Рост активности использования различных педагогических технологий
Таблица 2
Технология 2006-2007 год 2007-2008 год 2008-2009 год 2009-2010 год
личностно-ориенти- рованные 27 30 39 41
игровые 17 15 14 15
проблемного обучения 23 31 46 50
педагогика сотрудничества 32 49 55 60
проектная 59 67 72 82
Повышение личностных качеств педагогов школы (оптимальный уровень в %от общего числа)
Таблица 3
Учебный год Направленность личности Возможности личности Характер
2006-2007 53 51 52
2007-2008 59 53 59
2008-2009 61 59 62
2009-2010 61 62 59
Рост мотивации учащихся к обучению (в % от числа респондентов)
Таблица 4
Мотив 2005- 06 2006- 07 2007- 08 2008- 09 2009- 10
Хочу больше знать 32 37 41 44 48
Интересно учиться 24 26 25 32 29
Поступление в ВУЗ (ССУЗ) 10 13 12 15 20
Из-за любопытства 15 17 23 18 16
Люблю заниматься самообразованием 23 29 28 21 23
Избежать недовольства родителей 57 59 53 49 49
Учиться модно 12 16 22 21 21
Повышение (улучшение) образовательных результатов учащихся как отражения формирования предметных и вне предметных компетентностей представлено в табл. 5-10.
Частота проявления креативных способностей (% от общего числа обучающихся)
Таблица 5
2005- 06 2006- 07 2007- 08 2008- 09 2009- 10
Проявляют креативные способности (самостоятельно выбирают способ решения, предлагают оригинальные решения) 21 25 28 35 36
Предметная составляющая (повышенный уровень в % от общего числа обучающихся)
Таблица 6
2005-06 2006-07 2007-08 2008-09 2009-10
Знают 30 33 35 41 46
Применяют 29 36 36 38 42
Понимают 22 25 29 33 39
Анализируют 10 13 16 23 27
Преобладающие способы учебной деятельности (в % от общего числа)
Таблица 7
Репродуктивный способ Продуктивный способ
2005-2006 55 45
2006-2007 55 45
2007-2008 53 47
2008-2009 54 46
2009-2010 51 49
Коммуникативные навыки (в % от общего числа)
Таблица 8
2005- 06 2006- 07 2007- 08 2008- 09 2009- 10
Умение общаться 19 20 22 30 33
Умение отвечать 43 45 46 51 53
Умение говорить на публике 10 11 12 8 15
Ораторские навыки 6 5 7 6 6
Низкий уровень 22 19 13 5 5
Динамика изменения общей успешности обучения (в % от общего числа)
Таблица 9
2005- 06 2006- 07 2007- 08 2008- 09 2009- 10
Закончили с отличием 1,3 2 3,6 4,3 4,9
Закончили на «4» и «5» 12 16 16,7 35 37
Оставлены на повторный курс обучения 0 0 0 0 0
Средний балл итоговой аттестации по МОУ СОШ № 65
Таблица 10
2005-06 2006-07 2007-08 2008-09 2009-10
3,7 3,9 4,0 4,1 4,1
Литература
1. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии, 2003, N24
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2003. - 512 с.
4. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. - 2008. - №10.
5. Фролов А. А. Язык, закон, задача в курсе физики средней школы. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. - 96 с.
6. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Запредметная суть предметного образования //Мир образования - образование в мире. 2006. №2 (22).
7. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 1 Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагу-зова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 592 с.
8. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания // Образование и наука. 2007. № 5 (47), с.11-22
9. Фролов A.A., Фролова Ю.Н. Алгоритмизированный подход к проблемному обучению осознанной деятельности // Образование и наука. 2008. № 8 (56), с.96-105
Автором представлен практический опыт эстетического воспитания, носящий личностно-ориентированный характер и реализующийся в диалоге. Спектр форм и видов деятельности многообразен и эффективен, что позитивно сказывается на эстетическом воспитании обучающихся, их успешной социализации и имидже колледжа.
Сергеева Наталья Валерьевна
заведующая эстетического центра «Круг» Качканарский горно-промышленный колледж г. Качканар Свердловская область [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БАЗЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возможно ли обеспечение полноценного эмоционально-ценностного и эстетического развития обучающихся в учреждении профессионального образования?
Ключевые слова: система эстетического воспитания, личностно-ориентированное обучение, реализация потребностей личности
Ценность и гармоничность общей культуры обучающихся в значительной мере определяется той ролью, которую играет в ней эстетическая культура. На протяжении последних лет, как показывают результаты исследований, снижается уровень общекультурной подготовки обучающихся. Деятельность Эстетического центра в нашем колледже осуществляется в учебной и досуговой работе. При этом, система эстетического воспитания обучающихся носит лич-ностно-ориентированный характер и реализуется как воспитание словом через диалог, через реализацию потребностей личности.
От уровня развития эстетической культуры зависит свобода реализации в профессиональной деятельности на основе эстетической оценки и развитости вкуса. Если же к этому прибавить мир увлечений, общения с искусством, то станет ясна незаменимость эстетической культуры в общем интеллектуальном и творческом развитии личности.
На протяжении последних лет утрата духовнонравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе учреждений по оказания культурно-досуговых услуг, негативно сказались на воспитании молодежи в целом и эстетическом в частности.
Эту проблему каждое учебное заведение решает по-своему. В нашем колледже функционирует структурное подразделение - Эстетический центр «Круг». Деятельность центра направлена на формирование основополагающих качеств личности, которые являются базовыми для дальнейшего развития обучающегося. Сотрудники Центра придерживаются мнения, что
каждого человека природа наделила определенными способностями. Но если уж не гений, то каждый чем-то отличается, чем- то превосходит других.
Деятельность Эстетического центра осуществляется в учебном и досуговом направлениях. При этом система личностно-ориентированного эстетического воспитания реализует потребности личности, стимулирует к саморазвитию ситуациями авансированного доверия, успеха и выбора, устранением комплекса неудачника. Так в значительной степени осуществляется и самовоспитание, познание самого себя. Все это позволяет учащимся в ходе обучения изменяться, освобождаться от закрепощенности, скованности.
Учебное направление предполагает организацию и проведение познавательных мероприятий - классные часы, открытые внеклассные педагогические формы. В учебный процесс колледжа введена серия классных часов «Техническое обозрение», «Культурная революция», которые готовятся учебными коллективами совместно с руководителем группы.
Например, «Техническое обозрение» обеспечено театрализовано-музыкальной программой, раскрывающей особенности специальности и профессии. Форма представления свободная (игровая, театральная, КВН так далее).
Главная задача «Технического обозрения» заключается в том, чтобы, наряду с освоением сложных технологий профессионального мастерства, развивать в каждом обучаемом способности творческого восприятия выбранной специальности и профессии. При этом педагог выступает как организатор деятельности, которая помогает каждому из обучающихся ярко проявить себя творчески и профессионально.
«Культурная революция» связана с выбором тематики театрализованной программы, обязательно несущей смысловую, воспитательную и социально-познаватель-ную нагрузку. Каждая учебная группа свой проект. За последний период выбранные учащимися темы все больше затрагивают социальные проблемы общества («Суд над наркоманией», «Взаимоотношение детей и родителей», «Неформальное общение молодежи» и др.).
Яркую педагогическую нагрузку имеет то, что после презентации каждого проекта «Технического обозрения» или «Культурной революции» проходит обсуждение содержания и качества выступления с активами присутствующих на просмотре учебных групп. Каждому желающему предоставляется возможность определить познавательную роль предоставленной информации, высказать свое мнение, определить наиболее удачные сценарные воплощения и, возможно, допущенные ошибки, упущения. Подобное обсуждение способствует развитию навыков анализа предложенных ситуаций, умению находить позитивное и определять негативное, а также умению выражать публично свое мнение и отстаивать его, нестандартно мыслить и стремиться говорить грамотно и убедительно. Все это является неотъемлемой частью эстетического воспитания будущих специалистов.
Возможности эстетического воспитания обучающихся, предоставляемые учебным планом и профессиональной образовательной программой, ограничены, и это компенсируется в досуговой деятельности.
Досуговое направление представлено широким спектром занятий. Самой яркое и массовое из них - ежегодный Фестиваль художественного творчества «Созвездие». Это конкурс творческих программ, подготовленных каждой учебной группой совместно с руководителем группы, сотрудниками эстетического центра. Каждый обучающийся вносит свой посильный вклад в творческое выступление в зависимости от способностей, возможностей, талантов. Нередко учащиеся и студенты принимают на себя обязанности сценаристов, режиссеров-по-становщиков, художников, музыкальных оформителей. Именно в период подготовки мероприятия обучающиеся учатся правильно распределять свое свободное время, сочетая досуговую и учебную деятельность.
Для тех, кто имеет желание и талант глубже познакомиться с любимым видом искусства, работают творческие коллективы Центра: вокально-эстрадная студия, хореографический коллектив «Коллаж». Здесь проявляется более высокий уровень требовательности по отношению к учебе и организации свободного времени. Раскрытие творческих способностей позволяет успешно выступать в традиционных культурно-досуговых мероприятиях колледжа: «Привет, первокурсник!»; «Осенины»; «День учителя»; «Новогодний серпантин»; танцевальный конкурс «Стартинейджер»; «Вечер встречи выпускников», «Мистер и Мисс-колледж»; «Круг» собирает друзей» (творческий отчет); «Выпускной вечер» и др.
Участие в досуговых мероприятиях помогает решать проблему индивидуального развития эстетических качеств личности на основе создания для каждого участника ситуации успеха. И как результат успешное участие в городских и областных конкурсах и фестивалях. Об этом свидетельствует рост количества участников городского Фестиваля детского и юношеского творчества
«Качканарские звездочки» (за период 2006-2010 г.). А так же повышение качества представленных на конкурс эстрадных номеров. Например, в этом году было представлено 20 номеров, из них дипломантами стали восемь (пять дипломов 1 степени, два 2 степени, один 3 степени) и получены три диплома участников.
Наш опыт показывает, что покоряются юным талантам не только городские творческие подмостки; у учащихся Центра есть возможность представлять колледж на уровне области на Межрегиональном Фестивале «Уральская студенческая весна» (г. Екатеринбург).
Рациональная организация свободного времени учащихся колледжа, выбор ими различных социально значимых форм творческого общения способствуют самоопределению и снижают вероятность асоциального поведения. Учащиеся «группы риска» также с увлечением занимаются в творческих коллективах центра, помогая социальному педагогу в организации и проведении совместных акций, направленных на профилактику табачной, алкогольной и наркотической зависимости.
Деятельность Эстетического центра «Круг» строится на принципах социального партнёрства со многими организациями, реализующими молодёжную политику г, Качканара. Это и комитет по делам молодежи, и наш главный социальный партнер - Качканарский горно-обогатительный комбинат. Нас педагогов радует, что наши учащиеся в статусе практикантов и молодых специалистов являются активными участниками мероприятий организованных молодежной организацией ГОКа (КВН, туристические слеты, конкурсы художественной самодеятельности, пресс-центр).
Выпускники центра продолжают заниматься творчеством в городских учреждениях культуры и проходя военную службу в рядах российской армии.
Многие выпускники-центр исты решились на профессиональную переориентацию. Обучение в высших учебных заведениях культуры и искусства дало возможность продолжить заниматься любим делом - вокалом, режиссерской практикой и т.д. Мы с гордостью говорим о том, что к нам идут работать наши выпускники, а среди сотрудников Эстетического центра есть наши бывшие студенты. Хорошая материальная база Центра позволяет нам проводить праздники и мероприятия для молодежи общеобразовательных школ города. Радует и тот факт, что наши выпускники приводят к нам учиться своих детей.
К сожалению, не во всех учебных заведениях профессионального образования осуществляется деятельность, направленная на развитие эстетических качеств, организацию досуговой деятельности учащихся. Поэтому зачастую именно этот фактор является решающим при выборе образовательного учреждения системы профессионального образования в нашем городе. У нас же не возникает проблем при наборе обучающихся на 1 курс.
Литература
Юсов Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование [Текст] / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование материалы между нар. нау.-прак. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / Под. ред. Л.П.Казанцева; Сост. П.С.Волкова.-Астрахань, 1997. - с. 214-220.
В работе представлена модель системы деятельности образовательного учреждения по развитию представлений о национальных ценностях у детей дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой.
Деревянных Светлана Геннадьевна
старший воспитатель МДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида детский сад № 199 г. Нижний Тагил [email protected]
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Можно ли погружением в атмосферу русской народной культуры формировать национальные ценности у детей дошкольного возраста?
Ключевые слова: национальные ценности, народная культура, дети дошкольного возраста.
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставление индивида и общества, прагматическое отношение к жизни, на жажду успеха любым путём привело к столкновению с ценностями, традиционными для российского мышления.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, м ировое сообщество.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила 10 национальных ценностей, среди которых для дошкольного образования приемлемы следующие:
патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа.
Идея изменений: развитие представлений о национальных ценностях возможно через активное освоение родной национальной культуры и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей страны.
Однако анализ практики работы в данном направлении показал, что многие дошкольные учреждения осуществляют работу на интуитивном уровне, что связано с недостаточной организационно-методической разработанностью данной проблемы. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью целенаправленного развития представлений у ребёнка уже в дошкольном возрасте о национальных ценностях и недостаточным орга-низационно-методическим обеспечением этого процесса.
Цель инновационной деятельности: апробирование системы работы образовательного учреждения по развитию представлений у детей дошкольного возраста о национальных ценностях.
Задачи:
1. Спроектировать систему работы, позволяющую погрузить ребёнка-дошкольника в атмосферу русской народной культуры, являющуюся источником развития представлений о национальных ценностях.
2. Повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей.
3. Создать банк диагностических материалов по отслеживанию уровня развития представлений детей о национальных ценностях.
Основные направления деятельности: работа с детьми, методическая работа с педагогами, просветительская работа с родителями, проведение мониторинговой работы.