Научная статья на тему 'Методологические основания развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации'

Методологические основания развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ОДАРЕННОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КРЕАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH / INTELLECTUAL AND CREATIVE SELFACTUALIZATION / DEVELOPMENT / APTNESS / PRESCHOOL CHILDREN / SYNERGETIC APPROACH / CREATIVE-AND-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна

В статье рассматриваются синергетический и креативно-деятельностный подходы как методологическая основа развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A synergetic approach and a creative-and-activity approach are discussed in this article as a methodological basis of a child's aptness developing in terms of intellectual and creative self-actualization.

Текст научной работы на тему «Методологические основания развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации»

УДК 372.3 ББК 74.100.55

Емельянова Ирина Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Emelyanova Irina Evgenievna Candidate of Pedagogics Chair of Childhood Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Методологические основания развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации Methodological Bases of a Child’s Aptness Developing in Terms of Intellectual

and Creative Self-Actualization

В статье рассматриваются синергетический и креативно-деятельностный подходы как методологическая основа развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации.

A synergetic approach and a creative-and-activity approach are discussed in this article as a methodological basis of a child’s aptness developing in terms of intellectual and creative self-actualization.

Ключевые слова: методологический подход, духовно-творческая

самореализация, развитие, одаренность, дети дошкольного возраста, синергетический подход, креативно-деятельностный подход.

Key words: methodological approach, intellectual and creative self-

actualization, development, aptness, preschool children, synergetic approach, creative-and-activity approach.

Рассмотрим методологические основания педагогической стратегии и тактики развития детской одаренности в аспекте духовно-творческой самореализации. Общенаучной основой исследования выступает синергетический подход; а частно-научным - креативно-деятельностный подход. Рассмотрим методологическую базу исследования проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста в аспекте самореализацию.

Синергетический подход - это методологическая ориентация в

познавательной и практической деятельности, предполагающая применение

совокупности идей, понятий и методов синергетики в исследовании и

управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

Среди ученых, внесших наибольший вклад в развитие философского

осмысления идей синергетики, следует назвать П. Анохина, Е.Н. Князеву, С. Курдюмова, Н. Моисеева, Д. Мехонцеву, И. Пригожина и др. Синергетический подход определяется как постклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений. Безусловно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для педагогов, постоянно находящихся и действующих в мире нелинейных систем. Синергетические представления имеют большое практическое значение при проектировании и построении систем воспитания детей. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Синергетический подход позволяет говорить о переходе человека из организуемой в самоорганизующуюся личность - детерминация (учение о закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества), самодетерминация, становление личности (С.В. Кульневич, К.А. Абульханова-Славская, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн),

приводящем к повышению духовно-творческого потенциала и сближающем гуманитарную и естественно-научную парадигмы. Использование синергетического подхода в практической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия, что интенсифицирует не только процесс развития учащихся, но и личностно-профессиональный рост педагогов. Взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) или внешним (совместная творческая деятельность, обмен понимающими взглядами, понятными жестами). Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов, раскрывается не только возможность обмена информацией, но и организация совместных действий в общей для них творческой деятельности,

то есть «обмен действиями», что позволяет планировать и общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного ребенка «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной [1, 15]. Для дошкольного детства в связи с этим необходимо развивать сначала коллективную творческую деятельность, которая постепенно будет переходить в индивидуальную на последующих этапах развития личности. В коллективной творческой деятельности взаимодействие воспитателя и ребенка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто одно целое. Диалог представляет собой сложную форму речевого взаимодействия, в которой переплетаются прямые и обратные связи, идущие от партнеров. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов [7, 142-147].

Сформулируем основные положения понятийно-синергетического подхода в развитии одаренности детей дошкольного возраста в аспекте духовнотворческой самореализации:

1. Развитие одаренности в творческой самореализации личности ребенка может быть только открытой, нелинейной, неравновесной системой, так как в ее основе согласованное, интегративное взаимодействие общечеловеческих ценностностей и норм, выработанных самой личностью на основе позитивного опыта, постоянное стремление к саморазвитию и самореализации своих духовно-творческих потенциалов, рефлексивных способностей и т.д.

2. Флуктация в развитии одаренности личности в творческой самореализации - это внутренняя активность потенциалов ребенка, обусловленная потребностью созидательной направленности в деятельности.

3. Одаренность многовариантна и альтернативна. Здесь важны не только природные задатки, но и внешние социальные воздействия, которые могут быть не только преднамеренными, но и случайными, стихийными. Духовнотворческая самореализация одаренного ребенка неравновесна в момент смены доминанты природосообразного и социального, наиболее ярким примером

этого явления могут служить возрастные кризисы развития личности.

65 Вестник ЧГПУ42011

4. Одним из наиболее значимых параметров синергетической системы развития одаренности в духовно-творческой самореализации ребенка можно считать категорию «самореализации», которая, с одной стороны, реализует актуальные и потенциальные самости, как архетип целостности и порядка личности, а с другой стороны, представляет собой динамическое равновесие сознательного и бессознательного [9].

5. Бифуркация, обусловленная внутренней активностью личности в синергетической системе развитие одаренности в духовно-творческой самореализации ребенка, запускает динамический процесс, который приводит к дальнейшей самоорганизации системы.

6. Сущность рефлексивного управления синергетической системой «развитие одаренности в духовно-творческой самореализации ребенка» заключается в организации малых, но точных и своевременных воздействий, смысл которых в переводе управления в самоуправление, развития в саморазвитие, реализации в самореализацию.

7. Духовная ориентация становится методологическим основанием для снятия противоречия моно- и поликультурных характеристик, являясь механизмом самоорганизации открытых культурных систем.

Креативно-деятельностный подход позволяет актуализировать реализацию потребностей ребенка в осознании себя субъектом творческой деятельности. Деятельность - проявление человеком активности, реализации им своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Применительно к образовательной деятельности в системе дошкольного образования деятельностный подход, согласно И.А. Зимней, означает отказ от определения процесса познания как передачи знаний, выработки умений и организации усвоения, а рассмотрение этого процесса как организации и управления совместной познавательной и творческой деятельностью субъектов этой деятельности [3]. Ее существенные признаки: продуктивно-преобразующий характер, социальность, сознательное целеполагание. Если мы понимаем творчество как процесс, приводящий к созданию нового, то креативность мы будем рассматривать как внутренний ресурс человека. Под креативностью (от

лат. егеайо - созидание) понимают творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, могут характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности и процесс их созидания. Креативность проявляется в способности человека отказаться от стереотипных способов мышления, в способности порождать необычные идеи, в способности к нестандартным решениям проблемных ситуаций, а также к осознанию и развитию своего опыта. Американский психолог Э. Фромм предлагает следующее определение креативности: это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. При всём разнообразии определения креативности (как способности порождать оригинальные идеи, отказаться от стереотипных способов мышления, способности к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) её суммарная характеристика, по мнению ряда психологов, заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное, т.е. наличие продукта или решение задачи [8]. То есть, творчество - это процесс создания новизны, осуществляемый с помощью креативности как способности к созданию нового. На основании исследований Я. А. Пономарева под креативностью в рамках исследования одаренности дошкольников мы будем понимать высший уровень интеллектуальной активности мышления в продуктивно-созидательной деятельности, где творческая одаренность составляет устойчивую характеристику личности [6, 14].

Для детей дошкольного возраста креативные проявления являются естественными процессами освоения мира. Они дополняют картину мира ребенка воображаемыми ситуациями, связями, образами, недоступными познанию и пониманию. Поэтому идеи Л. С. Выготского в детской психологии о творческом способе освоения мира путем создания собственных образов и их преобразования, о том, что творческие проявления присущи каждому ребенку и требуют своего развития с самого раннего возраста, имеют ведущее значение в нашем исследовании. Детство - один из значимых отрезков человеческой

жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Т.В. Кудрявцев отмечал: в психологии необходимо различать творчество как «открытие для других» и творчество как «открытие для себя». В первом случае цивилизация пополняется новыми техническими изобретениями, произведениями искусства, научными открытиями. Во-втором

- на передний план выступает субъективная новизна продуктов творчества, вхождение ребенка в человеческий мир, это непрерывная цепочка «открытий для себя». В креативно-деятельностном подходе раскрытие творческих потенциалов одаренного ребенка мы видим не столько в создании нового предмета, сколько в изменении в самом ребенке, в возникновении у него новых способов деятельности, знаний и умений. Таким образом, «открытие для себя» мы понимаем как открытие себя, раскрытие творческих потенциалов, возможно, и не осознаваемое самим открывателем. Нам близки точка зрения

A.А. Волковой, Т.С. Комаровой, М.В. Грибановой, И.Н. Вохмяковой на творческую деятельность. Т.С. Комарова отмечает: «Субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста... Общечеловеческой новизны и ценности продукт творчества ребенка не имеет. Но субъективная ценность его значительна» [4, 7]. М.В. Грибанова полагает, что «оценочные созидательные отношения можно рассматривать как проявления творческости, как личностную характеристику, как путь самореализации ребенка в собственной индивидуальности» [2, 17]. Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что именно творчество составляет основу общего психического развития, включая саморазвитие и самореализацию ребенка, так как каждая наша мысль, движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом к новому [5, 77]. Исследования

B.Г. Рындак в области творческого образования позволяют в структуре креативности выделить три взаимодействующих блока, составляющих единую систему поддержки и развития одаренности личности: креативно-личностный блок, сязанный с самоактуализацией и самореализацией личности; креативнодеятельностный, связанный с созидательным процессом; креативнорезультативный, связанный с созданием субъективно нового духовнотворческого продукта [6, 15].

Соответственно, в самой общей форме креативно-деятельностный подход к процессу развития одаренности дошкольника означает интерпретацию этого процесса как целенаправленной творческой деятельности в общем контексте жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания личностных смыслов для развития целостной личности [8, 12].

Согласно креативно-деятельностному подходу, творческой

деятельностью детей дошкольного возраста можно назвать специфическую форму активного отношения ребенка к жизни, содержание которой составляет эстетическое познание и созидание на основе освоения и развития различных форм культуры и искусства, на этой основе создание творческого продукта. Следовательно, творческая деятельность выступает как содержательное основание нравственной самореализации ребенка, представляет собой систему специфических предметных действий, направленных на воспитание, познание и создание образов (духовно-творческий продукт) в целях освоения мира и самореализации в нем своих потенциалов и способностей. Итак, на основе креативно-деятельностного подхода можно определить путь самореализации в творческой деятельности одаренных детей дошкольного возраста: от

организации духовно-творческой деятельности через опыт решения духовнотворческих задач в более широкий эмоциональный и смысловой контекст, к формированию эстетического отношения к окружающему миру и освоению способов самореализации своих способностей в созидательной общественнополезной деятельности.

Подводя итог методологическому обоснованию развития одаренности как фактора духовно-творческой самореализации дошкольников, отметим, что все вышеперечисленные подходы рассматриваются нами в синтезе, который позволяет выделить истоки стратегии и тактики развития одаренности дошкольника. Сделаем выводы по определению стратегии и тактики развития одаренных детей как фактора духовно-творческой самореализации дошкольников:

- педагогическая стратегия развития одаренных детей определяется социальным заказом государства и родителей с приоритетом развития духовно-

творческих основ жизнедеятельности детей и молодежи, а также гуманистической направленности взаимодействия в образовательном пространстве;

- педагогическая стратегия развития одаренных детей обращена к личности ребенка, стремлению удовлетворить его растущие познавательные, эмоциноально-ценностные, духовно-творческие потребности, а умелое сочетание социальных и личностных факторов в развитии одаренности ребенка позволит педагогической тактике максимально гибко реагировать на социальные и культурные изменения среды в процессе духовно-творческой самореализации;

- в духовно-творческой деятельности ребенок раскрывает свои созидательные потенциалы, присваивает культурные ценности данного общества, входит в культуру и жизнь общества через создание личных духовно-творческих продуктов;

- в результате взаимодействия со Значимым взрослым воспитанник приобщается к социокультурным знаниям, традициям, расширяет свой индивидуальный опыт и творческие способности. Ориентация такого плана принципиально значима: целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает ребенку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, необходимые для реального и будущего личностного духовно-творческого самостроительства и самореализации.

Библиографический список

1. Бурменская, Г.В Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка

[Текст]: учеб. пособие / ред.-сост. Г.В. Бурменская. - изд. 2-е, расш. - М.: Московский

психолого-социальный институт, 2005. - 656 с.

2. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Грибанова. - Екатеринбург, 1999. - 23 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М: Академия, 1997. - 280 с.

4. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

5. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности [Текст] / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 71-75.

6. Рындак, В.Г. Образование, наука, творчество [Текст] / В.Г. Рындак. - Екатеринбург, 2002. - 352 с.

7. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]

/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.

8. Трубайчук, Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. - 188 с.

9. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг; пер. с нем. - М.: Канон, 1997. - 336 с.

Bibliography

1. Burmenskaya, G.V. Children’s Psychology Reader: From Infant to Teenager: Study Guide / Editor and Compiler Cand. of Psychol. G.V. Burmenskaya. - 2nd Ed., Enl. - M.: Moscow Psyhological-and-Social Institute, 2005. - 656 p.

2. Gribanova, M.V. Senior Preschool Age Children’s Aesthetic and Art Perception Forming (Based on the Works of Fine Arts) [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. / M.V. Gribanova. - Yekaterinburg, 1999. - 23 p.

3. Komarova, T.S. Children in the Creative Work World [Text] / T.S. Komarova. - М.: Mnemonika, 1995. - 160 p.

4. Kudryavtsev, V. A Child’s Creativity Phenomenon [Text] / V. Kudryavtsev // Preschool Education. - 2006. - № 3. - P. 71-75.

5. Ryndak, V.G.. Education, Science, Creative Work [Text] / V.G. Ryndak. -Yekaterinburg, 2002. - 352 p.

6. Stepanov, E.N. Concerning Modern Approaches and Conceptions of Education - for an Educator [Text] / Е.К Stepanov, L.M. Lunina. - М.: Sphera TC , 2002. - 160 p.

7.Trubaychuk, L.V. Pedagogical Technology of Preschool Children’s Creative Skills Development: Monograph / Edited by L.V. Trubaychuk. - Chelyabinsk: «Obrazovanie», 2009. -188 p.

8. Yung, K.G. Collected Works. Conflicts Within a Child’s Soul (Text] / K.G. Yung; Translation from German. - М.: Kanon , 1997. - 336 p.

9. Zimnyaya, I.A. Educational Psychology [Text] / I.A. Zimnyaya. - М: Academia, 1997.

- 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.