этих знаний в поведении и деятельности будущего учителя. Если же полученные студентом гендерные знания (гендерная информация) противоречат его системе ценностей и ценностных ориентаций, имеющимся традиционным ген-дерным стереотипам и гендерным представлениям относительно возможностей и предназначения мужчин и женщин в обществе, то можно прогнозировать два варианта развития событий: во-первых, игнорирование данных знаний не позволяет новой гендерной информации перейти в ранг знания и воплотиться в дальнейшем в поведении и деятельности; во-вторых, расшатывание гендерных стереотипов и представлений, трансформация системы ценностей и ценностных ориентаций личности. В таком случае новая гендерная информация приобретает субъективное значение, переходит в разряд знания и потенциально может быть реализована в поведении и деятельности.
Структурно-функциональная модель ген-дерной компетенции будущего педагога (выпускника) представлена на рисунке.
С целью проверки эффективности разработанной нами модели гендерной компетенции будущего педагога на следующем этапе исследования предполагается проведение опытно-экспериментальной работы.
1. Бурякова О. С. Проблема соотношения понятий «информация» и «знание» в контексте современных зарубежных и отечественных исследователей // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - № 1. - С. 47-51. - URL: http:// hsesonline.ru/2010/01/09_00_08/07.pdf (дата об-
ращения: 16.08.2016).
2. Кирьякова А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. — 1999. - № 1. - С. 13-19.
3. Краткий психологический словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский ; ред.-сост. Л. А. Карпенко. -Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 512 с.
4. Лежнина Л. В. Современный стандарт профессионального обучения: каким он может быть? // Психология обучения. - 2014. - № 12. - С. 5-15.
5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 15-26.
6. Масионис Жд. Социология / пер. c англ. З. Замчук, С. Комаров, А. Смирнов. - СПб. : Питер, 2004. - 752 с.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. № 1426.
8. Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманит. образования в высш. шк.) : тр. исслед. центра. - М. : Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов, 1992. - 156 с.
9. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильчев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
10. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. - М. : ПЕР СЭ, 2008. - 316 с.
1 1 . Штылева Л. В. Эволюция ценностей гендерной социализации молодого поколения // Педагогика. -2016. - № 4. - С. 42-48.
12. Ярская-Смирнова Е. Р. Гендерное неравенство в образовании: понятие скрытого учебного плана // Гендер-ные исследования. - 2000. - № 5. - С. 295-301.
13. Ярская-Смирнова Е. Р. Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований / РАН ИНИОН, Саратов. Гос. тех. унт. Центр социальной политики и гендерных исследований. - М., 2001. -С. 93-111. - URL: http://www.eduaction.narod.ru/ iarsk_paper.htm (дта обращения: 11.06.2014).
УДК/UDC 37.036 Т. В. Емелина, Н. Э. Касаткина
T. Emelina, N. Kasatkina
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN MODERN CONDITIONS
В статье рассматривается эстетическое воспитание обучающихся на современном этапе развития общества, осуществляется обзор нормативных документов, регламентирующих различные подходы к организации эстетического воспитания. Обоснована необходимость системы диагностики уровня эстетической сформированности с учетом возрастных осо-
бенностей развития ученика. В статье приводятся результаты изучения мнения родителей, педагогов и обучающихся по вопросам эстетического воспитания. Рассматривается вопрос о необходимости интеграции основного и дополнительного образования для всестороннего раскрытия творческого потенциала обучающихся, прописаны подходы к организации деятель-
ности образовательной организации в вопросах эстетического воспитания и формирования культурного пространства.
The article deals with the problem of aesthetic education of schoolchildren in modern conditions, carries out a review of normative documents regulating the various approaches of the education organization. It also substantiates the necessity of creating a diagnostic system of the level of the aesthetic maturity with considering of age peculiarities of the student's development. The article presents the results of studying the opinions of parents, teachers and students on issues of aesthetic education. It also considers the question about the necessity to integrate the primary and secondary education for the full disclosure of the creative potential of the student and approaches to the organization of the activity of an educational institution in matters of aesthetic education and the formation of the cultural atmosphere.
The harmonically formed cultural atmosphere of the educational institution just solves all existing contradictions and enables the student to develop as much as possible realizing his potential.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическая воспитанность, интеграция, содружество, взаимодействие, образовательная организация.
Keywords: aesthetic education, integration, cooperation, interaction, educational institution.
Неоднозначное отношение общества к проблеме эстетического воспитания негативно влияет на развитие общества и его качественные характеристики. Культурный нигилизм молодежи в вопросах эстетики, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению, способствует усилению разрыва между массовой школой и высокой культурой. Сложилась и закрепилась в сознании обучающихся и их родителей второстепенная роль предметов эстетического цикла в системе общего образования на всех ступенях. Исследование показало, что в образовательных организациях недостаточное материальное и техническое оснащение, их кадровая необеспеченность становятся непреодолимым препятствием на пути становления и развития личности в системе основного образования в области эстетического воспитания.
Все эти актуальные проблемы общества требуют решения в определении приоритета
воспитания. В. И. Загвязинский утверждал, что очень важно восстановить позиции гуманитарного образования в начальной, средней и высшей школе, подготовке научных кадров и особенно позиции эстетического воспитания [1].
В указе Президента Российской Федерации № 761 «О национальной стратегии на 2012-2017 годы» обозначены ключевые принципы максимальной реализации потенциала каждого ребенка: «В РФ должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности», — говорится о необходимости осуществления «партнерства во имя ребенка». В кратком анализе ситуации указывается низкий уровень этического, гражданско-патриоти-ческого, культурно-эстетического развития различных категорий детей, что приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности и другим асоциальным проявлениям [7].
В указе Президента Российской Федерации № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» предлагается совершенствовать:
— интеллектуальный потенциал российского общества; владение русским литературным языком, знание истории России, способность понимать и ценить искусство и культуру как необходимые условия личностной реализации и социальной востребованности; активизировать потенциал территорий; обеспечить качественный рост культурных и досуговых запросов граждан [8].
Проблема эстетического воспитания была актуальна во все времена, ей посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: идеи использования среды в образовании нашли отражение в концепциях западных просветителей — Ф.-М. А. Вольтера, И. А. Гельвеция, Д. Дидро, в научных трудах отечественных исследователей — Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинско-го, С. Т. Шацкого. Различные аспекты воспитания в поликультурной среде современной школы изложены в работах Е. В. Бондарев-ской, С. М. Борисовой, Л. В. Кузнецовой. Интерес к данной проблеме носит волнообразный характер: от подъема до отрицания и полного забвения.
Современные исследователи Н. А. Климова, Т. И. Пагута, Г Г Солодова, развивая оте-
чественные традиции, предлагают ряд подходов к изучению структурных компонентов системы эстетического воспитания обучающихся в современных условиях.
В настоящее время решение вопроса эстетического воспитания обучающихся в образовательной организации требует системной, более детальной проработки с учетом всех возможностей образовательной организации, ее глубокой интеграции с дополнительным образованием и активным вовлечением в этот процесс общественности, родителей, социума.
Интеграция общего и дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие личности, оптимизацию деятельности обучающихся и преподавателей, снижение нагрузки за счет индивидуализации, оптимизацию отношений в коллективе, здоровьесбе-режение. Это значительный резерв для формирования целостной, гармоничной личности, человека культуры.
Мы провели исследование мнения педагогов по вопросам эстетического воспитания, которое показало, что 85 % педагогов под термином «эстетическое воспитание» понимают развитие полноценной, зрелой личности, которая реализует свой внутренний потенциал посредством приобщенности к творчеству; 15 % педагогов считают, что эстетическое воспитание обеспечивает только получение навыков творческой деятельности.
В процессе исследования мы предложили охарактеризовать обучающихся, занимающихся спортом, танцами, творчеством: 60 % педагогов считают, что обучающиеся обладают такими личностными качествами, как доброта, открытость, общительность, смелость, активность, эмоциональность; 90 % — отмечали у таких обучающихся высокий уровень умственного развития и их успешность в учебе; 74 % — что обучающиеся, занимающиеся творчеством, успешны и в других видах деятельности, целеустремленны, охотно и успешно самореализуются в любом виде деятельности.
В процессе исследования мы задали педагогам вопрос о количестве обучающихся, вовлекаемых ими в творческие дела: 33 % респондентов ответили, что стараются задействовать весь коллектив; 67 % — просят 3-4 человек принять участие, тех, кто всегда задействован в подобных мероприятиях и с которыми педагог успешно работает.
На вопрос о том, насколько у обучающихся сформирована эстетическая воспитанность, 78 % педагогов ответили, что обучающиеся
нуждаются в культурной среде и в том, чтобы взрослые обратили внимание на уровень эстетической воспитанности; 22 % — обучающиеся имеют достаточный уровень эстетической воспитанности.
Исследование, проведенное среди родителей, показало, что 37 % из них серьезно относятся к эстетическому воспитанию своих детей, они считают, что воспитание чувства прекрасного крайне важно для гармоничного и полноценного развития личности ребенка; 63 % родителей серьезно не задумывались над этим вопросом.
В процессе исследования мы посчитали целесообразным узнать отношение самих родителей к этой проблеме. Результаты показали, что 20 % родителей интересуются искусством, посещают учреждения культуры, музеи, театры, концерты и т. д.; 45 % — любят смотреть передачи о культуре по телевизору, но культурные мероприятия не посещают; 17 % — редко читают книги, смотрят передачи про культуру и искусство, не посещают библиотеки, музеи, театры, кино и т. д; 40 % — занимаются спортом, в выходные дни предпочитают активный отдых; 55 % — любят выбираться на природу на выходных.
На вопрос о том, кто принимает участие в выборе вида деятельности для ребенка во внешкольное время, большинство (78 %) родителей отвечают, что ребенок выбирает сам; 22 % — что такие решения семья принимает коллективно.
Также родителям был задан вопрос о том, кто должен заниматься эстетическим воспитанием детей: 87 % респондентов отвечают, что в воспитании ребенка должны участвовать родители, педагоги школы и УДО, потому что только во взаимодействии можно добиться высоких результатов; 7 % — что это задача учреждений дополнительного образования; 5 % родителей считают, что это их задача.
По результатам исследования, проведенного среди обучающихся, выяснилось, что 60 % обучающихся считают, что занятия другими интересными делами помимо учебы крайне важны; 14 % — точно ответить не могут, действительно ли это важно; около 20 % — говорят, что если бы взрослые помогли выбрать чем заняться, куда обратиться, то с удовольствием чем-нибудь занялись; остальные 6 % опрошенных считают занятия творческой деятельностью пустой тратой времени.
На вопрос о том, кто повлиял на выбор вида деятельности, обучающиеся, занятые в какой-либо культурной сфере, отвечают, что: выбор
был сделан самостоятельно — 68 %, с помощью родителей — 19 %, друзей — 13 %.
В то же время на вопрос о том, от кого ученик ждет похвалы и гордости за его достижения, все ответили, что ждут поддержки в первую очередь от родителей.
Обучающимся также был задан вопрос «Какие мероприятия они предпочитают посещать?» Большинство обучающихся (80 %) выбирают спортивные мероприятия; галереи — 5 %, музеи интересны 16 %; театр — 10 %; концерты — 24 %; вариант ответа «Меня утомляют культурные мероприятия» выбрали 8 % респондентов.
На вопрос «Есть ли у тебя любимый художник, поэт, писатель, композитор?» 57 % обучающихся отвечают, что есть; 35 % — есть произведения, которые нравятся, но их авторов они не знают; 8 % — что вообще этим не интересуются.
В процессе исследования мы предложили обучающимся проблемную ситуацию: респонденту предлагалось представить, что ему подарили абонемент на посещение в дни каникул театральных спектаклей, необходимо выбрать, как поступить: 8 % опрошенных не воспользуются, так как считают это пустой тратой времени, 24 % — воспользуются, если нечего будет делать, 68 % — предельно его используют.
Исследование показало, что необходимо работу по эстетическому воспитанию осуществлять системно, планомерно, последовательно, учитывая возрастные и гендерные особенности развития и становления личности каждого обу-
чающегося. Важно уделить особое внимание вопросам диагностики уровня эстетической сформированности на разных этапах взросления. Сделать ее удобной и практичной в использовании, способной вовремя указать педагогам на необходимость корректирования воспитательной работы. Необходимо вовлечь в эстетическое воспитание родителей, так как их жизненная позиция оказывает значительное влияние на формирование личности обучающегося.
1. Загвязинский В. И. Российское образование: роль науки в его дальнейшем развитии // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 9-14.
2. Лейтес Н. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте [Электронный ресурс]. - URL: http://www. bimbad.ru/biblioteka/article_full.phpaid=1633.
3. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М. : Просвещение, 1985. - 175 с.
4. Любимова Ю. С., Буткевич В. В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников : учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл. - Минск : Пачатко-вая школа. - 2008. - 114 с.
5. Пагута Т. И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки То-льяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). - С. 240-244.
6. Солодова Г. Г., Климова Н. А. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы : учеб. пособие. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. - 45 с.
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761. - URL: docs.cntd.ru document/420242192 (дата обращения: 15.12.2015).
8. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808. - URL: docs.cntd.ru document/420242192 (дата обращения: 15.12.2015).
УДК/UDC 373.2 Н. Д. Чистякова
N. Chistyakova
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ANALYSIS OF PRESCHOOL TEACHERS' READINESS FOR THE ORGANIZATION OF COGNITIVE AND RESEARCH ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOLERS
В статье представлены результаты мониторингового исследования педагогических работников дошкольных образовательных организаций Пермского края, отражающие состояние готовности педагогов к организа-
ции познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.