0
X
I
□
|"/т
о
□
-чо
О
120
FORMATION OFMOTOR CREATIVITY CHILD PRESCHOOLAGEAS EDUCATIONAL DOMINANT HIS PERSONAL DEVELOPMENT Slyadneva Lubov Nikolaevna, PhD of Pedagogical science, Professor, Chair of Choreography, Stavropol State Pedagogical Instytute, Stavropol
Pedagogical efforts towards, theformation ofmotor-creativity preschool age child, effective influence on hispersonal development, ensure the continuity of pre-school and school stages of education.
Keywords: motor creativity; corporeality development of children preschool age.
УДК 37.036 ФОРМИРОВАНИЕДВИГАТЕЛЬНОЙКРЕАТИВНОСТИ
РЕБЕНКА СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАКПЕДАГОГИЧЕСКАЯДОМИНАНТА ЕГОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
© СлядневаЛ.Н., 2014 Педагогическиеусилия, ориентированныенаформированиедвигательнойкреатив-
ностиребенка старшего дошкольного возраста, эффективно влияют на его личностное развитие, обеспечивают преемственность дошкольного и школьного этапов образования.
Ключевые слова: двигательная креативность; двигательная творческость; физическое развитиеребенкастаршегодошкольного возраста.
СЛЯДНЕВАЛюбовь Николаевна, доктор педагогическихнаук, профессор, кафедра Хореографии, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь
Многочисленные исследования антропологического характера доказывают, что дошкольный период жизни человека является для него преимущественно моторно-познавательным этапом постижения внешнего мира и своих возможностей в нем. Поэтому в этот период общий контур педагогического инструментария, развивающего личность ребенка, должны определять в основном различные формы его двигательного творчества. Однако традиционная теория и методика физического воспитания сводит этот процесс к развитию двигательных способностей ребенка, что не обеспечивает преемственность дошкольной и школьной стадий образования.
Идею становления двигательного творчества первыми эксплицировали в тридцатые годы прошлого столетия А.Р. Лурия и А.Н. Мире-нова при изучении процесса становления "сенсомоторного плана сознания" близнецов.
Общие выводы сводились к следующему. Тренировка методом поэлементного копирования не давала заметного развития конструктивной деятельности ребенка и мало перестраивала его перцептивные процессы. Метод моделей, наоборот, существенно менял и конструктивные операции, и перцептивную деятельность. При этом шла перестройка не только тех перцептивных действий, которые были включены в тренируемую деятельность, но и тех, которым дети непосредственно не обучались. Иначе говоря, "в результате обучения у детей был вызван не только навык к конструктивной деятельности, но и глубокая перестройка лежащих за этим навыком психологических функций" [4].
Особый вклад в становление представлений о функциональности двигательной деятельности ребенка в развитии психики ребенка внес Н.А. Бернштейн [2]. Двигательные действия описывались им не столько как совокупность элементарных моторных актов, сколько как творческие формы "преодоления пространства". Он впервые детально исследует такое физическое качество человека, как ловкость (двигательную находчивость). После него многие исследователи стали активно изучать свойства двигательных действий, развивающих мышление и интеллект (Б.Г. Ананьев, С.Г. Геллерштейн, Ф. Клике, Я.М. Коц, Х.Х. Гросс, В.П. Зинченко, B.C. Дмитриев, и др.).
Современные исследования (например, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева [3]), выполненные в контексте парадигмы развивающей
педагогики, убедительно доказывают, что основным результатом физического воспитания дошкольника должны стать не столько конкретные двигательные умения и навыки (физическая орудийность) ребенка, сколько его всестороннее и гармоничное личностное развитие.
Н.Н. Визитей обосновывает необходимость включения понятия "художественный (креативный) акт" в состав базовых представлений теории физической культуры. Н.Ю. Шумакова обосновывает артпедагогику (педагогику креативности) как гуманистическую систему образования учащихся в области физической культуры.
Термин креативность (творческость) в арт-педагогике используется практически в том же значении, что и в популярной литературе, а именно для обозначения совокупности психофизических особенностей человека, определяющих возможность создания им художественных форм деятельности или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Сегодня телесно-двигательная артпедагогика все чаще рассматривается как инновационная педагогическая технология в системе дошкольного образования.
Как правило, понятие "двигательная креативность" отождествляется с понятием "двигательное творчество". Наряду с этим теоретический анализ этих понятий дает основания для утверждения целесообразности их дифференцирования. Отличие состоит в том, что двигательное творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к привнесению в телесное движение нечто нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека. В двигательной креативности и в двигательном творчестве присутствует момент преобразования, но в двигательной креативности он касается системы двигательныхумений, навыков и ценностей самого субъекта, а в двигательном творчестве - и некоторой части системы социокультурных отношений, двигательных норм, ценностей, знаний в области физической культуры, континуума принятых в социуме телесных движений. И в творчестве, и в креативности присутствует момент оценки созданного и создаваемого, но в творчестве -это оценка со стороны другого, а в креативности, по крайней мере, - самооценка.
Творчество чаще понимается как деятельность, направленная на создание новейших по содержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, креативность - как деятельность, ориентированная на развитие самого человека как личности.
Детское творчество - начальная ступень в развитии творческой деятельности человека. Ценность его не столько в результате, в продукте творчества, сколько в самом процессе. "Важно не то, что создадут дети, - писал Л.С. Выготский, - принципиально то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении" [1, с. 23].
Двигательная креативность ребенка беднее, чем двигательная креативность взрослого, утверждал Л.С. Выготский, но ребенок больше доверяет продуктам своей креативности и меньше их контролирует. Поэтому креативность ребенка проявляется ярче. Относительно ребенка Л.С. Выготский называет творческой всякую деятельность, результатом которой является необычное воспроизведение бывших в опыте впечатлений либо действий. Проявления творческой деятельности находятся в прямой зависимости от богатства и контраста его пре-^“^ жнего опыта. Таковая деятельность ребенка во многом зависит от его интересов, склонностей, способностей,характера, темперамента. Их развитие и взаимное влияние во многом определяют творческую направленность личности. Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых в особенности существенны самостоятельность и инициативность. Конкретно самостоятельные деяния, отмеченные личным своеобразием, чаще всего относят к действиям творчества [5].
В этой связи можно согласиться с тем, что основной задачей физического воспитания дошкольника должно быть формирование его двигательной креативности. Достаточно непродолжительного наблюдения за двигательной активностью ребенка для понимания того, что в нем уже генетически заложена безудержная аномная (природосообразная, естественная, генетическая) двигательная креативность. Известно, что основным средством физического воспитания является физическое упражнение (нормативное двигательное действие). Однако именно нормализация (культивирование) двигательной активности ребенка угнетает его аномную двигательную креативность.
Изучение аномной двигательной креативности показывает, что она изначально тонко вплетена в двигательную активность ребенка раннего дошкольного возраста, вместе с тем реализует принцип "проб и ошибок" и поэтому избыточна и хаотична. Внецелевые по своему замыслу движения с нечеткими сило-пространственно-временными проявлениями создают предпосылки для становления лишь малопродуктивной формы мышления - чув-
I
121
О
гч
г
2
гч
■ ом
V
0
X
I
□
|"/т
о
□
-чо
О
122
ственного сознания и никак не способствуют личностному становлению ребенка.
Основой личностного развития ребенка является иная культивированная, построенная на образцах и нормах выполнения физических упражнений, автономная символическая по сути двигательная креативность. Формирование такого рода двигательной креативности может осуществляться преимущественно средствами телесно-двигательного воспитания. Причем такое формирование будет эффективным лишь в том случае, если учителя физической культуры, инструкторы дошкольного физического воспитания, воспитатели дошкольного образовательного учреждения будут совместно: рассматривать развитие автономной симво-лической двигательной креативности как одну из основных задач физического воспитания дошкольника; ясно представлять составляющие, критерии успешности педагогического формирования, осуществлять контроль и учет результатов становления автономной символической двигательной креативности ребенка; реализовывать формирование двигательной креативности как последовательную, преемственную и этапную интеграцию методических средств физического воспитания, ориентированных на гармоничное становление всех личностных составляющих автономной символической двигательной креативности ребенка.
Основными операционально составляющими формирования автономной двигательной креативности ребенка являются: познавательная основа двигательной креативности (образы интероцептивных ощущений, схема тела и телесно-пластические тексты, сенкритизм восприятия, элементарные представления о закономерностях двигательных действий, двигательная память, двигательное воображение,
идеомоторное мышление, речевое обрамление движения, телесно-двигательное внимание); мотивационная основа двигательной креативности (осознаваемая потребность в движении, двигательно-поисковая активность, понимание цели двигательного действия, "жажда новизны", обусловленная телесным движением); телесно-двигательная основа двигательных действий (двигательные стереотипы, двигательные умения и навыки; замещение реальных движений символическими); коммуникативная основа двигательной креативности (готовность следовать нормам выполнения двигательных действий и правилам подвижной игры); эмоциональная основа двигательной креативности (предвосхищение эмоционального сопровождения двигательной активности, эмоционального воображения; способность управлять эмоциями).
Таким образом трансформация аномной моторной креативности детей дошкольного возраста в автономную двигательную креативность станет основным фактором здоровьесберегающего их личностного развития, становления у них абстрактного мышления и интеллекта, обеспечения преемственности дошкольной и школьной стадий образования.
Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / под ред. В.П. Зинченко. - М.: МСПИ, 2004.
3. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. - 1997. -№ 1.
4. Лурия А.Р., Миренова А.Н. Экспериментальное развитие конструктивной деятельности. Дифференциальное обучение однояйцевых близнецов // Труды Медико-биологического института. - 1936.
5. Сляднева Л.Н. Теоретические основы телесной пластики. -Ставрополь: СГПИ, 2006.
AESTHETICIMPORTANCEOFMUSICALARTASAMEANSOFSPIRITUALANDMORALEDUCATIONOFSCHOOLCHILDREN TolstokorovEvgenyStefanovich, Honored worker ofculture of Russia, Associate Professor of RANS, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical University, Stavropol E-mail: [email protected]
In the era ofglobalization, the unification of traditional cultures, the devaluation of moral values, has become particularly acute problem of spiritual and moral education of schoolchildren. One of the major problems of modern school musical education is the organization and creation ofpedagogical conditions for spiritual-moral education of pupils by means of musical art. In this context, a retrospective analysis of the role and importance of music in the history of mankind as a means of spiritual and moral education. Keywords: spiritual-moral education of schoolchildren; aesthetic importance of musical art; aesthetic value in the content of music; school musical upbringing.