Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности российского высшего образованияв условиях выхода на международный рынок образовательных услуг'

Повышение конкурентоспособности российского высшего образованияв условиях выхода на международный рынок образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1035
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРАВО ВТО / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Анастасия Сергеевна

В статье оцениваются положительные и отрицательные эффекты перехода системы российского высшего образования на Болонский процесс. Автором анализируется влияние принятых обязательств Российской Федерацией в соответствии с Соглашением ГАТС при вступлении в ВТО на отечественный рынок образовательных услуг. В статье также предлагается авторское определение [«право ВТО»]. Автор обосновывает введение дисциплины «Право Всемирной торговой организации» по направлениям (специальностям) «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр») и «Таможенное дело» (квалификация «Специалист») необходимостью повышения качества предоставляемых образовательных услуг в целях повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке и повышения конкурентоспособности российских выпускников на международном рынке труда в свете вступления России в ВТО. В заключение статьи автор делает обобщающие выводы касательно Болонского процесса, готовности российской системы образования к выходу на международный рынок образовательных услуг и необходимости введения дисциплины «Право ВТО» по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Таможенное дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логинова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности российского высшего образованияв условиях выхода на международный рынок образовательных услуг»

$

УДК 378:341

А.С. Логинова

Повышение конкурентоспособности российского высшего образования в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг

Аннотация

В статье оцениваются положительные и отрицательные эффекты перехода системы российского высшего образования на Болонский процесс. Автором анализируется влияние принятых обязательств Российской Федерацией в соответствии с Соглашением ГАТС при вступлении в ВТО на отечественный рынок образовательных услуг. В статье также предлагается авторское определение [«право ВТО»]. Автор обосновывает введение дисциплины «Право Всемирной торговой организации» по направлениям (специальностям) «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр») и «Таможенное дело» (квалификация «Специалист») необходимостью повышения качества предоставляемых образовательных услуг в целях повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке и повышения конкурентоспособности российских выпускников на международном рынке труда в свете вступления России в ВТО. В заключение статьи автор делает обобщающие выводы касательно Болонского процесса, готовности российской системы образования к выходу на международный рынок образовательных услуг и необходимости введения дисциплины «Право ВТО» по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Таможенное дело».

I Ключевые слова: Болонский процесс, право ВТО, российское образование, образовательные организации, конкурентоспособность, качество образования, учебная дисциплина.

Abstract

The article estimates positive and negative effects of switching of the Russian higher education system to the Bologna Process. The author analyzes the impact of the commitments made by the Russian Federation in accordance with the GATS agreement to join the WTO on the domestic market of educational services. The article also offers an original definition of the WTO law. The author justifies the introduction of the WTO Law discipline for training law students (to obtain a Bachelor of Laws degree) and custom legislation students (to obtain a Specialist degree) by the need to improve the quality of education thus increasing the competitiveness of Russian education in the international market and improve the competitiveness of Russian graduates in the international labor market (in the light of Russia's joining the WTO). In conclusion, the author makes general conclusions regarding the Bologna Process, readiness of the Russian education system to enter the international market of educational services and the need to introduce the WTO Law discipline for training law students and custom legislation students.

I Keywords: Bologna Process, WTO Law, Russian education, educational institutions, competitiveness, quality of education, academic discipline.

Российское образование в целях повышения своей конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг постепенно включается в международное образовательное пространство. Самыми яркими признаками этого являются международная академическая мобильность, валидизация зарубежных свидетельств результатов обучения и дипломов разного уровня, возникновение разных форм транснационального обучения и др. [7, 8, 13, 16, 20].

Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015

В преддверии вступления в ВТО Россия перешла на Болонский процесс образования. Под Болонским процессом понимают процедуру сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонская декларация определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и в иных направлениях, например, в числе основных является выдви-

11

Innovation_technology.indd 11

05.03.2015 13:29:05

12

Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015

жение идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента. Согласно Болонской декларации, образование выступает мощным фактором сближения национальных государств и формирования транснациональных общественно-государственных систем.

О.И. Селиверстова верно отмечает, что в настоящее время механизмы, выработанные в рамках Болонского процесса, получают законодательное закрепление. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ) предусмотрены системы зачетных единиц, системы обеспечения качества и модульная структура образовательных программ. Согласно ст. 3 ФЗ, государственная национальная политика в сфере образования направлена на создание благоприятных условий для интеграции российской системы образования на равноправных и выгодных условиях. Таким образом, ФЗ регламентирует отношения в сфере предоставления и получения образовательных услуг, учитывая интеграционные процессы [2, 10, 14].

В настоящее время Болонский процесс привлекает к себе все больше внимания. Ему посвящено значительное количество публикаций, авторами которых являются российские ученые, представители педагогической общественности и чиновники, высказывающие различные точки зрения по поводу перехода на Болонскую систему.

В.В. Брауз выделяет два основных подхода касательно ожидаемых результатов реформирования системы российского высшего образования. Сторонники одного из подходов («еврооптимисты») акцентируют внимание на позитивных перспективах, которые открываются в свете присоединения России к Болонскому процессу, а вторые («евроскептики») наряду с позитивными оценками выражают определенную озабоченность в связи с изменениями, которые происходят в настоящее время в связи с реализацией некоторых положений Болонского процесса. Фактически речь идет о проявлении прозападной и пророссийской тенденций, существующих в российской общественно-политической жизни на протяжении нескольких столетий [4, 9].

Говоря о положительных эффектах, отметим, что, присоединившись к Болонскому процессу, Россия вошла в мировое образовательное пространство, возросла академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава и др. Теперь российские студенты, начав обучение в одном вузе, могут продолжить его получение в другой российской или европейской образовательной организации. Студент может самостоятельно проецировать модель своего образования, корректируя направление обучения. Безусловным положительным моментом от присоединения России к Болонскому процессу является и то, что выпускники российских вузов благодаря признанию российских дипломов во всех странах-участницах Болонского процесса могут трудоустроиться за рубежом на общих основаниях. В. Колесов верно отмечает, что «Болонский процесс появился в России в нужное время — как контур для программы модернизации образования и как возможный ответ вызовам рыночной глобализации» [8, 13]. Основные направления Болонского процесса соответствуют направлениям и задачам модернизации российского высшего образования.

Однако стоит сказать и о некоторых отрицательных моментах перехода российского образования на Болонский процесс. В 2012 г. вузы России впервые выпали из мировой «сотни» качественных университетов, а уровень высшего образования с переходом на бакалавриат и магистратуру значительно снизился [12]. Е.И. Кабанова высказывает мнение, что бакалавр получит «рецептурные знания», которые применимы к очень узкой сфере деятельности, и в этом слу-

чае выпускники окажутся неспособными продуцировать новые знания и вести творческий поиск решений стоящих перед ними задач. Стандарты, присущие Болонскому процессу, изменяют традиционную направленность российского образования [12]. ВТО включает образование в список услуг, торговля которыми осуществляется в случае заключения Генерального соглашения по торговле услугами. Нормы ВТО оговаривают также процедуру международного экспорта и импорта образовательных услуг. Согласно ГАТС, образовательная услуга становится товаром, студенты рассматриваются как заказчики и потребители образовательных услуг, а сам процесс получения высшего образования предполагает формирование экономической модели взаимоотношений студентов с образовательными организациями. Образование в России исторически рассматривалось как общественное благо и не может быть сведено только к узкому процессу обмена услуги на деньги. При применении Болонского процесса наблюдается отход от принципа фундаментальности образования и подготовки в высшей школе специалиста широкого профиля. В.А. Садовничий говорит о том, что, приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада» [15] и не стоит прямолинейно переносить Болонский процесс в национальные системы образования, поскольку это может привести к понижению уровня национального образования.

Следует также сказать о возможных рисках для российской системы образования в рамках Болонского процесса и присоединения России к ВТО. Анализ текста Соглашения ГАТС и принятых обязательств нашей страной при вступлении в ВТО позволяет выделить риски для отечественной системы образования:

1. Риски, затрагивающие правовой статус и режим деятельности образовательных организаций. Поскольку, согласно требованиям Соглашения ГАТС, Россия обязана предоставить без каких-либо исключений и ограничений режим, аналогичный национальному, иностранным поставщикам образовательных услуг, то это приведет к полному открытию российской образовательной сферы. Как следствие, произойдет появление иностранных учреждений различных типов во всех секторах образования и увеличение числа иностранных лиц в составе учредителей частных образовательных организаций и числа лиц в составе руководства государственных образовательных организаций.

2. Риски относительно содержательной части образовательных программ. Транснациональное перемещение услуг в сфере образования происходит в следующих формах:

> дистанционно. В этом случае запрошенная и полученная информация способна повлиять на содержание и результаты качества образования;

> получение образования за рубежом. В этом случае возможно методологическое несоответствие в содержании, уровне и качестве российской образовательной программы, поскольку программа полностью определяется иностранным поставщиком без учета каких-либо стандартов, принятых для российской высшей школы;

> перемещение иностранного физического лица (профессора, преподавателя или специалиста). Указанные лица, как правило, самостоятельно определяют содержание образовательной программы и методологию проведения занятий, что также может не соответствовать российским государственным образовательным стандартам;

Innovation_technology.indd 12

05.03.2015 13:29:05

Повышение конкурентоспособности российского высшего образования

13

> учреждения «коммерческого присутствия». Содержание образовательной программы хоть и основано на ФГОСе, но иностранный поставщик образовательной услуги обладает свободой в формировании образовательного процесса, предложении тех или иных дисциплин, что может нарушить классическую методологию российской высшей школы.

3. Риски в финансовой сфере, связаные с перераспределением финансовых потоков и получением прибыли. Очевидно, что при импорте образовательной услуги деньги остаются за рубежом, и иностранная система образования получает доход от российских потребителей услуги, а российская система образования, соответственно, их недополучает.

4. Риски в области языка образовательного процесса. Сам факт расширения предложений программ на различных языках является положительным, но думается, что это может привести к размыванию ценностей уровня владения русским языком как российскими, так и иностранными гражданами.

5. Риски в отношении статуса и занятости российских преподавателей. Привлечение иностранных профессоров, специалистов и преподавателей может повлечь перераспределение рынка труда в пользу перечисленных, а национальные научные кадры станут менее востребованы.

6. Риск перераспределения рынка труда между российскими и зарубежными поставщиками услуг в сфере образования.

7. Риски в отношении интеллектуальной собственности российских специалистов и университетов. Образовательные программы в российских университетах в основном создаются посредством интеллектуального труда научных и педагогических кадров и в основном находятся в свободном доступе. При этом правовое регулирование и практика защиты интеллектуальной собственности в российской системе образования не находится на достаточно высоком уровне [3, 11].

8. Риск снижения статуса выдаваемого российского диплома об образовании в связи с последующим введением обязательного экзамена-сертификата на право осуществления профессиональной деятельности [18, 19].

Говоря о положительных, отрицательных сторонах и о возможных рисках для российской системы образования, думается, что они обусловлены не следствием присоединения к Болонскому процессу и вступления России в ВТО, а неадекватным и некорректным пониманием и применением Соглашения ГАТС в России.

Российские ученые и исследователи опасаются в большей степени коммерциализации российского образования, неравного положения российских поставщиков образовательных услуг по сравнению с иностранными контрагентами и снижения качества российского образования. Однако, соглашаясь с мнением О.И. Селиверстовой, думается, что данное опасение является не обоснованным. Россия, принимая обязательство по открытию внутренних рынков услуг и предоставлению режима наибольшего благоприятствования (далее — РНБ), может в соответствии с ГАТС использовать довольно обширный перечень ограничений и изъятий из действия РНБ. Подход России к принятию на себя обязательств в рамках ВТО определен лишь частичным снятием ограничений по доступу на рынок образовательных услуг. Такая выборочность устраняет большинство опасе-

ний касательно неблагоприятных последствий принятия Соглашения ГАТС в рамках присоединения России к ВТО. Совершенно справедливо и мнение Л. Гребнева, который говорит о том, что тревоги научного сообщества о снижении качества российского образования в свете вступления в ВТО зачастую сильно преувеличены. Л. Гребнев считает, что в областях науки и практики, где уровень качества образования действительно высок, опасаться не стоит, скорее опасаться следует зарубежным вузам, а в тех областях, где мы реально отстаем, вступление в ВТО станет стимулом для совершенствования образовательных технологий [1, 2, 5, 8].

В настоящее время динамичное развитие международной торговли в условиях глобализации привело к тому, что ВТО стала ключевым интеграционным институтом экономического роста. Для успешной адаптации к нормам и условиям ВТО необходим определенный багаж знаний в области права ВТО. Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует четкое и единообразное определение «право ВТО». Исследуя документы и систему соглашений ВТО, предлагаем под правом ВТО понимать единую систему принципов и норм, регулирующую отношения, связанные с торговлей товарами, услугами, инвестициями, а также результатами интеллектуальной деятельности, торговыми аспектами интеллектуальной собственности между членами ВТО и другими таможенными территориями.

В целях повышения конкурентоспособности и качества российского образования в условиях членства России в ВТО, считаем необходимым введение дисциплины «Право ВТО» по отдельным направлениям подготовки. Полагаем, что наиболее актуальным изучение данной дисциплины будет являться по направлениям (специальностям) «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр») и «Таможенное дело» (квалификация «Специалист»). Это обусловлено тем, что в условиях активной экономической интеграции право ВТО регулирует весь комплекс общественных отношений, связанных с международным торговым обменом товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. Значимость предмета «Право ВТО» для указанных направлений (специальностей) обусловлена необходимостью знать, уметь и разрешать возникающие на практике претензии и споры в различных секторах экономики, внешнеэкономической деятельности и международной торговой практики с помощью использования инструментов, предоставляемых правом ВТО, а также обладать навыками ведения многосторонних торговых переговоров.

Как показывает аналитический обзор агентства Grayling «Восприятие последствий присоединения России к ВТО бизнесом и экспертным сообществом», с 2015 г. на российский рынок начнут приходить иностранные компании, в том числе оказывающие правовую помощь и юридические услуги [21]. Полагаем, что услуги российских юристов, нотариусов, адвокатов, окажутся в условиях высокой конкуренции. Е.И. Кабанова и А.И. Муранов своевременно поднимают вопрос о конкурентоспособности отечественных выпуск-ников-юристов своим иностранным коллегам. Согласно нормам ВТО, присоединение к ней влечет необходимость соблюдения требований и нормативных ограничений, предъявляемых в различных сферах общественной деятельности. В частности, государство — член ВТО принимает на себя обязательства по исполнению ГАТС и, следовательно, Российская Федерация обязана обеспечить доступ юридических услуг на российский рынок лицам, которым разрешено осуществлять юридическую практику на территории другого государства — члена ВТО. Поэтому в целях повышения конкурентоспособности и востребованности российских специалистов в области юриспруденции на рынке

Innovation_technology.indd 13

05.03.2015 13:29:05

$

14 Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015

труда целесообразно ввести дисциплину «Право ВТО» по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»).

Необходимость введения дисциплины «Право ВТО» по направлению «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр») обусловлено так же и тем, что вступление России в ВТО может повлечь усиление конкуренции между российскими и иностранными лицами, что потребует особого внимания к нейтрализации юридических рисков при осуществлении экономической деятельности и обусловит необходимость все более частого обращения за юридическими услугами. Профессиональная деятельность юристов сводится к регулированию общественных отношений в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, включающих в себя рассмотрение и разрешение споров, сведение к минимуму юридических коллизий при заключении контрактов и совершении сделок. Современным выпускникам российских юридических вузов необходимо изучать «Право ВТО» и в силу того, что вступление России в ВТО затрагивает экономическую и профессиональную деятельность российских и иностранных лиц как во внутрироссийском, так и в международном торговом и гражданском обороте. Это связано с тем, что российские лица получили дополнительные возможности экспортировать товары и услуги в государства — члены ВТО, оказывать услуги лицам из таких государств, а иностранные лица из государств — членов ВТО получили соответствующие возможности применительно к российскому рынку.

Область профессиональной деятельности специалистов таможенного дела включает в себя таможенное регулирование, борьбу и пресечение преступлений и правонарушений в области таможенного дела, а объектом профессиональной деятельности являются отношения в области перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу, а также контроля лиц, участвующих в их перемещении. Стоит подчеркнуть, что образовательные программы по специальности «Таможенное дело» направлены как на подготовку должностных лиц таможенных органов, так и на подготовку специалистов в области осуществления внешнеэкономических операций. Исходя из сказанного полагаем, что необходимость введения дисциплины «Право ВТО» для подготовки специалистов по таможенному делу обусловлена, во-первых, тем, что таможенные органы являются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела, которые непосредственно реализуют таможенную политику и таможенное регулирование в РФ, руководствуясь законодательством РФ и нормами международного права, а во-вторых, тем, что выпускающимся специалистам в области осуществления внешнеэкономических операций, в свете вступления России в ВТО, необходимы знания в области права ВТО для осуществления своей профессиональной деятельности.

На основании вышеизложенного, думается, что выпускники обозначенных направлений (специальностей) должны обладать совокупностью знаний и практических навыков для разрешения спорных ситуаций при осуществле-

нии международной торговой деятельности и заключении торговых контрактов. Юристы и специалисты в области таможенного дела должны уметь предотвращать и разрешать возникающие споры по поводу перемещения товаров, услуг, транспортных средств, предоставления субсидий, демпинговой политики в отношении стран-участниц ВТО, а также анализировать нормы права в целях недопущения совершения преступлений и правонарушений. Полагаем, что получить определенный багаж знаний в данной области поможет введение дисциплины «Право ВТО».

Таким образом, в заключение исследования делаем следующие выводы:

1. Получение высшего образования в рамках Болонского процесса предоставляет российским студентам ряд преимуществ при выходе на международный рынок труда. Для извлечения максимальных преимуществ от Болонского процесса следует правильно понимать и применять положения ГАТС.

В целях успешной адаптации российских вузов под стандарты Болонского процесса необходимо в каждом конкурентоспособном вузе создать:

► исследовательские центры;

► сформировать международные и региональные лаборатории;

► усилить качество образовательных программ;

► провести процедуру отбора высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава;

► создать штат сотрудников, в задачи которых будет входить индивидуальное взаимодействие с абитуриентами и их информационная поддержка в период приемной комиссии.

2. Российское образование и высшая школа в целом в настоящее время не готовы в достаточной мере соответствовать стандартам ВТО. Проблемой для высшей школы могут стать финансовые, кадровые и методические вопросы обеспечения всех программ базовой и вариативной части. Ведь на практике образовательное учреждение может встать перед необходимостью отказать в прочтении выбранного студентами курса.

3. Требуется модернизация российской высшей школы по примеру европейских и западных высших школ. Для повышения качества высшего образования необходимо увеличение количества дисциплин, ориентированных на нормы международного права, активное привлечение зарубежных профессоров и практиков в учебный процесс.

4. Введение дисциплины «Право ВТО» по направлениям (специальностям) «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр») и «Таможенное дело» (квалификация (степень) «Специалист») необходимо и обусловлено вступлением России в ВТО, выходом в международное торговое пространство, включением в международный рынок образовательных услуг и ростом государственного регулирования экономики с использованием норм и инструментов ВТО.

Литература

1. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8.

С. 3-13.

2. Барыбина И.А., Постнова Е.В. Виртуальная образовательная среда VOSMGOU и ее методические возможности для обучения математике в школе и в вузе // Муниципальное об-

разование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С. 53-60.

3. Борисенков В.П. Что такое образование сегодня? // Образование и наука. 2011. № 7. С. 3-12.

Innovation_technology.indd 14

05.03.2015 13:29:05

ф

Повышение конкурентоспособности российского высшего образования

15

4. Бруаз В.В. Болонский процесс и реформа высшего образования в России: цели и результаты (историографический аспект) // Человек и власть I. 2013. № 8 (56). С. 69-78.

5. Воробьев Д.Р. Обеспечение условий для подготовки конкурентно способных сварщиков через модернизацию сварочной мастерской АУ РС (Я) «МРТК» // Инновационные программы и проекты в образовании.

2011. № 5. С. 52-54.

6. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3. С. 35-49.

7. Гапонюк П.Н. Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузовского обучения // Инновационные проекты и программы в образовании.

2012. № 3. С. 12-17.

8. Гребнев Л. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? // Высшее образование в России. 2006. № 4.

С. 28-31.

9. Грибкова Н.В. Взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальной технологии как средства повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Муници-

пальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С. 18-21.

10. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С. 15-23.

11. Иванов В.Г., Парфирьева Е.А., Барабанова С.В. Россия в ВТО: возможные риски для системы образования // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 39-47.

12. Кабанова И.Е. Болонский процесс

и вступление в ВТО: перспективы и проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации и Республике Беларусь // Юридическое образование и наука. 2012. № 4.

С. 19-21.

13. Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 3-8.

14. Окуненко Л.А., Тагильцева Н.Г. Организация творческого сотрудничества: детский сад—школа—вуз в области художественного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.70-75.

15. Садовничий В.А. Битва за магистра // Новые известия. 19.07.2006 г.

[Электрон. ресурс] URL: http://www. newizv.ru/society/2006-07-19/50383-bitva-za-magistra.html (дата обращения: 15.01.2015).

16. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний: особенности российской практики // Образование и наука. 2012. № 9. С. 15-31.

17. Селиверстова О.И. Модернизация системы образования в свете присоединения России к ВТО // Высшее образование в России. 2013. № 2.

С. 9-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Сенашенко В., Володина Н. ВТО и проблемы высшего образования // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 8-13.

19. Стеценко И.А. Формирование педагогической рефлексии в системе высшего педагогического образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 37-41.

20. Хеннер Е.К., Ознобихина Т.С. Оценка прочности знаний на основе сопоставления результатов различных видов тестирования // Образование и наука. 2012. № 1. С. 17-29.

21. Юридическая фирма «Муранов, Черняков и Партнеры» [Электрон. ресурс] URL: http://www.rospravo.ru (дата обращения: 15.01.2015).

Ф

Innovation_technology.indd 15

Ф

05.03.2015

Ф

13:29:05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.