МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОЕ
РАЗВИТИЕ РОССИИ
Игнатова Т.В.
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства Южно-Российского института
управления - филиала РАНХиГС, г.Ростов-на-Дону
Немашкалова К.Г.
к.э.н., доцент кафедры экономической теории и предпринимательства Южно-Российского института
управления - филиала РАНХиГС, г.Ростов-на-Дону
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: высшее образование, образовательная политика, инновации, образовательный кластер, общественное развитие.
Key words: higher education, education policy, innovations, educational cluster, social development.
Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися преобразованиями, которые большинством исследователей определяются как инновационные. В значительной степени скорость и качество этих преобразований детерминированы особенностями функционирования капиталистической экономики в современных условиях. Столкнувшись с проблемой исчерпания возможностей экстенсивного развития традиционных производств и отраслей, функционируя в условиях товарного перепроизводства и перепотребления, капиталистическая экономика нашла возможность не только преодоления кризиса перепроизводства, но и стимулирования экономического роста посредством создания инновационной продукции и внедрения инновационных технологий. Именно инновации, под которыми понимаются новые или усовершенствованные продукты, реализуемые на рынке, либо новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, рассматриваются сегодня в качестве основного конкурентного преимущества, двигателя экономического роста, а также фактора конкурентоспособности национальных государств в масштабах глобального рынка1.
При этом социальные преобразования также носят инновационный характер, а инновации, в свою очередь, должны быть и социальными.
В условиях перехода к постиндустриальному этапу общественного развития приоритетной компонентой является государственная политика в области содержания и структуры системы образования. При этом институт образования является важнейшим социальным институтом, транслирующим базовые ценности и приоритеты развития общества.
Роль образования в системе общественного развития трудно переоценить. Система современного образования является базовой детерминантой решения проблемы производства и воспроизводства в обществе.
Сфера образования в узком значении - это совокупность образовательных институтов и всех видов осуществляющейся в их рамках деятельности, направленной на приращение знаний как учащимися, так и обучающими, эта деятельность концентрируется на учебном процессе, но, кроме того, включает в себя все действия, необходимые для его обеспечения, начиная от информационной базы, кадрового потенциала и завершая финансированием и юридическим оформлением. Сфера образования в широком смысле - это вся совокупность действий по обучению и самообучению (образованию и самообразованию) людей, начиная с самого раннего возраста, в рамках образовательных институтов и за их пределами, взаимопереплетающихся с действиями по воспитанию и самовоспитанию личности, генерированию новых знаний, а также распространению в обществе информации по всем возможным каналам, включая и СМИ; сфера образования взаимопереплетается (интегрируется) со сферами воспитания, науки, информации в той мере, в какой соединяются в единое целое соответствующие виды деятельности (образование и самообразование, воспитание и самовоспитание, научные исследования и разработки, распространение информации во всех видах и формах, для широкого или узкого круга)2.
Образование следует рассматривать как социальную систему с соответствующей структурой и инфраструктурой, обеспечивающую целостность и развитие общества, его состояние и перспективы в будущем. Как видим, миссия образования в системе общественной практики выходит далеко за рамки образовательной системы, поэтому качество
1 Малахова Н.Н. Инновационная экономика как фактор социокультурных трансформаций современного общества // Современные проблемы науки и образования. 2014. - № 6. - С. 1765.
2 Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Кокорев М.М. Сфера образования в системе общественного воспроизводства // Экономические системы. 2013. - № 6. - С. 30.
образования во многом зависит от формирования долгосрочного и продуктивного сотрудничества с другими сферами социально-экономического развития.
Особенность образования заключается в том, что будущему специалисту необходимо привить знания, актуальные в течение определенного времени, соответствующие будущим потребностям рынка труда и структуры экономики. Иными словами, общественное развитие находится в зависимости от способности системы образования к опережающему развитию, образованность является атрибутом высокого качества жизни.
По методике Всемирного банка с 2004 года рассчитывается Индекс экономики знаний, представляющий собой комплексный показатель, интегрированный по четырем группам: индексы экономического и институционального режима, образования, инноваций и информационных и коммуникационных технологий. Здесь примечательно то, что уровни образования в обществе и развития национальной инновационной системы рассматриваются как коррелирующие показатели.
По итогам 2012 года на первом месте в данном рейтинге находится Швеция, далее Финляндия, Дания, Нидерланды и Норвегия, США на 12 месте (опустившись на 8 позиций в сравнении с предыдущими подсчетами). Положение в рейтинге России трудно назвать приемлемым: несмотря на рост на 9 позиций наша страна заняла только 55 место.
По индексу человеческого развития (комплексному анализу развития человека по показателям ожидаемой продолжительности жизни при рождении, образованию и величины валового национального дохода на душу населения) за 2014 год Россия, хотя и входит в группу стран в высоким уровнем человеческого развития, заняв в итоговом рейтинге 57 позицию с показателем 0,778, показывает существенное отставание от стран-лидеров рейтинга (Норвегия, Австралия, Швейцария, США, Германия).
По итогам 2013 года Россия в рейтинге стран мира по уровню образования, объединяющим комбинированные сведения об уровне грамотности взрослого населения и общем количестве учащихся, получающих образование, также не в начале списка, заняв 36 место и уступив таким странам, как Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, США, Германия и др.1
Абстрагируясь от некоторой условности таких рейтингов, отметим, что трансформация экономического развития государства должна обязательно сопровождаться позитивными сдвигами во всех сферах общественной жизни, и желательно равномерными. Основная задача функционирования любого государства - обеспечение благосостояния населения - должна быть базовым критерием успешности проводимой политики, особенно в условиях инновационного роста.
Российская система образования получила в виде Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию профессионального образования и широкие академические свободы в реализации образовательных программ. К основным задачам развития отечественной системы образования относятся:
- укрепление взаимосвязей образования с наукой, культурой, областью социальной защиты;
- усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда;
- взаимодействие федерального и региональных уровней в становлении единого образовательного пространства России;
- возрождение и усиление взаимодействия всех сфер образовательной деятельности: воспитательной, учебной, внешкольной и др.;
- расширение сферы международного сотрудничества в области образования с целью создания и укрепления мирового образовательного пространства и т.д.2
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. в качестве цели указано создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, для чего необходимо:
- создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;
- развитие современных механизмов и технологий общего образования;
- реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;
- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Общий объем финансирования мероприятий программы составил 112 987,1 млн. рублей. По прогнозным оценкам, к 2021 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных результатов. Эффективность реализации Программы будет обеспечена в результате внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования на основе инвестиций в научно-исследовательские проекты с последующим внедрением полученных результатов, а также путем использования принципов программно-целевого подхода. При этом важнейшим показателем эффективности будет являться высокая степень соотношения выгоды от реализации Программы на макроэкономическом уровне (рост валового внутреннего продукта, увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте, снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее и
1 Подготовлено по данным http://gtmarket.ru
2 Данильченко С.Л. Российское образование: достижения и проблемы // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2015. - С. 37-38.
658
(или) среднее профессиональное образование, снижение затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения) и инвестиций в Программу1.
Обобщая изложенное, отметим, что сегодня российское образование развивается в особых условиях на фоне комплекса проблем: это не только проблемы собственно системы образования (потенциальное сокращение числа абитуриентов ввиду последствий «демографической ямы», рост затрат на получение образования, в том числе ввиду введения многоуровневой системы образования, поскольку в большинстве случаев вторая ступень - магистратура - является платной, существенное отставание модернизации технической базы, стандартизация сферы образования и процесса обучения, ослабление социальной составляющей образовательной среды, понимание образования как услуги, а не как важнейшей функции государства), но и общеструктурные и институциональные проблемы российской экономики, выражающиеся в системном кризисе многих отраслей национальной экономики, а также новый этап технологического развития глобальной экономики.
Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Кокорев М.М. предлагают анализ воздействия глобальных трансформационных процессов на развитие сферы образования с точки зрения трех составляющих: трансформация индустриального общества в информационное, глобализация информационных потоков экономики и необходимость противостояния нарастающему мирового экологического кризиса. Остановимся на первых двух процессах (табл. 1).
Таблица 1
Классификация воздействий глобальных трансформационных процессов на развитие сферы образования2
№ п/п Глобальный трансформационный процесс Направления воздействия на характер обучения и связанного с ним труда Направления воздействия на динамику потребности общественного воспроизводства в квалифицированных кадрах
1 Трансформация индустриального общества в информационное на базе НТР 1.1. Интенсификация процесса обучения. 1.2. Компьютеризация образования. 1.3. Перенос центра тяжести на самообразование. 1.4. Упор на методы получения и обработки знаний. 1.5. Необходимость обучения на протяжении всей жизни. 1.6. Превалирование образования над воспитанием. 1.7. Многовариантный выбор профессии и периодическая переквалификация. 1.8. Взаимопереплетение обучения и труда, в том числе научного. 1.9. Образование как самоценность. 1.10. Обучение как способ достижения все более высоких целей в процессе труда. 1.1. Степень востребованности квалифицированных кадров в зависимости от уровней их подготовки - при невостребованности тех, чей уровень недостаточен для участия в конкуренции за интеллектуальное лидерство. 1.2. Усиление необходимости перемены труда и переквалификации. 1.3. Нарастание в отраслевом разрезе несоответствия между потребностью в квалифицированных кадрах и их наличием из-за инерции образовательного процесса. 1.4. Небольшая доля специалистов в науке и технике (10-15%) и преобладающая доля лиц с гуманитарным образованием (автоматизация вытесняет кадры в сферы воспитания, образования, культуры).
2 Глобализация информационных потоков и экономики 2.1. Приобщенность к передовым достижениям интеллекта всей человеческой цивилизации. 2.2. Синергетизация процесса образования. 2.3. Тенденция к глобальной альтернативности. 2.4. Тенденция к глобальной стандартизации. 2.5. Тенденция к глобальной универсальности. 2.1 .Усиление миграции квалифицированных кадров по странам мира. 2.2. Нарастание потребности международного обмена опытом в сфере образования. 2.3. Потребность в гуманитариях в рамках глобальных идеологических блоков.
Таким образом, сфера образования в условиях глобализации становится одной из фундаментальных основ процесса общественного воспроизводства, причем роль этой сферы, как показывает историческое развитие, неуклонно возрастает. Смысл образования не в том, чтобы дать конкретный алгоритм действий в конкретной ситуации, а в том, чтобы использовать приобретенное знание для получения дополнительных ресурсов увеличения жизненного потенциала человека и общества. Кроме того, качественное образование - это еще и «социальный лифт», обеспечивающий позитивную занятость населения страны.
Проблема инновационного развития в настоящее время звучит остро и крайне актуально. Однако решение ее находит двойственное выражение. С одной стороны, об инновациях сегодня говорят многие и предлагают их внедрение практически во все сферы жизни человека и общества. С другой стороны, важно, чтобы инновационные результаты научных исследований были положены в основу реализуемых образовательных проектов и последующей социально-экономической политики. Поэтому инновации в образовании нами рассматриваются как формирование нового образовательного знания и способа его представления, полезное новшество, а также как процесс освоения новых методик, программ, средств и технологий обучения.
Таким образом, важная сфера, которая претерпевает изменения под влиянием инновационной экономики - это сфера образования. Инновационная экономика для своего успешного функционирования нуждается как в инновационно-продуктивных, так и в инновационно-восприимчивых членах общества, в связи с чем перед образовательными
1 Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. // Правовая система «Гарант». - http://base.garant.ru/71044750/
2 Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Кокорев М.М. Сфера образования в системе общественного воспроизводства // Экономические системы. 2013. - № 6. - С. 32.
институтами и государством, обществом и работодателями ставится задача формирования инновационной личности как личности, способной к созданию инновационных идей, их воплощению в реальный продукт и доведению этого продукта до стадии распространения на рынке. Для выполнения поставленной задачи в практику работы образовательных учреждений как на уровне дошкольного образования, так и на уровне среднего и высшего образования внедряются программы, способствующие развитию творческого мышления. Как создатель нового знания, вуз попадает под непосредственное воздействие инновационной экономики, поскольку она нуждается в новых знаниях для производства инновационных продуктов и инновационных технологий. Заинтересованные в научных исследованиях и разработках, осуществляемых на базе университета, промышленные предприятия становятся заказчиками и, соответственно, оплачивают их проведение. Поскольку основной задачей инновационной деятельности является получение прибыли, то заказчики готовы оплачивать генерацию не просто новых знаний, но тех знаний, которые можно использовать для создания товара, услуги или процесса, обладающего рыночной стоимостью, то есть знаний, которые можно коммерциализировать в ближайшее время. Это вынуждает вузы заниматься в первую очередь прикладными исследованиями по заказу промышленных предприятий в ущерб фундаментальным исследованиям1.
В целях формирования инновационно ориентированного типа общественного развития необходима конкретная система мер, включающая комплекс методов и форм обучения, учитывающих новые тенденции развития образовательной системы. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, это система профессионального ориентирования. Задача современной системы образования - неотрывность от практики и реалистичность. Рыночная экономика предъявляет новые требования к выпускникам вузов. Необходимо готовить сильных специалистов, понимающих суть своей будущей профессии и способных в короткие сроки включиться в выполнение производственной функции, рационально применяя теоретические знания на практике. В этой связи важно продуманное взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования с работодателем, чтобы учреждения образования готовили тех специалистов, которые нужны работодателю. Для этого необходимо, чтобы работодатель участвовал с первого дня в образовательном процессе: в формировании программы обучения, составлении программы практик, наполнении ресурсами образовательного учреждения, проведении совместных мероприятий для студентов, а затем обеспечивал трудоустройство подготовленных специалистов.
Система профориентации в условиях рыночных отношений должна научить будущих выпускников реалистически оценивать себя, ориентироваться в социально-экономических условиях страны, конкретного региона и рынка труда; делать выбор и принимать решения, в том числе касающиеся продолжения образования и повышения квалификации по избранной профессии; трезво судить о возможностях и перспективах трудоустройства: попробовать себя практически в избираемой профессии2.
Актуальным направление развития системы общественного воспроизводства является кластеризация экономики и социальной сферы. Предприятия и организации, объединенные в кластер, совместно показывают более высокий результат, чем при раздельном функционировании, тем самым обеспечивая синергетический и мультипликативный эффект и расширение потенциала совместных кооперационных проектов.
Образовательный кластер представляет собой группу учебных заведений, расположенных в пределах одной территории, конкурирующих и взаимодействующих между собой в сфере предоставления образовательных услуг, а также совокупность организаций и институтов, поставляющих необходимые факторы производства, оборудование, специализированные услуги3.
Специфика административно-образовательных кластеров, заключающаяся в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров прежде всего для органов государственного и муниципального управления и бюджетных организаций, а не предприятий народного хозяйства, отличает их от научно-производственно-образовательных кластеров, создаваемых преимущественно в сфере развития производственных технологий и обеспечения высококвалифицированными специалистами отраслей региона. Задачи формирования резерва управленческих кадров на национальном и региональном уровнях обусловили появление и развитие административно -образовательных кластеров на Юге России, объединяющих действия органов государственной и муниципальной исполнительной власти и учреждений высшего профессионального образования.
Научно-производственно-образовательные кластеры на базе классических и технических университетов на Юге России создаются в большинстве субъектов Российской Федерации. Бесспорным лидером является Южный федеральный университет в г.Ростове-на-Дону, сильные вузовские системы, дополняемые инновационными центрами, бизнес-инкубаторами, технологическими парками, сложились в Краснодаре, Волгограде, Владикавказе, Ставрополе и Пятигорске, которые являются одновременно и донорами на рынке трудоустройства выпускников, и реципиентами абиту-
4
риентов из преимущественно соседних регионов .
В соответствии со Стратегией-2020 в нашей стране предусмотрено создание сети территориально-производственных кластеров. В социальной сфере такие проекты уже начинают реализовываться. В частности, в Свердловской
1 Малахова Н.Н. Инновационная экономика как фактор социокультурных трансформаций современного общества // Современные проблемы науки и образования. 2014. - № 6. - С. 1768-1769.
2 Беданоков Р.А. Образование как фактор развития региональных общественных систем // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2010. - № 4. - С. 128.
3 Немашкалова К.Г. Развитие инструментария социальной политики на основе кластерного подхода // Terra economicus. 2012. - Т. 10, №2-2. - С. 121.
4 Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. 2012. - № 3. - С. 94-99.
области формирование кластера как системы, объединяющей образовательные учреждения и работодателей, предусмотрено в качестве базы развития регионального образования. Во Владимирской области кластерная политика реализуется путем объединения всех учреждений образования, функционирующих на территории Субъекта Федерации. Интересен кластер, созданный в Челябинской области и включивший в себя наряду с университетскими структурами региональное Правительство и американскую корпорацию Emerson1.
Таким образом, кластерная технология позволяет повысить эффективность использования внутренних ресурсов учреждений образования, организовать повышение квалификации и обмен опытом, обеспечить доступ к образовательным ресурсам и материалам участников программы, а также реальное включение представителей органов власти и бизнес-сообщества, потенциальных работодателей в процесс обучения, создать условия для быстрого реагирования на изменение внешних социально-экономических условий функционирования организаций, входящих в кластер, и внедрения образовательных инициатив.
Развитию инновационных качеств человеческого потенциала в процессе обучения, совершенствованию в этих целях самого образовательного процесса должна содействовать институциональная перестройка системы профессионального образования, в том числе создание в стране сети флагманских вузов как крупных инновационных научно -образовательных комплексов. Независимо от своей принадлежности к тому или иному типу флагманских университетов целевым назначением их деятельности является осуществление деятельности на принципах взаимосвязи учебной и проектно-исследовательской деятельности. Флагманские вузы создаются как образовательные учреждения, реализующие конкурентоспособные на национальном и мировом уровнях образовательные программы, способные к генерации и распространению профессиональных знаний, конкурентных технологий и инноваций2.
Отечественный и зарубежный опыт сотрудничества государства и бизнеса свидетельствует о том, что государственно-частное партнерство также следует рассматривать в качестве важнейшего инструмента общественно-экономического развития страны, способствующего расширению ресурсной базы, повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, модернизации производственной и социальной инфраструктуры. Перспективны такие проекты и в образовательной среде, например, при формировании кластеров, в рамках которых осуществляется подготовка квалифицированных кадров при непосредственном участии работодателей как основных заказчиков.
Действенным целевым инструментом образовательной политики могут также стать конкурсы образовательных инноваций, система грантового финансирования. Эти технологии стимулируют развитие вузовской науки, создавая тем самым конкурентную среду. При этом грантовый конкурс (конкурс образовательных проектов) предусматривает определение основных направлений финансирования реализации проекта в той или иной сфере со стороны заказчика, а конкурс образовательного заказа предполагает четкую формулировку в конкурсной документации конечных целей реализуемых мероприятий и условий их проведения.
Перспективным направлением, особенно в условиях высокой коммерциализации российского образования и сокращения бюджетных мест в образовательных учреждениях, является развитие системы образовательного кредитования. Положительный эффект от использования образовательного кредита прослеживается для всех его участников. Так, потенциальный студент получает возможность обучения в образовательном учреждении даже в случае отсутствия финансовых возможностей ранее; банк получает проценты за выданный кредит; высшее учебное заведение получает студента, обучающегося на коммерческой основе.
Одним из направлений инноваций в образовании является франчайзинг. Франчайзинг в образовании представляет собой совместную деятельность учебных заведений по формированию предложений, производству (оказанию) и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг (продуктов) на рынок. При этом услуги должны соответствовать лицензиям образовательных учреждений. Изучение образовательного франчайзинга показывает, что он имеет ряд характерных особенностей: передача апробированной системы обучения (ведения бизнеса); использование договора франчайзинга (коммерческой концессии) как способа передачи системы обучения; установление франчайзером (правообладателем) стандартов образовательной программы. В России образовательный франчайзинг находит свое применение благодаря внедрению методов дистанционного обучения как одного из современных направлений развития системы образования. Помимо удовлетворения интересов пользователя и правообладателя, франчайзинговая система отвечает запросам конечного потребителя и общества в целом, а именно: содействует появлению новых конкурентов на рынках образовательных услуг; предоставляет потребителю возможность получения образования различного уровня; способствует появлению новых образовательных технологий, продуктов и услуг; в большинстве случаев способствует распространению опыта и знаний потребителя о качестве образовательного продукта и услуг, реализуемых во всех учебных заведениях, входящих во франчайзинговую систему и использующих общие стандарты качества3.
Новым инструментом социальной политики является формирование образовательных фондов, или фондов целевого капитала, - так называемых эндаументов. Они формируются благодаря пожертвованиям частных лиц, крупных коммерческих организаций, благотворительных фондов и др. Целевой капитал является частью имущества некоммерческой организации, передаваемой в доверительное управление управляющей компании для получения в дальнейшем
1 Немашкалова К.Г. Государственная социальная политика: экономические основы, институты, оценка эффективности. -Ростов-на-Дону: Альтаир, 2013. - С. 101-104.
2 Васильева О.С. Инновации в образовании как необходимое условие инновационного развития России // Terra economicus. 2013. - Т. 11, № 2-3. - С. 117.
3 Реттих С.В. Инновации в образовании: франчайзинг // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. - № 52. -
С. 97.
дохода, для финансирования деятельности некоммерческой организации. Источниками формирования средств таких фондов являются пожертвования в виде денежных средств, недвижимости, ценных бумаг. При этом регистрация эндаумент-фонда происходит при минимальном размере целевого капитала в 3 млн. рублей, а минимальный срок функционирования его - 10 лет.
Образование следует рассматривать как один из ключевых компонентов стратегии развития России, реализации концепции устойчивого развития, обеспечения всей системы национальной безопасности.
Приведенные нами примеры образовательных технологий - профессиональное ориентирование выпускников учебных заведений, кластерная организация образовательного процесса, конкурсные инструменты, привлечение частных инвестиций, система образовательного кредитования, франчайзинг, целевое финансирование и др. - в случае их долгосрочного применения и с учетом резистентного характера образования способны обеспечить стратегический эффект и, в конечном счете, переход российской социально-экономической системы на инновационный тип развития.