Показано, что при определении ставки рефинансирования Центрального банка РФ целесообразно ориентироваться не на индекс потребительских цен, а на индекс-дефлятор ВВП, который в условиях кризиса растет медленнее. Отсюда сделан вывод о возможности снизить ставку рефинансирования до уровня примерно 6% годовых. Рассмотрены способы удешевления пассивов и ослабления кризиса доверия между банками и заемщиками, способные привести к снижению ставок по кредитам.
Ключевые слова: ставка рефинансирования, процентные ставки
Об условиях снижения процентных ставок
Ю. М. ГОЛАНД,
кандидат экономических наук, Институт экономики РАН, Москва
E-mail: [email protected]
Кризис продолжается. Промышленное производство за первое полугодие 2009 г. в РФ сократилось (по сравнению с показателем 2008 г.) на 14,8%, в том числе по обрабатывающим производствам - 21,3%1. Такой спад привел к значительному ухудшению финансовых результатов обрабатывающей промышленности: доля убыточных предприятий в этом секторе составила 38,9%, а финансовый результат обрабатывающих производств (прибыль минус убытки) снизился по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. примерно в 4,5 раза2.
Показателем финансового положения предприятий служит коэффициент автономии - доля собственных средств в общей величине источников средств организаций. При рекомендуемом значении 50% на конец июня 2009 г. по обрабатывающим производствам он равнялся 36,5% (для сравнения: в 2007 г. -
1 Социально-экономическое положение России за январь-июнь 2009, Росстат. С. 16, 22.
2 Там же. С. 231, 226. © ЭКО 2009 г.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 59
45,2%), в том числе в производстве машин и оборудования -30,1%, транспортных средств - 24,2%3.
Сложившаяся ситуация служит подтверждением, что предприятия не могут нормально работать без доступа к кредитным ресурсам, а кредитное сжатие продолжается. По данным Центрального банка РФ, задолженность по кредитам и прочим размещенным средствам, предоставленным банковской системой нефинансовым организациям, за январь-июнь увеличилась всего на 2,4%, а физическим лицам - сократилась на 7,9%. В сравнении с соответствующими данными за первое полугодие 2008 г. прирост задолженностей достиг 19,4% и 20,8%4. Еще показательнее сравнение роста задолженности по кредитам и прочим размещенным средствам, предоставленным нефинансовым организациям на 1 июля 2008 г. и 2009 г.: 51,2% и 15,3% соответственно5.
Выдаются ли кредиты?
В конце июля 2009 г. Центральный банк РФ предоставил в Госдуму РФ, информацию об антикризисных мерах, в частности о том, что за первое полугодие банки выдали юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям кредитов на 9177 млрд руб. Причем кредитными организациями, доля участия Российской Федерации в уставном капитале которых превышает 50% (их 12), и кредитными организациями, получившими субординированные кредиты от Внешэкономбанка (их 6, причем два входят в число первых 12), было выдано кредитов на сумму 4558 млрд руб. (49,7% от всех кредитов). Это означает, что около половины всех кредитов выдает десяток банков.
Эту информацию подтверждает и отчетность отдельных банков. Так, Сбербанк за первое полугодие 2009 г. предоставил кредитов предприятиям на сумму более 1850 млрд руб.6, но, как подчеркивается в информационном обзоре банка, это данные с учетом рефинансирования. Именно в этом уточнении и кроется суть дела: идет широкомасштабный процесс
3 Социально-экономическое положение России за январь-июль 2009, Росстат. -С. 257-258.
4 URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_ex.pdf
5 URL: http://Www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_090701.pdf
6 URL: http://www.sbrf.ru/ru/press_center/all/index.phpPid114-7932
рефинансирования ранее выданных кредитов, общая задолженность организаций практически не растет и сохраняется на уровне 12,7 трлн руб., а возврат кредитов сопоставим с их выдачей7.
Казалось бы, такая практика рефинансирования банкам невыгодна, поскольку в этом случае требуется создавать дополнительные резервы (в соответствии с принятым в марте 2004 г. Положением Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»). Но в декабре 2008 г. Центральный банк РФ внес коррективы в данное положение. До конца 2009 г. реструктуризация и рефинансирование кредита не ухудшили качество долга, а значит, дополнительного резервирования не потребовалось. Так, Центральный банк РФ санкционировал широкомасштабное рефинансирование, чем и объясняется тот факт, что при тяжелом финансовом положении предприятий просроченная задолженность по банковской системе сравнительно невелика. Хотя и быстро растет: по статистике Центрального банка РФ, ее удельный вес в общей сумме кредитов за первое полугодие 2009 г. увеличился с 2,1% до 4,2%8.
Банки поддерживают в период кризиса предприятия на плаву, но есть экономически более важная задача - обанкротить малоэффективные предприятия и дать средства жизнеспособным. Чтобы ее решить, надо, прежде всего, снизить процентные ставки, по которым банки предоставляют кредиты. По данным Центрального банка РФ, ставки по кредитам нефинансовым организациям в рублях со сроком погашения до 1 года в первом полугодии 2009 г. снизились с 17,1% до 15,6%9. Такая цена денег слишком высока для большинства предприятий, ведь уровень рентабельности проданных товаров и услуг по всем отраслям в первом полугодии 2009 г. составлял 11,5% (против 16,3% в первом полугодии 2008 г.). В производстве машин и оборудования рентабельность еще ниже - 6,6%, в производстве транспортных средств - 0,6%10.
7 URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspxpfile-placed_means
8 URL: http://Www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_ex.pdf
9 Бюллетень банковской статистики. - 2009. - № 9. - С. 120.
10 Социально-экономическое положение России за январь-июль 2009, Росстат. - С. 234.
Еще хуже, что средний уровень ставок, который приводит Центральный банк РФ, не отражает реальной картины. Крупные предприятия имеют хорошие залоги, значит, могут получить недорогие кредиты. Но для большинства предприятий ставки остаются на уровне 20%, и даже на таких условиях деньги получить нелегко.
Снижение процентных ставок по кредиту до уровня «доступности» для реального сектора - главная и неотложная задача денежно-кредитной политики. Для ее решения нужен комплекс мер. Начать имеет смысл с дальнейшего снижения ставки рефинансирования Центрального банка РФ, которая дает ориентир и коммерческим банкам. Позиция ЦБ РФ заключается в том, что эта ставка должна находиться на уровне инфляции, измеряемой индексом потребительских цен.
Правило Тейлора
Если обратиться к опыту развитых стран, то мы не увидим столь однозначного подхода. Там центральные банки используют при установлении учетной ставки в качестве ориентиров различные формулы. Наибольшей популярностью пользуется правило, предложенное в 1993 г. профессором Стэнфорд-ского университета Джоном Тейлором. В своем базовом варианте оно связывает учетную ставку с уровнем отклонения инфляции от целевого значения и отклонением фактического ВВП от долгосрочного линейного тренда. Приняв определенные упрощения, в частности выбрав целевую инфляцию в 2% и положив равновесную процентную ставку также равной 2%, автор записал это правило в таком виде: г = р + 0,5у + 0,5 (р-2) + 2,
где г - процентная ставка, р - темп инфляции за предыдущие 4 квартала;
у - процент отклонения фактического ВВП от прогнозного значения;
т. е. у =100 (У- у *) / у *, где У - реальный ВВП;
у * - тренд реального ВВП (равный в США 2,2% в год за период 1984-1992 гг.)11.
Согласно данному правилу ставка поднимается, если инфляция становится выше целевого показателя в 2% или фактический ВВП растет быстрее тренда. Что вполне согласуется с общеэкономической логикой. Также понятно, что если производство падает, то для его стимулирования надо снижать ставку. Сложность возникает, если одновременно с падением ВВП наблюдается рост инфляции. Тогда переменные влияют на динамику ставки разнонаправленно. Но влияние этих двух переменных возможно регулировать, меняя значения коэффициентов при них. Как показал Д. Тейлор, выбранные им простые коэффициенты дают очень хорошее совпадение с действительными ставками (которые Федеральная резервная система США устанавливала в 1987-1992 гг.), если в качестве показателя инфляции взять индекс-дефлятор ВВП, а не индекс потребительских цен.
В силу своей простоты и возможности сравнения с действительной политикой правило Тейлора стало широко применяться в разных странах. Хотя было предложено не для механического применения, как подчеркивал автор, а в качестве одного из ориентиров при определении ФРС монетарной политики.
Со временем экономисты вносили уточнения и усложнения, в частности, речь идет о способах определения разрыва между фактическим и потенциальным ВВП. Теперь правило имеет следующий вид12:
Г - г * =вр (р - р *) + ву (у - у *) ,
где г и г* - номинальная и равновесная ставка, p и p* - фактическое и целевое значение инфляции, у и у* - фактический и потенциальный ВВП.
11 Taylor, John B. «Discretion versus Policy Rules in Practice //Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy. - 1993. - V. 39. - P. 202.
12 Athanasios Orphanides. Taylor rules // The New Palgrave Dictionary of Economics, 2nd Edition. - 2008. - V. 8. - P. 201.
Игра индексов
Для нашего рассмотрения важны два момента базового правила Тейлора: существенное влияние динамики ВВП на ставку рефинансирования и использование индекса-дефлятора ВВП для измерения инфляции. Центральный банк РФ фактически их игнорировал: с начала кризиса он стал повышать ставку рефинансирования - в конце 2008 г. она достигла 13% и оставалась неизменной до конца апреля 2009 г. Другие страны, переживавшие кризис, наоборот, учетные ставки снижали.
Это принципиальное отличие денежной политики России от других стран попытался теоретически обосновать ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ д.э.н. В. А. Мау. Он писал, что в развитых странах правительства опасаются дефляции, противодействие которой требует стимулирования спроса, и здесь допустимо снижение процентной ставки. В России же совершенно другое положение, и ослабление денежной политики приведет к ускорению инфляции, что на фоне мировой рецессии неизбежно будет означать стагфляцию (то есть инфляцию в сочетании со спадом производства). Для предотвращения этой угрозы, по его мнению, «прежде всего необходим контроль за денежной массой, то есть ужесточение бюджетной политики и повышение процентных ставок»13. Особо подчеркивалось, что развивающиеся страны, и особенно Россия, «повторяя западные подходы к борьбе с кризисом, быстро окажутся в ловушке стагфляции».
Действительно, индекс потребительских цен в годовом исчислении в сентябре 2008 г. - апреле 2009 г. находился на высоком уровне - между 13,3% и 15%. Вместе с тем с сентября началось стремительное падение цен производителей, вызванное кризисом, так что к декабрю 2008 г. индекс цен производителей промышленной продукции снизился в годовом исчислении на 7%14.
Соответственно, замедлился рост индекса-дефлятора ВВП. Если до кризиса он рос быстрее индекса потребительских цен,
13 Мау В. Особенности, причины и возможные последствия текущего экономического кризиса. В кн.: Финансовый кризис в России и мире. - М., 2009. - С. 186.
14 Россия в цифрах. 2009. - М., 2009. - С. 477.
то за I квартал 2009 г. индекс-дефлятор ВВП к ценам I квартала 2008 г. составил 105,8%15 при приросте потребительских цен за тот же период в 13,7%16. Еще медленнее рос индекс-дефлятор ВВП во II квартале 2009 г. - по отношению к ценам II квартала 2008 г. он составил 102,7%17.
Если при определении ставки рефинансирования измерять инфляцию дефлятором ВВП, необоснованность проводившейся до конца апреля 2009 г. политики повышения ставки рефинансирования станет очевидной. Логичным представляется использовать именно этот измеритель, а не индекс потребительских цен, потому что ставка рефинансирования дает ориентир коммерческим банкам при определении процентных ставок по кредитам предприятиям, а для них важен уровень цен производителей. Индекс потребительских цен имеет свою область применения как индикатор динамики уровня жизни населения, и при выдаче потребительских кредитов банки ориентируются на этот показатель. Индекс-дефлятор ВВП позволяет учесть оба фактора.
Более того, если учесть падение ВВП по отношению к соответствующему периоду 2008 г. (в I квартале - 9,8% и во II квартале - 10,9%), неизбежность снижения ставки будет очевидной. Центральный банк РФ оценивает разрыв между фактическим и потенциальным выпуском ВВП в 2009 г. отрицательной величиной, то есть влияющим на снижение ставки рефинансирования18.
Даже если согласиться (на основе данных о росте потребительских цен) с тем, что у нас наблюдается стагфляция, все же не очевидно, что в целях ограничения роста денежной массы надо сохранять высокие ставки. В наших условиях высокая потребительская инфляция слабо связана с ростом денежной массы - действуют другие факторы. Достаточно привести цифры. Денежная масса М2 за год, предшествующий
15 Социально-экономическое положение России за январь-июнь 2009, Росстат.
16 Квартальный обзор инфляции. I квартал 2009, Центральный банк РФ. -С. 4.
17 Социально-экономическое положение России за январь-август 2009, Росстат. - С. 8.
18 Квартальный обзор инфляции, II квартал 2009, Центральный банк РФ. -С. 15.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
3 ЭКО №2, 2010
1 июля 2007 г., увеличилась на 53%19, а потребительские цены к декабрю 2006 г. за январь-июнь 2007 г. возросли на 5,7%20. Совсем другим становится соотношение на 1 июля 2009 г.: денежная масса за предшествующий год сократилась на 7,6%, а потребительские цены с начала года возросли на 7,4%21.
В. А. Мау в цитированной выше статье ссылался на опыт борьбы со стагфляцией в США в начале 1980-х годов. Тогда председатель ФРС П. Волкер вел политику существенного повышения процентных ставок, и даже в условиях США она привела к спаду экономики. Тем более сомнителен подобный рецепт в России - в условиях кризиса и резкого падения производства.
Возможно, к такому же выводу пришел Центральный банк в конце апреля 2009 г., когда начал постепенно снижать ставку рефинансирования, доведя ее к ноябрю до 9,5%. Но этого снижения недостаточно, за желаемый уровень ставки можно взять индекс-дефлятор за I квартал 2009 г.- примерно 6%. Поскольку во II квартале индекс-дефлятор ВВП еще снизился, есть все основания утверждать, что индекс-дефлятор ВВП за 2009 г. будет не выше значения за I квартал в годовом исчислении.
Сигнал о цене денег и будущей политике ЦБ РФ
Само по себе снижение ставки рефинансирования и фактически привязанных к ним ставок по другим операциям Центрального банка может и не привести к немедленному соответствующему снижению тех ставок, по которым коммерческие банки дают кредиты предприятиям. Ведь на 1 июля 2009 г. удельный вес кредитов, депозитов и прочих привлеченных средств, полученных кредитными организациями от Банка России, в общей структуре пассивов банковской системы составлял всего 7,2% (на начало года он равнялся 12%22).
Снижение ставки - условие необходимое, но не достаточное. Показательно, что, несмотря на снижение ставки рефинансирования с 13% в апреле 2009 г. до 11,5% в июне, ставки по кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года,
19 Бюллетень банковской статистики. - 2008. - № 12. - С. 45.
20 Россия в цифрах. 2009. - С. 466.
21 Квартальный обзор инфляции, II квартал 2009, Центральный банк РФ. -С. 29, 40.
22 URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_ex.pdf
по данным Центрального банка, снизились за тот же период только с 16% до 15,6%23.
Нужен комплекс мер. Банки тоже заинтересованы в снижении ставок, ведь без увеличения кредитования экономика не поднимется, и будет расти просроченная задолженность по уже выданным кредитам. Однако на пути удешевления кредита есть ряд барьеров. Один из них - нехватка дешевых длинных пассивов.(К ним относятся, в первую очередь, собственные средства банков, которые составляют около 15% всех пассивов с учетом включенных в них субординированных кредитов, и иностранные кредиты, на долю которых приходится около 10%.) С начала кризиса приток новых иностранных кредитов замедлился, как и рост собственных средств банковской системы, ведь ее прибыль снижается.
Более 40% в пассивах российских банков составляют вклады населения (23,4%) и депозиты юридических лиц (18,6%), которые привлекаются под сравнительно высокие проценты. Средневзвешенные ставки по рублевым депозитам населения сроком до 12 месяцев с начала года несколько выросли и с апреля 2009 г. держатся на уровне 10,8%24 (по депозитам юридических лиц ставки выше). Многие банки проводят агрессивную политику привлечения денежных средств в надежде на выгодное вложение дорогих пассивов, скорее всего, не связанное с кредитованием.
В то же время для осуществления неотложных платежей банкам не нужно привлекать дорогие пассивы - дефицита ликвидности в банковской системе в последние месяцы нет. Средний дневной объем совокупных банковских резервов (включающих средства кредитных организаций на корреспондентских, депозитных счетах и счетах обязательных резервов в Банке России, а также в облигациях Банка России) увеличился с 851,3 млрд руб. в мае до 979,7 млрд руб. в июле25. Среднемесячная ставка MIACR по однодневным межбанковским кредитам в рублях в тот же период снизилась с 7,1% до 6,5% годовых26.
При предлагаемом снижении ставок по операциям Центрального банка и расширении их объема у коммерческих
23 Бюллетень банковской статистики. - 2009. - № 9. - С. 120.
24 Там же. С. 110.
25 Вестник Банка России. - 2009. - № 51. - С. 7.
26 Там же. С. 10.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
3*
банков появится больше возможностей использовать кредиты ЦБ РФ для пополнения своей ресурсной базы и, соответственно, уменьшится заинтересованность в привлечении дорогих депозитов. Конечно, кредиты ЦБ предназначены прежде всего для поддержания ликвидности и являются в основном краткосрочными. Хотя в последнее время стали появляться кредиты на год - в июне 2009 г. состоялся первый аукцион по предоставлению кредитов без обеспечения на год, объем привлеченных средств составил 47,7 млрд руб. Кроме того, начались операции прямого РЕПО на 6 месяцев и 1 год.
Имея возможность привлекать подешевевшие кредиты Центробанка (и повышать их удельный вес в пассивах), банки будут снижать ставки по депозитам. Причем такое снижение не приведет к оттоку вкладов (если у населения не окажется более выгодного способа вложения средств), что наблюдалось в нашей стране на протяжении многих лет, когда ставки по депозитам были ниже темпа инфляции.
Госпомощь
В удешевлении пассивов большую роль может сыграть поддержка государством банковской системы. Важно выбрать наиболее эффективную форму помощи. В отчете правительства РФ об исполнении антикризисных мер, который был представлен в Госдуму РФ вместе с упоминавшейся выше информацией Центрального банка РФ, названы суммы, которые уже выделены банковской системе. Так, 45 млрд руб. было выдано на увеличение уставного капитала «Россельхозбанка», 180 - ВТБ; 432,1 млрд руб. из Фонда национального благосостояния размещены в ВЭБе, и из них выданы субординированные кредиты - 257,1 млрд руб. Данные кредиты выданы без обеспечения на 10 лет под 8% годовых шести банкам, в том числе: ВТБ - 200 млрд руб., «Россельхозбанку» - 25, «Газпромбанку» - 15, «Альфа-банку» - 10,2, «Номос-банку» - 4,9, Ханты-Мансийскому банку - 2 млрд руб. Сверх того Центральный банк РФ предоставил Сбербанку (банк как акционер) субординированный кредит на 500 млрд руб.
Пока субординированные кредиты получили лишь несколько банков, в основном с государственным участием. Такая форма господдержки даёт им возможность расходовать
выделенные средства бесконтрольно. Надо видеть и опасности, связанные с этим видом госпомощи, - она не побуждает банки-получатели повышать эффективность своей работы и привлекать средства с рынка.
Более приемлема планируемая покупка государством привилегированных акций за государственные облигации (ОФЗ), которая позволит ему контролировать наиболее важные решения банков-продавцов.
Наряду с нехваткой дешевых пассивов удешевлению кредита препятствует кризис доверия. Возникла неопределенность в перспективах развития экономики, которая вызывает недоверие к надежности заемщиков со стороны банков. Из-за падения внешнего и внутреннего спроса некоторые предприятия, бывшие до кризиса вполне надежными заемщиками, теперь перешли в другую категорию. Увеличение кредитного риска заставляет банки страховаться, повышая процентные ставки. Но это путь в никуда, ибо, получая деньги под неподъемные проценты, заемщики заведомо не смогут их вернуть.
В ослаблении кризиса доверия первостепенна роль государства - именно оно создает стабильные правила игры, защищает права собственности и укрепляет судебную защиту договорных сделок. В качестве одной из экономических мер можно назвать постановление правительства о выделении государственных гарантий на 2009 г. на общую сумму 300 млрд руб. по кредитам коммерческих банков, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса и системообразующими предприятиями. Из них последним выделено 200 млрд руб., и госгарантия может покрывать 50% ссуды; предприятиям ОПК гарантируется 70% ссуды. При просрочке долга на 30 дней кредитор может обратиться в Минфин РФ за погашением долга. Гарантии, безусловно, повышают уверенность банка в возврате кредита, хотя часть неизбежного кредитного риска ложится и на банки-кредиторы. Такая форма госпомощи перспективна, но для ее распространения долю покрываемой ссуды целесообразно увеличить с 50% до 75%.
Что же касается расходования бюджетных средств «на гарантии», эта мера (если таким способом удастся увеличить объем производства) приведет к дополнительному
поступлению налогов в бюджет (и тем самым частично скомпенсирует произведенные расходы).
Госзаказ
Важно, чтобы государственная поддержка оказывалась предприятиям, способным выпускать конкурентоспособную продукцию при получении им госпомощи или предоставлении кредита на приемлемых условиях. Отбор таких предприятий выдвигается на первый план. Предоставлять кредит предприятиям, которые будут производить товары для того, чтобы забивать ими свои склады, не имеет смысла. Кредиты должны получать те, кто способен наладить выпуск пользующихся спросом товаров.
Здесь может помочь такая мера государственной поддержки, как госзаказ. По закону, госзаказ предоставляется на основе тендера, поэтому важно обеспечить подлинную, а не мнимую конкуренцию при его проведении.
Еще одним эффективным способом государственной поддержки является возмещение за счет бюджета части затрат на уплату процентов по полученным предприятиями кредитам. Так, в бюджете на 2009 г. предусмотрено выделить на субсидирование процентных ставок: предприятиям агропромышленного комплекса - 17 млрд руб., предприятиям ОПК - 15, экспортерам промышленной продукции - 6, предприятиям автомобилестроения и транспортного машиностроения - 2,5 млрд руб. Подобная помощь реальному сектору фактически является и средством поддержки банковского сектора, так как позволяет расширить кредитование по выгодным для банков ставкам.
В принятом постановлении правительства названы потенциальные адресаты госгарантий - системообразующие предприятия, входящие в список 295 крупных предприятий, отобранных правительственной комиссией по повышению устойчивости развития экономики. Такой подход, когда на первое место ставится размер предприятия, обосновывается прежде всего социальными факторами. В период кризиса, безусловно, важный аргумент - необходимо предотвратить значительный рост безработицы. Но размер не может быть единственным критерием. Нельзя забывать, что небольшие предприятия нередко встроены в производственные цепочки по выпуску сложных изделий, и их обслуживают средние и мелкие банки.
Эффективным способом поддержки таких предприятий и банков может стать рефинансирование коммерческих банков Центральным банком РФ под залог векселей предприятий и прав требований по кредитным договорам. Рефинансирование осуществляется в соответствии с Положением №312-П, принятым Центральным банком 12 ноября 2007 г. Данная мера начала применяться только в кризис, причем до конца 2008 г. срок рефинансирования ограничивался 6 месяцами. Затем был увеличен до года, и постепенно именно эта форма стала преобладать в рефинансировании Центральным банком коммерческих банков. Если кредиты без обеспечения могут получать только банки, имеющие достаточно высокий рейтинг (их не более 150), то на предоставление кредитов, обеспеченных активами, генеральные договоры с Банком России заключили уже 476 банков. Год назад их было всего 66.
Для развития экономики важно, что в основе лежит конкретная сделка коммерческого банка с предприятием, в то время как при кредитах без обеспечения Центральный банк выдает деньги, не требуя от банка-получателя обязательств по их дальнейшему использованию в качестве кредитов реальному сектору. Принципиально важно, что для коммерческого банка кредитные договоры с некоторыми организациями могут служить залогом для получения кредита от Центрального банка РФ. В перечень Банка России входят такие организации, имеющие международный рейтинг, или системообразующие предприятия из списка, утвержденного правительственной комиссией. На конец сентября в перечень Банка России было включено 52 предприятия первой категории, и 230 - второй27. Кроме этих крупных предприятий данный список могут пополнить и другие организации - работающие не менее трех лет и прошедшие проверку бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Центрального банка.
На практике Центральный банк предъявляет чрезмерно высокие требования к качеству тех активов, которые не входят в его перечень. В результате и кредиты он предоставляет, в основном, крупным банкам, а те, в свою очередь, кредитуют крупные же предприятия. На 1 июля 2009 г. 99% общей суммы кредитов, депозитов и прочих привлеченных средств,
27 URL: http://www.cbr.ru/analytics/standart_system/print.asp?file-ref_11.htm
полученных кредитными организациями от Банка России (всего 2 трлн руб.), приходилось на долю 200 крупнейших банков (30 самых крупных получили 87%)28. Субординированные кредиты в соответствии с правилами их предоставления достаются только крупным рейтинговым банкам. По оценке Ассоциации региональных банков29, их число достигает 80, в то время как всего в стране на 1 августа 2009 г. зарегистрировано 1080 действующих кредитных организаций30.
Для широкого применения кредитования под залог нерыночных активов целесообразно смягчить требования к предприятиям, в частности, снизить срок их деятельности до 1 года. Важно также избегать слишком формального подхода при анализе их финансового положения и обращать внимание на имеющийся потенциал и качество управления. Особенно, если ставится задача создать условия для обновления производства.
Под влиянием кризиса как-то забыли, что не только спрос рождает предложение, но и новое предложение может вызвать дополнительный спрос. Как государство, так и коммерческие банки должны поддерживать те предприятия, которые предлагают наладить выпуск новой конкурентоспособной продукции и способны реализовать свое предложение. А кризис (когда падает спрос на традиционную продукцию) как раз создает благоприятные возможности для рыночного использования нововведений. Но как отличить предприятия, действительно способные на выпуск новинок, от тех, кто горазд только на обещания и рисует блестящие перспективы, главным образом, для получения госпомощи или льготных кредитов?
Разумеется, лучше всех знает свои возможности само предприятие, хотя и склонно их переоценивать. О финансовом положении своего заемщика неплохо осведомлен и обслуживающий его банк, хотя глубоко знать производственный потенциал клиента вряд ли может.
Обратная сторона медали
Отбор жизнеспособных предприятий затрудняется понижением рыночной дисциплины в период кризиса. Руководствуясь стремлением сохранить социальную стабильность, власти
28 Вестник Банка России. - 2009. - № 51. - С. 31.
29 URL: http://www.asros.ru/ru/about/news/detail/Pid-886
30 Вестник Банка России. - 2009. - № 50. - С. 13.
дали указание судебным органам проявлять снисходительность к предприятиям, не возвращающим своевременно не только основное тело кредитов, но даже проценты. Рассмотрение судебными инстанциями исков банков-кредиторов затягивается. Применение мер обеспечения иска, включая арест счетов и имущества ответчика, в отношении крупных и градообразующих предприятий становится невозможным. В результате предприятия, используя неэффективность процедур взыскания долга и обеспечения, затягивают арбитражный процесс и уклоняются от погашения задолженности.
В определенной мере понижение экономической ответственности в период кризиса неизбежно и оправданно, но только в определенной. Если заемщики начнут добиваться дополнительных поблажек, чтобы не исполнять обязательства перед банками, то потери банковского сектора губительно отразятся на всей экономике, в конечном счете, на тех же заемщиках. Сохранение разумной рыночной дисциплины принципиально для обновления экономики. Предприятие, которое просит кредит для производства новой продукции, должно реально оценивать возможный риск и потери в случае неудачи. Если государство снимает с него экономическую ответственность за эффективное использование кредитов, избежать необоснованных запросов не удастся. Такая же безответственность нередко наблюдается со стороны госбанков, получивших дешевые государственные ресурсы, - там не проявляют должной требовательности к заемщикам, выполняя указания высоких должностных лиц. В результате распространяется моральный риск, связанный с принятием безответственных решений.
Часть кредитного риска в любом случае ляжет на банк, если только он не прибегает к более надежным способам вложения средств, чем кредитование. Одним из таких способов является вложение в валюту. Оппоненты снижения ставки рефинансирования утверждают, что на полученные от Центрального банка РФ средства банки будут приобретать валюту в ожидании девальвации. Действительно, ситуация в постсоветской России нередкая, последний такой случай наблюдался осенью 2008-го - зимой 2009 г. Тогда ажиотажный спрос на инвалюту был вызван ухудшением состояния платежного баланса и валютной политикой Центрального банка,
который объявил о плавной девальвации. Этот спрос никак не был связан с пониженной ставкой рефинансирования - его вызывала высокая рентабельность валютных операций.
Иначе говоря, не снижение ставки обусловливает повышенный спрос на валюту (который приводит к девальвации), а наличие оснований для ожидания грядущей девальвации в сочетании с определенной валютной политикой денежных властей приводит к девальвации независимо от уровня ставки рефинансирования. Можно вспомнить, что за 2007 г. рост денежной массы составил 47,5%, и все же шел процесс дедолларизации и укрепления рубля.
В то же время опасно впадать в другую крайность и чрезмерно укреплять рубль, когда улучшается состояние платежного баланса. Не надо забывать, к чему привела политика укрепления рубля в период 2003-2007 гг. Наряду с положительными последствиями, такими как начавшийся тогда процесс дедолларизации и стимулирование притока капитала, она привела к значительному росту импорта и снижению конкурентоспособности нашей обрабатывающей промышленности. Чрезмерное укрепление рубля порождает угрозу резкого его падения в случае ухудшения платежного баланса.
Сегодня ни население, ни банки не исключают возможности девальвации. В таких условиях особенно важно поддерживать стабильность обменного курса и тем самым убедить банки, что кредитовать для них выгоднее.
Правда, в любом явлении есть положительная сторона, отсутствие стабильности валютного курса позволяет банкам зарабатывать на его колебаниях. Возможно, Центральный банк РФ сознательно оставляет эту возможность - ведь в его обязанности входит поддержание банковской системы, а в условиях спада экономики и роста плохих долгов доля процентных доходов по кредитам снижается, и надо дать банкам другие источники доходов. Но при всей важности функции поддержки нельзя забывать о развитии реального сектора экономики, особенно, если мы не на словах, а на деле хотим осуществить диверсификацию экономики, встать на инновационный путь. Безусловным приоритетом денежно-кредитной и валютной политики должно стать создание условий для снижения процентных ставок.