4'2017
Пробелы в российском законодательстве
7.5. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Тенгизова Жанна Адальбиевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: tengizova@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена комплексу мер безопасности, направленных на защиту свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства. Под мерами безопасности следует понимать комплекс различных действий, закрепленных действующим законодательством и осуществляемых уполномоченными должностными лицами, в целях предупрежден ния возникновения угрозы безопасности участников уголовного судопроизводства, а также ее пресечения и восстановления нарушенного состояния защищенности.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, правовой статус, потерпевший, правовые основы.
CONSIDERATIONS AND BASIS FOR THE APPLICATION OF SECURITY MEASURES FOR PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS
Tengizova Jeanne Adalbievna, PhD at Law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North-Caucasus institute of Advanced training. Department: organization of law enforcement. E-mail: tengizova@mail.ru
Annotation: The article is devoted to a complex of security measures. They are aimed at protecting witnesses, victims and other participants in criminal proceedings. Security measures should be understood as a set of various actions, fixed by the current legislation and implemented by authorized officials, in order to prevent the emergence of a threat to the safety of participants in criminal proceedings, as well as to suppress and restore the violated state of security.
Keywords: criminal legal proceedings, legal status, victim, legal basis.
Комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, предусмотрен УПК РФ 2 и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» 3. В части 1 ст. 6 «Закона о государственной защите» указан перечень мер безопасности, которые могут быть применены для защиты жизни, здоровья и имущества участников уголовного судопроизводства. В части 2 ст. 18 Закона о государственной защите речь идет о том, что решение о применении мер безопасности принимается после рассмотрения заявления (сообщения) об угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния [1].
В этом контексте поводом для принятия рассматриваемого решения все же следует считать только указанное заявление (сообщение) о поступивших угрозах,
а согласие защищаемого лица необходимо получать уже после принятия решения о применении мер безопасности, но до фактического их осуществления. Тем более и сам термин «защищаемое лицо» логичнее использовать уже после принятия решения о применении мер безопасности [4].
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о государственной защите решение, о применении мер безопасности должно быть принято в течение трех суток с момента поступления заявления (сообщения) об угрозах, поступающих в адрес участника уголовного судопроизводства. За этот срок установить, реальны ли поступающие угрозы, достаточно сложно, на практике, как правило, следователи ограничиваются допросом лица, в адрес которого поступают угрозы, и, по сути, решение о применении мер безопасности основывается на субъективной оценке данного лица[31._
Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту (ст.16 УПК РФ)
Право обвиняемого и подозреваемого на защиту обеспечивается следующим образом:
1. Каждый из них может осуществлять это право как лично, так и через защитника и (или) законного представителя
-Л
2. Суд. прокурор, следователь и дознаватель обязаны не только разъяснить обвиняемому и подозреваемому их права, но и обеспечить им возможность защищаться любыми средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.
41
3. В случаях, прямо предусмотренных УПК РФ, участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого является обязательным и обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу.
4. Обвиняемый и подозреваемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно
-Ш
Схема 1.1.15
Таким образом, не соответствует положениям рассматриваемого Закона встречающееся в научной литературе утверждение о том, что выяснение у всех заинтересованных лиц их согласия или отсутствия возражений на применение мер безопасности должно происходить до принятия решения о применении мер безопасности либо об отказе в их применении [2].
Орган дознания, следователь, прокурор должны информировать лицо, заявившее о совершении в отношении него преступления, о возможностях получения юридической, медицинской, психологической и социальной помощи, компенсации за нанесенный ему вред;
рассмотреть вопрос о введении в законодательство норм, предусматривающих возможность бесплатного выделения адвокатов для потерпевших от преступлений при желании последних, которые бы выступали в уголовном процессе в качестве их представителей;
возложить организацию социальной защиты и реабилитации потерпевших от преступной деятельности на соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.
Для применения мер безопасности необходимы определенные условия - поводы и основания. Поводами к применению мер безопасности являются:
заявление участников уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности. Ими могут быть свидетели, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики, их представители и другие участники уголовного процесса. Узнав о реальной уг-
ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
Тенгизова Ж.А.
розе убийством, применения насилия и других угрозах, названные участники обращаются с заявлением в орган, ведущий уголовный процесс, с просьбой принять меры по обеспечению безопасности этих участников и их имущества;
непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности. Эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе производства по уголовному делу обнаруживают сведения, указывающие на наличие угроз в адрес участников уголовного процесса;
заявления граждан, не являющихся участниками уголовного процесса, об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности к участнику уголовного процесса. Их могут подать члены семьи участника уголовного процесса, его близкие родственники, соседи, знакомые, которым стало известно об угрозе в отношении данного участника. Этот участник мог знать об угрозе в его адрес, но из-за боязни не заявлял о ней в орган, ведущий уголовный процесс. Кроме того, участник уголовного процесса мог и не знать о готовящейся в отношении его угрозе;
иная информация, которая стала известна органу, ведущему уголовный процесс, указывающая па наличие оснований для принятия мер безопасности.
Указанные выше сведения могут быть получены в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в анонимных заявлениях, сообщениях и т.д. Однако одних поводов для применения мер безопасности недостаточно. Необходимо, чтобы были также основания, под которыми закон понимает наличие достаточных данных, указывающих на реальную угрозу убийством, применение насилия, уничтожение или повреждение имущества, а также осуществление других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, членов его семьи, близких родственников, а также их имущества [5]. Современные условия развития российского общества предъявляют повышенные требования к эффективности и качеству выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов [6].
В заключении хотелось бы отметить, что на наш взгляд, разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса, их близких родственников и членов их семей либо иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также в отношении их имущества, должно влечь ответственность, установленную законодательством.
Список литературы:
1. Шнитенков А.В., Великий Д.П. Комментарий к Федеральному закону "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.
2. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
3. Саморока В.А., Бекетов М.Ю. Оценка реальности угроз, поступающих в адрес участника уголовного судопроизводства при решении вопроса о применении мер безопасности // Полицейская деятельность. 2012. N 4.
4. Замылин Е.И. О государственной защите добросовестных участников уголовного процесса // Общество и право. 2010. N 2. С. 183.
5. Тенгизова Ж.А. Роль институтов гражданского общества в вопросах противодействия коррупции. Теория и практика общественного развития. 2015. № 13. С. 91-92.
6. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 133-134
Рецензия
на научную статью «Поводы и основания применения мер безопасности для участников уголовного судопроизводства», подготовленную доцентом кафедры ОПД Тенгизовой Жанной Адальбиевной.
Представленная на рецензирование статья посвящена комплексу мер безопасности. Комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, предусмотрен УПК РФ 2 и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» В части 1 ст. 6 «Закона о государственной защите» указан перечень мер безопасности, которые могут быть применены для защиты жизни, здоровья и имущества участников уголовного судопроизводства. В части 2 ст. 18 Закона о государственной защите речь идет о том, что решение о применении мер безопасности принимается после рассмотрения заявления (сообщения) об угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния. Справедливо отмечено автором, что, поводом для принятия рассматриваемого решения все же следует считать только указанное заявление (сообщение) о поступивших угрозах, а согласие защищаемого лица необходимо получать уже после принятия решения о применении мер безопасности, но до фактического их осуществления. Тем более и сам термин «защищаемое лицо» логичнее использовать уже после принятия решения о применении мер безопасности.
Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент:
начальник кафедры ОПД, к.ю.н., полковник полиции А. Ю. Тутуков