехода всех школ республики в 2007 г. на односменный режим работы.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной образовательной среды» и республиканского проекта компьютеризации образовательных учреждений в 2002 г. в республике завершена компьютеризация общеобразовательных учреждений (на один компьютер в среднем по республике приходится 56 учащихся). Все школы имеют компьютерные классы, объединенные в локальную сеть. В 2005 г. все общеобразовательные школы получили доступ к сети Интернет. Созданы и функционируют республиканский Центр Интернет образования, Кабардино-Балкарский центр дистанционного обучения и районные ресурсные центры, где повысили свою квалификацию по информационным технологиям обучения более 1000 педагогических работников [9].
В республике сложилась и успешно действует система государственной поддержки талантливой молодежи - школьников, студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов. За последние годы в Кабардино-Балкарии накоплен положительный опыт по выявлению и развитию способностей одаренных детей. На начало 2005 г. функционировал лицей для одаренных детей в КБГУ, 62 учреждения дополнительного образования, в которых занимаются в соответствии со своими интересами более 60 тыс. учащихся. В Кабардино-Балкарии реализуются 7 республиканских целевых программ, в том числе: «Развитие образования», «Дети XXI века», «Развитие воспитания», «Патриотическое воспитание», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма», «Развитие языков народов КБР», «Молодежь КБР». Только в 20042005 гг. 118 учащихся республики стали призерами международных и российских олимпиад, конкурсов и соревнований [10].
Поддержка молодежи осуществляется также через систему именных стипендий, установленных правительством республики. В 2004-2005 учеб-
ном году в республике различные именные стипендии получали более 110 студентов. Особое внимание уделяется вопросам их социальной поддержки. В республике реализуется целевая республиканская программа «Молодежь КБР на 2002-2006 гг.». Всего на социальную поддержку студентов и молодежи в течение 2002-2004 гг. из бюджета республики выделено 9,8 млн р. Только в 2004 г. 99 молодых семей получили государственные субсидии для приобретения жилья [9].
В целях оказания поддержки выпускникам общеобразовательных учреждений и повышения общего уровня образования молодежи всех слоев, все абитуриенты, выдержавшие вступительные испытания в профессиональные учебные заведения, но не прошедшие по конкурсу, зачисляются ежегодно в вузы и колледжи за счет бюджета республики. В 2003-2004 гг. было зачислено таким образом более 1200 студентов [9]. Такая практика создает условия для того, чтобы каждый выпускник школы мог продолжить свое образование в профессиональном учебном заведении того или иного уровня в соответствии со своими интересами и возможностями.
В условиях формирования культуры плюралистического общества становится очевидным, что наиболее важной и сложной задачей является воспитание учащейся молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, воспитания толерантности. Большое значение придается в этом плане преподаванию наряду с гуманитарными предметами и дисциплин национально-регионального компонента. Национально-региональной спецификой КБР является то, что государственных языков на всей ее территории несколько: русский, кабардинский и балкарский. В республике созданы благоприятные условия для всестороннего развития как государственных, так и языков национальных меньшинств. Основа языковой политики -это стратегия упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором создаются равные условия для изучения всех государственных языков. В соответствии с программой развития языков народов КБР, с 1996 г. введено изучение государственных языков - русского, кабардинского и балкарского - в образовательных учреждениях общего и профессионального образования. Учащимся школ предоставлена возможность выбора языка обучения. Так, в республике 9763 (7,9 %) учащихся обучаются по учебным планам и программам для национальных школ. В некоторых школах и учреждениях дополнительного образования изучается иврит, турко-месхетинский, греческий, осетинский и другие языки национальных меньшинств [9].
С 1999 г. в КБР функционирует федеральная экспериментальная площадка для осуществления проекта «Создание непрерывного образовательного комплекса» [11]. Создана и апробируется модель национального регионального непрерывного дошкольного и начального школьного образования, которая призвана максимально гуманизировать потребности подрастающего поколения через изучение культуры своего народа, народов России в контексте мировой цивилизации. Такой подход полностью
соответствует закону РФ «Об образовании», где отмечено, что государственная политика в области образования основывается на единстве федерального, культурного и образовательного пространства, что в значительной мере повышает роль диалога культур народов в воспитании толерантности, восприимчивости к иным ценностям, понимания и согласия между личностями, народами, культурами. На смену прежней системе ценностей приходит культура мира, направленная на взаимодействие, согласие, сотрудничество, учет взаимных и всеобщих интересов, на активное участие в общем деле сохранения мира и жизни на Земле.
Большое значение приобретает в сегодняшних условиях преподавание региональной истории. Несомненно, изучение истории культуры своего народа, народов России в контексте мировой цивилизации способствует формированию национального самосознания молодежи. Опыт работы образовательных учреждений Кабардино-Балкарии показывает, что распространение объективных научных знаний по истории, культуре, традициям своего и других народов способствует формированию установок толерантного сознания.
Заслуживает внимания опыт работы учителей истории, которые используют следующие основные направления гуманизации образования. Во-первых, обогащение учебного материала духовными ценностями общечеловеческого характера. Так, при изучении темы «Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами» учитель подводит к выводу: многовековая история свидетельствует о том, что народы Северного Кавказа относились друг к другу с большим уважением имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и культурными ценностями. Широкое распространение имели институты аталычества, куначества, побратимства, способствовавшие развитию дружбы и братства горских народов. Важно обратить внимание на этно-культурную близость народов, обусловленную общей исторической судьбой, местом проживания, приверженностью идее мира и согласия, уважением к достоинству и свободе человека. В таком контексте историко-культурный опыт народов Северного Кавказа приобретает большую социальную значимость в утверждении общечеловеческих гуманистических ценностей. Они несут огромный заряд духовности и нравственности. Сегодня при интенсивном процессе возрождения национального самосознания народов региона крайне важно воспитывать подрастающее поколение на бесценном гуманистическом традиционном наследии горских народов.
С другой стороны, показ альтернативности, многовариантности путей исторического развития также служит воспитанию толерантности, расширяет кругозор, учит самостоятельно мыслить. Рассмотрение вопросов истории, носящих открытый дискуссионный характер, изложение альтернативных точек зрения позволяет извлечь уроки для настоящего и будущего. В этом плане заслуживает внимания опыт преподавания тем: «Октябрьская революция» и «Гражданская война». Существует множество суждений о причинах Гражданской войны, о красном и белом терроре. Важно оценить ее с
общечеловеческой точки зрения: Гражданская война в России явилась великой исторической драмой народа, где победа одних классов и социальных групп была поражением и трагедией других. Виновником случившегося стали и левые и правые партии, отказ от компромиссов противоборствующих сторон.
Воспитанию учеников в духе толерантности способствуют и проводимые Департаментом образования и науки Нальчика различные конкурсы и фестивали. Практикуется проведение конкурса рисунков «Толерантность и моя семья». На протяжении последних пяти лет в г. Нальчике функционируют клубы интеллектуалов, веселых и находчивых. Следует отметить плодотворную работу школьников. С 2004 г. активно работает международный дискуссионный клуб «Мнение», где старшеклассники обсуждают различные проблемы современной политической жизни.
Наконец, в значительной мере возрастает роль инновационных образовательных технологий, ориентированных на включение ученика в активную деятельность, способствующих общему развитию личности. Оснащение всех общеобразовательных школ компьютерной техникой создали условия для использования новых информационных технологий в процессе изучения региональной истории и контроля знаний учащихся. Практикуется проведение кино-, теле -, видеоуроков.
Вместе с тем, с нашей точки зрения, национальная российская история должна преподаваться как многонациональная и включать историю различных народов, проживающих на территории РФ. Поэтому необходимо соблюдать разумное равновесие между материалом местной, региональной и национальной (российской) истории, хотя такое равновесие и невозможно определить математическим путем в процентах или количестве учебных часов, выделяемых на каждую из упомянутых дисциплин. Более того, учитывая размер территории, этническое, географическое, социально-экономическое своеобразие РФ невозможно создать единую модель, которая подходила бы для всех регионов: нужно проявлять гибкость в подходе на региональном и местном уровнях, возможно даже на уровне отдельной школы. Определение того, что же является «разумным равновесием», а также концептуальные и практические выводы из этого должны стать предметом совместного анализа учителей истории, исследователей, специалистов в области педагогики, региональных властей, Российской академии педагогических наук и Министерства образования и науки РФ. В связи с этим, считаем целесообразным Министерству образовании и науки РФ:
- разработать стандарты и программы гуманитарных дисциплин федерального и регионального компонентов, обеспечивающих оптимальное соотношение местного регионального и национального (российского) материала;
- создать при Институте национальных проблем образования общественный совет по учебной литературе гуманитарного цикла (как федерального, так и национально-регионального компонента) с целью анализа их
соответствия задачам консолидации российского общества, воспитания гражданина и патриота России.
Эффективной формой, способствующей воспитанию чувства толерантности у учащейся молодежи, является проведение творческих мероприятий, научных конференций. Кабардино-Балкария с середины 90-х г. стала местом проведения региональных фестивалей «Студенческая весна», «Танцы над Эльбрусом», «Кавказ - наш общий дом», «Мир - Кавказу», региональных научно-практических конференций «Мир на Северном Кавказе через диалог культур» [12]. Такие мероприятия помогают ближе узнать, понять друг друга, преодолеть чувства «инаковости», разделяющей молодежь по национально-региональным признакам.
Заслуживает внимания и распространения опыт работы Кабардино-Балкарского фонда культуры по сохранению и возрождению традиций народов, проживающих в республике. Здесь функционируют 16 культурно-национальных центров и объединений. Проводимые ими мероприятия способствуют сохранению и возрождению духовных традиций народов, играют важную роль в укреплении взаимопонимания между народами. На примере Кабардино-Балкарии можно наглядно увидеть, как посредством взаимообмена культур можно влиять на гуманизацию национальных отношений, интеграцию этнокультур.
На современном этапе развития общества произошла переоценка роли религии в культуре и истории, в духовно-нравственном развитии человека. Религиозные объединения, служители культа вносят определенный вклад в духовное и нравственное воспитание молодежи. Однако функционирование нетрадиционных религиозных течений негативно влияет на формирование мировоззрения молодежи. К сожалению, в некоторых регионах ЮФО, прикрываясь религией, отдельные граждане ведут противоправную деятельность. Чтобы противостоять этим устремлениям в Кабардино-Балкарии реализуется комплекс мер по профилактике экстремизма. Для преодоления этих негативных процессов нам представляется необходимым поощрять изучение молодежью основ традиционных религий, исповедуемых в регионах. Несомненно, если мы сумеем донести до подрастающего поколения основы традиционного ислама, то оно меньше будет подвержено влиянию радикального течения ваххабизма.
В последние годы, как нам известно, во многих регионах РФ широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов по православной и исламской культуре. Безусловно, приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям основных религий является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ментальными установками своего народа. Это обеспечивается как российским законодательством, так и признанными РФ нормами и положениями международного гуманитарного права.
Вместе с тем в условиях многонационального, многоконфессионального российского государства (многонациональных по составу учащихся
школ) преподавание основ отдельных традиционных религий приводит к разделению учащихся по религиозным конфессиям и негативно влияет на гармонизацию межнациональных отношений. Поэтому в образовательных учреждениях республики предусматривается изучение на факультативной основе истории и культуры основных традиционных религий Кабардино-Балкарии, что, несомненно, будет способствовать уважительному отношению к традициям и культуре других народов и воспитанию молодежи в духе толерантности.
Таким образом, исследуемый материал позволяет наглядно представить потенциальные возможности системы образования в национальной консолидации российского общества. Разумное использование его может сыграть значительную роль в укреплении стабильности, согласия и толерантности в современном обществе.
Литература
1. Текущий архив Министерства образования и науки КБР. Материалы науч.-практ. конф. «Концепция непрерывного образования в КБР» (от 11.12.1998 г.). Нальчик.
2. О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 гг., Сб. законов и постановлений, принятых парламентом Кабардино-Балкарской Республики (2001-2004 гг.). Нальчик, 2004.
3. Сб. законов и постановлений, принятых Парламентом Кабардино-Балкарской Республики (1995-1997 гг.). Нальчик, 1998.
4. Текущий архив Министерства образования и науки КБР. Справка об итогах единого государственного экзамена в КБР от 20.07.2004 г.
5. Сб. законов и постановлений, принятых Парламентом Кабардино-Балкарской Республики (2003 г.). Нальчик, 2004. С. 29-32.
6. Кабардино-Балкарская правда. 1997. 12 сент.
7. Текущий архив Министерства образования и науки КБР. Справка об итогах приема в профессиональные учебные заведения от 15.10.2004 г.
8. Текущий архив Кабардино-Балкарского государственного университета. Рекомендации науч.-практ. конф. «Интеграция эффективный путь формирования университетских комплексов» (от 23.05.2002 г.).
9. Текущий архив Министерства образования и науки КБР. Отчет о работе Министерства образования и науки КБР за 2004 г.
10. Текущий архив Министерства образования и науки КБР. Отчет о работе Министерства образования и науки КБР за 1-е полугодие 2005 г.
11. Федеральные экспериментальные площадки. СПб., 2005. С. 15.
12. Культура мира и Северный Кавказ: Материалы науч.-практ. конф. «Мир на Северном Кавказе через диалог культур». Нальчик, 2000.
Институт гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской республики
и Кабардино-Балкарского научного центра РАН 10 августа 2005 г.