Научная статья на тему 'Обоснование основных условий развития креативности у детей дошкольного возраста'

Обоснование основных условий развития креативности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД / VALUED-SEMANTIC APPROACH / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОЕ EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF KINDERGARTEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Гульдар Тимербаевна

В статье рассмотрена творческость в контексте ценностно-смысловой самореализации детей старшего дошкольного возраста. Обоснованы сущностные характеристики развития креативности в образовательной среде дошкольных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование основных условий развития креативности у детей дошкольного возраста»

Литература

1. Тряпицына А. П. Профессиональные компетенции как результат современного высшего педагогического образования // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии. Материалы Международной научно-практической конференции (11-12 ноября 2008 г.). Москва, НОУ ВПО «СФГА», 2008. 416 с. С. 44-48.

2. Науменко О. В., Чандра М. Ю. Современные подходы к формированию фонда оценочных средств по основным образовательным программам вуза // Стандарты и мониторинг в образовании, 2016. Т. 4. № 1. С. 8-18. Б01: 10.12737/17981.

3. Науменко О. В., Чандра М. Ю. Формирование программы и фонда оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников вуза // Дискуссия, 2016. № 1 (64). С. 127-132.

4. Золотарева С. С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник, 2014. № 3. С. 116-121.

Ground of basic terms of development of creativity for the children

of preschool age Iskhakova G.

Обоснование основных условий развития креативности у детей дошкольного возраста Исхакова Г. Т.

Исхакова Гульдар Тимербаевна /Iskhakova Guldar — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, факультет педагогики,

Бирский филиал Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в статье рассмотрена творческость в контексте ценностно-смысловой самореализации детей старшего дошкольного возраста. Обоснованы сущностные характеристики развития креативности в образовательной среде дошкольных организаций. Abstract: in the article creativt is considered in the context of valued-creative self-realization of children of senior preschool age. Basic descriptions of development of creativity are reasonable in the educational environment of preschool organizations.

Ключевые слова: креативность, ценностно-смысловой подход, креативное образование, образовательная среда детского сада.

Keywords: creativity, valued-semantic approach, креативное education, educational environment of kindergarten.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016- 75-002

Социальные изменения структуры общества неизбежным образом затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Это требует усиления роли образовательного института, одним из принципов реформирования которого провозглашена его персонификация и обеспечение возможностей для развития способностей конкретного ребенка. Настоящие реалии, проверенные временем, подтверждают важность воспитания у детей самостоятельности, инициативности и гибкости в принятии решений, наполненных при этом смыслом преобразовательной деятельности и ценностного отношения к окружающей действительности.

Общие закономерности развития детей в период дошкольного детства обозначены в работах таких исследователей, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. Помимо определяющих процесс развития личности биологических и социальных условий, также приобретают значение такие, как стадии развития, наличие сенситивных периодов в развитии, амплификация детского развития, подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности и социальной позиции, развитие ребенка в атмосфере любви, поддержки и успеха.

Изучение проблемы развития творческого потенциала личности тщательно проанализированы в исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Богоявленская Д. Б., Выготский Л. С., Матюшкин А. М., Обухова Л. Ф., Пономарев Я. А., Айзенк Х., Гилфорд Дж., Торранс П. и др.). Период дошкольного детства традиционно рассматривается в литературе как

период сензитивности и восприимчивости к внешним влияниям. Особенностью социальной ситуации развития в период от трех до пяти лет является приобретение детской личностью вне отрыва от группы сверстников индивидуальных характеристик, что обеспечивается участием в совместных играх и общении. В старшем дошкольном возрасте складывается ситуация относительной автономизации ребенка от других детей по направлению к собственным личным достижениям. При этом взрослый выполняет функцию со-организатора детской деятельности, а детский коллектив - функцию психолого-педагогической поддержки или конкуренции. Данный тезис помогает оценить важность развития творческого потенциала личности ребенка для создания Образа себя [1].

Современные подходы и принципы построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях отражают целевые ориентиры в развитии дошкольников. При этом выбор форм, методов и средств образовательной работы с детьми детерминируются идеей учета индивидуальных особенностей развития детей. Определение вектора направленности системы воспитания, образования и развития ребенка возможно в рамках аксиологического подхода. В процессе взаимодействия ребенка со взрослым (педагогом) формируются личностный смысл такого взаимодействия, его ценностные установки [4]. Попытка систематизации ценностей была предпринята В. Франклом. Им были выделены ценности, которые являются, на наш взгляд, определяющими для процесса творческого развития дошкольников - ценности переживания и ценности созидания. Ценности переживания связаны с переживанием от воспринятого, они наполняются смыслом вместе с переживанием деятельного участия в формировании того, с чем встретился. Ценности переживания помогают вобрать в себя ценное из мира и таким образом предоставляют возможности для формирования осмысленности собственной жизнедеятельности. Ценности созидания помогают человеку внести в окружающее пространство нечто ценное взамен, и тем самым преобразовать мир. Таким образом обеспечивается процесс развития индивида, в котором процессы восприятия, реализации и преобразования происходят постоянно. Ценности созидания связаны с созданием любого произведения, будь то произведение искусства или обычный рисунок, напев, имеющий личностный смысл. По мнению автора, придание личностного смысла процессу созидания (например, нарисовать открытку для мамы на День 8-го Марта, или сочинить песню для своего друга) позволяет пережить небольшие субъектные достижения, из которых складываются маленькие успехи самореализующейся личности [5].

Ценностно-смысловая реализация креативности дошкольника предполагает особым образом организованное взаимодействие педагога и ребенка. Центральный фокус при этом занимают интересы и ценность личности участников деятельности, а также конструирование предметно-развивающей среды. Под средой понимается часть социокультурного пространства образовательного учреждения, в котором взаимодействуют различные образовательные системы, процессы, субъекты и предметы с целью развития и создания условий для саморазвития личности (Д. И. Иванов) [3]. Креативная образовательная среда - это часть социокультурного пространства детского сада, где процесс творческого развития и саморазвития детей происходит за счет свободы, отсутствия страха перед ошибками, творчества, самостоятельного выбора способов и средств разнообразных видов деятельности (познавательной, художественной, конструирования, лепки, игровой, общения, подвижной и др.). Креативная среда детского сада выстраивается вокруг интересов ребенка и выполняет функцию настройки на индивидуальные типологические особенности и наличные потребности дошкольника. При этом целью могут выступать - развитие творческости, способности генерировать множественные решения, нестандартность мышления и др. Креативность как личностное качество, исходя из понимания ее сущности, может являться основой создания такой образовательной среды [4].

При проектировании креативной предметно-развивающей среды детского сада необходимо опираться на основополагающие требования к ее построению - опора на общечеловеческие ценности, субъект-субъектные отношения и диалог. Рассматриваемая среда должна обладать ориентацией на творческое решение проблемы, поощрение создания творческого продукта, определение места в группе для оформления выставок, репродукций, рисунков, т. д., моделирование игрового пространства в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей, предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, создавать ее в соответствии с потребностями и настроением. Материально-технические условия включают оснащенность тематическими блоками дидактических игр, пособий, техническими средствами, моделями, энциклопедиями, наглядностями, природными материалами, детскими журналами, фотографиями; оснащенность тематическими творческими лабораториями,

центрами, издательствами, библиотеками, видеотеками, художественной мастерской и др.; оснащенность игровыми материалами, бросовыми материалами, развивающими фантазию и творческое начало у детей [2].

Таким образом, изучение проблемы обоснования базовых условий развития креативности в дошкольном детстве позволяет оптимизировать проблему ценностно-смысловой самореализации детей, а именно учитывать при построении образовательной работы с детьми возможности и положительную динамику всех её компонентов; интегрировать условия в единую систему, что, на наш взгляд, способствует возрастанию ее эффективности.

Литература

1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. 176 с.

2. Емельянова И. Е. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста. Челябинск, 2010. 195 с.

3. Иванов Д. И. Образовательная или развивающая среда / Д. И. Зеер // Директор школы, 2007. № 6. С. 48-49.

4. Исхакова Г. Т. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста: монография. Бирск, 2013. 140 с.

5. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.

Organization of individual educational routes as condition of development

of subject of student Zhukova N.1, Shchukina N.2 Индивидуальные образовательные маршруты как условие развития субъектности обучающихся Жукова Н. А.1, Щукина Н. И.2

'Жукова Наталия Айзиковна / Zhukova Natalia — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-педагогического образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

научный руководитель опытно-экспериментальной работы; 2Щукина Надежда Ильинична / Shchukina Nadezhda - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель, тьютор, Государственное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 643 Московского района, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются возможности индивидуального образовательного маршрута для развития субъектности обучающихся, представлен опыт по формированию индивидуального образовательного маршрута в рамках общеобразовательной школы. Abstract: in the article possibilities of individual of educational route are analysed for development of subject of student, experience is presented on forming of individual educational route within the framework of general school.

Ключевые слова: тьютор, субъектность, учение, индивидуальный образовательный маршрут. Keywords: tutor, subject, studies, individual educational route.

Важнейшим условием становления человека является развитие субъектной позиции. В современном образовании актуальной является проблема развития индивидуальности каждого обучающегося. Она тесно связана с проблемами мотивации обучения и сохранения здоровья. Процесс эффективного формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к учению проявляется в позитивном изменении всех компонентов учения (мотивационно-целевого, содержательно-операционального, эмоционального, волевого, рефлексивно-оценочного). Эмоционально-ценностное отношение школьников к учению проявляется как результат, стимул и регулятор учения, выполняя смыслообразующую, стимулирующую и регулятивную функции в процессе обучения в целом [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.