ББК 74.200.50
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА*
А. И. Тетуев
Автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи как основы консолидации общества. В статье дан анализ деятельности органов власти, общественных организаций, ветеранов в воспитании патриотизма.
Ключевые слова: молодежь, патриотизм, консолидация, духовность, нравственность, мир, согласие.
The author considers issues of patriotic education as basis of society consolidation. The author gives the analysis of activity of organ of power, public organizations, etc.
Keywords: youth, patriotizm, consolidation, spirituality, morality, peace, agreement.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм на некоторых территориях стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Поэтому проблемы патриотического воспитания молодежи актуальны и имеют не только научное, но и практическое значение.
Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического
воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.
Эта система должна включать в себя деятельность соответствующих государственных структур, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов. Это создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РАН в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез», подпрограммы 12 «Проблемы социально-экономического и этнополитического развития южного макрорегиона» по проекту «Этнополитические процессы на Северном Кавказе».
Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [1].
На основе этой программы в субъектах Российской Федерации были разработаны соответствующие долгосрочные программы с учетом региональных особенностей, что в совокупности явилось правовой и нормативной базой для развертывания и системной организации патриотического воспитания граждан России. Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2002 г. была утверждена Республиканская программа «Патриотическое воспитание граждан Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы» [2]. Координацию патриотического воспитания молодежи осуществляют Министерство образовании и науки КБР и Госкомитет КБР по физической культуре и спорту.
В ходе реализации программы был подготовлен и принят ряд нормативных актов. В этот период Министерством образования и науки КБР и Госкомитетом КБР по физической культуре и спорту было подготовлено более 20 положений о проведении военно-спортивных игр, смотров-конкурсов, слетов, спартакиад республиканского уровня и школьных музеев [3].
В сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют законы Кабардино-Балкарской Республики «О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [4].
Большое значение в патриотическом воспитании молодежи имеет реализация мероприятий республиканских целевых программ «Молодежь Кабардино-Балкарии» (2002-2006 гг.), «Молодежь Кабардино-Балкарии» (2009-2012 гг.). В процессе реализации программ при администрациях городов и районов республики созданы структуры по вопросам работы с молодежью.
В образовательных учреждениях введены дополнительные штатные единицы заместителя ди-
ректора по организации патриотической работы, педагогов-организаторов, психологов. Но, несмотря на проведенную большую и результативную работу, проблема подготовки специалистов по вопросам работы с молодежью и патриотического воспитания остается актуальной еще для многих районов и городов республики.
Большую роль в патриотическом воспитании молодежи имеет использование и популяризация государственных символов России. В этих целях принято распоряжение Президента Российской Федерации от 7 декабря 2004 г. «О реализации Программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.». Во исполнение данного документа принято распоряжение Правительства КБР от 20 января 2005 г. «О мерах по выполнению распоряжения Президента Российской Федерации от 7 декабря 2004 года „О реализации Программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года“» [5].
Использование государственных символов России в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе и в муниципальных образованиях, осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законодательством.
В целях геральдического обеспечения и координации работы по созданию официальной местной символики, содействия проведению единой государственной политики в области геральдики на территории КБР распоряжением Президента КБР от 18 сентября 1994 г. была образована геральдическая комиссия при Президенте Кабардино-Балкарской Республики. В числе основных задач геральдической комиссии — распространение информации о государственных символах Российской Федерации и об официальных символах Кабардино-Балкарской Республики, их популяризация, а также контроль за правильным их использованием.
Для пропаганды среди населения республики государственной символики России специально издан красочный буклет, где помещены изображения флагов и гербов, а также тексты гимнов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Популяризация государственных символов России и КБР происходит и в образовательных учреждениях на уроках, посвященных таким темам, как: «Гражданин России», «Конституция Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [6], которая разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. На осно-
ве указанной программы разработана и утверждена республиканская программа «Патриотическое воспитание граждан в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы» [7].
Цель этой программы — воспитание гражданина, знающего отечественную историю и культуру, стремящегося приумножить достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве.
В современных условиях преподавание истории в российских школах направлено на развитие личности ученика, воспитание гражданина-патриота.
Анализ тенденций, сложившихся в школьном историческом образовании в Кабардино-Балкарии, показывает, что учителя истории в большинстве случаев реализуют названные задачи, исходя из принципов гуманистического образования. Используются следующие основные направления гуманизации образования.
Во-первых, в ходе обучения происходит обращение к ценностям общечеловеческого характера. Так, при изучении темы «Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами» учитель может сделать следующий вывод: многовековая история свидетельствует о том, что народы Северного Кавказа относились друг к другу с большим уважением, имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и культурными ценностями. Широкое распространение среди народов Северного Кавказа имели институты аталычества, куначества, побратимства, способствовавшие развитию дружбы и братства горских народов.
Как в прошлом, так и сейчас ценятся этнокультурная близость народов, понятие их общей исторической судьбы, приверженность идеям мира и согласия, историческим местам проживания, уважительное отношение к достоинству и свободе человека. Таким образом, духовные ценности народов Северного Кавказа имеют большую социальную значимость, так как основаны на общечеловеческих гуманистических традициях. Они несут огромный заряд духовности и нравственности. И сегодня, когда интенсивно происходит процесс возрождения и развития национального самосознания народов региона, нам крайне важно воспитывать подрастающее поколение на гуманистическом духовном наследии горских народов.
Во-вторых, рассматривается альтернативность, многовариантность путей исторического развития. Изучение некоторых тем носит «открытый» дискуссионный характер, с изложением альтернативных точек зрения. Заслуживает внимания опыт преподавания тем «Октябрьская революция» и «Гражданская война». Существует множество суждений о
причинах Гражданской войны, о красном и белом терроре. Какая же из вышеизложенных точек зрения ближе к истине? Думается, безнравственна сама постановка вопроса о том, какой террор «лучше». Карательная политика красных, белых, зеленых была одинаково жестока и преступна. Античеловечны любые попытки узаконить беззаконие, оправдать произвол и насилие над жизнью и достоинством людей. Поэтому с общечеловеческой точки зрения Гражданская война в России явилась великой исторической драмой народа, где победа одних классов и социальных групп была поражением и трагедией других. Виновником случившегося стали и «левые», и «правые» партии. Большевики и монархисты не были склонны к компромиссу [10].
Многообразный опыт учителей по преподаванию истории республики, безусловно, требует осмысления и систематизации. Бесспорно одно — методические поиски ведутся в направлении гуманизации исторического образования, воспитания демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
В-третьих, используются инновационные образовательные технологии, ориентированные на включение ученика в активную деятельность, способствующие общему развитию личности.
Оснащение всех общеобразовательных школ компьютерной техникой создало условия для использования новых информационных технологий в процессе обучения и контроля знаний учащихся. Практикуется проведение кино-, теле-, видеоуроков. Так, в МОУ «СОШ № 6» г. Нальчика проводятся компьютерные уроки по темам «Никто не забыт, ничто не забыто», «Награды Великой Отечественной войны» и др.
В практику военно-патриотической работы МОУ «СОШ № 6» г. Нальчика вошли такие мероприятия, как смотр-конкурс чтецов (читаются произведения по военной тематике), брейн-ринг — проверка знаний учащихся 8-11 классов истории вооруженных сил и основных судьбоносных событий Великой Отечественной войны. Более 15 лет школа является постоянным участником Вахты памяти на «Посту № 1» у мемориала «Вечный огонь славы».
В Кабардино-Балкарии возрождению самобытных народных традиций способствуют многие факторы как объективного, так и субъективного порядка. В республике соседствуют и тесно взаимодействуют культуры русского, кабардинского, балкарского и других народов, проживающих на ее территории.
В этом плане заслуживает внимания и распространения опыт работы Кабардино-Балкарского фонда культуры по возрождению традиций наро-
дов, проживающих в республике. В рамках фонда функционируют 16 культурно-национальных центров и объединений: славянский, белорусский, украинский, кабардинский, балкарский, казацкий, греческий, татарский, дагестанский, армянский, азербайджанский, грузинский, корейский, еврейский, эстонский, польский. Мероприятия, призванные возрождать духовные традиции народов, играют важную роль в укреплении взаимопонимания между ними. В процессе культурного обмена вырабатывается и совершенствуется единая система общечеловеческих ценностей, повышается ответственность за судьбы человечества.
Кабардино-Балкария стала местом проведения региональных фестивалей «Студенческая весна», «Кавказ — наш общий дом», «Мир Кавказу», региональных научно-практических конференций «Мир на Северном Кавказе через диалог культур», «Танцы над Эльбрусом».
Таким образом, на примере опыте Кабардино-Балкарии можно наглядно наблюдать взаимодействие, взаимовлияние духовных традиций народов, проживающих в республике, — традиций, которые создают возможность для межнационального мира, согласия и созидания.
Нас объединяет понимание того факта, что высшие духовные ценности создаются всем человечеством и для всего человечества. Достижения в области культуры каждого этноса должны вызвать у каждого радость и чувство гордости за человека, восхищение его талантами, должны не разъединять, а объединять людей. Особое внимание следует обратить на гуманистическую направленность этнокультур. Наш опыт показывает, что как внутренние факторы развития культуры, выражающиеся во все большей ее гуманизации, так и социально-экономические и другие процессы в целом свидетельствуют об усиливающемся взаимодействии этнокультур, их интеграции. Разумеется, это не противоречит суверенности, самобытности каждой нации, народа и их культуры.
Нам представляется, что следует утверждать единство культуры в ее общечеловеческих устремлениях, своеобразие культуры в ее индивидуально-человеческих характеристиках. Иначе говоря, речь идет о единстве и единственности этнокультур. При этом гуманистическая основа культуры является залогом того и другого, а именно целостного многоцветия и многозвучия культуры.
Важный вклад в развитие духовных, самобытных традиций народов нашего Отечества вносят средства массовой информации.
Вместе с тем, на наш взгляд, в СМИ недостаточно представлена вся многонациональная культура нашей страны. Полагаем, программа «Культура» российского телевидения должна быть ориентирована именно на идеи сближения
народов через пропаганду культур, обычаев, традиций, знакомство с историей народов, проживающих в Российской Федерации, что будет способствовать дальнейшему развитию и единению их интересов.
В ходе реализации Программы возрождаются и получают развитие народные художественные промыслы, начали действовать центры (дома) фольклора, народных ремесел, традиционной народной культуры. Положительный опыт работы по возрождению традиционной культуры и ее использованию в патриотическом воспитании накоплен в республиканских учреждениях дополнительного образования: Республиканском дворце творчества детей и юношества, Республиканском центре научно-технического творчества, Школе культурного наследия им. Жабаги Казанокова [9].
Заслуживает также внимания опыт проведения республиканских конкурсов патриотической песни, военно-спортивных игр и соревнований, а также спартакиад школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта, спартакиад среди молодежи допризывного возраста.
Традиционными стали региональные соревнования по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта, посвященные военно-историческим датам, выдающимся историческим личностям КБР и России. Развивается движение юных патриотов КБР. Сейчас в его рядах более 12 тысяч юношей и девушек.
Большой вклад в возрождение духовности и формирование патриотических чувств у подрастающего поколения вносят музеи, в том числе школьные. Богатые фонды и хорошие традиции имеют музеи в Баксанском районе (школа-интернат № 2, селе Кызбурун I), Терском районе (средняя школа в селе Нижний Курп), Прохладненском районе (средняя школа в селе Алтуд), Майском районе (средняя школа в станице Котляревской) и др.
Особого внимания заслуживает деятельность ветеранских организаций республики. Большую работу по проведению дней воинской славы и памятных дат России проводят ветераны (пенсионеры) Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных сил РФ и правоохранительных органов.
Весомый вклад в патриотическое воспитание молодежи вносят ученые республики, которые подготовили и издали Книгу Памяти в пяти томах «Кабардино-Балкария. Тыл и фронт 19411945 годов. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны» [10].
Реализация республиканской программы патриотического воспитания и проведение мероприятий, посвященных празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, вызвали интерес к героическому прошлому
России, Кабардино-Балкарии и росту патриотических чувств всех граждан и, что особо значимо, значительной части молодежи. Большой резонанс вызвали мероприятия, проходившие в Кабардино-Балкарии: выставки художественного творчества детей «Я горжусь, что родился в России», «Я помню заветы отцов», «Творчество юных — Великой Победе»; историко-литературные выставки «Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны», «Ваш подвиг бессмертен», «Страницы немеркнущей славы»; республиканские конкурсы — всероссийская эстафета «Равнение на Победу», конкурс патриотической песни «Я люблю тебя Россия», кинофестиваль «Нам дороги эти позабыть нельзя» [16].
Социологический опрос «Патриотическое воспитание и условия формирования гражданской позиции учащихся», проведенный нами среди учащихся 10-11 классов школ г. Нальчика в ноябре 2010 г., показал, что 84,3 % респондентов испытывают чувство гордости за свою родину, 63 % учащихся знакомы с Конституцией РФ. Вместе с тем результаты социологических исследований позволяют выявить ценностные ориентации учащихся в вопросах гражданственности и патриотизма, сформировать стратегию дальнейшей работы в области патриотического воспитания учащихся [11].
Патриотическое воспитание молодежи стало неотъемлемой частью повседневной деятельности учреждений образования. Повышается роль и место Министерства образования и науки КБР, Госкомитета КБР по физической культуре и спорту в организации и координации патриотического воспитания молодежи. Меняется понимание молодежью чести и достоинства Отечества, отношение его к историческому прошлому, достижениям в различных сферах жизни республики. Все больший интерес проявляется к традициям и обычаям народов страны, Кабардино-Балкарии, нравственным ценностям. Анализ итогов реализации республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Кабардино-Балкарской республике на 2007-2011 годы» позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей системной работы по совершенствованию патриотического воспитания молодежи по следующим направлениям:
— определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
— обогащение содержания патриотического воспитания;
— развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
— совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания молодежи;
— совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы» // иИЬ: http://www.rg.ru/oficial/docpostan-гШ22_1^Ы;т (дата обращения: 08.06.2010).
2. Патриотическое воспитание граждан Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы // Кабардино-Балкарская правда. 2002. 24 апреля.
3. Закон Кабардино-Балкарской Республики «О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике» // Кабардино-Балкарская правда. 2002. 23 апреля.
4. Закон Кабардино-Балкарской Республики «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Кабардино-Балкарская правда. 2002. 23 апреля.
5. Текущий архив Правительства КБР. 2004-2010 гг.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы» // Вестник образования. 2005. № 19. С. 1159.
7. Текущий архив Министерства образования и науки КБР за 2006 г.
8. Тетуев А. И. Ведущий принцип — гуманистический // Кабардино-Балкарская правда. 2001. 8 октября.
9. Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях // Республиканская научно-практическая конференция. 3 декабря 1999 г. Нальчик, 2002. С. 28-32.
10. Текущий архив Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. 2010 г.
11. Материалы социологических исследований, проведенных автором в МОУ «СОШ № 16» г. Нальчика в ноябре 2010 г.