Научная статья на тему 'Модернизация и перспективы развития системы высшего образования России'

Модернизация и перспективы развития системы высшего образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON EUROPEAN SPACE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ / GENERAL AGREEMENT ON TRADE IN SERVICES / ПРОТИВОРЕЧИЯ / CONTRADICTIONS / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокуренко Е. Г., Крючкова Е. А.

Модернизация системы высшего образования обусловлена объективными процессами изменения в экономической, политической и культурных сферах. Реформирование образовательной системы в России во многом продиктовано политическим влиянием, ориентированным на внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными странами. Перспективы вхождения в единое образовательное пространство неразрывно связаны с противоречиями понимания образовательного процесса с философской, культурной и правовой точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization and prospects of Russian higher education development

Modernization of the higher education system is caused by objective processes of change in the economic, political and cultural spheres. Reform of the education system in Russia is largely dictated by political influence focused on external economic cooperation with foreign countries. Prospects of entering into a unified educational space are inseparably linked with the contradictions of understanding of the educational process with the philosophical, cultural, and legal points of view.

Текст научной работы на тему «Модернизация и перспективы развития системы высшего образования России»

ственными и духовными ценностями.

В заключение можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо преодолеть узко-профильность подготовки и совершенствовать гуманитарное образование в подготовке инженерных кадров.

Литература

1. Баркова И.Н. Пути и свободы преодоления социального зла в русской философии // Известия МГТУ «МАМИ» № 1 (15), 2013.

2. Музяков С.И. Ценностные основания модернизации высшего профессионального образования в России. // Социология образования № 2, 2000.

3. Недина О.В. Гуманизация высшего образования и ее влияние на развитие личности студента. М., 1993.

4. Петрий П.В. Мировоззрение и образование (размышления о формировании научного мировоззрения XXI века и его взаимосвязи с образованием личности). // Социология образования № 2, 2008.

5. Черницкая А.Л. Гуманизация как принцип общественного развития. // Социология образования № 1, 2007.

6. Худолей С.С., Матисов С.К. Особенности изучения философии и социологии студентами технических специальностей. // Известия МГТУ «МАМИ», № 1, 2013.

7. Ивлева М.Л., Иноземцев В.А., Ивлев В.Ю. Теоретическое обоснование разработки проблемы экологического образования студентов технического вуза. // Известия МГТУ «МАМИ», 2013, № 1.

Модернизация и перспективы развития системы высшего образования

России

к.ф.н. доц. Сокуренко Е.Г., Крючкова Е.А. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

[email protected]

Аннотация. Модернизация системы высшего образования обусловлена объективными процессами изменения в экономической, политической и культурных сферах. Реформирование образовательной системы в России во многом продиктовано политическим влиянием, ориентированным на внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными странами. Перспективы вхождения в единое образовательное пространство неразрывно связаны с противоречиями понимания образовательного процесса с философской, культурной и правовой точек зрения.

Ключевые слова: Болонский процесс, единое европейское пространство, глобализация, система образования, высшее образование, Всемирная Торговая Организация, Генеральное соглашение по торговле услугами, противоречия, перспективы развития Проблемы образования, в том числе высшего образования, в настоящее время многие учёные относят к глобальным проблемам современности.

Мировая система в целом подвержена влиянию множества процессов в различных сферах. Политика, экономика, культура имеют общий характер изменений, но с учетом национальных особенностей страны. Система образования, признаваемая в настоящее время одной из самых важных, относится к сферам, особо нуждающимся в постоянном развитии, совершенствовании и соответствии современным реалиям. Поэтому мировые процессы развития, характеризующиеся глобализацией и интеграционным движением, безусловно, отражаются и на сфере образования, особенно явно проявляются они в системе высшего образования.

В мире признают высокую ценность знания, считая эту сферу основным двигателем прогресса. Высшее образование содействует развитию каждого государства, сохранению его культуры и наращиванию научно-технического потенциала. В связи с этим высшее образо-

вание должно отвечать требованиям и условиям, которые предъявляют как само государство, так и мировое сообщество.

Очевидно, что система высшего образования, которая существовала в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков, не соответствовала требованиям времени, тем социально-политическим и экономическим переменам, которые произошли в нашем обществе, что и стало стимулом к принятию важных решений в сфере высшего образования.

Следует заметить, что образование в целом консервативно, и реформы в образовании должны быть эволюционными. В течение последних 20 лет в России в соответствии с социально-экономическими и политическими преобразованиями проходят реформы образования, в том числе и высшего.

19 сентября 2003 г. в Берлине Российская Федерация подписала Болонскую декларацию с целью формирования единого европейского пространства высшего образования, таким образом, Россия стала полноправным членом Болонского процесса.

«Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» (Болонская декларация), подписанная в 1999г. в итальянском городе Болонья, стала началом Болонского процесса, а именно процесса гармонизации образовательных систем Европы. Болонская декларация называет причиной эффективности любой цивилизации привлекательность её культуры для других стран. Как следствие, Болонский процесс ставит своими целями повышение привлекательности и качества европейского образования, облегчение мобильности преподавателей, студентов, аспирантов стран-участников, а также повышение конкурентоспособности выпускников высших школ Европы на мировом рынке труда.

В настоящее время 47 государств подписали Болонскую декларацию. Страны-участники Болонского процесса стремятся реформировать собственные системы высшего образования в соответствии с рядом общих требований, таких как: двухступенчатая система высшего образования, учет трудоемкости в кредитах, отраженных в учебной программе в приложении к диплому, переход на модульное построение образовательного процесса, облегчение передвижения среди административного персонала, преподавателей и студентов внутри Европы, взаимное признание квалификаций и документов об образовании.

Однако ряд основополагающих принципов, которые регламентирует Болонская декларация, относится к американской системе образования. В связи с этим Болонский процесс имеет не чисто европейский характер, а является явлением глобализации.

Несмотря на это, одна из основных целей Болонской декларации заключается в сохранении и развитии европейских культурных ценностей. Ценность Болонского процесса заключается во взаимообогащении национальных образовательных систем при сохранении самобытности культуры отдельной страны, тем самым в стремлении сблизить, а не унифицировать или стандартизировать высшее образование.

Вышеуказанное положение очень важно для понимания влияния глобализации на образовательную сферу. Это объясняется тем, что любая унификация неизбежно ведет к стагнации, поскольку лишь взаимодействие различных систем, их разнообразие является ключом к позитивному развитию и гармонизации. Об этом говорил и русский философ XIX века Константин Леонтьев: «смесительное уравнение» приводит к утрате идентичности. Поэтому для Европы сохранение идентичности играет важную роль.

Безусловно, у Болонской декларации есть как сторонники, так и противники. И важно понимать, что существует 2 типа интеграции: «единство разнообразного и единство тождественного». И первое положение более перспективное, потому что при таком единстве проявляется взаимообогащение.

Одновременно с этим Россия как участник Болонского процесса принимает принципы высшего образования западного типа, имея, в свою очередь, 300-летнюю историю высшей школы. Российская система образования, заложенная Петром I, построена на модели европейской системы. Российское высшее образование складывалось на основе собственных укладов, учебных программ, организации учебно-воспитательного процесса, отвечающего

национальному пониманию и восприятию. В итоге сформировавшаяся система российского высшего образования имела ряд преимуществ: системность и высокое качество. Российское высшее образование имеет глубокие исторические корни и основано на принципах культурных и педагогических.

Культура имеет исключительное значение для становления человека как личности и, как следствие, - общества. Известный немецкий философ, мудрец, проживший 102 года, основатель философской герменевтики Г.-Г. Гадамер писал, что «образование теснейшим образом связано с понятием культуры» и представляет собой специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» [2, с.51]. Сущность образования заключается «в подъёме ко всеобщему» [2, с.59]. В процессе социализации человек приобретает разнообразные знания и опыт, которые передаются из поколения в поколение. Здесь особая роль принадлежит системе образования. Воспитательную функцию должны выполнять образовательные организации. Культура и патриотизм как ее часть воспитывается через погружение в объекты культурных ценностей, через произведения искусства, архитектуру, книги. Литература - главное звено, воспитывающее патриота. В.В. Миронов - декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова - справедливо утверждает, что образование является системообразующей частью культуры, которая вместе с наукой обеспечивает перспективы развития.

Сохранение и развитие достижений и традиций в системе образования - цели, которые ставят для себя страны-участницы Болонского процесса, в том числе и Россия. Данный принцип регламентируется и российским законодательством. Осуществление этого принципа реализуют работники сферы образования, студенты и все граждане, которые чувствуют ответственность за будущее государства, его достижения и традиции.

Международные интегративные процессы, которые происходят в образовательной системе России, заставляют еще больше обращать внимание на собственные исторические традиции и достижения, обогащают российский опыт и культуру.

Идея принятия единых стандартов для стран Европы объяснима, но встает вопрос российского интереса вступления в процесс объединения европейского высшего образования.

Во-первых, более 50% внешнеэкономических (торговых) отношений Россия ведет с Европейским Союзом. Реализация планов внешней экономики и политики осуществляется людьми с высшим образованием. И если российское высшее образование сопоставимо с европейским образованием, то вопросы внешних связей максимально понятны и решаемы.

Во-вторых, самодостаточность не должна переходить в изоляцию, так как интеграция и взаимодействие различных систем, особенно в сфере образования, плодотворно влияют на развитие общества и государства в целом.

В-третьих, Россия имеет перспективы по увеличению привлекательности российского высшего образования за границей и привлечению иностранных граждан в российские вузы, тем самым укрепляя свои позиции на мировом рынке услуг образования.

В-четвертых, необходимость принятия Болонской декларации и вступления в ВТО продиктована тем, что Россия стремится войти в мировую элиту по уровню образования.

Российская система образования претерпевает на данный момент существенные изменения. Взаимодействие России с зарубежными странами, вступление в ВТО, членство в Бо-лонском процессе - всё это получило отражение на государственном уровне в изменения законодательства Российской Федерации. В настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования». При этом прекращают действие следующие нормативные акты: Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Принятый закон, вступивший в силу 1 сентября 2013 г., имеет коренные отличия от утративших силу законов. Если ранее в законе о высшем образовании регламентировались в основном финансово-управленческие отношения, то новый закон регулирует еще и содержание

образования, права и ответственность участников образовательных правоотношений.

Согласно пункту 2 статьи 10 главы 2 Федерального закона № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образование в России подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение в течение всей жизни (непрерывное образование).

Теперь высшее образование включает среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет и магистратуру, послевузовское профессиональное образование, т.е. подготовку кадров высшей квалификации. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" меняет всю концепцию высшего образования: термин "высшее профессиональное образование" заменен на "высшее образование". В соответствии с Болонской декларацией, закон отменяет понятие "начальное профессиональное образование", расширяет понятие структуры высшего образования.

Основной целью всех предпринимаемых в России изменений является повышение уровня и качества жизни граждан нашей страны. Присоединение России к Всемирной торговой организации неразрывно связано с модернизацией и реформированием многих систем в экономической, политической, правовой, а также в образовательной сферах в соответствии с международными стандартами.

Вступление России в ВТО обусловлено интеграцией нашего государства в мировую экономическую систему для продвижения своих позиций на мировом рынке товаров и услуг. В список услуг включено и образование, торговлю которым регулирует Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services). Образование становится товаром, включая любые торговые сделки, студенты выступают как заказчики и потребители образовательных услуг. Таким образом, согласно ГАТС, взаимоотношения в сфере образования представляют собой в первую очередь экономический механизм, а на высшее образование распространяются принципы торговли услугами.

Несомненно, присоединение к ВТО может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для российского высшего образования. Вероятнее всего, риски могут быть связаны не только со вступлением в ВТО, но и с неадекватным, некорректным применением правил ГАТС в России или с обстоятельствами членства нашей страны в других договорных отношениях.

В частности, Болонский процесс и Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступают в противоречие с некоторыми положениями документов ВТО в отношении высшего образования.

Новый Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с российской Конституцией регламентирует общедоступность высшего образования и возможность получения бесплатного высшего образования на конкурсной основе. Понятие «образование» определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...».

Понятие общественного блага не подразумевает торговые отношения, оно не должно являться предметом сделок купли-продажи.

Болонская декларация утверждает, что высшее образование является общественным достоянием. Подразумевается, что в случае получения бесплатного образования, безвозмездная услуга не должна попадать под действие торговых отношений, в то же время получение платного образования тоже не может быть приравнено полностью к услугам покупаемым или продаваемым. Как было указано выше, образование имеет высокую ценность в любом государстве, высшее образование формирует национальную культуру. «Торговля» образованием не может быть ориентирована только на соотношение спроса и предложения. Экспортер образовательных услуг должен быть ответственным исходя из стандартов качества, принятых в стране-импортере.

Однако содержание ГАТС имеет обязательную юридическую силу для стран-членов

ВТО. В то время как основные документы Болонского процесса не подкреплены жёсткими правовыми претензиями или обязательствами. Болонская декларация, конечно, имеет влияние на национальную политику, но Болонская декларация - это документ о намерениях. Таким образом, Болонская декларация не имеет большой юридической силы, и единственными возможно конфликтующими документами могут быть Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Генеральное соглашение по торговле услугами».

Влияние ВТО на российское образование может отразиться на коммерциализации вузов и превращении их деятельности в услуги. Такое положение может привести к увеличению количества финансово-выгодных направлений, а также снижению академически важных научно-исследовательских разработок. Следует разработать ряд нормативных документов, обеспечивающих вузам сохранение возможности поступательного развития системы подготовки профессиональных кадров, сохранения национальных и культурных особенностей, традиций и самобытности российского высшего образования.

Также принятие принципов международного рынка услуг может сказаться негативно на традиционно развитых в России педагогических и академических функциях высшего образования.

Реформа образования является системной проблемой, где всё взаимосвязано. Необходимо осознавать, что ориентация высшего образования только на рынок и превращение данной области в сферу услуг может дать тактический выигрыш и в то же время стратегический проигрыш.

Исключительно рыночное отношение к высшему образованию не принесет положительного эффекта, делая высшее образование не общественным благом, не достоянием культуры, а предметом коммерческого обмена. Ценности, которые формирует рыночная система, могут изменить миссию высших учебных заведений, превратить их в коммерчески ориентированные организации.

В заключение отметим, что влияние глобализации на российское высшее образование возрастает довольно быстро, что создает множество сопутствующих экономических, юридических, политических проблем, решение которых до сих пор не найдено.

Несомненно, Россия, вступая в новые внешнеэкономические отношения и заключая соглашения с европейскими странами, укрепляет свои позиции в мире. Высшее образование -показатель влиятельности и успешности государства в мире. Сотрудничество с ВТО увеличит количество международных академических обменов, что расширит присутствие российской высшей школы на мировом рынке знаний. Уважение к собственным традициям культуре и воспитание экономического поведения станут катализатором, который приведет уровень высшего образования в России в соответствие с требованиями международных стандартов. Таким образом, и вступление России в ВТО, и присоединение к Болонскому процессу показывают, что через противоречия рождается коммуникативный процесс согласования точек зрений и установления баланса сил, что способствует развитию системы образования нашей страны.

Говоря о «противоречивости и процессе», Альфред Норт Уайтхед, британский математик, логик, философ, основоположник философии процесса, высказывал убеждение, что «историю можно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как столкновение различных групп, воодушевленных идеалами, которые не могут быть реализованы одновременно» [13, с. 682].

Литература

1. Баграмянц Н.Л., Ивлева М.Л.: Проблемы и перспективы современного профессионального образования как динамической системы. Известия МГТУ «МАМИ». 2012. т. 1. № 1. с. 340-345.

2. Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна -Болонья -Саламанка - Прага) / Сост.: Е. В. Шевченко. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.

3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики: Пер. с нем. - М., Прогресс, 1988.

4. Генеральное соглашение по торговле услугами. Часть II. Статья. URL: www.wto.ru/ru/content/documents/ docs/pril1B.doc

5. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М., 2009.

6. Иркутская В.И. ВТО и модернизация системы высшего образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 6(108). с. 45-46.

7. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

8. Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Высшее образование в XXI веке. 2010. № 11.

9. Ларионова М.В., Шумилов В.М. Риски и возможности присоединения к ГАТС для российского образования. / Вестник международных организаций. М., 2010. № 7 (15). с. 4-13.

10. Миронов В.В. О русской философии в мире, низкой цитируемости гениев и трудностях перевода. // URL: http://mironov.professorjournal.ru/59 (электронный ресурс).

11. Садовничий В.А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. М., МГУ, 2006.

12. Сокуренко Е.Г. Болонский процесс (от истории к современности). // Образование: история, теория и методология: Колл. Монография. М.: ВГНА, 2012. ч. 2. с. 5-34.

13. Старкова С.А. Некоторые проблемы реформирования российского высшего образования // Российское предпринимательство. М., 2008. № 2 (62). с. 43-49.

14. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. Пер. с англ. Общ. ред. и вст. слово М.А. Кисселя. М. : Прогресс, 1990.

15. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. № 5976, 31 дек.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Александр Васильевич Панкин (опыт биографической реконструкции)

к.и.н. доц. Грико Т.И.

Университет машиностроения [email protected]

Аннотация. В статье делается попытка реконструировать биографию профессора МАМИ (Университета машиностроения) Александра Васильевича Панкина, рассмотрев его деятельность как в годы Первой мировой войны, так и в советский период.

Ключевые слова: Панкин, Первая мировая война, организация Ванкова, промышленность, Московский автомеханический институт (МАМИ).

В 2013 г. исполняется 50 лет со дня смерти профессора МАМИ (ныне - Университет машиностроения), заслуженного деятеля науки и техники РСФСР Александра Васильевича Панкина, человека сложной и интересной судьбы. В настоящей статье на основании широкого круга исторических источников предпринимается опыт биографической реконструкции этой выдающейся личности. Следует сразу оговориться, что делопроизводственных материалов, касающихся Панкина (личного дела и других документов), в архиве Университета машиностроения обнаружить не удалось [1]. Для реконструкции биографии использовались научные труды Панкина, материалы личного происхождения (его выступление 1952 г. перед студентами Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова), формулярные списки Михайловской артиллерийской академии, материалы сайтов Университета машиностроения 186 Известия МГТУ «МАМИ» № 4( 18), 2013, т. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.