_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Путем применения данной методики было выявлено, что уровень трудовой мотивации до эксперимента составил 2,6 балла, а после эксперимента 4,5 балла, что говорит об определенной положительной динамике.
Список использованной литературы:
1. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов - М.: Издательский центр «Академия» 2002, - 336 с.
2. Рахимова, М.Р. История образования и педагогической мысли/М.Р. Рахимова, Т.В. Панкова, А.Т.Калдыбаева - Бишкек,2002, - 270 с.
3. Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования/ - Ю.Г. Татур - М.: Университетская книга. Логос. 2006, - 256 с.
4. http://www.pro-personal.ru/journal/218/5565/
© Тулобердиев К.К.,2016
УДК 37.013.46
Уколов Алексей Валерьевич
к.п.н., заместитель начальника кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
г. Железногорск, РоссийскаяФедерация Лагунов Андрей Николаевич к.п.н., начальник кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
г. Железногорск, РоссийскаяФедерация Жернаков Дмитрий Владимирович к.п.н., начальник кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
г. Железногорск, РоссийскаяФедерация
О ПРИМЕНЕНИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВ РЕШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Аннотация
В понятии «образовательное пространство» находит отображение образовательная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Анализ этих элементов системы с помощью образовательной модели позволит найти резервы для принятия наиболее правильного решения организации и управления образовательным процессом.
Ключевые слова
Образовательная модель, программированное обучение, образовательное пространство,
адаптивная система обучения.
На сегодняшний день актуальным является изучение и совершенствование системы образования, которая связана с существующимимоделями образования. Процедура моделирования как объективный и универсальный гносеологический процесс широко применяется в педагогике. Значит необходимо сравнить качество применения в педагогике образовательных моделей как средств решения теоретических и практических задач.
Образовательная модель указывает направление в выборе цели и схемы образования, устанавливающую, зачем, что познавать, кто и как будет добивается достижения поставленных задач. В
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
соответствии с классификацией Е.А. Солодовой и Ю.П. Антонова в моделях образования можно выделить модели «макроуровня», которые обусловливают направление развития системы образования, и модели «среднего» уровня, «моделирующие качество образования на выходе конкретного вуза». В связи с этим большая группа образовательных моделей посвящена моделированию профессионального образования.
Для наших целей при рассмотрении различных образовательных моделей для их синтеза были выбраны программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.) и адаптивная система обучения (А.С. Границкая).
В 60-е годы А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. Эта теория соответствовала психологической составляющей социалистической концепции программированного обучения. Впоследствии исследованием теории и практики программированного обучения стали заниматься представители частных методик (математики, физики, химии, языков и др.) как в общеобразовательных школах, так и в высших учебных заведениях. Исследователи доказывали, что программированное обучение это не только новая образовательная методика, а также методика управления образовательным процессом. Развитие этой теории было определено также достижениями алгоритмизации в обучении, активным внедрением информационно-вычислительных технологий в процесс образования.
В понятии «образовательное пространство» находит отображение образовательная система, «включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д.» [3, с. 48]. Анализ этих элементов системы с помощью образовательной модели позволит найти резервы для принятия наиболее правильного решения организации и управления образовательным процессом. Из рассуждений Е.А. Лодатко следует, что под образовательной моделью понимается концептуальное решение к построению системы образования, в соответствии с которым «формируется представление об эффективности и ценностях образовательных учреждений, исходя из управленческих позиций». Выделяя в качестве отличительных характеристик моделей внутреннюю или внешнюю направленность системы образования, его ориентацию на авторитарные или демократические общественные ценности, Е. А. Лодатко приходит к четырем типам моделей образовательных систем: тоталитарной, прагматической, рациональной, открытой [4].
Программированное обучение современные исследователи относят к дидактической системе, а не просто к методам или формам занятий. Программирование — это составление программы, в данном случае
— определенной последовательности учебных действий и операций как учащихся, так и обучающего (преподавателя, машины).
Существенной особенностью программированного обучения является обратная связь. Именно она обеспечивает систематическую информацию о продвижении обучающегося по усвоению программного материала и позволяет управлять ходом учения.
Другой особенностью этой дидактической системы надо признать цикличность, т.е. повторяемость последовательных учебных операций при изучении разных частей (фрагментов) учебного материала.
Программирование проводится в определенной последовательности. Уточняется тема. Содержанию материала придается строгая логическая структура. Определяется основная задача изучения курса или его раздела. Выясняются особенности обучающихся, которым адресована программа учебных действий (их возраст, уровень образования, учебные умения и навыки).
Следующий очень важный этап программирования — это разработка алгоритма учебной деятельности (для обучающегося). Для этого весь материал, который необходимо выучить, изучить, делят на шаги (другие названия: кванты, порции, дозы, единицы информации). Величина (объем) каждого шага определяется опытным путем. Причем, если шаг (доза) будет большим, то его трудно усвоить в один прием, а маленькие шаги потом сложно обобщать.
Итак, весь материал разбит на ряд последовательных частей — это та самая дискретность (прерывистость), о которой говорилось в связи с алгоритмизацией обучения. После этого составляется собственно алгоритм, по которому будет проходить усвоение учебного материала. Вспомним, что алгоритм
— это целый ряд точных предписаний, которые надо обязательно выполнить точно и в полном объеме, чтобы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
добиться намеченного результата, в данном случае промежуточного, т.е. части общего результата. В свою очередь эти предписания — алгоритмы для каждого шага имеют циклический характер, т.е. повторяющийся по кругу. Получается столько циклов, сколько шагов. Каждый цикл состоит из операций-указаний. Выполнение их обеспечивает усвоение учащимися материала того шага, который в данный момент изучается.
Схема изображает последовательные учебные операции, которые содержат указания по изучению и усвоению лишь одного шага. Переход к изучению второго и последующих шагов допускается тогда, когда правильно и только правильно выполнено задание-предписание первого шага.
Операция 1 - доведение новой информации - это задание по доведению новой информации до обучающегося.
Операция 2 - восприятие и осмысление обучающимся полученной информации.
Операция 3 - контроль усвоения полученной информации без разрыва процесса обучения.
Операция 4 - получение ответа от обучающегося.
Операция 5 - оценка ответа.
Операция 6 - алгоритм данного этапа зависит от выполнения или не выполнения предыдущего этапа, если ответ верный то доводится новая порция информации (операция 2), если ответ неверный или не полный, в таком случае дается указание на переход к операции 7а
Операция 7а - ликвидация недостатка знаний по пройденной теме
Операция 8 - следует после 7а: это дополнительные контрольные вопросы и задания. После их выполнения их дальнейшие операции следуют 4-5 и т.
Операция 7 - переход к новому циклу.
При анализе адаптивной системы обучения (А.С. Границкая) занятие, организованное по технологии АСО, коренным образом отличается от традиционного тем, что роль преподавателя совершенно другая. Задачи данной образовательной методики - обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать умения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся.
К основным особенностям при построении занятия по методики АСО являются:
1. Нелинейная конструкция урока: часть первая-обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа обучающихся и индивидуальная работа преподавателя с отдельными студентами (курсантами).
2. Использование обобщенных схем, многоуровневых заданий с адаптацией.
3. Наличие дидактического материала с разным уровнем сложности (несколько вариантов).
4. Индивидуальный подход - ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним, учет индивидуальных особенностей в процессе обучения, создать психолого-педагогические условия не только для развития всех, но и для развития каждого учащегося в отдельности.
5. Главным достоинством данной технологии является то, что она позволяет адаптировать содержание, методы, темпы учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, следить за его продвижением от незнания к знанию. Видеть индивидуальную траекторию каждого.
6. Использование разные виды повторения (вводное, текущее, поддерживающее, итоговое, систематизирующее, обобщающее).
7. Обеспечивать контроль и оценку не только результатов, но главным образом процесса обучения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет студент (курсант).
8. Использование технических средств обучения.
Для синтеза двух систем обучения необходимо выделить задачи которые стоят перед нами при проведении практических занятий по предмету «Подготовка газодымозащитника» при использовании интерактивных тренажеров.
Можно выделить три основные задачи, которые стоят перед обучающимися в процессе изучения данной дисциплины, это:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
- изучение средств защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), методик технического обслуживания (ТО);
- овладение навыками работы с пожарной техникой и с пожарным оборудованием в СИЗОД, оформления эксплуатационно-технической документации, организации и проведения занятий с газодымозащитниками;
- формирование морально-психологических качеств обучаемых необходимых для работы в должности газодымозащитника.
Также можно выделить ряд основных общекультурных и профессиональных компетенций которые формируются в процессе образования, таких как:
умение организовать и возглавить работу коллектива, демонстрировать качества лидера в профессиональной деятельности;
использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной деятельности; оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.
владеть и использовать теоретические знания решения профессиональных задач при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде;
иметь знания воздействия опасных факторов пожара и аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) на человека;
уметь применять решения по действиям подразделений ГПС России в сложных условиях; уметь эксплуатировать технические системы защиты в сфере своей профессиональной деятельности; способностью к организации работы небольшого коллектива работников для решения задач в сфере своей профессиональной деятельности.
Основной формой проведения практической подготовки является занятие, состоящее из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Общая схема практического занятий включает в себя:
Первая часть — подготовительная
Задачи:
1. Организация внимания обучающихся.
2. Постепенная подготовка организма к предстоящей нагрузке в основной части урока («разогреть» организм).
3. Общее укрепление костно-мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, развитие подвижности, гибкости, координации движений и других качеств.
Содержание (средства).
Построение, расчет, краткое объяснение содержания предстоящего занятия, ходьба, медленный и непродолжительный бег, общеразвивающие упражнения без снарядов (вольные движения), упражнения на гимнастической скамейке и стенке. Порядок проведения.
Подготовительная часть проводится в составе группы (звена) (в общем строю) назначенным из курсантов руководителем звена ГДЗС. Продолжительность.
Время, отводимое на подготовительную часть урока, — от 15 до 20 минут.
Вторая часть — основная
Задачи:
1. Выполнение поставленной задачи.
2. Общая физическая тренировка, развитие физических, морально-волевых иморально-психологических качеств.
Содержание (средства).
Упражнения по выполнению задач в учебно-тренировочных комплексах по поиску пострадавших, тушению различных видов пожара (в зависимости от поставленных задач), а также работа в теплокамере с повышенной нагрузкой при использовании тренажеров (беговая дорожка, бесконечная лестница). Порядок проведения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Основная часть занятия (урока) проводится по звеньям ГДЗС. Звенья занимаются одновременно, но отрабатывают разные упражнения и через определенные промежутки времени (20-25 минут) меняются участками (видами упражнений).
Основная часть занятия, как правило, должна заканчиваться прыжками или бегом. Продолжительность.
Время, отводимое на основную часть занятия, — от 55 до 60.
Третья часть — заключительная
Задачи:
1. Постепенное снижение нагрузки и приведение организма в относительно спокойное состояние.
2. Подведение итогов занятия. Содержание (средства).
Ходьба в постепенно замедляющемся темпе, упражнения в расслаблении, отвлекающие и глубокое дыхание.
Порядок проведения.
Заключительная часть занятия проводится в составе группы в общем строю. Продолжительность.
Время, отводимое на заключительную часть занятия (урока), — от 5 до 10 минут. Таким образом, анализ и сравнение образовательных моделей, которые указывают направление в выборе цели и схемы образования, как средств решения теоретических и практических задач в педагогике, позволяетсмоделировать универсальный гносеологический процесс и широко применить в педагогической практике.
Список использованной литературы:
1. Байденко, В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. -674 с.
2. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
3. Визгерд Я. А. Малафеев И. А. Педагогика школы. Учебное пособие. Ч. /Под общей редакцией И. Е. Шварца. Пермь: Издательство ПГУ, 1969.
4. Границкая А.С.Научись думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991
5. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие / сост. Н.В. Соловова, С.В. Николаева. Самара: «Универс групп», 2009.
6.Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
7. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / / Школьные технологии. -1996. - N3.
© Уколов А.В., Лагунов А.Н., Жернаков Д.В.,2016
УДК 378
Федоткина Елена Викторовна
канд. фил. наук, доцент МГУПС (МИИТ), г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые вопросы, связанные с реформой высшего образования. В центре