ББК 74.58 УДК 378.9
А.А. АРАСЛАНОВА
А.А. ARASLANOVA
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
USING OF CLUSTER'S APPROACH IN MANAGEMENT BY INNOVATIONAL POTENTIAL OF HIGH SCHOOL
В статье изложены особенности управления инновационной деятельностью регионального вуза как сложной открытой социально-экономической системы. В качестве основного инструментария управления представлен градостроительный интеллектуально-образовательный кластер.
In this article the peculiarity of management by innovational potential of a regional high school as complex open social- economical system is stated. The town-planning intellectual-educational cluster is presented as the main tools of management.
Ключевые слова: региональный вуз, градостроительный интеллектуально-образовательный кластер.
Key words: a regional high school, a town-planning intellectual-educational cluster.
Динамически устойчивое развитие национальной экономики и ее регионов может быть обеспечено масштабным развертыванием инновационной деятельности, связанной с непрерывным обновлением технико-технологической базы производства, освоением и выпуском новой конкурентоспособной продукции, эффективным проникновением на мировые рынки товаров и услуг. В настоящее время данный процесс в глобальном масштабе сопровождается построением инновационных систем, максимально адаптированных к условиям региональной рыночной экономики, охватывающих различные стороны общественной жизни и, прежде всего, сферу высшего образования.
Система высшего образования в развитых странах рассматривается как важнейшая стратегическая отрасль, воспроизводящая высококвалифицированные трудовые кадры, поддерживающие конкурентоспособность страны на глобальных рынках. Мировой опыт подтверждает: реформирование систем высшего образования в рамках формирующихся инновационных систем, основанных на научных знаниях, информации, компьютеризированных системах и высоких производственных технологиях, предопределяет оздоровление и развитие образовательной сферы, способствует преодолению отставания содержания образования от актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства. Переход к инновационному образованию, означа-
ющий приоритет процесса управляемых знаний, основанных на возможности извлечения синергетического эффекта, повышения конкурентоспособности за счет многоуровневости, многопрофильности, территориальной диверсификации образовательных услуг, формирует следующие тенденции развития
управленчески^воздеиствия
Я
бизнес службы биржы рекламные статистические СМИ
-среда занятости труда агентства органы
нормативно-правовая
^^^^окументаци^^^^
территориальные организации
ассоциации
ВХОД
X
контингент для обучения
(а б итурие нты)
заказы
на создание научно-педагогической, учебно-методической
X
требования
заинтересованных лиц
-личность: знания, ^олучени^^рофесс^^
-государство: подготовка специалистов в региональном и отраслевом разрезах
-работодатели: рост ^адрово^^п^тенци^^
-общество: расширенное воспроизводство совокупного интеллектуального потенциала
РЕГИОНАЛЬНЫЙ вуз
г
виды деятельности:
-образовательная деятельность; -научно-исследовательская деятельность; -производственная деятельность
организационно-педагогический механизм управления инновационными процессами принципы деятельности
X X
совокупность организационно-методических, управленческих, финансовых, правовых, информационных, технических, морально-психологических и др. элементов, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности
-профилизация; -специализация; -индивидуализация; -инновационность; -конкурентоспособность; -интегративность; -синергетичность
ресурсы:
Рис. 1. Мо- -б-
обратные связи
дель управления инновацион-
регионального вуза как сложной открытой социально-экономической
ной деятельностью системы
КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМ ВУЗОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭПОХУ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
X X
-материально-технические; -информационные;
-организационно-административные; -финансовые;
-нормативно-правовые; -трудовые
-учебно-методические
ВЫХОД
X
подготовка по отдельным профилям
X
-бакалавры; -магистры; -дипломированные специалисты; -научно-педагогические кадры;
X
научно-техническая продукция
X
учебно-лабораторное оборудование
X
учебно-методическая литература
Сбалансированное соответствие многообразным социальным потребностям государства, общества и личности, требованиям, нормам (стандартам), социально-экономическим услугам
Интегративность
ориентация на формирование различного рода связей:
инновационность
микроуровень
внешняя интегра с научным акаде сообществом; с организациями предприятиями, ассоциациями бизнеса; с организациями власти и самоуправления; с другими общеобразовательными учреждениями; со службами занятости; с различными социальными обществами института
нацеленность на: повышение инновационной
активности вуза; рьзвити предп инфра внедрен ичеосбкриамз иннов проце
внутренняя интеграция
цниай увруочвенбен: ый спреподаватель-студент; преподаватель-
преподаватель; различных дисциплин,
курсов, программ; теоретическое обучение; практика
X
Рис. 2. Гарантии качества высшего образования в эпоху экономики знаний
Одним из актуальных направлений адаптации сферы образования к современным рыночным условиям является поиск новых методов и подходов к управлению рынком образовательных услуг, основанных на экономических принципах воздействия, интеграции ресурсов, определении общих интересов и точек взаимодействия между участниками рынка. Поиск новых методов и подходов к управлению системой образования, по мнению автора статьи, может обеспечить: решение проблем высшей школы и реализацию принципа системности в управлении образованием на разных уровнях; привлечение к решению проблем высшего образования различных социальных институтов.
В новых социально-экономических условиях важнейшим приоритетом развития системы высшего образования является ее регионализация путем освобождения от излишней централизации, усиления национальных и региональных компонентов содержания, расширения самостоятельности образовательных учреждений, расширения возможностей человека в свободном выборе образовательных и профессионально-образовательных программ, востребованных в условиях конкретного региона. Итогом регионализации образовательного пространства должно стать формирование системы образования, оптимально отражающей особенности образовательных потребностей, права и интересы подрастающего поколения на доступное образование, специфику образовательной ситуации, природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие территории каждого отдельного российского региона. Под «региональным образовательным пространством» в настоящем исследовании понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном регионе [1]. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у молодежи духовно-нравственных ориентаций, развитию творческого потенциала и толерантности в условиях многонационального государства.
Надежным инструментом гарантии долговременной успешной деятельности региональных вузов является система стратегического партнерства, построенная на вовлечении в пространство качества высшего образования всех заинтересованных сторон. При этом как особо актуальную необходимо выделить задачу реализации адресной целевой подготовки специалистов по заказам работодателей в ведущих (профильных) отраслях экономики региона при одновременном улучшении качества предоставляемых услуг.
Организационно-технологическим механизмом реализации новой образовательной политики государства, направленной на приоритетное и опережающее развитие системы образования и активизации инновационной деятельности вузов, должна стать системная интеграция академической науки, образовательных учреждений и профильных бизнес-структур на базе концеп-
ции кластера как перспективного современного инструментария управления инновациями в разрезе административно-территориального образования. Кластерные структуры, целью эффективного функционирования которых является создание системного мотивированного взаимодействия науки, образования и производства, позволяющего на базе инновационности решать вопросы повышения качества предоставляемых вузами образовательных услуг, укрепления материально-технической и финансовой баз вузов, реализации программ гарантированного трудоустройства выпускников вузов, эффективного распределения новых знаний, трансферта научных открытий и изобретений, достижения наивысшей эффективности и конкурентоспособности ее участников путем извлечения синергетического эффекта.
В последнее время расширяются объемы и направленность научных исследований в сфере проблематики активизации инновационной деятельности региональных вузов. На этой основе возникли концепции национальных и региональных инновационных систем (Б.-А. Лундвалл, Р. Нельсон, К. Смит, Л. Сюте, Д. Форэй, К. Фримен и др.), концепция технологических систем (Дж. Доси, Н. Розенберг), концепция инновационных кластеров (Р.Н. Авербух, С.Д. Волков, Л. Мителка и др.).
Формирование регионального образовательного кластера представляет собой новый этап развития системы высшего образования, предполагающий высокую степень согласованности и координации всех ее элементов, соответствия участников рынка образовательных услуг общему контексту регионального развития. Следует, однако, отметить, что многие вопросы специфики регионального управления инновационным потенциалом высшей школы на основе кластерного подхода остаются мало исследованными. Главным препятствием на пути развития концепции кластеризации в России является слабая осознанность, недостаточная изученность и распространенность данного феномена.
Кроме того, мировой и отечественный практический опыт свидетельствует о многочисленных трудностях, связанных с непосредственным формированием партнерских отношений между группами заинтересованных лиц.
Л И
и
е в т с е
3
ю
о
е
ы
н
т
и
ч
е р
н и
е
Консалтинговые компании
-ж
е р
V ^
х ы н
-
е
та в
о
р
ю
о
-
т е
О
Инжиниринговые фирмы
Я Ь
а «
о :
а о
ч
о
и
Специализированные научно-исследовательские учреждения
Представители органов власти и самоуправления
| КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕ.Т |
"ядро" кластера
"периферия" кластера
т
О п
л в
Я
о
о
т
в
в к
я и
з щ
" И
о
.11.
И
■е*
о р
в
О
и
и ы
Инвестиционно-инновационные _фонды_
Региональный центр развития е и поддержки предпринимательства Д
социально-экономическая инфраструктура кластера
Рис. 3. Организационная структура регионального «градостроительного интеллектуально-образовательного кластера»
В трехуровневую структуру «градостроительного интеллектуально-образовательного кластера» мы включаем: «ядро» кластера, в состав которого входят головной в пределах данной территории вуз, специализированные научно-исследовательские учреждения, предприятия в ведущих (базовых, профильных) отраслях экономики региона, представители органов власти и самоуправления, Координационный Совет; «периферию» кластера, объединяющую сеть образовательных учреждений разных уровней, находящихся под управляющим и координирующим воздействием головного вуза, совокупность малых и средних предприятий, обеспечивающих ведущие (профильные) предприятия территории необходимыми ресурсами, полуфабрикатами и комплектующими, специализированными услугами, передовыми технологиями и т.п.; социально-экономическую инфраструктуру кластера, охватывающую предприятия, организации и компании, способствующие успешному функционированию участников кластера, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, транспортные компании, поставщиков энергии (топлива, связи и т.п.), инвестиционно-инновационные центры, общественные организации (ассоциации, фонды), информационные агентства и др. (рис. 3).
Очевидно, что масштабы инновационной деятельности в регионе зависят от уровня развития науки и образования. Поэтому формирование регионального «градостроительного интеллектуально-образовательного кластера», безусловно, будет способствовать не только развитию образования, науки и профильных производств, но и инновационному развитию региона в целом.
Действительно, активизация инновационной деятельности в регионе требует: оптимизации взаимоотношений органов власти и науки, органов власти и образования, органов власти и бизнеса, науки и образования, науки и бизнеса, образования и бизнеса; повышения качества научных исследований; обеспечения субъектов экономической деятельности квалифицированными кадрами, ориентированными на инновационную деятельность. Именно этим целям отвечает региональный «градостроительный интеллектуально-образовательный кластер» как организационно-технологическая структура, обеспечивающая взаимовыгодное сотрудничество науки, образования и бизнеса.
Таким образом, региональный «градостроительный интеллектуально-образовательный кластер», в понимании автора, - территориально обособленная совокупность научных, образовательных и профильных бизнес-структур, способствующая активизации инновационной деятельности региона, повышению его конкурентоспособности, стратегическому социально-экономическому развитию.
Включенность в «ядро» кластера представителей органов власти и самоуправления, обеспечивающее тесное сотрудничество бизнеса, науки и образования с властными структурами (так называемая модель тройной спирали, Triple Helix) [2], служит целям взаимной выгоды и сотрудничества, создания новых территорий инновационного развития в условиях формирования региональной инновационной системы.
Литература
1. Шабалин, Ю.Е. Развитие регионального образовательного пространства [Электронный ресурс] // Образовательное пространство региона. - 19.11.2008 // Режим доступа: http://region.edu3000.ru/favorite.htm
2. Hollenstein, H. Innovation Modes in the Swiss Service Sector: A cluster analysis based on firm-level data [Text] // Innovative networks: Co-operation in NIS. - OECD: OECD Proceedings. - Р. 77-101.