УДК 34 ББК 67
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПО КОТОРЫМ ПРОИЗВОДИТСЯ В ФОРМЕ ДОЗНАНИЯ1
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ БЕКЕТОВ,
доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: Beketow@yandex.ru; ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ САМОРОКА, доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: samoroka@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье авторами рассматриваются вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме дознания. Обосновывается необходимость применения непроцессуальных мер безопасности только в тех случаях, когда показания защищаемых лиц позволяют привлечь к уголовной ответственности участников организованных преступных групп, а также лиц совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.
Ключевые слова: участник уголовного судопроизводства, меры безопасности, дознание, дознаватель.
Abstract. In the article the authors consider the problems of the applying safety measures ofthe participants of criminal cases that perform in theform of inquiry in Russian criminal procedure. It is substantiated the necessity of using the non-procedural security measures only in cases where the evidence allow to bring to account the members of organized criminal groups, as well as, those who have committed the grave crimes and capital offences.
Keywords: the participants of the criminal procedure, safety measures, inquest, inquiry officer.
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации2 (ч. 3 ст. 11) и Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»3 (ч. 2 ст. 3) предусмотрена возможность осуществления государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме дознания.
Согласно статистическим данным количество поступивших в подразделения органов внутренних
дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите4, постановлений (определений) о применении государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в 2014 году составило1 597, а в 2015 — 1 537 постановлений, определений. Из них дознавателями в 2014 году вынесено 165 постановлений, а в 2015 — 127 постановлений, что составляет 10,33% и 8, 26%, соответственно. В 2015 году больше всего мер безопасности по уголовным делам дознания применялось в Чеченской Республике (25 случаев). Среди лидеров
также Челябинская область и Удмуртская Республика (по 9 случаев).
Приведенная статистика свидетельствует о том, что меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, по которым расследование производится в форме дознания, применяются значительно реже, нежели при предварительном следствии.
Вместе с тем, в настоящий момент существует недостаточная определенность в вопросах правового регулирования применения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме дознания.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства вправе принять в пределах своей компетенции орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель.
В ФЗ № 119 должностным лицом, наделенным правом принимать решение о применении мер безопасности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме дознания, определен только начальник органа дознания.
Данное несоответствие вызывает определенные сложности у правоприменителя, так как участники уголовного судопроизводства руководствуются в своей деятельности положениями УПК РФ, а сотрудники подразделений государственной защиты — нормами ФЗ № 119.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, принимает в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц предусмотренные УПК РФ меры безопасности5, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Под иными (непроцессуальными) мерами безопасности подразумеваются меры безопасности, предусмотренные ФЗ № 119. Согласно ч. 1 ст. 6 данного закона для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и (или) сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться одновременно несколько или одна из следующих мер безопасности:
• личная охрана, охрана жилища и имущества;
• выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
• обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
• переселение на другое место жительства;
• замена документов;
• изменение внешности;
• изменение места работы (службы) или учебы;
• временное помещение в безопасное место. Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ № 119 осуществление ряда
мер безопасности (переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы) возможно только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, то есть по уголовным делам, по которым предварительное расследование производиться в форме дознания в большинстве случаев могут быть применены только следующие из указанных мер безопасности:
• личная охрана, охрана жилища и имущества;
• выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
• обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
• временное помещение в безопасное место. Несмотря на то, что институт защиты участников уголовного судопроизводства позаимствован нами из законодательства и практики деятельности правоохранительных органов зарубежных стран, мы как всегда выбрали свой путь и пошли дальше своих иностранных коллег. В зарубежных странах применение специальных, финансово затратных мер безопасности во многом зависит от степени общественной опасности совершенного преступления и от ценности показаний даваемых участником уголовного судопроизводствапретендующим на государственную защиту.
№ 5 / 2016
Вестник экономической безопасности
141
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Так, в § 3521 Закона о контроле за организованной преступностью, принятого в 1970 году в США, (OrganizedCrimeControlActof 1970) указывается, что Генеральный атторней может распорядиться о переселении или других мерах защиты свидетеля или потенциального свидетеля со стороны федерального правительства или правительства штата в официальном процессе, касающемся организованной преступной деятельности или других тяжких преступлений. Там же говориться, что в обязанности защищаемого лица входит давать свидетельские показания и предоставлять информацию всем уполномоченным сотрудникам правоохранительных органов во всех необходимых процедурах.
В Италии также государственная защита предоставляется свидетелям преступлений, виновные в совершении которых наказываются лишением свободы на срок от 5 до 20 лет, а также членам семей свидетелей, сотрудничающих с органами юстиции6.
Как отмечается А.А. Суминым в ФРГ и США в отличие от Российской Федерации, государственной защите подлежат лишь те свидетели, которые дают показания по серьезным преступлениям или против преступных организаций. В какой-то степени это оправдано, так как защита даже одного свидетеля достаточно дорогостоящая процедура, поэтому государство стремиться как можно больше средств направить на защиту свидетеля, который своими показаниями может помочь привлечь к уголовной ответственности опасных преступников'.
В нашем же законодательстве подобных критериев не содержится. Любой участник уголовного судопроизводства в адрес которого поступают угрозы, вне зависимости от тяжести расследуемого преступления и значимости его показаний для разрешения дела, вправе обратиться с соответствующем заявлением, после рассмотрения которого и установления реальности поступающих угроз должно быть принято решение о применении мер безопасности, предусмотренных в том числе и ФЗ № 119.
На наш взгляд, такой подход изначально не верен. Предусмотренные ФЗ № 119 меры безопасности должны использоваться только в исключительных
случаях, когда речь идет о важных для правосудия показания участников уголовного судопроизводства позволяющих привлечь к уголовной ответственности участников организованных преступных групп, а также лиц совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В остальных случаях защитой участников уголовного судопроизводства должны заниматься территориальные подразделения полиции, используя возможности предусмотренные УПК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельно сти».
Необходимость применения мер безопасности предусмотренных Законом о государственной защите только в указанных исключительных случаях обуславливается:
• значительными финансовыми затратами при осуществлении мер безопасности,
• организационными сложностями применения мер безопасности,
• небольшой штатной численностью подразделений, осуществляющих рассматриваемые меры безопасности.
Литература
1. Иванов И.С. Переселение защищаемого лица на другое постоянное место жительства в отечественном и зарубежном праве // Российский следователь. 2013. № 6.
2. Сумин А.А. Применение мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства: учебное пособие / А.А. Сумин; М.Ю. Бекетов; В.А. Саморока. М.: Московский университет МВД России, 2012.
1 Данная работа выполнена при информационной поддержке Компании «КонсультантПлюс».
2 Далее — УПК РФ.
3 Далее — ФЗ № 119.
4 Далее — подразделения государственной защиты.
5 Далее — процессуальные меры безопасности.
6 См.: Иванов И.С. Переселение защищаемого лица на другое постоянное место жительства в отечественном и зарубежном праве // Российский следователь. 2013. № 6. С. 46.
7 Сумин А.А. Применение мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства: учебное пособие / А.А. Сумин; М.Ю. Бекетов; В.А. Саморока. М.: Московский университет МВД России, 2012. С. 48.