Научная статья на тему 'Развитие инструментария социальной политики на основе кластерного подхода'

Развитие инструментария социальной политики на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / FORMATION / EDUCATIONAL CLUSTER / CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немашкалова К. Г.

В статье рассматриваются приоритетные задачи социально-экономического развития государства в сфере образования. В качестве важного направления трансформации образовательной системы выделяется формирование кластерной структуры и инфраструктуры образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of tools of social policy on the basis of cluster approach

The article deals with the priorities of socio-economic development in education. As an important direction of the transformation of the educational system stands out the formation of cluster structure and the educational infrastructure.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментария социальной политики на основе кластерного подхода»

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

НЕМАШКАЛОВА К.Г.,

аспирант,

Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются приоритетные задачи социально-экономического развития государства в сфере образования. В качестве важного направления трансформации образовательной системы выделяется формирование кластерной структуры и инфраструктуры образования.

Ключевые слова: социальная политика; образование; образовательный кластер; кластерная политика.

The article deals with the priorities of socio-economic development in education. As an important direction of the transformation of the educational system stands out the formation of cluster structure and the educational infrastructure.

Keywords: social policy; formation; educational cluster; cluster policy.

Коды классификатора JEL: I23, I25, I28.

Важнейшим условием политической и социально-экономической стабильности России, повышения уровня благосостояния и качества жизни населения является обеспечение роста конкурентоспособности государства. В период перехода экономики страны к инновационной модели развития приоритетное значение приобретает система управления человеческим капиталом, ключевым элементом которой является система профессионального образования.

Модернизация экономики невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с развитием ее интеллектуального потенциала, во многом определяющегося образованием [6].

Отечественное высшее образование по многим направлениям является конкурентоспособным. Однако процессы, протекавшие в образовательной системе России в период с начала социально-экономических реформ по настоящее время, складывались стихийно, под влиянием во внешних по отношению к системе образования макро- и микроэкономической системах. Следствием явились резкое разбалансирование структуры спроса и предложения специалистов, формирование неэффективной конкурентной среды, а также неэффективное расходование сокращающихся финансовых ресурсов [9, с. 140].

Законодательной основой политики в сфере образования является Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р, определены основные ориентиры социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, в соответствии с которыми стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Исходя из данной цели сформированы следующие приоритетные задачи:

■ обеспечение инновационного характера базового образования;

■ модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

■ создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

■ формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях [4].

Кроме того, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов отмечается, что в рассматриваемом периоде необходимо обеспечить:

♦ создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;

♦ обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, введение нормативно-подушевого механизма финансирования образовательных учреждений;

© К.Г. Немашкалова, 2012

♦ создание равных условий доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию на основе государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ, в том числе негосударственными организациями;

♦ обновление структуры сети образовательных учреждений, в том числе создание и развитие федеральных и национальных исследовательских университетов [4].

Анализ расходов федерального бюджета на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. (рис. 1) свидетельствует об уменьшении бюджетных ассигнований на образование в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Как отмечается, это снижение обусловлено завершением в 2013 г. реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень [4].

Ё

2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Рис. 1. Расходы федерального бюджета на образование в 2011-2014 гг. [составлено автором по 4]

Для решения проблем высшей школы, в первую очередь, требуется значительное увеличение расходов. Если у нас в среднем за год на одного студента тратится немногим более 3 тыс. долл., то в Европе данный показатель уже приблизился к 10 тыс., а в США — к 20 тыс. Этот финансовый разрыв становится фактором неконкурентоспособности не только российского высшего образования, но и всей отечественной экономики. При таких исходных условиях одним из главных направлений модернизации высшего образования в стране становится поиск и эффективное использование организационно-экономических инструментов предоставления образовательных услуг высшей школы, посредством которых возможно реально улучшить положение дел с финансовым обеспечением отрасли [3, с. 425].

Кроме того, актуальными задачами модернизации российской системы образования в современных условиях социально-экономических и демографических изменений в мире являются переход к модели образования на протяжении всей жизни, ввод на образовательную площадку новых агентов и форм образовательных программ, развитие академической мобильности и учебной иммиграции, изменение механизмов финансирования и системы управления образовательными учреждениями, ориентация на подготовку кадров для инновационной экономики, увеличение доли рынка российских программ на мировом рынке образования.

В качестве важного направления трансформации российской образовательной системы следует выделить формирование кластерной структуры и инфраструктуры российского образования. Реализация кластерной политики преследует цель обеспечения высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики, в том числе за счет повышения конкурентоспособности организаций и учреждений, предоставляющих образовательные услуги. Это происходит вследствие расширения потенциала эффективного взаимодействия всех участников кластера посредством реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Еще Майкл Портер отмечал, что в условиях глобализации на первое место выходят кластеры как системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей.

В общем виде образовательный кластер представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [1]. Нанотехнологический словарь Роснано определяет образовательный кластер как систему обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанную преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [5]. Исходя из вышесказанного, образовательный кластер представляет собой группу учебных заведений, расположенных в пределах одной территории, конкурирующих и взаимодействующих между собой в сфере предоставления образовательных услуг, а также совокупность организаций и институтов, поставляющих необходимые факторы производства, оборудование, специализированные услуги.

Исторически понятие «кластер» возникает при переходе общества от индустриального к постиндустриальному типу развития. Широкое распространение применение кластеров как эффективного средства обеспечения конкурентоспособности национальной экономики получило в последние несколько десятилетий во многих странах мира: в США, европейских странах, государствах Южной Америки, Африки и Океании. По данным Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, реализующего проект кластерного картирования на территории США, ведущие обра-

560

540

520

500

480

460

440

420

У У

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

122

к.Г немашкалова

зовательные кластеры находятся в таких американских штатах, как Калифорния, Нью-Йорк, Массачусетс, Пенсильвания, Нью-Джерси и т.д. В соответствии с исследованиями Европейской кластерной обсерватории, на территории европейских государств, входящих в ЕС, функционируют 69 образовательных кластеров, имеющих различный уровень инновационного развития, объемов экспорта, заработной платы и т.д. К наиболее развитым относятся образовательные кластеры на территории таких европейских городов, как Оксфорд, Варшава, Амстердам, Лондон, Париж и т.д. По данным Канадского института конкурентоспособности и благосостояния, ведущие образовательные кластеры Канады располагаются в провинциях Онтарио и Квебек. В то же время в последние годы все активнее начинают формироваться и развиваться образовательные кластеры, расположенные на территории ряда развивающихся стран (ОАЭ, Сингапур, Китай, Иордания), благосостояние и конкурентоспособность экономик которых растут значительно более быстрыми темпами [10, с. 533].

На территории Южного федерального округа в рамках зон опережающего экономического роста существуют благоприятные условия для формирования и развития территориально-производственных кластеров в таких отраслях, как химическое производство, добыча нефти и газа и их переработка, транспортно-логистические услуги, производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, машиностроение (судостроение, транспортное машиностроение, производство сельскохозяйственной техники, авиастроение, энергетическое машиностроение и др.), туристско-рекреационные услуги, угледобыча, производство строительных материалов [7]. Нам представляется целесообразным развитие также потенциала образовательного кластера.

Переходной моделью образовательного кластера является учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК), который представляет собой ассоциацию высшего учебного заведения, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, малых предприятий научно-технического профиля и машиностроительных предприятий всех форм собственности независимо от отраслей принадлежности, обеспечивающую единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, деятельность которой направлена на социальноэкономическое и духовное развитие общества, региона и страны в целом. Это инновационная система, которая создается в университете для коммерциализации результатов прикладных научных исследований и соответствующей подготовки кадров в области инновационного менеджмента. УНИК объединяет, с одной стороны, подразделения университета, связанные с выполнением НИР и НИОКР, которые приводят к получению новых знаний, технологий, разработок, материалов, а с другой стороны, те структуры, которые решают проблемы коммерциализации этих результатов [9, с. 143].

Основными целями УНИК являются:

■ содействие реализации инновационного потенциала университета путем вовлечения профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических кадров, докторантов, аспирантов и студентов в инновационную деятельность и повышение на ее основе качества образовательной деятельности вуза;

■ повышение конкурентоспособности вуза на рынке наукоемких технологий, научно-технической продукции, трансфера технологий и образовательных услуг;

■ увеличение доходов вуза за счет научно-технической деятельности и трансфера технологий;

■ создание на базе университета новых рабочих мест для профессорско-преподавательского состава и сотрудников; повышение доходов работников вуза и студентов;

■ повышение качества подготовки специалистов в вузе;

■ повышение привлекательности вуза для профессорско-преподавательского состава и студентов;

■ обновление материально-технической базы учебного процесса и привлечение материальной базы малых предприятий для обучения студентов и проведения практики;

■ повышение инновационной способности университета путем создания условий для развития научно-технического предпринимательства, производственного освоения научных знаний и наукоемких высоких технологий;

■ обеспечение коммерциализации результатов научных исследований и повышение технического уровня и конкурентоспособности производства;

■ содействие передаче разработок на рынок в виде инновационных продуктов, технологий и услуг для удовлетворения потребностей общества;

■ повышение роли университета как центра развития инновационных процессов в регионе [9, с. 144].

Основными сценариями построения кластеров в обще виде можно считать. Это:

♦ технико-реализационный сценарий — необходимые способы взаимодействия представителей фундаментальной науки и разработчиков комплексных решений;

♦ организационно-производственный сценарий — для каких отраслей экономики необходимы специалисты и какого уровня подготовки;

♦ маркетинговый сценарий предполагает определение возможного спроса на данное изделие-услугу-технологию-инфраструктуру, позиционирование данной группы предприятий на рынке, создание условий для работы с работодателями-заказчиками в системе;

♦ инвестиционный сценарий предполагает оценку перспективности проекта по созданию продукта (услуги-технологии-инфраструктуры) определение всего набора организационных проектов и альтернативных вариантов поектов-единиц, включенных в мегапроект, оценку рисков каждого из проектов и каждого из этапов реализации отдельного проекта, постоянный анализ устойчивости спроса на результат реализации проекта в зависимости от стоимости продукции;

♦ кадровый сценарий — подготовка людей, способных работать в условиях высокой неопределенности, взаимодействия носителей разнопрофессиональных языков, а также огромной технологической гибкости и перенастройки современного производства;

♦ институционально-организационный сценарий — определение того, как должен быть организован кластер, как он должен формироваться [2].

Наряду с этим, построение кластера может осуществляться «снизу вверх» на основе отдельных проектов и программ, объединяющих потенциальных участников кластера; «сверху вниз» путем первоначального формирования структуры кластера, его стратегии функционирования и ресурсной обеспеченности; а также по смешанному варианту с сочетанием обоих подходов.

Создание образовательного комплекса с использованием кластерного подхода включает в себя ряд последовательных этапов. На первом этапе необходимо осуществление анализа образовательной инфраструктуры региона с целью определения потенциала кластеризации, т.е. выявляется наличие организаций и учреждений образования, а также возможность их комплексного объединения. На втором этапе происходит определение и описание структуры и состава участников образовательного комплекса. В ходе этого процесса особая роль по развитию институциональной составляющей отводится государству в части формирования благоприятных условий для создания образовательного кластера, устранения барьеров формирования конкурентной среды на территории, а также поддержки создания и совершенствования инфраструктуры.

При этом следует особо подчеркнуть, что формирование образовательного кластера связано не просто с формальной необходимостью объединения различных организаций триады «образование-наука-производство», а с необходимостью нахождения оптимальной формы сочетания и взаимодействия их потенциалов в целях достижения максимального эффекта в решении поставленных задач.

По мнению А.В. Смирнова, реализация модели образовательного кластера включает 6 этапов [8, с. 32-33]. Первоначально предлагается осуществить мониторинг суждений работодателей о наличии у выпускников школ, училищ, техникумов необходимых профессиональных и личностных качеств. Этот мониторинг позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки; своевременно корректировать и определять перспективные векторы развития социального партнерства, позволяющие улучшить качество подготовки специалистов газовой отрасли и удовлетворять потребности заказчиков на рынке труда. Второй этап предполагает организацию образовательной деятельности в соответствии с требованиями международной Системы менеджмента Качества. Третий этап включает организацию производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и инновационных технологий отраслей экономики в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания видов практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях газовой отрасли и их карьерному росту. Далее организуется работа постоянно действующих научно-методических семинаров субъектов образовательного кластера, направленных на согласование требований предприятий-заказчиков к профессиональным знаниям и навыкам выпускников училищ, техникумов и вузов. Пятый этап характеризуется развитием сектора дополнительного профессионального образования. Наконец, на шестом этапе происходит проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что одним из приоритетов современного социально-экономического развития российского государства в условиях глобализации и интернационализации образования является ориентир на непрекра-щающееся увеличение уровня и качества подготовки специалистов, рост их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда. При этом, в ходе всесторонней модернизации образовательного процесса и его структуры очень важно преодолеть существующий разрыв между сформировавшимся предложением образовательных услуг высшей школы и реально предъявляемыми потребностями со стороны общества и экономики. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования образовательных кластеров как действенного инструмента развития отдельных территорий и регионов, а также повышения общенациональной конкурентоспособности и эффективности российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера // http://conference.kemsu.ru/ GetDocsFile?id=13537&table= раре^_ file&type=0&conn=confDB.

2. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Алманах «Восток». 2007. Вып. 1 // http://www.situation.ru/ арр/)_аЛр_1178.Мт.

3. Жанказмев А.Х. Требования экономики знаний к принципам финансирования затрат на высшее образование // Экономические науки. 2010. № 12 (73).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. // Правовая система «Консультант Плюс».

5. Нанотехнологический словарь РОСНАНО // http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134.

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов (разработан Минэкономразвития РФ) // Правовая система «Консультант Плюс».

7. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 г. № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» // Правовая система «Консультант Плюс».

8. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010.

9. СоболевА.С. Роль образования в развитии региональной системы управления знаниями // Экономические науки. 2011. № 3 (76).

10. Соколова К.С. Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4.1 (104).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.