_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Основная часть занятия (урока) проводится по звеньям ГДЗС. Звенья занимаются одновременно, но отрабатывают разные упражнения и через определенные промежутки времени (20-25 минут) меняются участками (видами упражнений).
Основная часть занятия, как правило, должна заканчиваться прыжками или бегом. Продолжительность.
Время, отводимое на основную часть занятия, — от 55 до 60.
Третья часть — заключительная
Задачи:
1. Постепенное снижение нагрузки и приведение организма в относительно спокойное состояние.
2. Подведение итогов занятия. Содержание (средства).
Ходьба в постепенно замедляющемся темпе, упражнения в расслаблении, отвлекающие и глубокое дыхание.
Порядок проведения.
Заключительная часть занятия проводится в составе группы в общем строю. Продолжительность.
Время, отводимое на заключительную часть занятия (урока), — от 5 до 10 минут. Таким образом, анализ и сравнение образовательных моделей, которые указывают направление в выборе цели и схемы образования, как средств решения теоретических и практических задач в педагогике, позволяетсмоделировать универсальный гносеологический процесс и широко применить в педагогической практике.
Список использованной литературы:
1. Байденко, В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. -674 с.
2. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
3. Визгерд Я. А. Малафеев И. А. Педагогика школы. Учебное пособие. Ч. /Под общей редакцией И. Е. Шварца. Пермь: Издательство ПГУ, 1969.
4. Границкая А.С.Научись думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991
5. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие / сост. Н.В. Соловова, С.В. Николаева. Самара: «Универс групп», 2009.
6.Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
7. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / / Школьные технологии. -1996. - N3.
© Уколов А.В., Лагунов А.Н., Жернаков Д.В.,2016
УДК 378
Федоткина Елена Викторовна
канд. фил. наук, доцент МГУПС (МИИТ), г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые вопросы, связанные с реформой высшего образования. В центре
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
внимания - новый тип обучения в вузе, так называемый, массовый бакалавриат, доступный для каждого гражданина России, успешно освоившего программу общеобразовательной школы и готового вкладывать усилия в своё дальнейшее образование и развитие.
Ключевые слова
Инновационное развитие; мониторинг; двухуровневая система высшего образования; массовый бакалавриат; новый тип обучения, индивидуализация обучения; смена парадигмы образования; ситуации общения.
Инновационное развитие России предполагает внедрение современных технологий и методик во все сферы национальной экономики страны. Особо отметим образование, как одну из главных сфер производства инноваций. Именно образование создаёт базовые условия для разработки и апробирования научных исследований в самых различных областях знания.
Рассмотрим более подробно систему высшего образования (некоторые, на наш взгляд, наиболее важные её аспекты) на основе мониторинга нормативных документов и научных разработок по реформе образования. На сегодняшний день практически завершился переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат/магистратура. Вузам предоставляется возможность самостоятельно решать, на какие направления подготовки и с каким баллом единого экзамена на конкурсной основе принимать абитуриентов. Этот механизм позволяет отчасти преодолеть существующий разрыв между школой и ВУЗом в предъявляемых требованиях к учащемуся и студенту.
Двухуровневая система, с одной стороны, существенно повышает гибкость системы профессионального образования, а с другой — создаёт основу для переобучения в течение всей жизни. Выпускники общеобразовательных школ будут вовлечены всистему академического и прикладного бакалавриата и, как следствие, высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную взрослую жизнь в XXI веке. За счёт массового бакалавриата и доступности высшего образования будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию всего нового и прогрессивного в различных отраслях национальной экономики страны.
Массовый бакалавриат, доступный для каждого гражданина России, успешно освоившего программу общеобразовательной школы и готового вкладывать усилия в своё дальнейшее образование и развитие, должен обеспечивать освоение самого широкого набора компетенций от фундаментальных знаний и методов исследований до прикладных умений, позволяющих успешно выступать на рынках труда. Укрупнение направлений подготовки бакалавров даёт широкий простор для инициативы учебных заведений и самих студентов. Государственный стандарт подготовки бакалавров регламентирует более 50 % предметов, а доля самостоятельно выбираемых студентами курсов превышает 30 %. Фактически массовый бакалавриат станет основой системы непрерывного образования, поскольку будет создавать основу возможности регулярного переобучения [2, с. 26].
Диалог с потребителем становится основой развития высшего образования. Нельзя не согласиться с позицией многих руководителей Департамента науки и образования, что прозрачность деятельности вузов должна сочетаться с системой независимых рейтингов вузов и отдельных образовательных программ, в том числе опирающихся на опросы выпускников и работодателей. Контроль качества освоения компетенций, заложенных в базовом стандарте, может дополняться независимыми от системы образования профессиональными экзаменами.
В настоящее время изменяется сама природа образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Помимо модульных траекторий, широкого выбора курсов, новый тип обучения характеризуется большим объёмом самостоятельной работы студентов, их вовлечения в реальные проекты, появлением коллективных форм учебной и исследовательской работы. Безусловным требованием к бакалавриату и к магистратуре становится освоение иностранного языка на уровне, достаточном для свободной коммуникации, обучения, участия в совместных исследовательских и образовательных проектах (для
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
учащихся и преподавателей).
Сегодня, благодаря достигнутым результатам в разработке как методологии личностно -ориентированной парадигмы образования, так и разнообразных технологий её практического применения актуализировалась роль преподавателя иностранного языка, как фасилитатора обучения (a facilitator of learning), т.е. лица, которое признаёт право студента быть активным субъектом образовательного процесса, и поэтому направляет свои усилия на активизациюи мотивацию обучаемых [1, c.3].
С 2010 г. высшее образование в отечественных вузах перешло к организации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС ВПО, результаты достижения которых измеряются в терминах компетенций, поэтому преподаватели обязаны так составлять и обновлять образовательные программы по своим дисциплинам и выбирать такие методы и технологии обучения, чтобы в результате освоения программы студенты смогли продемонстрировать определенные стандартом компетенции. При этомв своей профессиональной деятельности преподаватели должны руководствоваться тремя основными тенденциямисовременного образовательного процесса:
- переносом фокуса педагогического внимания с учебного материала на личность обучаемого, что заставляет многих педагогов более глубоко вникать в теоретические аспекты психологии личности и шире использовать на практике приёмы индивидуализации обучения (на уровне специальности, группы, подгруппы, отдельной личности);
- возможностью использовать эклектизм в выборе методов и технологий обучения, так как идея строгой закреплённости отдельных методов за определёнными педагогическими концептами доказала свою косность и недальновидность;
- обогащением педагогического общения социально-адаптационным, профессионально-ориентированным и культурно-развивающим контекстами, т.е. изложением учебного материала в ситуациях, по возможности, приближённых к реальным профессиональным функциям специалиста, а также способствующих личностному и социальному развитию студентов.
Ещё несколько лет назад преподаватели с горечью признавались, что для них звучит несколько унизительно официальная формулировка их профессиональных обязанностей: «оказание образовательных услуг». Но во всём мире практикуется подобного рода высказывание. Мы вступили в эпоху рыночных отношений, а соответственно, эти отношения распространяются на различные сферы человеческой деятельности, включая сферу образования. Педагог, преподаватель вуза должен быть конкурентоспособным и проявлять свои лучшие профессиональные качества, чтобы быть востребованным на рынке труда. Постоянное самосовершенствование и повышение собственной квалификации станут залогом качественной и творческой работы. Сегодня преподаватель высшей школы может гордиться своей миссией: общество доверило ему ввести лучших представителей российской молодёжи в мир самостоятельного постижения знаний, приобщить их к научно-исследовательской и проектной деятельности, без которой невозможно развитие ни одного производства, продемонстрировать им особенности становления творческого мышления в процессе сопоставления различных научных теорий и концепций, а также сформировать у них основы глобальной культуры, которая призвана способствовать реализации идей мобильности, созданию глобальной экономики, основанной на знаниях (knowledge-based global economy) и обучающегося общества (learning society) [3].
В связи со сменой парадигмы образования изменению подлежат все содержательные и процессуальные компоненты учебного процесса. Вместо лекций традиционного характера, целью которых было «начитывание» информации и семинарских занятий, направленных на проверку умений «воспроизведения» полученного материала, востребованными становятся такие формы учебной работы, при которых презентация и усвоение учебной информации происходили бы одновременно, а учебный диалог уступил бы место полноценному межличностному межсубъектному общению, так как обучаемые должны вступать в него, получив значительный опыт самостоятельной внеаудиторной работы, направленной на всестороннее изучение предмета обсуждения, и сформировав по отношению к нему личностные смыслы.
Приведём примерный реестр сфер и ситуаций общения, характерных для разных видов деятельности бакалавров по дисциплине «Деловой иностранный язык»:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
- непосредственный устный или телефонный обмен информацией общего и профессионального характера в ходе совещаний и деловых переговоров, при обсуждении условий делового сотрудничества, различных вопросов экономики и права, при заключении сделок;
- публичные выступления на профессиональную тему (на рабочих встречах, выставках, семинарах, конференциях, форумах и др.);
- извлечение информации в процессе работы с аутентичной литературой, средствами mass-media и Internet по широкому спектру вопросов, связанных с осуществлением экономических внешнеторговых обязательств и правовой деятельностью юристов;
- работа с документацией, используемой в профессиональной и внешнеэкономической деятельности, а также в юридической практике (контракты, соглашения и др.);
- реферирование и аннотирование профессионально значимых публикаций и деловой документации;
- составление проектов внешнеторговых договоров;
- деловая переписка с различными коммуникативными намерениями (письма, факсы, корреспонденция по электронной почте);
- составление служебных записок/резюме/рекламаций/заявлений/заявок на участие в международных встречах (симпозиумах, конференциях) и других профессионально значимых документов;
Чтобы выдержать вызовы времени, преподаватели высшей школы должны знать, какие компетенции являются наиболее востребованными в их профессиональной деятельности, обладать способностью оценивать их и самостоятельно определять пути их совершенствования. В этом отношении, подобно знаниевому компоненту в профессиональной модели студентов как будущих специалистов, их предметная компетенция является лишь одним из компонентов в сложной иерархии компетенций, в совокупности образующих их общую национальную и профессиональную культуру. Список использованной литературы:
1. Исаева Т.Е. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания: монография / Т. Е. Исаева; Рост. Гос. ун-т путей сообщения. — Ростов, 2010. —152 с.
2. Российское образование—2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях. Доклад, Гос. ун-т—Высшая школа экономики. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008. — 40 с.
3. Key Data Education [Text]. — European Comission, 1998
© Федоткина Е.В., 2016
УДК 37.047
Федчук Владимир Викторович
канд. пед. наук, ООО «Благополучие», старший инструктор методист,
г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Алифиров Анатолий Иванович канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Аннотация
В статье рассматриваются виды профессионально ориентационной работы с абитуриентами по направлению подготовки педагогов по физической культуре.
Ключевые слова
Профессионально ориентационная работа, профдиагностика, профотбор.