вышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие.
Для того чтобы осуществлять интеграцию умственной работоспособности и двигательной активности студентов в техническом вузе, необходимо создать педагогические условия, организовывать образовательное пространство вуза таким образом, чтобы все это в совокупности способствовало гармоничной и продуктивной реализации, на основе единства и взаимосвязи двигательного и интеллектуального потенциала студентов, в процессе их профессионального становления. Организация образовательного пространства по интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов может быть представлена в виде условной педагогической технологии, в центре которой находится студент, как субъект образовательного процесса, где целенаправленно осуществляется деятельность по взаимосвязи умственной и двигательной активности.
Библиографический список
1. Лотоненко, А. В. Формирование физической культуры молодежи: теория, методология, практика [текст] / А. В. Лотоненко. — М., 1999. — 92 с.
2. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности [текст] / Н. А. Фомин. — М. :ФиС, 1998. — 224 с.
3. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья : монография [текст] / А. Г. Щедрина. — Новосибирск : СО РАМН, 2003. - 164 с.
ИВАНОВА Вера Владимировна, аспирантка кафедры физической культуры и валеологии. ПОНОМАРЁВ Василий Викторович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры и валеологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.01.2012 г.
© В. В. Иванова, В.В. Пономарёв
УДК 371.134+37.037.1 в. В. ИВАНОВА
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В современном быстроменяющемся мире особенно важно раскрывать возрастающую глобальную роль умственной работоспособности в профессиональном обучении студентов в вузе. По окончании вуза выпускник должен иметь не только диплом о высшем образовании, но и теоретические знания и практические умения владения, поддержания и укрепления умственной работоспособности. Поэтому возникает острая необходимость в студенческие годы формировать и укреплять умственную работоспособность—базовое условие подготовки компетентной молодежи.
Ключевые слова: умственная работоспособность, студент, двигательная активность, профессиональная подготовка, процесс физического воспитания.
В современных социально-педагогических исследованиях отмечается, что в XXI веке возможно будет спрогнозировать такие характеристики подготовки студентов, как способность к глобальному мышлению в сочетании со способностью к конкретным действиям; способность решать конфликты любого уровня с позиции ненасилия; креативность как способ бытия в быстро меняющемся мире; компетентность при решении проблем любого уровня и, конечно, способность поддерживать и укреплять умственную работоспособность
Исследование проблемы умственной работоспособности вызвало интерес ученых разных наук. Так, философское осмысление данного понятия представлено в работах В. С. Библера, П. С. Гуревича, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, В.М. Межуева и др.
Психологи, обращаясь к названной проблеме, рассматривают умственную работоспособность как систему приемов, методов, привычек, определяющих качество умственной работы (Д. Б. Богоявленская, Н.Ш. Валеева, П.Я. Гальперин, Л.П. Доблаев, В. Я. Ляу-дис, Ю. А. Самарин, Н. Ф Талызина и др.).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Рис. 1. Компоненты формирования умственной работоспособности
Большой интерес к изучению проблемы проявляет и педагогическая наука и практика. Педагоги выделяют прежде всего культуру учебного (умственного) труда (O.A. Абдуллина, М.А. Данилов, М.И. Донцова, Н.П. Ерастов, В.Д. Кукушки, И.Ф. Неволин, Н.Д. Никандров, В.О. Пунский и др.), организации учебного труда (В. Граф, И.И. Ильясов, В.П. Кузовлев и др.), отмечают влияние физиологии и гигиены на умственный труд и его качество (И.А. Арнальди, К. В. Бардин, В.В. Ефимов и др.).
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знание, умения, навыки, а также психофизиологические качества (память, внимание, восприятие и др.), физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем), психологические особенности (сообразительность, добросовестность и т.д.). Кроме того, работоспособность определяется тремя группами факторов:
— физиологического характера: состояние здоровья, половая принадлежность, общая нагрузка, питание, сон, организация отдыха и др.;
— физического характера: воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум, вибрация и др.;
— психического характера: самочувствие, настроение, мотивация и т.д.
На работоспособность в любой момент трудового процесса влияет не только каждый из них, но и различные их сочетания [1].
В психолого-педагогической литературе в настоящее время выделяются основные направления во взглядах на формирование умственной работоспособности (умственного труда):
— при работе с отдельными источниками информации, например, работа с книгой (Т.И. Акатова,
B.С. Безрукова, Г.Г. Гецов, Г.Г. Граник, Л.П. Доблаев,
C.И. Поварнин, И.В. Усачева и др.);
— формирование умственной работоспособности через выделение отдельных ее компонентов (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Кирсанов, Н.А. Менчинская и др.);
— умственная работоспособность как синтетическое качество готовности личности к профессиональному обучению (Т. Бьюзен, А.Г. Войтов, АС. Границ-кая, М.А. Данилов, Н.П. Ерастов, Л.И. Рувинский и др.);
— рациональный способ умственного труда, для которых необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления (Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук);
— формирование умственного труда, объединяющее все указанные направления (Ю.К, Бабанский, К.В. Бардин, А. Буйлис, Н.Ф. Головатый, В.О. Пунский, Д.Я. Тригер и др.).
Анализ имеющихся точек зрений, к сожалению, не рассматривает сочетание всех компонентов умственной работоспособности, их взаимосвязь. На основе изученного материала нами предпринята попытка уточнить понятие «умственная работоспособность студентов вуза» и представить ее пятью компонентами и совокупностью общеучебных умений и навыков, в них входящих (рис. 1).
Умственная работоспособность — ядро общей деятельности студентов и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, двигательный компоненты), позволяющие в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую учебную работу.
Вслед за Н.Ф. Талызиной отметим, что личностный компонент — главный компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательные мотивы, интересы, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения студентов к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, обеспечивающие умственную работоспособность.
Мотивационно-потребностный включает такой уровень мотивации, при котором возникает устойчивая и действенная потребность в формировании, укреплении и совершенствовании умственной работоспособности, умственного труда, что влечет за собой усиление интереса к изучаемому материалу, повышению продуктивности учебного процесса.
Интеллектуальный компонент «обслуживает» операциональную сторону процесса формирования и укрепления умственной работоспособности в гармоничной взаимосвязи с двигательной активностью в процессе профессиональной подготовки.
Организационно-деятельностный компонент оказывает влияние на рациональное распределение времени на учебную и внеучебную деятельность и обеспечивает наиболее продуктивное формирование умственной и физической работоспособности.
Двигательный компонент способствует рациональному использованию средств и форм физической
культуры в поддержании умственной работоспособности [2].
В связи с тем, что умственная работоспособность представляет собой сложную специфическую готовность, включающую совокупность взаимосвязанных компонентов, то при организации учебно-воспитательного процесса в вузе необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.
Высокая умственная работоспособность студентов в учебной деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций и физической готовности.
В затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в напряжённую работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой — само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности умственная работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
В цикле исследований (М.Я. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность физических упражнений и спорта в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления [3].
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10 — 20, а иногда и более 30 минут, прежде чем умственная работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5 — 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
Третий период — период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение умственной работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении учебной деятельности, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения умственной работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) — временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).
Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий.
Вариативность изменения отдельных сторон умственной работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов и форм образовательной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).
Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда -четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва». Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом, что способствует снижению утомления [2].
Типичная кривая умственной работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего учебный труд в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.
В начале учебного года в течение 3 — 3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня умственной работоспособности. Затем, на протяжении 2 — 2,5 месяцев (середина семестра), наступает период устойчивой умственной работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, умственная работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой умственной работоспособности усиливается. В период зимних каникул умственная работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых активный — наблюдается стабильное повышение умственной работоспособности.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5 — 2 недель. Дальнейшие изменения умственной работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым снижением ее уровня.
В апреле наблюдается значительное снижение умственной работоспособности, обусловленное накопившимся утомлением за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение умственной работоспособности выражено еще резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления умственной работоспособности отличается более медленным развитием вследствие значительной глубины утомления [3].
Во время обучения в вузе студенты в основном адаптируются к учебному процессу и особенностям студенческой жизни, однако накапливаются
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
последствия хронически действующих негативных факторов. К ним относятся нарушения учебного труда и отдыха, недостаточная освещенность учебных помещений и общежития, их неблагоприятный воздушный и тепловой режим, нерациональное питание, материальные затруднения, несоответствие желаний и возможностей [3].
Адаптация лиц, имеющих хронические заболевания и пониженную умственную работоспособность к учебной и производственной нагрузке, должна основываться на двух принципах:
— использование имеющихся ресурсов поддержания умственной работоспособности (нормирование учебного труда и отдыха, рациональное питание);
— изыскание путей ее повышения (здоровый образ жизни, физическая активность).
Таким образом, формирование умственной работоспособности студентов технического вуза, в процессе профессиональной подготовки в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.
Чтобы осуществлять формирование умственной работоспособности студентов в вузе, необходимо
создать педагогические условия, организовывать образовательное пространство вуза таким образом, чтобы все это в совокупности способствовало гармоничной и продуктивной реализации на основе единства и взаимосвязи двигательного и интеллектуального потенциала студентов в процессе их профессионального обучения.
Библиографический список
1. Валенский, М. Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности быта и отдыха [текст] / М. Я. Валенский // Теория и практика физ. культуры. — 1989. - № 3. - С. 60-64.
2. Красноперова, Н. А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Красноперова. — Красноярск : СибГТУ, 2004. — 21 с.
3. Физическая культура студента : учебник / под. ред. В. И. Ильинича. —М. : Гардарики, 1999. — 448 с.
ИВАНОВА Вера Владимировна, аспирантка кафедры физической культуры и валеологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.01.2012 г.
© В. В. Иванова
УДК 796.015.44 Д. М. БИЛЫК
В. А. АИКИН В. В. КИМ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ РЕЖИМОВ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ С УЧЁТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
По результатам проведённого исследования были определены приоритетные направления планирования тренировочной нагрузки в микро- и мезоцикле, основываясь на полученных данных анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР, heart rate variability), индивидуальной типологической адаптированности. Ключевые слова: дифференцирование, тип телосложения, плавание, адаптация, нагрузка.
Внедрение передовых технологий в массовой оздоровительной физкультурной работы требует поиска новых методических подходов, обеспечивающих развитие функциональных возможностей организма у людей разного возраста, пола, социальной принадлежности и физического развития (В.К.Бальсевич 1986). Одним из недостатков существующих учебнотренировочных программ оздоровительного плава-
ния, является использование сложившегося подхода в методике, игнорирующего возможность трансформации широкого арсенала тренировочных средств спортивного плавания, а также возможности оптимизации структуры занятий в тренировочных микро-, мезоциклах различной направленности со студентами, различающимися по морфофизиологическим показателям и уровню плавательной подготовленности.