ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА КАК ФАКТОРЫ РЕИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 378.4 (470.64)
РУССКИЙ ФАКТОР В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Б.С. Карамурзов, А.П. Савинцев, М.И. Баразбиев, Х.Б. Мамсиров
Социально-экономический и культурный облик российских регионов, их место в общегосударственной хозяйственной и культурной системе страны определяют долговременные перспективы развития России, что осознавалось и в бытность российской империи [1, с. 3]. Характерно, что для смягчения конфликта российского мировидения с горским чиновники империи предлагали привлекать горцев в сферу внутригосударственных отношений путем их просвещения, распространения идей единства и равенства в рамках российской цивилизации [2].
Принося в присоединяемые (колонизуемые) регионы свои культуру и технологический опыт, русский человек выстраивал привычную для него инфраструктуру, адекватную хозяйственным и культурным задачам времени, становился ее (инфраструктуры)
Карамурзов Барасби Сулейманович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой физики наносистем, ректор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: bsk@kbsu.ru, т. 8(8662)422560;
Савинцев Алексей Петрович - доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики, проректор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова по научно-исследовательской работе и международным связям, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: pnr@kbsu.ru, т. 8(8662)423777;
Баразбиев Муслим Исмаилович - кандидат исторических наук, проректор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова по безотрывным и дистанционным формам обучения, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: barmus@kbsu.ru, т. 8(8662)422757;
Мамсиров Хамитби Борисович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, директор Социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: mamsirhb@mail.ru, т. 8(8662)422462.
носителем, но при этом многое заимствовал у народов, среди которых жил [1, с. 6].
Однако при любом государственном устройстве важнейшей культурно-идеологической составляющей и катализатором изменения всех сторон жизни северокавказских народов являлось светское образование. Начало этому процессу положило открытие в 1848 г. Кавказского учебного округа и указ Александра II от 20 октября 1859 г. об утверждении устава горских школ на уровне "уездных и первоначальных училищ" для "распространения гражданственности и образования" среди горцев [3, с. 205].
Проявляя терпимость по отношению к мусульманским школам, кавказская администрация привлекала детей горцев в светские школы, отличавшиеся куда более высоким уровнем преподавания и широкими перспективами для выпускников [4] и постепенно
Barasby Karamurzov - Doctor of Technical Sciences, professor, Head of the Department of Nanosystem Physics, Rector of Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: bsk@kbsu.ru, tel. +7(8662)422560.
Aleksey Savintsev - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor of Theoretical Physics department, Pro-rector of Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov on research work and international relations, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: pnr@kbsu.ru, tel. +7(8662)423777;
Muslim Barazbiebv - Ph.D. in History, pro-rector of Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov on part-time and distance education, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: barmus@kbsu.ru, tel. +7(8662)422757;
Khamitby Mamsirov - Doctor of History, Professor of the Russian History Department, Director of Socio-Humanitarian Institute at the Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: mamsirhb@mail.ru. tel. +7(8662)422462.
становившиеся альтернативой религиозной мусульманской школе.
Действенным каналом трансляции русской культуры в среду горцев стала Ставропольская гимназия, которая превратилась в центр распространения светского знания на Северном Кавказе [5] и в одну из лучших гимназий в России [6]. С 1850 по 1887 гг. в ней обучались 1 739 горцев, или 24,16 % всех ее учащихся [3, с. 192]. Многие из них стали известными учеными, военными инженерами, врачами, общественно-политическими деятелями, педагогами.
К концу XIX века на Северном Кавказе сформировалось новое культурное пространство с многообразным типажом государственных учебных заведений, в числе которых: государственные (министерские), конфессиональные (при местном религиозном центре) и частные [4]. Так, с учетом реалий, строилась система сближения и интеграции культур и социумов в северокавказском регионе России.
Наместник Кавказа граф И.И. Воронцов-Дашков, модернизируя модель управления регионом, исключал "возможность управления Кавказом из центра на основании общих формул без напряженного внимания к нуждам и потребностям местного населения". Он считал, что "местные особенности нельзя игнорировать, насильно подгоняя их под общеимперские рамки" [2, с. 583]. Путь к сближению мусульманского и православного обществ И.И. Воронцов-Дашков видел в "уважении" национальных особенностей, "доверии к инородцам", исключая их "насильственную" ассимиляцию [7].
Председатель Совета министров П.А. Столыпин, также осознавая важность удовлетворения религиозных и культурных нужд всех национальностей страны, подготовил проект создания Министерства национальностей, при активном участии которого планировалось за 20 лет довести сеть средних специальных учебных заведений в стране до 5 000, вузов - до 1 500 и превратить "инородцев" из врагов России в ее верноподданных [8].
Новый наместник Кавказа великий князь Н.Н. Романов продолжил курс своего предшественника. Так, оценив состояние народного просвещения на Кавказе в 1916 г., он рапортовал императору Николаю II о необходимости серьезных реформ в части про-
свещения мусульманских народностей [2, с. 543, 549, 550].
Таким образом, дореволюционная политическая практика России относилась к народам Северного Кавказа как находящимся на более низкой стадии развития - культурная дистанция считалась значительной, но при этом миссионерская деятельность почти не применялась и политика языковой русификации осуществлялась эволюционным путем.
В итоге народы Северного Кавказа, развиваясь в составе российской империи "в условиях мира и твердой государственной политики", сохранили к началу XX в. свою культуру, язык и самобытность, образ жизни мусульман. В сознании горцев русские превращались из завоевателей в соседей, с которыми можно жить в согласии [2, с. 543]. Одновременно разворачиваются интенсивные исследования Кавказа и кавказских народов русской академической наукой, которые в последующем, с одной стороны, выльются в новое направление развития российской социально-гуманитарной науки - в "кавказоведение", а с другой - станут основой для возникновения и развития региональной науки (историографии, филологии, этнографии) на Кавказе в целом и в Кабардино-Балкарии - в частности.
В этом плане типичны следующие примеры. Региональная историография на Кавказе берет начало с работ таких крупных ученых императорской России, как С.М. Броневский, Н.Ф. Дубровин, М.М. Ковалевский, В.Ф. Миллер. Возникновение и становление филологии и лингвистики в кавказском регионе (и в КБГУ) восходят напрямую к деятельности известных российских и советских ученых, в числе которых А.М. Шегрен, П.К. Услар, Н.Я. Марр, Н.С. Трубецкой, А.Н. Боровиков, Л.Г. Лопатинский, Г.Ф. Турчанинов, И.И. Мещанинов, ГА. Климов, Н.Ф. Яковлев, А.С. Чи-кобава. Основателями широко известной научной школы физики в Нальчике (в КБГУ) стали русские советские ученые С.Н. Задум-кин и П.А. Савинцев. Появление и развитие нальчикской научной школы химии полимеров связано с именами и деятельностью академика АН СССР В.В. Коршака и академика РАН Н.А. Платэ, как и становление в КБГУ научной школы электрохимии - с деятельностью академиков АН СССР Ю.К. Делимарско-го и А.Н. Барабошкина. Перечень подобных примеров может быть продолжен. Но самое главное заключается в том, что эти факты
оставались бесспорными скрепами отечественной истории на протяжении многих лет, в том числе и в 90-е годы, когда демонизация истории России и раздувание былых "исторических обид" местных этносов стали тотальным явлением, разделяя и сталкивая народы и культуры.
Как известно, в годы советской власти Россия и Северный Кавказ вступают в новый период социально-культурного развития, ознаменовавшийся ускоренным вытеснением религиозного образования и формированием в регионе светской системы образования. Правящая партия быстро осознала роль образования в модернизации традиционного общества и использовала опыт дореволюционной школы в подготовке национальных педагогов, давших "первых борцов и разрушителей традиционного быта" [9]. Их выпускники, руководители большинства национальных автономий, были по профессии учителями.
Большевики, как известно, придерживались европоцентристского взгляда в отношении пути развития. По их представлениям народы Востока, в том числе и Северного Кавказа, должны были быстрее приобщиться к мировой цивилизации, каковой они считали только западную [10].
Главным препятствием на пути объединения "ранее угнетенных народов вокруг русского пролетариата" партийное руководство считало "фактическое неравенство наций, унаследованное от царизма", а для его преодоления "отсталым нациям" нужна действительная и систематическая помощь российского (фактически русского) пролетариата. Масштабы этой помощи в образовательной сфере были значительны, их спектр - широк [1, с. 165-166]. Но и трудностей хватало.
В 1920-е годы в гордиев узел сплелись проблемы, связанные с необходимостью параллельно создать национальную письменность, ликвидировать массовую неграмотность, сформировать систему образования, готовить учебники, обучать и переучивать учительство. Главное внимание большевики концентрируют на унификации графической основы письменности, каковой вначале становится латинский алфавит.
Перевод на латиницу был нацелен на повышение образовательного уровня и уничтожение "стены между европейской и мусульманской культурой", облегчение работы современной системы образования, ком-
муникации и взаимопонимание новой власти с населением.
В 1923 г. начинает работать специальная комиссия по проблемам письменности Совета по просвещению национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР в тесном контакте с Комитетом по изучению языков и этнических культур Северного Кавказа и комиссией по изучению восточных культур юга России, Крыма и Кавказа. В их состав входили крупные русские филологи и лингвисты Л.И. Жирков, Н.Ф. Яковлев (приступивший в 1921 г. к созданию латинского алфавита для кабардинцев), И.Н. Бороздин и другие.
Неуклонный рост сети советских школ, числа учащихся, борьба с защитниками мусульманской школы и арабского алфавита, неоднократные смены графической основы письма осложняли процесс формирования массовой системы народного образования, хотя успехи советской системы в этом направлении заявили о себе уже в первые годы своего существования. Хотя все делалось именем пролетариата, реальную помощь Кабардино-Балкарии оказывал русский народ (русская интеллигенция), обучая выходцев из национальных окраин в российских учебных заведениях. Целевую подготовку кадров национальных педагогов осуществляли специализированные учебные заведения: университет имени Я.М. Свердлова, Коммунистический университет народов Востока, Институт востоковедения, Институт национальных культур советского Востока (в Москве), горские институты в Ростове, для других отраслей экономики - вузы Москвы, Ленинграда, Краснодара, Новороссийска, Таганрога, Ставрополя и других промышленных центров страны [11, с. 10].
Острая потребность в руководителях среднего звена обусловила первоочередное открытие в национальных регионах средних специальных учебных заведений. Первым заведением такого типа в Нальчике стал Ленинский учебный городок (легендарный в местной истории ЛУГ). В Кабардино-Балкарии в рамках Ленинского учебного городка были интегрированы педагогический, медицинский, агромелиоративный, торговый и кооперативный техникумы, педагогический и сельскохозяйственные рабфаки. Они готовили "учителей и руководителей для национальных школ и молодежи", способных "объединить всех местных культурных работников", и по-
степенно обретали роль "культурных центров" области [12]. Преподавали в них вплоть до конца 1930-х годов в основном русские педагоги [11, с. 10].
Практика одновременно менять графическую основу, вводить новые принципы работы школы и всеобуч, бороться с мусульманскими школами, вовлекать в модернизацию все общество привела к тому, что к рубежу 1920-1930-х годов вскрылись существенные недостатки в качестве образования, призванного работать на реализацию политики "коренизации" государственного аппарата и органов управления на местах, перевода делопроизводства на национальные языки. В совокупности указанные причины актуализировали необходимость открытия в Кабардино-Балкарии педагогического института.
Постановлением СНК РСФСР от 7 июля 1932 г. Горский пединститут был реорганизован во 2-й Северо-Кавказский педагогический институт. Одновременно с ним создавались Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский и Чечено-Ингушский пединституты. Первым директором Кабардино-Балкарского пединститута стал заведующий Кабардино-Балкарским педрабфаком И.И. Покорский. Правительство РСФСР приняло меры по обеспечению нового вуза помещением, учебным оборудованием, педагогическими кадрами, чтобы с осени 1932 г. начать занятия в г. Пятигорске, где он размещался до окончания строительства нового учебного корпуса. На эти цели в трудные во всех отношениях ранние тридцатые годы было выделено 5 179 тыс. рублей [11, с. 12-13, 16].
Глубокие преобразования в Кабардино-Балкарии в 1920-1930-е годы, несмотря на колоссальные трудности, утверждали, пусть и в идеологизированном варианте, в сознании населения понимание, что дети обязаны учиться, и родительский долг - помочь им в получении образования. Этот модернизационный прорыв обусловил формирование современной системы светского образования и оказал решающее влияние на культурное развитие, "европеизацию" образа жизни кабардинцев и балкарцев [13].
К началу 40-х годов Кабардино-Балкарский государственный педагогический институт окреп. Пополнился его профессорско-преподавательский состав, улучшился контингент студентов. С 1932 по 1942 годы он выпустил 1 133 учителя русского, кабардинского и балкарского языков, математики, физики, истории, ботаники, зоологии, химии и географии. Профессорско-
преподавательский состав института, принимая активное участие в общественно-политической жизни республики, оказывал большую помощь учреждениям народного образования. Пединститут постепенно становился важным культурным центром республики.
Развитие института было прервано началом Великой Отечественной войны. В первые же дни на фронт ушли лучшие представители русской советской интеллигенции, цвет профессорско-преподавательского состава института: Д.И. Бычков, В.Г. Петров, В.П. Сухотин, Т.М. Уткин, А.И. Щеголев и др., а также значительная часть студентов. Воспитаннику института, студенту факультета естествознания капитану Г. Оганьянцу за героизм и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в августе 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Более 100 преподавателей и студентов педагогического института отдали свои жизни за Родину [11, с. 19, 20].
В период битвы за Кавказ после трехмесячной Нальчикской оборонительной операции немецко-фашистские войска в октябре 1942 г. оккупировали Кабардино-Балкарию. Захватчики нанесли народному хозяйству республики колоссальный ущерб в 2,3 млрд рублей. Они уничтожили полностью всю материальную базу педагогического института, частично разрушили учебный корпус и общежитие. На восстановление здания пединститута государство в критических условиях продолжающейся войны ассигновало 1 048 тыс. рублей. Значительную помощь в восстановлении, а точнее - в создании заново материально-технической и учебной базы оказали Московский областной, Саратовский педагогический институты и другие вузы страны [11, с. 22, 23].
Трагические последствия войны негативно отразились и на послевоенной деятельности института, который понес невосполнимые потери в квалифицированных преподавателях и обострил ситуацию с набором абитуриентов. Это в свою очередь грозило срывом подготовки учительских кадров и процесса перехода к всеобщему обязательному 7-летнему образованию.
Оригинальное решение проблемы предложил первый секретарь обкома партии Н. Ма-зин, который обратился в 1946 г. в Совнарком СССР с предложением (и получил одобрение) об открытии в г. Нальчике школы-интерната на 150 учащихся кабардинцев, в основном сирот и детей участников Великой Отечественной войны для последующей их подготовки к посту-
плению в педагогический институт. В письме секретарю ЦК ВКП(б) М.А. Суслову руководство республики сообщало, что за четыре года большая часть из 164 выпускников интерната поступила в Кабардинский пединститут, а 36 из них - в Московский и Ленинградский университеты [14].
Однако скромный по масштабам выпуск педагогического института не удовлетворял потребности республики в кадрах. Так, в 1946 г. из 2 613 учителей школ республики высшее образование имели только 606 человек, в их числе кабардинцев было только 16 [15]. Таким образом, кадровую основу всей системы образования Кабардино-Балкарии составляли представители русской интеллигенции, которые трудились практически в каждом селении, вплоть до самых отдаленных уголков республики. Нарком-прос РСФСР ежегодно направлял сюда десятки учителей, окончивших вузы центральных областей страны [11, с. 30]. В то же время в 1947 г., несмотря на острую нехватку кадров в КБР, 52 выпускника местного пединститута были направлены из Нальчика в российские области, наиболее пострадавшие в войну и испытывавшие острый дефицит в учительских кадрах. Это Калининградская и Орловская, а также в отдаленные сибирские и дальневосточные области - Новосибирская, Читинская и Сахалинская. В целом за 20 лет своего существования (к 1952 г.) пединститут в Нальчике подготовил и выпустил 3 521 учителя, в том числе всего 778 из представителей коренных национальностей [11, с. 32, 33].
Таким образом, вплоть до 50-х годов вся система образования в КБР держалась на плечах русской интеллигенции, а пединститут в Нальчике по своему профессорско-преподавательскому и студенческому составу оставался преимущественно русским (русскоязычным).
Это относится и к научно-методическому обеспечению образования в школах, в пединституте. Так, решающий вклад в оказание методической помощи школам республики внесли талантливые русские педагоги института: В.Г. Петров, И.М. Ткачев, В.В. Гурьянов, В.П. Крикунов, А.А. Дуринов, Н.М. Квитин-ский. Доцент М.В. Максимов готовил учебное пособие "Литература народов СССР". Доцент Г.Ф. Турчанинов завершил монографию "Начальные правила кабардинской грамматики Ш. Ногмова"; старший преподаватель Н.М. Со-сенко разрабатывал тему "Развитие экономики Кабардинской АССР за 25 лет советской вла-
сти". Характерно, что все темы НИР велись пединститутом совместно с министерством просвещения КБР и научно-исследовательским институтом республики, Академией педагогических наук РСФСР [11, с. 42-44].
Поворотной вехой в истории пединститута и всей системы образования Кабардино-Балкарии стала вторая половина 1950-х годов, отмеченная широким всесоюзным празднованием в 1957 г. 400-летия добровольного присоединения народов Кабардино-Балкарии к России. Историческое значение этого события состояло в том, что оно позволило решить три важные задачи:
- оценить историческую роль и вклад народов Кабардино-Балкарии в укрепление и развитие российской государственности;
- определить достигнутый уровень социально-экономического и культурного развития народов Кабардино-Балкарии в составе России;
- наметить стратегию развития экономического, социального и культурного развития народов республики на несколько десятилетий вперед.
Как часть юбилейных мероприятий были опубликованы двухтомник архивных документов "Русско-кабардинские отношения в ХУ1-ХУУШ вв.", двухтомное академическое издание "История КБАССР", эпос народов Кабардино-Балкарии "Нарты". Республика за ее достижения в социально-экономическом развитии была награждена орденом Ленина.
Особым обрамлением этих событий стало создание на базе государственного пединститута Кабардино-Балкарского государственного университета. 5 апреля 1957 г. вышло постановление Совет Министров СССР № 365 "Об организации Кабардино-Балкарского государственного университета". Преобразование педагогического института в многопрофильный университет было вызвано возросшими потребностями экономического и общественного развития республики. Обеспечив республике передовые рубежи в развитии экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры, он стал национальным достоянием Кабардино-Балкарии [16].
Первый ректор Х.М. Бербеков пригласил на работу в КБГУ крупных ученых из центра России, которые в последующем сформировали научные школы, ставшие визитной карточкой университета. Физика, математика, биология, химия - научные исследования по этим фун-
даментальным направлениям и по сей день традиционно развиваются в КБГУ наиболее интенсивно [16].
Работы профессора Ф.И. Франкля в области гидроаэродинамики и методов математической физики стали заметным вкладом в советскую и мировую науку [17, с. 299, 300]. В 1960-е годы в Нальчике сформировалась школа физиков заслуженного деятеля науки России, профессора С.Н. Задумкина [18, с. 320-322]. Заслуженный деятель науки КБР, профессор Савинцев еще в 1940-е годы обнаружил новое фазовое превращение первого рода со своими отличительными признаками - контактное плавление [17, с. 138-140]. Эти русские ученые заложили основы создания в университете ведущих научных школ, ныне широко известных в нашей стране и за рубежом.
С 1965 г. в развитии КБГУ (ректор К.Н. Керефов) начинается новый этап опоры на русский фактор - разворачивается массированная подготовка аспирантов из КБР (кабардинцев, балкарцев) в ведущих вузах и научных центрах страны: МГУ, ЛГУ, Академии наук СССР, Сибирском отделении Академии наук СССР [16].
С 1973 года более 20 лет КБГУ возглавлял В.К. Тлостанов. Именно в этот период университет прошел через серьезные структурные изменения, поднял на качественно новый уровень научно-исследовательскую работу, установил и расширил международные связи - КБГУ превратился из провинциального университета в ведущий вуз РСФСР, занимавший в 1980-е годы стабильно второе место в соцсоревновании классических университетов союзной республики [16].
Важную роль в развитии КБГУ, укреплении его кадрового потенциала сыграл председатель СКНЦ ВШ, ректор Ростовского государственного университета, член-корреспондент АН СССР Ю.А. Жданов, ведущие ростовские ученые А.П. Пронтштейн, В.Е. Давидович, Ю.А. Гвоздарев и др.
Здесь уместно подчеркнуть, что представители русской советской интеллигенции в разные годы возглавляли педагогический институт в Нальчике (предтечу КБГУ): И.Н. Покорский, А.К. Бушля, П.А. Лебедев, а после образования университета (КБГУ) в роли его проректоров по научной работе плодотворно трудились П.А. Савинцев, Г.М. Сапожников, В.Д. Лесев, И.А. Иванов, А.П. Савинцев.
На данном этапе сложилась такая архитектоника культурного пространства Северного Кавказа, в которой элементы глобализма - с од-
ной стороны, русской и этнических культур -с другой находятся в дисгармоничном и неустойчивом состоянии. Дело в том, что всплеск этнического самосознания в 90-е годы, "суверенизация" республик и порожденный ею этно-этатизм значительно ослабили влияние русской духовной культуры на мир этнической культуры региона. Реформы последних лет не переломили эту ситуацию на Юге России. Изменение этой ситуации в перспективе видится в интегрирующем влиянии русской культуры, сочетающей традиционалистские и модернистские ценности, а главное - имеющийся опыт комплементарных отношений с исламом и этническими культурами региона [19, с. 186].
В начале 1990-х годов Кабардино-Балкарский государственный университет в условиях нового этапа реформирования системы высшего профессионального образования, демократизации общественной жизни, национального обновления адаптировался к новым социально-экономическим условиям конкуренции и рыночных отношений, начал многоуровневую подготовку кадров и формирование учебного заведения нового типа.
Сегодня университет стал признанным в Российской Федерации центром образования, науки, культуры, успешно решает задачи подготовки кадров и проведения научных исследований в целях развития экономики и культуры Кабардино-Балкарии и всего Северо-Кавказского региона. КБГУ входит в Болон-ский процесс, обучает студентов из 40 стран зарубежья, осуществляет подготовку магистров по 15 направления ВПО. Здесь открыта международная кафедра ЮНЕСКО "Образование и воспитание в духе культуры мира и прав человека". При КБГУ действуют 10 советов по 16 специальностям и 7 отраслям по защите докторских и кандидатских диссертаций: по физико-математическим, химическим, техническим, филологическим, историческим, философским и медицинским наукам.
КБГУ выполняет значительный объем фундаментальных исследований с участием четырех действительных членов РАН, двух членов-корреспондентов РАН, одного действительного члена РАО, семи Заслуженных деятелей науки РФ, 38 Заслуженных деятелей науки КБР, 170 докторов наук, профессоров и 605 кандидатов наук, доцентов, 22 докторантов и 363 аспирантов.
По объемам НИР КБГУ значительно опережает все вузы Северо-Кавказского
федерального округа (СКФО). При этом ключевыми являются следующие проблемно-тематические направления: "Нанотехноло-гия и наноматериалы", "Физика межфазных явлений", "Электрохимия и нанохимия", "Геофизика и геодинамика Приэльбрусья", "Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России", "Дети, семья и толерантность в российском обществе" и др. Ведутся активные научные исследования по биологии и медицине, в области общественных наук и филологии.
Большое внимание в КБГУ уделяется научным исследованиям в сфере гуманитарных наук. Конструктивные рекомендации по борьбе с терроризмом, преодолению кризисных явлений в Северо-Кавказском регионе позволяют улучшить экономическую ситуацию на Юге России и в стране в целом. Ключевое значение имеет определение перспектив социально-экономической, политической и культурной модернизации местных обществ в условиях социально-политической стабильности и демократической консолидации российского общества.
И по-прежнему русский фактор играет ключевую роль в развитии КБГУ. Сегодня это проявляется в разных формах сотрудничества с российскими учеными, научно-образовательными учреждениями, в частности, с Институтом ядерных исследований РАН, Объединенным институтом высоких температур РАН, Институтом проблем химической физики РАН, Институтом геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, Институтом элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН, Институтом электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН, Институтом биофизической химии им. Н.М. Эмануэля РАН, Институтом нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, Институтом химической физики им. Н.Н. Семенова РАН и др.
Сейчас идет серьезная перестройка системы образования - этого требует время. Происходящие в вузе перемены качественно меняют наш научный и образовательный потенциал и тем самым создают реальные предпосылки для успешной работы по интеграции в формирующееся единое европейское образовательное пространство.
На встрече с коллективом КБГУ в августе 2013 г. министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов подчеркнул роль региональных вузов в укреплении российской
государственности на Северном Кавказе: "Не только здесь, но и во всей России образование имеет. ..ключевую роль в формировании российской идентичности, ведь мы все - часть единого российского народа. Это особенно важно на Северном Кавказе, учитывая многонациональный состав населения и влияние негативных течений. Очень важно противопоставить им единство, понимание нашей исторической общности в рамках единого государства. И это единство важно передать последующим поколениям, и в этом плане огромная ответственность лежит на региональных вузах" [20]. В этом контексте именно русский фактор становится основой постсоветской реинтеграции России, а региональный университет (КБГУ в их числе) - ее ключевым механизмом. Однако здесь принципиально важно понимать и учитывать то обстоятельство, что на каждом новом этапе истории менялась и меняется форма бытия русского фактора в судьбах народов России (кавказских, в частности). Так, на этапе становления Московского княжества российской империей русский фактор в судьбах кавказских этносов присутствовал в неких формах военно-политического союза, но позже он проявился в форме покорения Кавказа военной силой. В XIX в.(после окончания Кавказской войны) русский фактор становится многообразным, открывая кавказским социумам путь индустриально-капиталистического развития. Однако наибольшее влияние на судьбы и культуру кавказцев оказывает такой аспект русского фактора, как просвещение и просвещенческое подвижничество русской интеллигенции [21]. В советский период русскому фактору отводилась ведущая роль в процессе формирования идентичностей особого безнационального образования "советский народ", предполагавшего "обнуление" идентичностей всех народов (и русского народа тоже). Сегодня востребована такая форма бытия русского фактора, как активные и рациональные усилия русского социума и русской интеллигенции по формированию единой гражданско-политической нации россиян, т.е. российской идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике. XX век. М.: Русский мир, 1998. 448 с.
2. Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX - начало
XX вв. / Сост. Я.А. Гордин, В.В. Лапин, Г.Г. Лисицын, Б.П. Миловидов. СПб.: Изд-во журнала "Звезда", 2005. 720 с.
3. См.: Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура: Русская типография, 1902.
4. Ткаченко Д.С. Из истории национально-просветительной политики российской империи на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX вв. // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы: Мат-лы 1-го съезда ученых-кавказоведов (27-28 августа 1999 г.) / Под ред. В.Г. Игнатова. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2000. 208 с.
5. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь Кавказский: Тип. губернского правления, 1887. С. 46.
6. Техи^. Глагол будущего. Т. 2. Вып. 8 / Под ред. проф. К.Э. Штайна. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. 376 с. С. 34.
7. Исмаил-Заде Д.И. Граф И.И. Воронцов-Дашков. Наместник Кавказский. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 512 с. С. 133.
8. Столыпин. Жизнь и смерть (1862-1911): Сборник. 2-е изд., испр. и доп. / Сост. Г. Сидоровнин. Саратов: Соотечественник, 1997. 472 с. С. 417.
9. ГАРФ. Ф. 1565. Оп. 11. Д. 168. Л. 3.
10. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: Восточная лит-ра, 1995. 312 с. С. 189.
11. Кабардино-Балкарскому государственному университету - 50 лет. Нальчик: КБГУ, 1982. С. 10.
12. ГАРФ. Ф. 1565. Оп. 2. Д. 45. Л. 5; Оп. 11. Д. 168. Л. 3.
13. Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы XX века. Нальчик: Эльбрус, 2004. 326 с. С. 264.
14. Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института при Совете министров КБАССР. Том XXVI. Нальчик, 1974. С. 21.
15. УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 5. Д. 300. Л. 11; Оп. 6. Д. 1. Л. 207.
16. Карамурзов Б.С. Университет: итоги пройденного пути // Университетская жизнь. 2012, 12 окт.
17. След на земле. Книга 2. Нальчик, 2008.
18. След на земле. Книга 1. Нальчик, 2007.
19. Тхагапсоев Х.Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития. СПб.: Асте-рион, 2008. 224 с.
20. Ливанов Д. КБГУ - один из ведущих научно-образовательных центров России // Университетская жизнь. 2013. 1 сент.
21. Тхагапсоев Х.Г. Пушкинский фактор в диалоге русской и кавказских культур // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79. № 7. С. 617-623.
28 октября 2013 г.
УДК 37(470.6)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОСТСОВЕТСКОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ РОССИИ
П.А. Кузьминов, Х.Б. Мамсиров
В последние десятилетия Северный Кавказ оказался в эпицентре сложнейших общемировых процессов, наиболее опасными из которых стали религиозный экстремизм и терроризм. Поиск адекватных ответов на эти "вызовы" расколол научное сообщество. Часть ученых и практиков предлагает разрядить ситуацию в регионе
Кузьминов Петр Абрамович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербе-кова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: petrakis_hist@bk.ru;
Мамсиров Хамитби Борисович - доктор исторических наук, профессор, директор Социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: mamsirhb@mail.ru
с помощью увеличения воинских контингентов, введения "драконовских" законов, закручивания "гаек" по всем линиям развития общества [1]. Другая - отстаивает путь губернизации региона, с ликвидацией элементов политической автономии, полученной вместе с высоким правовым статусом республики [2]. Очевидно, что эти варианты деструктивны - куда пер-
Petr Kuzminov - Doctor of History, professor of the Department of History of Russia at the Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: petrakis_hist@bk.ru.
Khamitbi Mamsirov - Doctor of History, Professor, Head of the Social-Humanitarian Institute at the Kabardino-Balkar State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: mamsirhb@mail.ru.