Научная статья на тему 'Развитие специальной гибкости у борцов греко-римского стиля'

Развитие специальной гибкости у борцов греко-римского стиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1847
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куванов В. А., Бавыкин Е. А., Куванов Я. А.

Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей, таких, как скоростные, силовые, координационные. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта и в спортивной борьбе, где высокий уровень развития этой способности помогает борцу в защите оставаться трудно уязвимым для атакующих действий соперника, а также успешно применять свой технический арсенал в соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие специальной гибкости у борцов греко-римского стиля»

- надо - есть».

5. Принцип формирования потребности в здоровом образе жизни, физической культуре и спорте: • принцип дисциплинированности и ответственности; • принцип порядочности и тактичности; • принцип своевременного, сбалансированного питания; • принцип соблюдения основ морали и этики в решении задач развития личности и общества; • принцип пропаганды здорового образа жизни.

6. Принцип формирования потребности в самореализации и самосовершенствовании личности обучающегося и педагога, включенных в систему непрерывного профессионального образования: • принцип сотрудничества педагога и обучающегося; • принцип перехода от обучения к самообучению, от образования к самообразованию, от необходимости к достаточности; • принцип активности в решении учебных и тренировочных задач; • принцип грамотности и компетентности в определении основ и специфики акместановления личности обучающегося; • принцип формирования культуры самостоятельной работы личности; • принцип ограниченности условиями социального и педагогического взаимодействия.

Список использованной литературы:

1. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики: учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-357-8.

2. Козырева О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.

3. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: моногр. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978-5-85117-411-7.

4. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-359-2.

5. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.

6. Казакова С. Л., Козырева О. А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций. 2010. №3 (23). С. 32-45.

7. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.

8. Козырева О.А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11-2. С. 127-131.

© В. Д. Корнеева, О. А.Козырева, 2015

УДК 796.82

В.А. Куванов, к.п.н. Е.А. Бавыкин, Я.А. Куванов

ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»

г. Санкт-Петербург, Россия

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ У БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ

Аннотация

Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей, таких, как скоростные,

силовые, координационные. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта и в спортивной борьбе, где высокий уровень развития этой способности помогает борцу в защите оставаться трудно уязвимым для атакующих действий соперника, а также успешно применять свой технический арсенал в соревновательной деятельности.

Ключевые слова

Специальная гибкость. Спортивная борьба. Техника борьбы. Греко-римская борьба. Студенческий спорт. Физические качества. Специальная подготовленность. Совершенствование гибкости.

Актуальность настоящего исследования обусловлена с одной стороны необходимостью исследования вопросов, связанных с развитием гибкости в тренировочном процессе в студенческой борьбе, а с другой -недостаточностью научных знаний по этой проблеме. Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей, таких, как скоростные, силовые, координационные [2]. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта и в спортивной борьбе, где высокий уровень развития этой способности помогает борцу в защите оставаться трудно уязвимым для атакующих действий соперника, а также успешно применять свой технический арсенал в соревновательной деятельности.

Проблемам развития гибкости в спорте посвящены исследования многих авторов, однако, зачастую в практике тренировки в различных видах спортивной борьбы, развитию гибкости уделяется недостаточно внимания, а методики ее совершенствования оказываются однообразными, что определяет необходимость дальнейших исследований в этом направлении [1].

Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что использование методики направленной на повышение гибкости студентов борцов, основанной на применении специальных комплексов упражнений с прогрессирующими отягощениями, как в ходе разминки, так и в структуре тренировочного занятия в целом, позволит повысить развитие гибкости, а также специальную подготовленность борцов греко-римского стиля.

Цель исследования - разработать программу повышения гибкости борцов греко-римского стиля на основе использования отягощений и проверить ее эффективность.

Исследование проводилось в 2013-2014 учебном году. Контингент испытуемых спортсменов - 20 борцов греко-римского стиля старших разрядов, возраст которых составлял от 15 до 18 лет.

На начальном этапе исследования изучались и анализировались литературные источники, с их помощью готовился педагогический эксперимент, разрабатывалась экспериментальная методика совершенствования гибкости борцов.

На следующем этапе исследования был организован педагогический эксперимент, для чего из контингента испытуемых были сформированы две группы - экспериментальная группа, и контрольная группа, численностью по 10 человек каждая.

Уровень подготовленности спортсменов и их возраст в обеих группах был одинаковым, в экспериментальной группе была применена, разработанная нами методика развития гибкости.

Сущность данной методики заключалась в применении упражнений на суставы (тазобедренные, плечевые, суставы позвоночника), значение которых для специальной деятельности борцов являлось очень важным, что было выяснено на теоретическом этапе исследования.

Методика представляет собой последовательность выполнения комплекса специальных упражнений на гибкость борцов в указанных суставах с прогрессирующими отягощениями.

Комплекс упражнений предназначен для выполнения в различных частях тренировочного занятия: вводной, основной и заключительной, а вес отягощений при этом был прогрессирующим, он включает в себя вначале упражнения на плечевые суставы (вращения и подъемы рук), затем на тазобедренные суставы

(пружинящие движения и повороты туловища в шпагатах; отведение и круговые движения бедра), затем на суставы позвоночника (повороты, наклоны, скручивания туловища).

Упражнения выполнялись с отягощениями и с фиксацией на 2-3 секунды в конечном (максимально растянутом) положении.

Вес отягощения был прогрессирующим и изменялся от начала к концу тренировочного занятия с учетом постепенности разогревания мышц и связок спортсменов.

В экспериментальной группе было несколько сокращено применение средств развития гибкости в разминочной части занятия, зато экспериментальная методика применялась и в других частях урока. Объем тренировочных нагрузок направленных на развитие других двигательных качеств, специальной и соревновательной подготовки в тренировочных группах не отличался.

Анализ полученных данных представленных в таблице №1 позволяет заключить, что у большинства спортсменов экспериментальной группы параметры специальной подготовленности улучшились, а в тестах, характеризующих гибкость также произошло улучшение.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели в экспериментальной и контрольной группе (п-10)

Экспериментальная группа

Вид показателя Угол активного Время 10 Время Наклон ниже

прогиба, град бросков габегания на опоры, см

прогибом, сек мосту,сек

До эксперимента (п-10) 51,6 32,0 4,9 5,0

После эксперимента (п-10) 53,1 30,9 4,1 6,5

t - критерий Стьюдента 6,71* 4,71 6,0* 8,57*

Контрольная группа

До эксперимента (п-10) 48,7 31,7 4,8 5,1

После эксперимента (п-10) 49,2 31,2 4.4 5,7

t - критерий Стьюдента 1,86 1,86 2,44* 2,25

*результаты достоверны p<0,05

Полученные результаты можно объяснить эффективностью примененной нами экспериментальной методики.

Проведенное нами исследование показало, что специальная гибкость в спортивной борьбе определяется подвижностью в тазобедренных, плечевых и межпозвоночных суставах. Наиболее важной в борьбе является активная гибкость, позволяющая эффективно выполнять технические действия.

Использование экспериментальной методики, представляющей из себя комплекс упражнений на суставы, подвижность в которых обеспечивает специальную гибкость борцов греко-римского стиля, позволяет достигнуть достоверного улучшения в результатах тестов, характеризующих специальную подготовленность, а также уровень гибкости борцов греко-римского стиля. Это можно объяснить эффективностью методики и положительным влиянием развитого с ее помощью уровня гибкости на показатели специальной подготовленности борцов.

Таким образом, мы считаем, что разработанную методику можно рекомендовать для использования в тренировочном процессе борцов греко-римского стиля.

Список используемой литературы:

1. Алисов, Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Я. Алисов; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л.: 1971. - 20 с.

2. Власенко, С.Н. Гибкость - важный фактор здоровья / С.Н. Власенко. - Минск: [б.и.], 1992. - 140 с.

©В.А. Куванов, Е.А. Бавыкин, Я.А. Куванов,2015

УДК 004

Т.В. Лабутина

Старший преподаватель Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета

Г. Чайковский, Российская Федерация

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080100 ЭКОНОМИКА

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы подготовки экономистов по дисциплинам, изучающим экономико-математическое моделирование. Ввод этих дисциплин в учебный план вызван новыми требованиями к будущим бакалаврам - повышение их профессиональных компетенций; формирование навыков исследования, анализа проблем и систем не только экономического, но и междисциплинарного характера.

Ключевые слова

Подготовка экономистов-бакалавров, экономико-математическое моделирование, профессиональные компетенции.

На протяжении ХХ века подготовка экономистов в западных университетах с первого курса и до последнего базировалась на экономико-математических методах анализа и прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности организаций, а также оптимизации управленческих решений. В СССР до начала 70-х годов подготовка экономистов с высшим образованием преследовала одну из двух целей: либо подготовить идеолога (политэкономия), либо счетовода-делопроизводителя (бухгалтерия). Экономико-математические методы анализа и прогнозирования командно-административным управленческим аппаратом не были востребованы [1].

Современная экономическая наука характеризуется широким использованием математических методов, которые стали составной частью методов любой экономической науки, включая экономическую теорию как ее основу. Использование математики в единстве с обстоятельным экономическим анализом открывает новые возможности.

Практическими задачами экономико-математического моделирования являются:

- анализ экономических объектов и процессов;

- экономическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов;

- выработка управленческих решений на всех уровнях хозяйственной иерархии.

Ввод в учебный план дисциплин, изучающих экономико-математическое моделирование, вызван необходимостью подготовки специалистов, владеющих методами стратегического прогнозирования и анализа развития экономики на основе математического моделирования. В современных условиях ни одно серьезное решение не принимается без участия этих специалистов. К тому же, с середины ХХ века практически все работы, удостоенные Нобелевской премии по экономике, связаны с использованием математических методов моделирования.

В рабочий учебный план Чайковского филиала ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» по направлению подготовки 080100.62 Экономика включены дисциплины «Методы оптимальных решений» (базовая часть цикла математических и естественнонаучных дисциплин) и «Методы и модели в экономике» (вариативная часть того же цикла), которые посвящены изучению экономико-математического моделирования.

Место этих дисциплин в подготовке бакалавров-экономистов определено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21 декабря 2009 г., № 747.

В характеристике профессиональной деятельности бакалавров среди прочих профессиональных задач, которые должен решать бакалавр по направлению 080100 Экономика, приведены следующие:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.