Научная статья на тему 'Развитие регионального компонента в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии'

Развитие регионального компонента в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / REGIONAL COMPONENT / ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КБР / SCHOOL HISTORY EDUCATION IN THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC / ИСТОРИЯ КРАЯ / HISTORY OF REGION / ИСТОРИЯ КАБАРДИНЦЕВ / ИСТОРИЯ БАЛКАРЦЕВ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / ЭТНОГЕНЕЗ / ETHNOGENY / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / HISTORICAL KNOWLEDGE / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ КБР / КУЛЬТУРА НАРОДОВ КБР / CULTURE OF THE PEOPLES OF THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC / THE KABARDIANS' HISTORY / THE BALKARS' HISTORY / HISTORICAL REGIONAL STUDIES / HISTORY OF THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карданова Мая Мухамедовна

Статья рассматривает вопросы развития школьного исторического краеведения в Кабардино-Балкарской Республике. Дается характеристика основных исследований по истории кабардинского и балкарского народов с XVII века до современности. Раскрываются некоторые подходы к решению проблем становления системы школьного краеведения в республике исполнительными органами, властями, учеными, методистами, педагогами. Приводимые научные труды и материалы, свидетельствующие о системном интересе к истории края во все времена, могут быть использованы исследователями в источниковедческом, историографическом и конкретно историческом направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGIONAL COMPONENT IN SCHOOL HISTORY EDUCATION OF KABARDINO-BALKARIA

The article deals with the issues of the development of school historical regional studies in the Kabardino-Balkar Republic. The characteristic of the basic researches on the history of the Kabardian and Balkar peoples from the XVII century up to the present is given. Some approaches to the solution of the problems of the formation of the system of school regional studies in the republic by the executive bodies, authorities, scientists, methodologists, and teachers are revealed. The cited scientific works and materials showing systemic interest in the history of the region at all times can be used by researchers in source study, historiographical and specifically historical directions.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального компонента в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии»

Карданова Мая Мухамедовна

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

КАБАРДИНО-БАЛ КАРИ И

Статья рассматривает вопросы развития школьного исторического краеведения в Кабардино-Балкарской Республике. Дается характеристика основных исследований по истории кабардинского и балкарского народов с XVII века до современности. Раскрываются некоторые подходы к решению проблем становления системы школьного краеведения в республике исполнительными органами, властями, учеными, методистами, педагогами. Приводимые научные труды и материалы, свидетельствующие о системном интересе к истории края во все времена, могут быть использованы исследователями в источниковедческом, историографическом и конкретно историческом направлениях. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-1/23.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 86-89. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 373.1

Исторические науки и археология

Статья рассматривает вопросы развития школьного исторического краеведения в Кабардино-Балкарской Республике. Дается характеристика основных исследований по истории кабардинского и балкарского народов с XVII века до современности. Раскрываются некоторые подходы к решению проблем становления системы школьного краеведения в республике исполнительными органами, властями, учеными, методистами, педагогами. Приводимые научные труды и материалы, свидетельствующие о системном интересе к истории края во все времена, могут быть использованы исследователями в источниковедческом, историографическом и конкретно историческом направлениях.

Ключевые слова и фразы: региональный компонент; школьное историческое образование КБР; история края; история кабардинцев; история балкарцев; культура; традиции; национальная культура; этногенез; исторические знания; историческое краеведение; история КБР; культура народов КБР.

Карданова Мая Мухамедовна, к. пед. н., доцент

Кабардино-Балкарский государственный университет имени X. М. Бербекова atk-78@mail.ru

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

Знание истории родного края - один из важнейших источников приобщения школьников к традициям кабардинского и балкарского народов, формирования гражданственности и духовно-нравственной культуры молодежи, которая должна воспитываться на приоритетах общечеловеческих ценностей в условиях усиления интеграционных процессов, происходящих в современном мире. По справедливому замечанию профессора Г. П. Пирожкова, «краеведческий подход становится своеобразным способом отбора познавательного и воспитательного материала по истории и современной жизни родного края. Он формирует особую систему знаний, содержащих пространный комплекс содержательных, операционных и ценностно-мотивационных компонентов» [36, с. 138]. Исследователь считает, что «объекты краеведения, являясь частью природы, истории, культуры, возбуждают желание изучать их» [35, с. 134].

Проблема изучения истории Кабарды и Балкарии издавна привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. В XVII-XVIII вв. широкое освещение истории народов Кавказа, в особенности, истории адыгов, нашли в работах таких ученых, просветителей, как П. С. Потемкин, К. Главани, П. С. Паллас. В конце Х^П-ХК вв. были опубликованы книги С. Д. Бурнашева [11], С. М. Броневского [10], Ш. Б. Ног-мова [34] и др. Познакомиться с произведениями иностранных авторов, посвященными истории черкесов, становится возможным благодаря переводам ученых КБГУ. К ним относится двухтомное издание «Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 годов» К. А. Мальбахова [12].

Первым исследователем, отразившим жизнь, быт, культуру балкарцев в своих исторических произведениях был М. К. Абаев. Очерк «Балкария», опубликованный в журнале «Мусульманин» в 1911 г. в Париже [1], вызвал положительный резонанс в обществе. Работа переиздавалась в 1992 г. [2], что свидетельствует о востребованности и на современном этапе развития исторической науки.

В конце XVIII - начале XIX в. возрастает международное значение Кавказа, что усиливает интерес деятелей культуры, науки, литературы к кавказской тематике, в основе которой была яркая и своеобразная природа, жизнь и быт горцев, Кавказская война и т.д. [6, с. 138]. Кавказская тема заняла большое место и в русской художественной литературе (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой).

Существенное значение в развитии исторических знаний о кабардинском и балкарском народах имели крупные обобщающие труды российских историков XIX в. Они затрагивали отдельные вопросы истории Ка-барды (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев). Наиболее крупным исследованием истории Кабарды, изданным в начале XX в., был научный труд В. Н. Кудашева [29]. Автор посвятил одну главу истории балкарского народа.

Интересно, живо, с множеством фактов из жизни черкесского (адыгского) народа написаны произведения Хан-Гирея - «Записки о Черкесии» [43] и «Черкесские предания» [44]. Одним из весомых исследований по данной теме считается работа В. К. Гарданова [13], которая положила начало социально-значимым исследованиям по истории адыгов.

В начале XX в. передовые представители общественно-политической мысли России предлагали включить изучение истории края в школьные программы. К этому периоду относится появление научных трудов по истории Кабарды и Балкарии: в 1920-е гг. в Воронеже издаются «Труды по естественноисторическому и экономическому обследованию Кабарды» [39]. Выход в свет таких работ, как «Карахалк - черный народ. Очерк исторического развития горцев Северного Кавказа» У. Алиева [3] свидетельствует о множественности позиций авторов об этногенезе, истории и культуре коренных жителей края. В 1930-е гг. центром сбора материалов и исследований истории и культуры кабардинцев и балкарцев становится Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт, где был сосредоточен научный потенциал Кабардино-Балкарской Республики.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) временно приостановила работы по изучению истории Ка-барды и Балкарии. В 1946 г. был опубликован краткий исторический очерк Г. А. Кокиева «Кабарды» [28]. В исследовании была сделана попытка осветить различные стороны истории кабардинцев.

В 1957 г. издательство Академии наук СССР подготовило первый обобщающий труд, в котором изложена история кабардинского народа с древнейших времен до 1957 г. Над ее созданием работали ведущие ученые Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Орджоникидзе, Пятигорска [15].

В 1957 г. начинается систематическое изучение курса «История Кабардино-Балкарии» на историческом отделении КБГУ, впоследствии создается «межвузовская кафедра истории и этнографии КБАССР» [46, д. 66, л. 29], обеспечивающая изучение этногенеза, истории и культуры края на всех факультетах по всем специальностям. этот период в школах республики наблюдается усиление работы по изучению истории края. Со второй половины XX века изучению краеведческого материала и совершенствованию работы в данном направлении способствовали методические указания МО КБАССР о включении в учебный процесс местной истории в рамках преподавания курса «История СССР»: 15% учебного времени уделялось на изучение истории КБАССР.

Постановление обкома КПСС КБАССР «О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и СМ СССР "О некоторых изменениях в преподавании истории"» способствовало дальнейшему развитию исследований по проблемам изучения краеведческого материала с целью «глубокого изучения истории народов КБАССР во всех школах, ПТУ, вузах республики» [47, д. 604, л. 133]. Постановление способствовало изданию в 1965 г. учебного пособия по краеведению «Моя республика» для учащихся 7-10 классов школ Кабардино-Балкарии [33]. Длительное время пособие оставалось единственным источником преподавания и изучения истории края.

Значительным вкладом в изучение истории кабардинцев и балкарцев являются исследования Р. Х. Хаш-хожевой [45], Р. Ж. Бетрозова [8], Т. Ш. Биттировой [9], Т. Х. Кумыкова [30], К. Ф. Дзамихова [14], Ч. Э. Карданова [18] и др.

Отдельные аспекты социально-экономического развития, истории, культуры, традиций народов Кабардино-Балкарии освещены в работах Л. И. Лаврова, А. К. Текуева, М. З. Саблирова, А. Х. Бижева, Б. К. Мальбахова, Х.-М. А. Сабанчиева, Х. И. Хутуева, А. И. Мусукаева, В. М. Батчаева, Б. Х. Бгажнокова, В. Х. Кажарова, Х. М. Думанова, С. Х. Мафедзева и др.

Изучением региональной истории и культуры образовательные учреждения республики занимались в советский период под руководством партийных и государственных органов. В своих постановлениях Кабардино-Балкарский обком КПСС обязывал «поднять на новый, более качественный уровень работу по сохранению, развитию и пропаганде национальных культур народов республики, эффективнее использовать их возможности в совершенствовании патриотического, нравственного и трудового воспитания...» [46, д. 7, л. 12].

В 1967 г. увидел свет двухтомник «История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней», подготовленный Кабардино-Балкарским НИИ [16]. В его создании приняли участие и сотрудники Института истории СССР, Академии наук Грузинской ССР. Научный труд был подготовлен к 50-летию Октябрьской революции. Малый тираж быстро разошелся и не каждый учитель истории мог им пользоваться.

Нарастающий кризис в стране конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. выдвинул новые требования к процессу формирования патриотизма и гражданственности у учащейся молодежи. Содержание общего образования, в особенности историко-обществоведческого и краеведческого, призвано содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие культур, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, а все это вместе формировать патриотизм и российскую идентичность. Решению данных проблем в республике в определенной степени способствовало введение Министерством образования КБР в 1992 г. в учебный план школ республики предметов «История Кабардино-Балкарии» [37] и «Культура народов Кабардино-Балкарии» [38], а с 1992/93 учебного года в школах Кабардино-Балкарии начинают изучать предметы - «История Кабардино-Балкарии» (8-9 кл.) и «Культура народов Кабардино-Балкарии» (10-11 кл.). В 1995 г. Министерство образования КБР выпустило учебное пособие «История Кабардино-Балкарии», подготовленное ведущими учеными республики, в котором освещались основные этапы развития истории Кабардино-Балкарии с древнейших времен до 1995 г. [15]. Пособие рекомендовалось как учебное для общеобразовательных учреждений, но по нему занимались во всех учебных заведениях, включая и вузы. Учебное пособие вызвало большой и неоднозначный резонанс у педагогов и общественности.

С 1997-1998 гг. появляются учебные пособия и хрестоматии М. Д. Бекалдиева для 8-го [5] и 9-го [7] классов средней школы, которые переиздаются МОН КБР в 2003, 2005, 2011, 2013 гг. На современном этапе учеными КБГУ ведутся научные работы по созданию учебного пособия по истории и культуре народов КБР.

В 2002 г. была защищена кандидатская диссертация М. М. Кардановой «Национально-региональный компонент в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии (вторая половина 80-х - 90-е гг. XX в.)» [21]. В ней рассматриваются теоретические и практические аспекты роли и значения краеведения в воспитании культуры межнациональных отношений и толерантности учащихся [20, с. 16].

По региональной истории с 2003 г. публикуются исследования К. Х. Унежева - «Культура адыгов (черкесов) и балкарцев» [42], «История Кабарды и Балкарии» [41], «История Кабардино-Балкарской Республики» [40], используемые учителями как дополнительная литература.

Большую помощь в преподавании предмета «Культура народов Кабардино-Балкарии» (10-11 кл.) оказывают учителям учебные пособия Г. Х. Мамбетова [32], В. М. Аталикова [4].

Методическое обеспечение преподавания регионального компонента в школьном историческом образовании КБР осуществляется по методическим пособиям М. М. Кардановой и др. - «Историческое краеведение в школах Кабардино-Балкарии: проблемы и решения» [19], «Система поурочного планирования по истории КБР для 8 класса» [22], «Структура и содержание школьного историко-обществоведческого образования в ОУ КБР» [25], «Материалы к курсу "История КБР"» (9 класс) [26], «Контрольно-измерительные материалы и тестовые задания по истории и культуре народов КБР» [24], «Ратные страницы истории Отечества. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» [23], «Материалы к курсу "История КБР"» (8 класс) [27]. Пособия оказывают учителям истории и культуры народов Кабардино-Балкарии научно-методическую и практическую помощь в преподавании регионального компонента.

Духовные ценности народов Кабардино-Балкарии, основанные на общечеловеческих демократических нормах, имеют огромную социальную значимость. В общеобразовательных учреждениях КБР проводится значительная работа по воспитанию подрастающего поколения на гуманистическом наследии предков, в духе толерантности, уважения к достоинству и свободе человека [21, с. 109].

Накопленный опыт в республике по изучению регионального компонента свидетельствует об успешной социализации обучающихся в современное российское общество, приобщает их к национальной и мировой культуре, системно формирует патриотические чувства к родному краю, стране.

Список литературы

1. Абаев М. К. Балкария: исторический очерк // Мусульманин. Париж, 1911. № 14-17. С. 586-627.

2. Абаев М. К. Балкария: исторический очерк. Нальчик, 1992. 39 с.

3. Алиев У. Карахалк - черный народ. Очерк исторического развития горцев Северного Кавказа. Нальчик, 2015. 80 с.

4. Аталиков В. М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2005. 300 с.

5. Бекалдиев М. Д. История Кабардино-Балкарии с древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие для учащихся 8-х классов. Нальчик, 1997. 148 с.

6. Бекалдиев М Д. История Кабардино-Балкарии: учебник для 8-9-х классов общеобразовательных учебных заведений. Нальчик, 2005. 392 с.

7. Бекалдиев М Д. История Кабардино-Балкарии. XIX век: учебное пособие для учащихся 9-х классов. Нальчик, 1998. 172 с.

8. Бетрозов Р. Ж. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996. 280 с.

9. Биттирова Т. Ш. Карачаевские и балкарские деятели культуры XIX - начала XX в. Нальчик, 1995. 227 с.

10. Броневский С. М Новейшие географические и исторические известия о Кавказе: в 2-х ч. М., 1823. Ч. 1. 385 с.; Ч. 2. 485 с.

11. Бурнашев С. Д. Описание горских народов. Курск, 1794.

12. Бэлл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 годов: в 2-х т. / пер. с англ. К. А. Мальбахова. Нальчик, 2007. Т. 1. 408 с.; Т. 2. 328 с.

13. Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). М., 1967. 331 с.

14. Дзамихов К. Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик, 1994. 168 с.

15. История Кабардино-Балкарии: учебное пособие для средней школы / под ред. Т. Х. Кумыкова и И. М. Мизиева. Нальчик, 1995. 383 с.

16. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской Социалистической Революции. М., 1967. Т. 1 / редколлегия: Т. Х. Кумыков (гл. ред.), З. В. Анчабадзе, В. К. Гарданов, А. В. Фадеев,

A. Х. Касумов, Г. Х. Мамбетов, Х. И. Хутуев. 482 с.; Т. 2 / ред. Х. Г. Берикетов. 439 с.

17. История Кабарды с древнейших времен до наших дней / редколлегия: Н. А. Смирнов, З. В. Анчабадзе, Н. Е. Гуревич,

B. П. Крикунов, Т. Х. Кумыков, И. Ф. Мужев, Х.-М. А. Сабанчиев. М., 1957. 396 с.

18. Карданов Ч. Э. Путь к России. Нальчик, 2001. 431 с.

19. Карданова М М Историческое краеведение в школах Кабардино-Балкарии: проблемы и решения. Нальчик, 2005. 195 с.

20. Карданова М. М. Национально-региональный компонент в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии (вторая половина 80-х - 90-е гг. XX в.): автореф. дисс. ... к. пед. н. Владикавказ, 2002. 24 с.

21. Карданова М. М Национально-региональный компонент в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии (вторая половина 80-х - 90-е гг. XX в.): дисс. ... к. пед. н. Владикавказ, 2002. 168 с.

22. Карданова М. М Система поурочного планирования по истории КБР для 8-го класса. Нальчик, 2007. 79 с.

23. Карданова М М., Пастухов А. А., Закуреева М А. Ратные страницы истории Отечества. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Нальчик, 2014. 152 с.

24. Карданова М. М., Пастухов А. А., Раздайбеда А. А. Контрольно-измерительные материалы и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. Нальчик, 2013. 144 с.

25. Карданова М. М., Раздайбеда А. А., Пастухов А. А. Структура и содержание школьного историко-обществоведческого образования в ОУ КБР. Нальчик, 2009. 112 с.

26. Карданова М. М., Раздайбеда А. А., Шхагапсоева Ф. М. Материалы к курсу «История КБР» (9-й класс). Нальчик, 2011. 244 с.

27. Карданова М М., Раздайбеда А. А., Этуева Ф. В. Материалы к курсу «История КБР» (8-й класс). Нальчик, 2015. 176 с.

28. Кокиев Г. А. Краткий исторический очерк Кабарды // Кабардинская АССР. Нальчик, 1946. С. 18-88.

29. Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913. 283 с.

30. Кумыков Т. Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX в. Нальчик, 1996. 328 с.

31. Кумыков Т. Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX - начале XX в. Нальчик, 2002. 448 с.

32. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2002. 364 с.

33. Моя республика: учебное пособие для средних школ / под ред. Т. Х. Кумыкова. Нальчик, 1965. 135 с.

34. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Тифлис, 1861. 178 с.

35. Пирожков Г. П. О предмете краеведения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (8). Ч. 1. С. 134-136.

36. Пирожков Г. П. Формирование устойчивого менталитета студентов в процессе реализации педагогической программы-компендиума «История и культура Тамбовского края» (проект Тамбовского центра краеведения) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (8). Ч. 1. С. 137-140.

37. Программа курса «История Кабардино-Балкарии» (для VIII-IX классов общеобразовательной школы) / под ред. профессора Т. Х. Кумыкова (руковод.), профессора Г. Х. Мамбетова, к.и.н. М. С. Теппеева. Нальчик, 1993. 24 с.

38. Программа курса «Культура народов Кабардино-Балкарии» / рук. авторского коллектива: Х. Г. Тхагапсоев. Нальчик, 1992. 24 с.

39. Труды по естественноисторическому и экономическому обследованию Кабарды: в 3-х т. Воронеж, 1928.

40. Унежев К. Х. История Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик, 2012. 608 с.

41. Унежев К. Х. История Кабарды и Балкарии. Нальчик, 2005. 616 с.

42. Унежев К. Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003. 510 с.

43. Хан-Гирей. Записки о Черкесии / вступ. ст. и подг. текста к печ. В. К. Гарданова, Г. Х. Мамбетова. Нальчик, 1978. 333 с.

44. Хан-Гирей. Черкесские предания / вступ. ст., сост. и общ. ред. д. филол. н. Р. Х. Хашхожевой. Нальчик, 1989. 284 с.

45. Хашхожева Р. Х. Адыгские просветители XIX - начала XX в. Нальчик, 1993. 184 с.

46. Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики (ЦДНИ КБР). Ф. 1. Оп. 21.

47. ЦДНИ КБР. Ф. 2. Оп. 1.

DEVELOPMENT OF REGIONAL COMPONENT IN SCHOOL HISTORY EDUCATION OF KABARDINO-BALKARIA

Kardanova Maya Mukhamedovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kabardino-Balkarian State University atk-78@mail.ru

The article deals with the issues of the development of school historical regional studies in the Kabardino-Balkar Republic. The characteristic of the basic researches on the history of the Kabardian and Balkar peoples from the XVII century up to the present is given. Some approaches to the solution of the problems of the formation of the system of school regional studies in the republic by the executive bodies, authorities, scientists, methodologists, and teachers are revealed. The cited scientific works and materials showing systemic interest in the history of the region at all times can be used by researchers in source study, historiographical and specifically historical directions.

Key words and phrases: regional component; school history education in the Kabardino-Balkar Republic; history of region; the Kabardians' history; the Balkars' history; culture; traditions; national culture; ethnogeny; historical knowledge; historical regional studies; history of the Kabardino-Balkar Republic; culture of the peoples of the Kabardino-Balkar Republic.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

Автор анализирует восприятие массовых убийств 1965 и 1966 годов в современной индонезийской исторической памяти. В статье показано, что одновременно развиваются официальные и альтернативные точки зрения. Предполагается, что политические убийства в современной исторической памяти не оправдываются. Высказывается мнение, что радикальные историографические перемены невозможны потому, что элиты опасаются поляризации общества.

Ключевые слова и фразы: Индонезия; политический переворот 1965 года; политические репрессии; массовые убийства; историческая память.

Кирчанов Максим Валерьевич, д.и.н.

Воронежский государственный университет maksymkyrchanoff@gmail. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБИЙСТВА 1965-1966 ГОДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ПАМЯТИ

Начало процессов политического транзита в Индонезии в конце 1990-х годов сделало возможным альтернативные точки зрения в отношении политических убийств середины 1960-х годов. Отношение к этой проблеме отличается рядом особенностей: индонезийское общество проявляет значительную осторожность в пересмотре национальной истории; политические элиты и представители интеллектуальных сообществ не спешат радикально пересматривать историографические схемы, унаследованные от раннего периода; попытки ревизии национальной истории в контексте памяти о событиях середины 1960-х годов носят компромиссный характер. Именно новые оценки событий, связанных с приходом к власти Сухарто, будут в центре авторского внимания в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.