ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ш
7. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р «О комплексном плане мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг.» // http:// www.rg.ru/2014/04/04/standarty-site-dok.html
8. Постановление правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» // http://base.garant.ru/70304190/
9. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации // http://base.garant.ru/12183402/
10. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации // http://www. rg.ru/2011/12/09/finansi-dok.html
11. Затраты домохозяйств на учебу взрослых в 2003/2004 учебном году // Информационный бюллетень ГУ-ВШЭ. — М., 2005. — С. 24. http://isek.hse.ru/docs/infbul18.pdf.
12. Расчет на основе: O’Donnell K. Adult Education Participation in 2004-05 (NCES 2006-077). U.S. Department of Education. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2006. P. 2, 7. — http://nces.ed.gov/pubs2006/2006077.pdf.
13. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3. — С.121-139. http://ecsocman .edu.ru: 8100/images/pubs/2003/12/13/0000139417/011 kOULMAN.pdf.;http://www.socialcapitalgateway.org.
14. Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Амурстат. — Благовещенск, 2013. — 369 с.
15. Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) — (IFAC). Электронный ресурс: online.zakon.kz>Параграф-www>?doc_id=30123624
16. План деятельности Минфина России на 2013-2018 гг. Электронный ресурс: minfin.ru>ru/ministry/planMF/Plani/
17.Электронный ресурс: https://mail.yandex.ru/neo2/#message/
1 В большинстве стран мира информационно-консультационная служба (или служба «extension») зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики — модель «land-grant» Университетов, — где нашла наиболее широкое распространение и развитие.
2 Механизм признания МСФО на территории РФ полностью реализован. Приняты: Закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 — об утверждении Положения о признании МСФО; Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н — о введении в действие МСФО и разъяснений к ним на территории РФ.
3 Эти требования закреплены в Международных стандартах образования для профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) — (IFAC).
4 В 2001 г. действительным членом МФБ (IFAC) стал Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), который объединяет более 100 тысяч профессиональных бухгалтеров и аудиторов страны. При разработке системы повышения квалификации бухгалтеров ИПБР учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. С 01 мая 2014 года программы подготовки и аттестации, программы повышения профессионального уровня профессиональных бухгалтеров актуализированы.
5 Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Амурстат-Б., 2013. — 369 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ
А.Ю.Баранова,
начальник управления научных исследований, доцент кафедры экономической теории и финансов
Сочинского государственного университета, кандидат экономических наук [email protected]
В XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов инновационного развития муниципалитета и региона. В современных условиях уделяется внимание интеграции вузовской науки и реального сектора экономики, в результате чего формируется непрерывная система образования. В статье данная система рассмотрена в рамках научно-образовательного кластера, где представлен финансовый механизм связей между его субъектами.
Ключевые слова: финансы, инновации, научно-образовательный кластер, непрерывная система образования
УДК 336.6 ББК 65.2/4
Важнейшими источниками финансирования отечественной системы высшего профессионального образования являются средства, выделяемые из федерального бюджета в виде ассигнований и грантов, а также средства за счет оказания платных образовательных услуг. В настоящее время перед Россией стоит задача развития экономики знаний, а это значит, что одним из приоритетных направлений совершенствования современного профессионального образования является сотрудничество научно-образовательных организаций с реальным сектором экономики на инновационно-предпринимательской основе.
В современных условиях особенностью инновационных процессов является нелинейность. Устаревшая линейная схема: фундаментальные и прикладные исследования ^ опытно-конструкторские разработки ^ производство ^ маркетинг и сбыт, уже не отражает в полной мере всю многогранность данного процесса. Нелинейность инновационных процессов определяется следующими основными чертами:
— возникновение новой идеи на любом этапе инновационного цикла;
— генерация знаний на протяжении всего инновационного цикла;
37 1
№
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Рис. 1. Инновационная деятельность как институциональная система [1]
— необходимость взаимодействия и оформление партнерств между субъектами деятельности;
— наличие механизма регулирования отношений между экономическими субъектами по поводу финансирования, разработки, внедрения и реализации инноваций.
В современных условиях развитие инновационной деятельности организаций следует рассматривать как институциональную систему (рис. 1).
Субъектами инновационной деятельности являются сектора: академический, корпоративный, государственный, каждый из которых разрабатывает свои инновации. В корпоративном секторе можно выделить следующую последовательность действий, способствующую созданию инноваций на протяжении всего процесса:
— научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (инновация продукта, услуги);
— финансовые, трудовые, материально-технические и прочие ресурсы (инновации в финансировании, управлении);
— маркетинговые исследования (маркетинговые инновации);
— производство (технологические инновации);
— сбыт (инновации в продвижении нового продукта).
Задачей академического сектора является генерация знаний и их направление в корпоративный сектор (инновации в обучении). В соответствии законом от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ бюджетные, научные, образовательные организации и государственные академии наук имеют право без согласия собственника быть учредителями малых инновационных предприятий.
Государство в лице органов власти разрабатывает институциональные инновации, представленные в виде:
— законов, нормативно-правовых актов и т.п., регулирующих предпринимательскую деятельность экономических субъектов, а также их финансирование;
— форм и принципов взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности (частно-государственное партнерство, кластеры, государственный (муниципальный) заказ и т.п.).
Непосредственными разработчиками инноваций являются отдельные организации и предпринимательские структуры, представленные в корпоративном секторе. Данный сектор, создавая собственные инновации, аккумулирует нововведения, разработанные органами власти и научно-образовательными организациями, и поставляет конечный товар (услугу) потребителю. Степень востребованности нового товара (услуги) будет очевидна, исходя из увеличившегося или неизменившегося на него спроса со стороны клиента. Однако степень и быстрота процесса разработки и реализации конечных усовершенствованных продуктов зависит от институциональных инноваций и финансирования.
Субъектами финансирования инноваций являются:
1) государство в лице органов власти и государственных внебюджетных фондов, предоставляющие средства из бюджетов разных уровней в виде кредитов, грантов, субсидий, посредством государственных заказов и преимущественно на конкурсной основе;
2) среди представителей бизнеса финансирование осуществляют:
— венчурные фонды, выполняющие роль посредника между коллективными инвесторами и предпринимателями пос-
редством предоставления инвестиционного кредита или покупки большого пакета акций компании;
— бизнес-ангелы — состоятельные люди, инвестирующие собственные средства в частные компании на начальных стадиях развития, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога;
— прочие частные организации, заключившие договор о сотрудничестве или предоставлении коммерческого кредита.
Денежные средства с целью финансирования инноваций предоставляются государством на конкурсной основе (субсидии, гранты, государственные заказы), частными организациями — на возвратной основе (кредиты, инвестиции).
В результате взаимодействия субъектов рынка возникают альтернативные способы финансирования инноваций (лизинг, франчайзинг, концессия, государственный заказ и др.):
— лизинг — долгосрочная аренда актива с последующим выкупом;
— франчайзинг — право на использование известного бренда на основе договора;
— концессия — финансовая форма партнерства муниципалитета и бизнеса, заключенная на основе договора, при котором одна сторона — правообладатель (муниципалитет) обязуется предоставить другой стороне — субъекту бизнеса за вознаграждение, на срок или без указания срока, право использовать в предпринимательской деятельности имущество и комплекс исключительных прав, деловой репутации и т.п.;
— государственный (муниципальный) заказ осуществляется на конкурсной основе путем отбора заявок претендентов, имеющих определенный производственный и кадровый потенциал и готовых оказать услуги за бюджетные средства по низкой цене. Такая форма взаимодействия муниципалитета с организациями способствует рациональному использованию оптимизации финансовых потоков и стимулирует развитие инновационной деятельности.
Таким образом, субъектами инновационной деятельности являются государство, организации бизнеса, науки, образования и потребители инноваций (физические и юридические лица). С целью развития непрерывной системы профессионального образования необходимо сотрудничество между данными субъектами. Рассмотрим взаимодействие организаций в рамках научно-образовательных кластеров (англ. cluster скопление).
Под кластерным подходом в целом можно понимать вза-имо- и саморазвитие субъектов кластера, осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом [2, 3, 4].
С учетом инновационного подхода авторы научно-образовательный кластер рассматривают, с одной стороны, как совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с организациями отрасли; с другой — как систему взаимообучения, генерации знаний и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, что в итоге приводит к разработке и реализации новых продуктов [5, 6, 7, 8, 9].
На основе выше представленных определений обобщим специфические черты научно-образовательных кластеров:
— интеграция организаций науки, образования, бизнеса;
— устойчивое ядро формирования и распространения новых знаний, технологий, продукции;
— осуществление НИОКР;
— междисциплинарность;
— высокая степень информатизации;
— цепочка межотраслевых и внутриотраслевых связей;
— усиление конкурентных преимуществ;
— взаимообучение и саморазвитие.
372
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Финансовые ресурсы
Трудовые ресурсы
С учетом того, что государство в России является одним из главных субъектов финансирования инновационной деятельности, а также в результате взаимодействия ресурсов в кластере образуются новые предпринимательские структуры (бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия, интрапренерство и др.) и формируются новые финансовые связи посредством лизинга, аутсорсинга, субконтрактов, государственного заказа, то необходимо расширить понимание научно-образовательного кластера.
Таким образом, научно-образовательный кластер представляет собой интеграционное экономико-технологическое образование организаций науки, образования, бизнеса и органов власти, географически близко расположенных, способствующее трансформации ресурсов, возникновению новых предпринимательских структур, расширению финансовых связей и выпуску конкурентоспособной инновационной услуги (продукта).
Все организации, входящие в кластер, приходят со своими ресурсами: финансовыми, трудовыми, материально-техническими, информационными и др. В результате взаимодействия между субъектами образуются новые предпринимательские структуры, инновационные товары (услуги), квалифицированные кадры, происходит повышение образовательного уровня населения и прирост национального дохода (рис.2).
Среди вновь появившихся предпринимательских структур в кластере можно выделить:
1) интрапренерство (образование небольшого и временного коллектива для реализации конкретной задачи, необходимой для крупной организации);
2) инкубаторство (организация деятельности малой фирмы);
3) сателлитная форма (возникают обычно как результат реструктуризации организаций, т.е. путем выделения малой фирмы из крупной;
4) малые инновационные предприятия, создаваемые ВУЗами и НИИ.
Специфика финансовых отношений в научно-образовательном кластере характеризуется многообразием в результате функционирования организаций различных форм собственности, их подчиненности разным министерствам, в зависимости формирования некоторых товаров (услуг) от территориальных особенностей местности. Эффективное обеспечение организаций финансовыми ресурсами возможно через систему регулирования отношениями, которую часто называют «механизмом».
Определения сущности финансового механизма не являются однозначными. В экономических словарях можно обнаружить следующую трактовку данного понятия.
Финансовый механизм — составная часть хозяйственного механизма; совокупность инструментов, рычагов, форм и методов, обеспечивающих осуществление широкой системы распределительных и перераспределительных отношений, образование доходов и накоплений, создание и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [10, 11].
Многие авторы анализируют финансовый механизм как систему управления финансовыми отношениями организаций, связанными с аккумулированием, распределением и использованием ресурсов с помощью финансовых методов (учет, анализ, планирование, финансовый контроль, инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование), применяя финансовые рычаги (прибыль, доход, санкции, цену, дивиденды, проценты, заработную плату, налоги) [12,13,14].
Управление финансовыми отношениями осуществляется на микро-, мезо-, и макроуровнях.
Финансовый механизм государства (макроуровень) вклю-
«§■
о
Новые предпринимательские структуры
Повышение образовательного уровня населения
Инновационные товары (услуги)
Прирост национального дохода
Квалифицированные кадры
Рис. 2. Модель трансформации ресурсов в научно-образовательном кластере
— способы аккумулирования денежных средств и создания денежных фондов (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные фонды);
— методы распределения национального дохода (государственный кредит, система налогообложения, межбюджетные трансферты);
— организационно-управленческие блоки (финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль, оценка деятельности).
Финансовый механизм организаций (микроуровень) является составной частью хозяйственного механизма, сочетая формы и методы формирования, распределения и использования ресурсов экономических субъектов, с помощью которых достигаются намеченные рубежи финансовой устойчивости и рентабельности.
Финансовый механизм образования можно представить как взаимосвязанную систему финансовых методов, рычагов и форм организации управления, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование финансовых ресурсов с целью их эффективного использования и воздействия на развитие образования [15, 16].
Сегодня экономистами ведутся исследования финансового механизма применительно к различным направлениям и сферам деятельности (здравоохранения, образования, жилищнокоммунальной сферы и т.д.). Поэтому неслучайно под финансовым механизмом понимается система видов экономических отношений, форм их организации, методов формирования и распределения финансовых ресурсов, функционирующая в условиях заданных параметров институциональной среды и обеспечивающая взаимоотношения субъектов финансовой системы.
С целью структурирования множества элементов финансового механизма необходима его классификация, как по различным признакам, так и по уровням управления.
В зависимости от финансово-хозяйственной деятельности и отраслевой принадлежности тех или иных экономических субъектов определяется характер формируемых денежных фондов и направлений в системе распределения прибыли, взаимоотношениях с различными звеньями финансовой системы. Сложность и многообразие видов финансовых взаимосвязей и отношений обусловливают дискуссионность вопроса структурирования финансового механизма, поэтому целесообразно произвести его классификацию следующим образом:
1) по управлению финансовыми ресурсами: бюджетный, кредитный, страховой, налоговый;
2) по объектам управления: финансовые отношения, финансовые ресурсы;
3) по субъектам управления: руководители организаций, государственные (муниципальные) органы власти.
чает
373
№
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Рис. 3. Базовые элементы финансового механизма научно' образовательного кластера
4) по территориальному признаку: управление финансовыми отношениями (ресурсами) на федеральном, региональном, муниципальном уровнях (макро-, мезо-, микроуровень);
5) по отраслевому признаку: здравоохранения, образования, туризма, жилищно-коммунальной сферы и т.д.
Авторами, изучающими финансовый механизм, предлагаются способы и рычаги эффективного воздействия субъектов на объекты. Применительно к научно-образовательному кластеру, считаем необходимым уточнить рычаги и методы финансирования.
В целом финансовый механизм научно-образовательного кластера схематично изображен на рис.3 и включает следующие блоки: обеспечение, принципы управления, финансовые методы и рычаги, принципы и источники финансирования.
Рассмотрим вышеперечисленные блоки подробнее.
Главной целью финансового механизма является достижение устойчивого финансового обеспечения инновационной деятельности организаций кластера. Субъектами представленного механизма выступают органы государственной власти, заинтересованные в активизации инновационной деятельности, производители инноваций, потребители инноваций.
В качестве обеспечения выступают все виды финансовых, нормативно-правовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для реализации намеченных планов.
Основными источниками финансирования являются собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заемные (кредиты, займы), привлеченные (инвестиции, бюджетные ассигнования и др.)
Среди основных финансовых рычагов можно выделить прибыль, амортизационные отчисления, кредиты и займы, налоги и налоговые льготы, бюджетные ассигнования, ценные бумаги.
Представленные финансовые рычаги способствуют регулированию и стимулированию инновационной деятельности в научно-образовательном кластере посредством следующих методов финансирования: лизинг, аутсорсинг, концессия, государственный заказ, взаимозачеты, франчайзинг, инвестирование и др.
Финансирование инновационной деятельности должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:
— комплексность — применение научных знаний и методов для финансирования, разработки, внедрения и реализации инноваций;
-системность — конструктивное взаимодействие всех участников инновационной деятельности, множественность источников финансирования;
— ориентирование на результат (при таком принципе сначала определяются цели, затем целевые показатели, а потом изыскиваются эффективные источники финансирования инноваций);
— минимизация рисков (особенно это касается инвестиционных вложений в инновации);
— объективность информации, сложно осуществлять финансирование инновационной деятельности без полной статистической информации о конъюнктуре рынка, потенциальных покупателях;
— прозрачность финансирования, то есть возможность отследить объемы финансирования объектов за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов, инвесторов.
Следующей составляющей данного механизма являются принципы управления: планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, оценка деятельности и др.
Структурные составляющие представленного механизма являются базовыми. Финансовые методы, рычаги, принципы, обеспечение позволяют субъектам воздействовать на объект комплексно. Данный механизм увязывает финансовые отношения между органами власти, производителями и потребителями инноваций в научно-образовательном кластере.
Литература
1. Леонтьев В.Е., Баранова А.Ю. Принципы и инструментарий финансирования инноваций в Российской Федерации: монография. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 194с.
2. Борликов Г.М., Манцаев Н.Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования // Миссия регионального университета в формировании культурно-образовательного пространства: Матер. междунар. науч.-практ. конф.(2010; Элиста). — Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011.
3. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Алманах «Восток». — 2007. — Вып.1. — [электронный ресурс]. URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm (дата обращения 02.01.2010г.).
4. Попкова Е.Г. Образовательный кластер на пути модернизации системы высшего образования в соответствии с европейскими стандартами. — http://www.marka-volga.ru/klastery/237-obrazovatelnyj-klaster-na-puti-modemizatsii-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-evropejskimi-standartami.html
5. Красикова Т.Ю. Оценка эффективности инвестиций в инновационный научно-образовательный кластер высшего профессионального образования: автореферат дисс ... канд. экон. наук. — Иркутск, 2013. — 20 с.
6. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в ВУЗе. — Казань, 2010. — 102 с.
7. Сташевская Г.Н. Формирование механизма развития инновационного кластера на базе профильного технопарка: авто-реф. дисс ... канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб, 2009. — 22 с.
8. Нанотехнологический словарь РОСНАНО. — [электронный ресурс]. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134 (дата обращения 08.08.2014г.).
9. Образовательные кластеры: проблемы развития // http://arbir.ru/articles/a_3226.htm (Дата обращения 18.09.2012)
374
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ш
10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
11. Финансово-кредитный словарь / Под ред.Н.В. Гаретовского в 3-х тт. — М.: Финансы и статистика,1988. — Т.3. — 335 с.
12. Крамаренко Г.А. Финансовый анализ и планирование. — Днепропетровск: Изд-во ДАУБП, 2001. — С.8-12.
13. Шеремет А.Д., Сайфулин РС. Финансы предприятий: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1999. — С.24.
14. Меркушев А.И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика: автореф. дисс ... д.э.н. — М., 2008. — 36 с.
15. Миргалеева И.В. Финансовый механизм управления образованием в регионе: автореферат дисс ... д.э.н. — Йошкар-Ола, 2010. — 40 с.
16. Тараканов В.В. Модернизация финансового механизма высшего профессионального образования: проблемы, решения, перспективы: автореф. дисс... д.э.н. — Ростов-на-Дону, 2010. — 50 с.
17. Леонтьев В.Е., Баранова А.Ю. Методология финансирования инноваций // Известия С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. — 2013. — №5(83). — С. 49-56.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.М.Бобиенко,
доцент Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань), кандидат педагогических наук [email protected]
В статье рассматривается технологический инструментарий преподавателя высшей школы в условиях перехода на компетентностно-ориентированное образование посредством специальной организации практической деятельности обучающихся. Изменение целевых ориентиров образовательного процесса ведет к трансформации методических задач педагога профессиональной школы. Его главной учебно-методической функцией становится не просто создание образовательного контента, а проектирование и реализация структурированной последовательности учебных заданий студентов, направленных на формирование компетенций.
Ключевые слова: компетентностно-ориентированное образование, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, квазипрофессиональная деятельность, интерактивные образовательные технологии
УДК 378
Переход на новые государственные образовательные стандарты и компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить существующие противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемыми государством, обществом, работодателями, а также формирующимися международными рынками труда, и его актуальными образовательными результатами.
Первые практические результаты работы по стандартам нового поколения позволяют констатировать, что наиболее проблемными для преподавателей образовательных организаций оказались вопросы применения компетентностно-ориентиро-ванных образовательных технологий. Актуальность модернизации технологических ресурсов преподавателей обусловлена еще и необходимостью создания условий для овладения студентами общими (в среднем профессиональном образовании) и общекультурными (в высшей школе) компетенциями1, которые осваиваются посредством специальной организации практической деятельности обучающихся.
По оценкам исследователей, реализация компетентностно-го подхода связана не столько с трансформацией содержания образования, сколько с проектированием и осуществлением способов его предъявления в учебном процессе [2, 6, 7]. Ком-петентностно-ориентированное образование носит принципиально деятельностный характер, при котором все компоненты учебного процесса ориентированы на достижение заявленных в образовательном стандарте итоговых образовательных результатов — компетенций. Знания, умения, опыт деятельности как промежуточные образовательные результаты не являются конечными целями, а выступают ресурсом, на основе которого осваиваются компетенции.
Понятно, что изменение целевых ориентиров образовательного процесса ведет к трансформации методических задач педагога профессиональной школы. Его главной учебно-ме-
тодической функцией становится не просто создание образовательного контента, а проектирование и реализация структурированной последовательности учебных заданий студентов, направленных на достижение целей обучения. Очевидно, что управление активностью требует более высокой педагогической квалификации, чем компоновка информации для усвоения. И именно в плоскости образовательных технологий2 в настоящее время находятся квалификационные дефициты преподавателей.
Компетентностно-ориентированный образовательный процесс характеризуется следующими основными параметрами:
— содержание образования скомпоновано в небольшие, относительно автономные информационные блоки, которые последовательно предъявляются студентам на лекциях, практических и семинарских занятиях и в ходе самостоятельной внеаудиторной работы;
— в рамках каждого занятия информирование студентов сопровождается выполнением практических работ с использованием введенных элементов теоретического содержания;
— непосредственно после работы с каждым информационным блоком организуется практическая учебная или квазипрофессиональная деятельность3 студентов на основе практических и (или) проектных заданий для индивидуальной и / или совместной работы в малых группах с консультационным сопровождением преподавателя;
— обучение реализуется на субъект-субъектной основе, при этом ролевой репертуар преподавателя значительно расширяется и обогащается: наряду с информационными функциями, усиливается его консультативно-координирующая роль в учебном взаимодействии, он реализует экспертные функции, занимает позиции модератора и тьютора;
— студенты большую часть времени занятия работают самостоятельно или в малой группе;
375