Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5-6, с. 155-159 [55
П Р А В О
УДК 34
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
© 2015 г. Я.Д. Абдуллаев
Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Н. Новгород
уашМт@Н811.га
Псктупмла в риОакцмю 10.10.2015
Рассматриваются отдельные направления обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Проанализированы ключевые моменты обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Делаются выводы о некоторых формах и способах применения федеральных законов, а также других норм, имеющих отношение к данной проблематике.
Ключивыи клсва: государство, защита, участник, обеспечение, уголовный, деятельность, лицо, меры, судопроизводство.
Порядок осуществления государственного механизма, обеспечение прав и законных интересов граждан невозможны без решения задач правосудия. В реализации задач правосудия особое значение приобретает укрепление правовой защищенности граждан, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. Проведение судебной реформы в России, усиление роли судов в обеспечении создания правового государства обусловили необходимость повышения действенности уголовно-правовой защиты лиц, осуществляющих и обеспечивающих правосудие.
Этими основными доводами и объясняется необходимость усиления уголовной ответственности за посягательства на интересы правосудия, в том числе участников уголовного процесса, которые по различным основаниям вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений.
В настоящее время круг посягательств на участников уголовного процесса определен действующим уголовным законодательством в гл. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [1, с. 196-206].
Понятно, что целью судопроизводства законодателем признается равная общественная опасность посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, а также иных участников уголовного судопроизводства, то есть интересы правосудия и интересы личности охраняются в равной степени, независимо от выполняемых ими функций в уголовном судопроизводстве.
Данную уголовно-процессуальную позицию законодателя, на мой взгляд, следует признать
обоснованной, так как ценность человеческой жизни не может изменяться в зависимости от должностного положения того или иного лица.
В системе органов внутренних дел России, в соответствии с Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316, функции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, возложены на центры по обеспечению государственной защиты МВД, ГУ МВД, УВД по субъектам РФ. Данные центры входят в состав оперативных подразделений ОВД системы МВД России и являются субъектами оперативно-розыскной деятельности. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.
С момента вступления в законную силу Федерального закона от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [2, с. 3-6] и в последующем создания специальных подразделений по реализации мер, предусмотренных данным федеральным законом, установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения мер по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Вопросы осуществления государственной защиты затрагивают сферы деятельности мно-
гих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация Федерального закона в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий, по решению комплекса проблем обеспечения безопасности защищаемых лиц.
Это особенно актуально при небольшом практическом опыте следователей и сотрудников центров по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, по применению конкретных мер в соответствии с ФЗ № 119 от 20 августа 2004 года.
В соответствии со ст. 86 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), законодатель выделил три группы субъектов собирания доказательств [3, с. 51]:
а) государственные органы и должностные лица (дознаватель, следователь, прокурор и суд), уполномоченные осуществлять уголовное судопроизводство, которые наделены наиболее широкими правами доказывания путем проведения следственных и иных процессуальных действий;
б) участники уголовного процесса, чьи законные интересы и права обусловлены событием преступления (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик, а также их представители), которые вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств;
в) защитник, который вправе собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений; опроса частных лиц с их согласия; истребования справок, характеристик и иных документов из организаций, которые обязаны представлять запрашиваемые документы или их копии.
Субъектами посягательств на участников уголовного процесса могут быть любые лица, в той или иной степени заинтересованные в принятии незаконных решений по уголовным делам (подсудимые, подозреваемые, обвиняемые, их родственники или знакомые, не выявленные соучастники преступления, свидетели и т. п.). В круг таких посягательств вовлекаются также и лица, не имеющие непосредственного отношения к событию расследуемого преступления (например, специально нанятые для оказания противоправного воздействия лица). Таким образом, все чаще противоправное воздействие оказывается на лиц как носителей доказательственной информации о преступлении или как на субъектов расследования и судебного разбирательства путем воздействия на их сознание, мышление, память (например, подкуп, угроза, шантаж, оказание физического воздействия, похищение близких, консультирование и др.). Из-
вестны факты, когда оказываемое воздействие на свидетеля, потерпевшего и иных участников уголовного процесса, в том числе и на следователя, является дерзким и неприкрытым. В результате подобных преступлений участники уголовного судопроизводства вынуждены давать ложные показания, делать заведомо ложные доносы о совершении преступлений.
Ежегодно потерпевшими, свидетелями и иными участниками уголовного судопроизводства выступает огромное число людей, и многие из них на стадии предварительного или судебного разбирательства меняют свои ранее данные показания или отказываются от явки на следственные действия и судебное разбирательство. Возможно, это связано с тем, что орган расследования зачастую на первоначальном этапе не фиксирует в процессе опросов (допросов) или при получении иной информации фактов давления и других противоправных действий в отношении участников уголовного судопроизводства.
Полагаю, что причиной тому является сложность своевременного, полного и более предметного сбора и закрепления доказательств противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства. Безусловно, изложенные причины имеют субъективное оправдание, но они подлежат устранению. Законодатель предусматривает процессуальные и непроцессуальные способы защиты участников уголовного судопроизводства от противоправного воздействия со стороны иных лиц, а своевременное и качественное закрепление противоправных деяний в последующем может являться основанием для возбуждения уголовного дела по признакам ст. 309 УК РФ.
Оперативно-розыскная деятельность является одной из форм правоохранительной деятельности, имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.
Одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласно ч. 5 ст. 7 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [4, с. 7], является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, согласно ч. 6 ст. 14 закона «Об оперативно-розыскной деятельно-
Вспрскы сНикпичичмя гскуОарктвиччст защмты учактчмксв угслсвчсгс куОспрсмзвсОктва 157
сти» и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязаны содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
Считаю, что такая деятельность должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью. Это проявляется в том, что сотрудники подразделений государственной защиты, осуществляя деятельность по выявлению лиц, причастных к преступлению, установлению обстоятельств преступления, выявлению фактов противоправных деяний, фактических данных, свидетельствующих о происшедшем, добывая информацию, анализируют её, определяют обоснованность совершения противоправных деяний конкретными лицами, а впоследствии передают ее для дальнейшего принятия процессуального решения в следственные или в судебные органы.
Общая компетенция подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, определяется Конституцией Российской Федерации [5], Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [6], Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [4], Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [2], Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [7].
Кроме того, правовыми источниками регулирования правоотношений в области обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, являются: Уголовный кодекс РФ, обеспечивающий государственную защиту свидетелей путем установления уголовной ответственности за противоправные деяния (ст. 295, ч. 2 ст. 296, ст. 309, ст. 311 УК РФ), и УПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ, уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности могут быть предприняты судом, следователем, органом дознания и дознавателем в пределах своей компетенции при наличии достаточных данных о том, что свидетелю или иному участнику уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их иму-
щества либо иными опасными противоправными деяниями. В части 9 ст. 166 УПК РФ закрепляется право следователя при поступлении угрозы обоснованно обеспечить безопасность свидетеля, не оглашая данные о его личности в протоколе следственного действия, в котором участвуют свидетель или другой участник уголовного судопроизводства.
Один из результативных способов допроса участников уголовного судопроизводства, в отношении которых обоснованно поступают реальные угрозы, предусмотрен ч. 1, 2, 4 ст. 278 УПК РФ, где определена необходимость обеспечения безопасности свидетелей, их близких, родственников, суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление. В такой ситуации свидетель может давать показания из соседней комнаты или с использованием видеоконференции.
В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств, суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.
Известны факты, когда оказываемое воздействие на свидетеля, потерпевшего и иных участников уголовного процесса, в том числе и на следователя, является дерзким и неприкрытым.
В результате совершения подобных преступлений уголовные дела подлежат рассмотрению другим составом суда, где необходимо более предметно устанавливать объективную истину по делу (особенно по многоэпизодным, тяжким и особо тяжким преступлениям), что приводит к затягиванию принятия законного процессуального решения по делу. Здесь возникает реальная возможность оказывать давление на участников уголовного судопроизводства, которые впоследствии вынуждены давать ложные показания, делать заведомо ложные доносы о совершении преступлений или вовсе менять показания.
Если взять за основу Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [7], то государственной защите подлежат следующие лица: судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, при-
сяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов Федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, а также близкие перечисленных должностных лиц.
При этом данный федеральный закон обоснованно предусматривает принятие следующих мер безопасности к вышеперечисленным должностным лицам: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. Очевидно, что данные меры безопасности требуют огромных финансовых затрат и в связи с этим в целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
Защищаемое лицо, в отношении которого
принято решение о применении мер безопасности, в соответствии с Федеральным законом обладает правами: знать о применяющихся в отношении него мерах безопасности; просить о применении или неприменении в отношении него конкретных мер безопасности, перечисленных в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона; требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его кроме осуществляемых иных мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер безопасности; обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.
Что касается обязанностей защищаемого лица, то оно обязано: выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность; незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении него; бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности; не разглашать сведения о принимаемых в отношении него мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры. Понятно, что применяемые меры не носит постоянного характера и при реальном отсутствии угрозы подлежат отмене, и таким основанием является устранение угрозы безопасности защищаемого лица либо, в случае возникновения иных оснований для отмены мер безопасности уполномоченным на это должностным лицом, выносится соответствующее мотивированное постановление, которое объявляется защищаемому лицу. Такое постановление может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 14 настоящего Федерального закона.
Полагаю, что российскому праву необходимо учитывать законодательный и практический опыт других государств, программы которых не ограничиваются защитой только лиц, участвующих в уголовном процессе, а распространяются и на других лиц, содействующих расследованию, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, а также образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политическим убеждениям, причем в ряде случаев защита обеспечивается в течение довольно продолжительного времени, а в исключительных ситуациях - пожизненно.
Вопросы обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства 159
В настоящее время необходима дальнейшая смена целевых ориентиров в деятельности правоохранительных органов - приоритетом должна стать не отвлеченная борьба с преступностью, а противодействие ей через защиту каждого гражданина от преступных посягательств (последовательная переориентация идеологии организации работы правоохранительных органов с карательной функции на предоставление услуг по обеспечению безопасности и защите прав личности).
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон: принят Государственной Думой 13 июня 1996 г.: по состоянию на 21 ноября 2011 г.] // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20 августа 2004 г.
References
№ 119-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон: принят Государственной Думой 18 декабря 2001 г.: по состоянию на 7 июня 2013 г.] // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. I. Ст. 4921.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
6. О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
7. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
4. ОЬ орега11упо-го:гу8кпо] deyatel'nosti: 1Ыега1'пу)
SOME PROBLEMS OF STATE PROTECTION OF THE PARTICIPANTS OF CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS
Ya.D. Abdullaev
The article looks into some problems of state protection of the participants of criminal legal proceedings. Several trends of providing state protection to the participants of criminal proceedings are considered. The key issues concerning security of the participants of criminal legal proceedings to be protected by the state are analyzed. In conclusion, some possibilities and ways of using Federal laws and other norms relating to this problem are discussed.
Keywords: state, protection, participant, provision, criminal, activity, person, measures, legal proceedings.
1. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: [federal'nyj zakon: prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 13 iyunya 1996 g.: po sostoyaniyu na 21 noyabrya 2011 g.] // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 25. St. 2954.
2. O gosudarstvennoj zashchite poterpevshih, svidetelej i inyh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva: federal'nyj zakon ot 20 avgusta 2004 g. № 119-FZ (v red. ot 30.11.2011) // Sobrame zakonodatel'stva RF. 2004. № 34. St. 3534.
3. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: [federal'nyj zakon: prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 18 dekabrya 2001 g.: po sostoyaniyu na 7 iyunya 2013 g.] // Sobrame zakonodatel'stva RF. 2001. № 52. Ch. I. St. 4921.
zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ (v red. ot 05.04.2013) // Sobrame zakonodatel'stva RF. 1995. № 33. St. 3349.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993 g. // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 4. St. 445.
6. O policii: federal'nyj zakon ot 07 fevralya 2011 g. № 3-FZ (v red. ot 05.04.2013) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 7. St. 900.
7. O gosudarstvennoj zashchite sudej, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontroliruyushchih organov: federal'nyj zakon ot 20 aprelya 1995 g. № 45-FZ (v red. ot 25.12.2012) // Sobrame zakonodatel'stva RF. 1995. № 17. St. 1455.