TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
НЕМАШКАЛОВА К.Г.,
аспирант,
Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются приоритетные задачи социально-экономического развития государства в сфере образования. В качестве важного направления трансформации образовательной системы выделяется формирование кластерной структуры и инфраструктуры образования.
Ключевые слова: социальная политика; образование; образовательный кластер; кластерная политика.
The article deals with the priorities of socio-economic development in education. As an important direction of the transformation of the educational system stands out the formation of cluster structure and the educational infrastructure.
Keywords: social policy; formation; educational cluster; cluster policy.
Коды классификатора JEL: I23, I25, I28.
Важнейшим условием политической и социально-экономической стабильности России, повышения уровня благосостояния и качества жизни населения является обеспечение роста конкурентоспособности государства. В период перехода экономики страны к инновационной модели развития приоритетное значение приобретает система управления человеческим капиталом, ключевым элементом которой является система профессионального образования.
Модернизация экономики невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с развитием ее интеллектуального потенциала, во многом определяющегося образованием [6].
Отечественное высшее образование по многим направлениям является конкурентоспособным. Однако процессы, протекавшие в образовательной системе России в период с начала социально-экономических реформ по настоящее время, складывались стихийно, под влиянием во внешних по отношению к системе образования макро- и микроэкономической системах. Следствием явились резкое разбалансирование структуры спроса и предложения специалистов, формирование неэффективной конкурентной среды, а также неэффективное расходование сокращающихся финансовых ресурсов [9, с. 140].
Законодательной основой политики в сфере образования является Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.
В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р, определены основные ориентиры социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, в соответствии с которыми стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Исходя из данной цели сформированы следующие приоритетные задачи:
■ обеспечение инновационного характера базового образования;
■ модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
■ создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
■ формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях [4].
Кроме того, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов отмечается, что в рассматриваемом периоде необходимо обеспечить:
♦ создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;
♦ обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, введение нормативно-подушевого механизма финансирования образовательных учреждений;
© К.Г. Немашкалова, 2012
♦ создание равных условий доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию на основе государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ, в том числе негосударственными организациями;
♦ обновление структуры сети образовательных учреждений, в том числе создание и развитие федеральных и национальных исследовательских университетов [4].
Анализ расходов федерального бюджета на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. (рис. 1) свидетельствует об уменьшении бюджетных ассигнований на образование в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Как отмечается, это снижение обусловлено завершением в 2013 г. реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень [4].
Ё
2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Рис. 1. Расходы федерального бюджета на образование в 2011-2014 гг. [составлено автором по 4]
Для решения проблем высшей школы, в первую очередь, требуется значительное увеличение расходов. Если у нас в среднем за год на одного студента тратится немногим более 3 тыс. долл., то в Европе данный показатель уже приблизился к 10 тыс., а в США — к 20 тыс. Этот финансовый разрыв становится фактором неконкурентоспособности не только российского высшего образования, но и всей отечественной экономики. При таких исходных условиях одним из главных направлений модернизации высшего образования в стране становится поиск и эффективное использование организационно-экономических инструментов предоставления образовательных услуг высшей школы, посредством которых возможно реально улучшить положение дел с финансовым обеспечением отрасли [3, с. 425].
Кроме того, актуальными задачами модернизации российской системы образования в современных условиях социально-экономических и демографических изменений в мире являются переход к модели образования на протяжении всей жизни, ввод на образовательную площадку новых агентов и форм образовательных программ, развитие академической мобильности и учебной иммиграции, изменение механизмов финансирования и системы управления образовательными учреждениями, ориентация на подготовку кадров для инновационной экономики, увеличение доли рынка российских программ на мировом рынке образования.
В качестве важного направления трансформации российской образовательной системы следует выделить формирование кластерной структуры и инфраструктуры российского образования. Реализация кластерной политики преследует цель обеспечения высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики, в том числе за счет повышения конкурентоспособности организаций и учреждений, предоставляющих образовательные услуги. Это происходит вследствие расширения потенциала эффективного взаимодействия всех участников кластера посредством реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Еще Майкл Портер отмечал, что в условиях глобализации на первое место выходят кластеры как системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей.
В общем виде образовательный кластер представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [1]. Нанотехнологический словарь Роснано определяет образовательный кластер как систему обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанную преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [5]. Исходя из вышесказанного, образовательный кластер представляет собой группу учебных заведений, расположенных в пределах одной территории, конкурирующих и взаимодействующих между собой в сфере предоставления образовательных услуг, а также совокупность организаций и институтов, поставляющих необходимые факторы производства, оборудование, специализированные услуги.
Исторически понятие «кластер» возникает при переходе общества от индустриального к постиндустриальному типу развития. Широкое распространение применение кластеров как эффективного средства обеспечения конкурентоспособности национальной экономики получило в последние несколько десятилетий во многих странах мира: в США, европейских странах, государствах Южной Америки, Африки и Океании. По данным Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, реализующего проект кластерного картирования на территории США, ведущие обра-
560
540
520
500
480
460
440
420
У У
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
122
к.Г немашкалова
зовательные кластеры находятся в таких американских штатах, как Калифорния, Нью-Йорк, Массачусетс, Пенсильвания, Нью-Джерси и т.д. В соответствии с исследованиями Европейской кластерной обсерватории, на территории европейских государств, входящих в ЕС, функционируют 69 образовательных кластеров, имеющих различный уровень инновационного развития, объемов экспорта, заработной платы и т.д. К наиболее развитым относятся образовательные кластеры на территории таких европейских городов, как Оксфорд, Варшава, Амстердам, Лондон, Париж и т.д. По данным Канадского института конкурентоспособности и благосостояния, ведущие образовательные кластеры Канады располагаются в провинциях Онтарио и Квебек. В то же время в последние годы все активнее начинают формироваться и развиваться образовательные кластеры, расположенные на территории ряда развивающихся стран (ОАЭ, Сингапур, Китай, Иордания), благосостояние и конкурентоспособность экономик которых растут значительно более быстрыми темпами [10, с. 533].
На территории Южного федерального округа в рамках зон опережающего экономического роста существуют благоприятные условия для формирования и развития территориально-производственных кластеров в таких отраслях, как химическое производство, добыча нефти и газа и их переработка, транспортно-логистические услуги, производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, машиностроение (судостроение, транспортное машиностроение, производство сельскохозяйственной техники, авиастроение, энергетическое машиностроение и др.), туристско-рекреационные услуги, угледобыча, производство строительных материалов [7]. Нам представляется целесообразным развитие также потенциала образовательного кластера.
Переходной моделью образовательного кластера является учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК), который представляет собой ассоциацию высшего учебного заведения, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, малых предприятий научно-технического профиля и машиностроительных предприятий всех форм собственности независимо от отраслей принадлежности, обеспечивающую единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, деятельность которой направлена на социальноэкономическое и духовное развитие общества, региона и страны в целом. Это инновационная система, которая создается в университете для коммерциализации результатов прикладных научных исследований и соответствующей подготовки кадров в области инновационного менеджмента. УНИК объединяет, с одной стороны, подразделения университета, связанные с выполнением НИР и НИОКР, которые приводят к получению новых знаний, технологий, разработок, материалов, а с другой стороны, те структуры, которые решают проблемы коммерциализации этих результатов [9, с. 143].
Основными целями УНИК являются:
■ содействие реализации инновационного потенциала университета путем вовлечения профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических кадров, докторантов, аспирантов и студентов в инновационную деятельность и повышение на ее основе качества образовательной деятельности вуза;
■ повышение конкурентоспособности вуза на рынке наукоемких технологий, научно-технической продукции, трансфера технологий и образовательных услуг;
■ увеличение доходов вуза за счет научно-технической деятельности и трансфера технологий;
■ создание на базе университета новых рабочих мест для профессорско-преподавательского состава и сотрудников; повышение доходов работников вуза и студентов;
■ повышение качества подготовки специалистов в вузе;
■ повышение привлекательности вуза для профессорско-преподавательского состава и студентов;
■ обновление материально-технической базы учебного процесса и привлечение материальной базы малых предприятий для обучения студентов и проведения практики;
■ повышение инновационной способности университета путем создания условий для развития научно-технического предпринимательства, производственного освоения научных знаний и наукоемких высоких технологий;
■ обеспечение коммерциализации результатов научных исследований и повышение технического уровня и конкурентоспособности производства;
■ содействие передаче разработок на рынок в виде инновационных продуктов, технологий и услуг для удовлетворения потребностей общества;
■ повышение роли университета как центра развития инновационных процессов в регионе [9, с. 144].
Основными сценариями построения кластеров в обще виде можно считать. Это:
♦ технико-реализационный сценарий — необходимые способы взаимодействия представителей фундаментальной науки и разработчиков комплексных решений;
♦ организационно-производственный сценарий — для каких отраслей экономики необходимы специалисты и какого уровня подготовки;
♦ маркетинговый сценарий предполагает определение возможного спроса на данное изделие-услугу-технологию-инфраструктуру, позиционирование данной группы предприятий на рынке, создание условий для работы с работодателями-заказчиками в системе;
♦ инвестиционный сценарий предполагает оценку перспективности проекта по созданию продукта (услуги-технологии-инфраструктуры) определение всего набора организационных проектов и альтернативных вариантов поектов-единиц, включенных в мегапроект, оценку рисков каждого из проектов и каждого из этапов реализации отдельного проекта, постоянный анализ устойчивости спроса на результат реализации проекта в зависимости от стоимости продукции;
♦ кадровый сценарий — подготовка людей, способных работать в условиях высокой неопределенности, взаимодействия носителей разнопрофессиональных языков, а также огромной технологической гибкости и перенастройки современного производства;
♦ институционально-организационный сценарий — определение того, как должен быть организован кластер, как он должен формироваться [2].
Наряду с этим, построение кластера может осуществляться «снизу вверх» на основе отдельных проектов и программ, объединяющих потенциальных участников кластера; «сверху вниз» путем первоначального формирования структуры кластера, его стратегии функционирования и ресурсной обеспеченности; а также по смешанному варианту с сочетанием обоих подходов.
Создание образовательного комплекса с использованием кластерного подхода включает в себя ряд последовательных этапов. На первом этапе необходимо осуществление анализа образовательной инфраструктуры региона с целью определения потенциала кластеризации, т.е. выявляется наличие организаций и учреждений образования, а также возможность их комплексного объединения. На втором этапе происходит определение и описание структуры и состава участников образовательного комплекса. В ходе этого процесса особая роль по развитию институциональной составляющей отводится государству в части формирования благоприятных условий для создания образовательного кластера, устранения барьеров формирования конкурентной среды на территории, а также поддержки создания и совершенствования инфраструктуры.
При этом следует особо подчеркнуть, что формирование образовательного кластера связано не просто с формальной необходимостью объединения различных организаций триады «образование-наука-производство», а с необходимостью нахождения оптимальной формы сочетания и взаимодействия их потенциалов в целях достижения максимального эффекта в решении поставленных задач.
По мнению А.В. Смирнова, реализация модели образовательного кластера включает 6 этапов [8, с. 32-33]. Первоначально предлагается осуществить мониторинг суждений работодателей о наличии у выпускников школ, училищ, техникумов необходимых профессиональных и личностных качеств. Этот мониторинг позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки; своевременно корректировать и определять перспективные векторы развития социального партнерства, позволяющие улучшить качество подготовки специалистов газовой отрасли и удовлетворять потребности заказчиков на рынке труда. Второй этап предполагает организацию образовательной деятельности в соответствии с требованиями международной Системы менеджмента Качества. Третий этап включает организацию производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и инновационных технологий отраслей экономики в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания видов практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях газовой отрасли и их карьерному росту. Далее организуется работа постоянно действующих научно-методических семинаров субъектов образовательного кластера, направленных на согласование требований предприятий-заказчиков к профессиональным знаниям и навыкам выпускников училищ, техникумов и вузов. Пятый этап характеризуется развитием сектора дополнительного профессионального образования. Наконец, на шестом этапе происходит проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что одним из приоритетов современного социально-экономического развития российского государства в условиях глобализации и интернационализации образования является ориентир на непрекра-щающееся увеличение уровня и качества подготовки специалистов, рост их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда. При этом, в ходе всесторонней модернизации образовательного процесса и его структуры очень важно преодолеть существующий разрыв между сформировавшимся предложением образовательных услуг высшей школы и реально предъявляемыми потребностями со стороны общества и экономики. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования образовательных кластеров как действенного инструмента развития отдельных территорий и регионов, а также повышения общенациональной конкурентоспособности и эффективности российской экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера // http://conference.kemsu.ru/ GetDocsFile?id=13537&table= раре^_ file&type=0&conn=confDB.
2. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Алманах «Восток». 2007. Вып. 1 // http://www.situation.ru/ арр/)_аЛр_1178.Мт.
3. Жанказмев А.Х. Требования экономики знаний к принципам финансирования затрат на высшее образование // Экономические науки. 2010. № 12 (73).
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. // Правовая система «Консультант Плюс».
5. Нанотехнологический словарь РОСНАНО // http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134.
6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов (разработан Минэкономразвития РФ) // Правовая система «Консультант Плюс».
7. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 г. № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» // Правовая система «Консультант Плюс».
8. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010.
9. СоболевА.С. Роль образования в развитии региональной системы управления знаниями // Экономические науки. 2011. № 3 (76).
10. Соколова К.С. Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4.1 (104).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2