32
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯРОСЛАВЛЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И СУБЪЕКТОВ РЫНКА
Вахрушев Дмитрий Станиславович
доктор экономических наук, профессор. Ярославская государственная сельскохозяйственная академия,
заведующий кафедрой финансов и кредита
г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы регулирования Банком России банковской системы. Анализируется роль ставки рефинансирования, нормативов обязательных резервов и других инструментов регулирования. Также исследуются особенности регулирования банковской системы в период кризиса.
Ключевые слова: Банк России; ставка рефинансирования; нормативы обязательных резервов; банковская система; коммерческий банк; регулирование
Код УДК: 336.71
Annotation. The article deals with the problems of regulation of the banking system by the Bank of Russia. The author analyzes the role of refinancing rate, the norms of required reserve and other instruments of regulation. The specifics of regulation of the banking system during crisis are also under consideration.
Keywords: Bank of Russia; refinancing rate; norms of required reserve; banking system; commercial bank; регулирование
Несмотря на достаточную разработанность и пристальное внимание экономической науки, проблема государственного регулирования экономики по-прежнему стоит достаточно остро, о чем косвенно свидетельствуют непрекращающиеся периоды нестабильности и усиливающаяся цикличность экономического развития на фоне расширяющейся глобализации. При этом сложность современной экономической действительности объективно обусловливает значимость активного взаимодействия органов государства с участниками регулируемых рынков. Особенно актуальным такое взаимодействие становится в период экономических кризисов, когда требуется оперативность принимаемых решений, которые, в свою очередь, должны в значительной мере учитывать интересы представителей рынка. Одним из показательных примеров подобного влияния является взаимодействие участников банковского рынка и регулирующих институтов государства во время острой фазы кризиса осенью 2008 года.
В 2007-2008 годах наблюдалось нарастание нестабильности на мировых финансовых рынках, что в условиях усиливающейся глобализации не могло не отразиться на развитии российской экономики. С мая 2008 года банковская система переживала кризис ликвидности. У банков практически не осталось оперативных денежных средств. Кризис вызван низкой привлекаемостью
средств из зарубежья, осторожным инвестированием средств в Россию и огромным количеством выданных кредитов. Внешним фактором, значительно осложнившим положение и продавцов и покупателей стал «двойной удар» международного финансового кризиса (отсутствием возможности фондирования, как розничных финансовых портфелей, так и расширения производства «дешевыми» и «длинными» иностранными деньгами), и последовавшего за ним значительного снижения цен на энергоносители (а, следовательно - снижения доходов одной из основных отраслей экономики РФ).
Основными негативными последствиями для банковской системы стали:
1. Дефицит фондирования, и, как следствие, проблемы ликвидности, т.к. банки не только не могли наращивать объемы кредитования, но, и вынуждены были возвращать ранее полученные займы, для чего требовалось наличие достаточного объема свободных денежных средств.
2. Ограничение размеров кредитования объемами привлекаемых ресурсов, и, прежде всего, депозитами физических лиц, при сохранении достаточно высокого спроса на кредиты.
3. Сокращение притока вкладов (во многих банках чистый отток) и перевод рублевых вложений в доллары США (как наличные, так и депозиты), связанный с негативными ожиданиями населения относительно стабильности рубля.
4. Опережающий рост просроченной задолженности розничных портфелей относительно общего роста кредитования. Причины: социальные дефолты, связанные с потерей работы заемщиков, валютные риски, связанные с увеличивающимися платежами по кредитам в иностранной валюте (особенно в отношении долгосрочного ипотечного кредитования).
5. Рост стоимости денег, вызванный как необходимостью в привлечении дополнительных ресурсов со стороны населения, так и сохранении прибыльности бизнеса вследствие удорожания фондирования и роста рисков.
Тем самым финансовый кризис резко обнажил проблему адекватного регулирования национальных финансовых рынков, и в особенности банковского сектора. Начиная со второй половины 2008 года Правительству РФ и Банку России пришлось противостоять серьезным проблемам. Важную роль в этом процессе сыграла инициативная деятельность банковских объединений. В частности, в условиях нарастания нестабильности в середине сентября 2008 г. в Ассоциации российских банков (АРБ) был создан оперативный штаб для постоянного мониторинга ситуации на банковском рынке. На его заседаниях вырабатывались основные предложения по антикризисным мерам, которые затем направлялись в Правительство РФ и Банк России. Принципиальные положения, на которых базировались все дальнейшие инициативы по преодолению кризиса, были сформулированы АРБ уже в первые дни появления нестабильности на банковском рынке. В частности, были предложены следующие меры:
1. Снижение и даже временная отмена отчислений в Фонд обязательных резервов.
2. Все коэффициенты покрытия по операциям РЕПО с Банком России и по размещению депозитов Минфина в коммерческих банках увеличить в два раза.
3. Отменить порядок прохождения полной проверки выполнения всех требований Банка России при получении каждого кредита.
4. Включить банки в перечень организаций, векселя которых могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России.
5. Расширить список банков, допущенных к средствам Банка России, Минфина, госкорпораций, региональных и муниципальных бюджетов, до имеющих рейтинг S&P и Fitch: B - / Moody's B3 и выше и капитал более 2 млрд. руб. Предусмотреть также возможность
рефинансирования Банком России и Минфином зарубежных заимствований (евробонды, синдикации) указанных банков.
6. При предоставлении Банком России кредитов под взаимные гарантии увеличить в два раза суммы лимитов кредитования с использованием стандартных процедур. Банку России осуществлять прямое кредитование банков, включенных в список гарантов, без предоставления ими гарантий.
7. Банку России и Минфину рефинансировать банки в форме субординированных займов до половины капитала банка.
8. Расширить перечень активов, включенных в Ломбардный список Банка России, в том числе включить в перечень видов обеспечения собственные обязательства банков, государственные облигации стран - членов ОЭСР.
9. Активизировать межбанковский рынок, с целью чего по опыту Саратовской области предложить территориальным учреждениям Банка России развернуть межбанковское кредитование в рамках лимитов, выделенных Банком России.
10. Обеспечить контроль за целевым использованием средств, направляемых на поддержание ликвидности банковской системы.
11. Создать Государственную чрезвычайную комиссию для обеспечения принятия межведомственных решений и оперативного контроля за их исполнением под руководством Первого вице-премьера Правительства РФ.
12. При размещении Минфином бюджетных средств в банках определять объем размещаемых средств в соответствии с текущими потребностями рынка, увеличить срок размещения до 3-6 месяцев.
13. Предусмотреть возможность предоставления Банком России краткосрочных беззалоговых кредитов банкам в размере до 50% капитала банка.
Большинство из этих рекомендаций вошли в состав антикризисного пакета. Был принят ряд серьезных чрезвычайных мер, обеспечивших стабилизацию к концу года ситуации на рынке вкладных операций. По инициативе Центрального банка и банковского сообщества законодатели вместе с Правительством одобрили очень важные пакеты дополнительных экстренных шагов, которые в благоприятной обстановке предыдущих лет требовали очень длительного лоббирования. Это касается и расширения спектра применяемых инструментов рефинансирования, и новаций в залоговом законодательстве, и изменения многих инструкций Центрального банка. В результате принятых экстраординарных мер по пополнению ликвидности банки постепенно, хотя и очень неравномерно, начали насыщаться ресурсами. Это благоприятно повлияло на краткосрочную стабилизацию панических настроений.
В то же время достаточно показательной является дискуссия между участниками банковского рынка и Банком России относительно уровня ставки рефинансирования. Так, АРБ регулярно обращает внимание на очень высокую стартовую цену финансового ресурса, которая во многом зависит от политики денежных властей. Если первичная стоимость ресурса закладывается на уровне 11-13%, то нельзя ожидать, что ставка по кредиту коммерческого банка будет ниже 18-20%. Такие ставки складываются из цены первичного ресурса (11-13%), операционных издержек (2-3%), маржи банка (2-3%) и цены возмещения риска кредитования в кризисных условиях (3-4%). В современных условиях все страны, вовлеченные в мировой финансовый кризис, идут по пути сокращения ставок рефинансирования до уровней, близких к нулю. При этом инфляция там остается достаточно низкой (Япония - 1,57%; США - 4,22%; Великобритания - 3,78%; ЕС - 2-4%). Даже в условиях кризиса процентные ставки по кредитам здесь не превышают 6-9 % годовых. Низкие процентные ставки по кредитам способствуют расширению производства, росту конкуренции и сокращению
инфляции. В России же ставка рефинансирования в 2008 году непрерывно повышалась (табл. 1).
Таблица 1
Ставка рефинансирования Банка России в 2008 году
Период действия 04.02.2008 -28.04.2008 29.04.2008 -09.06.2008 10.06.2008 -13.07.2008 14.07.2008 -11.11.2008 12.11.2008 -30.11.2008 01.12.2008 -23.04.2009
2007 10,25 10,5 10,75 11 12 13
Источник: Данные Банка России [1]
На первый взгляд, такое поведение Центрального банка РФ действительно не вписывается в устоявшиеся каноны денежно-кредитного регулирования, предписывающие необходимость снижения учетной ставки в условиях кризиса в целях стимулирования экономического развития. Иначе говоря, сложился определенный стереотип, не учитывающий сложности современной денежно-кредитной политики и особенностей национальных банковских систем. В связи с этим весьма полезным представляется рассмотрение ключевых факторов, обусловивших данные действия Банка России и показывающих сложный характер взаимодействия рынка и регулятора.
Во-первых, необходимо учитывать комплексность действия инструментов денежно-кредитной политики. В условиях острой нехватки ликвидности у коммерческих банков наиболее быстрый результат дает снижение не ставки рефинансирования, а норматива обязательных резервов. Осенью 2008 года Банк России дважды снижал норматив (в том числе под воздействием требований со стороны участников банковского рынка) - 17 сентября и 14 октября, в результате чего норматив снизился до рекордно низкого уровня - 0,5% (до снижения норматив обязательного резервирования по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами составлял 8,5%, перед физическими лицами - 5,5%, по иным обязательствам - 6,0%). Благодаря данной мере банковская система в кратчайшие сроки (фактически в течение месяца) получила более 360 млрд. руб.
Во-вторых, наряду с механизмом обязательного резервирования, у Банка России имеются другие, не менее действенные инструменты обеспечения ликвидности банковской системы, в частности, операции прямого РЕПО. Общий объем данных операций в 2008 году составил 21,51 трлн. руб. и по сравнению с 2007 годом увеличился в 2,8 раза. При этом в среднем за день в рамках операций РЕПО Банка России предоставлялось 85,7 млрд. руб., а максимальный объем данных операций за день достигал 614,8 млрд. руб. (30 декабря 2008 года). Следует также учитывать, что в целях расширения возможностей рефинансирования банковского сектора посредством операций прямого РЕПО с середины февраля 2008 года были введены в действие операции прямого внебиржевого РЕПО, обеспечением по которым выступают облигации, выпущенные юридическими лицами - нерезидентами под гарантии российских корпораций. Объем сделок прямого внебиржевого РЕПО за 2008 год составил 1,1 трлн. руб. Более того, Банк России с октября 2008 года возобновил проведение операций прямого РЕПО на срок 90 дней. При этом были внесены изменения в законодательство, устанавливающие право Банка России на заключение сделок прямого РЕПО с биржевыми бумагами (акциями и облигациями) на фондовой бирже. Также Советом директоров Банка России принято решение о возможности проведения в дополнение к действующим инструментам операций прямого РЕПО на сроки 6 и 12 месяцев.
В-третьих, при анализе данной ситуации следует учитывать особенности действующей в России системы рефинансирования кредитных организаций. В 2008 году, так же как и в предыдущие годы, основной спрос со стороны банков на кредитные ресурсы Банка России
приходился на внутридневные кредиты - их объем достиг 17,3 трлн. руб., что на 28,1% больше, чем в 2007 году. Уточним при этом, что за внутридневные кредиты плата с кредитных организаций не взимается - то есть изменение ставки рефинансирования не оказывает никакого влияния на это сегмент денежного рынка.
Для сравнения представим данные по другим видам кредитов. Объем предоставленных Банком России кредитов «овернайт» в 2008 году составил 230,2 млрд. руб., увеличившись относительно 2007 года более чем в 1,7 раза. Объем предоставленных ломбардных кредитов составил 212,7 млрд. руб. и возрос по сравнению с 2007 годом почти в 9 раз. Объем предоставленных кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам или поручительствами кредитных организаций за 2008 год возрос в 10,9 раза и составил 357,8 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют, во-первых, о том, что доля данных кредитов крайне невелика по сравнению с внутридневными кредитами, а во-вторых, что объемы их предоставления возросли даже в условиях увеличения ставки рефинансирования. Тем самым подтверждается тезис о том, что по кредитам, обеспеченным рыночными активами, более важным регулирующим моментом является расширение или сужение ломбардного списка Банка России. Кроме того, наряду со ставкой немаловажное значение имеют сроки предоставления кредитов, которые Банк России в 2008 году также увеличивал.
В-четвертых, в IV квартале 2008 года во исполнение Федерального закона от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России приступил к предоставлению кредитов без обеспечения [2]. Данные операции, охва-тывающие широкий круг кредитных организаций, имеющих кредитные рейтинги международных и/или российских рейтинговых агентств (более 140 по состоянию на конец 2008 года), предоставили банкам дополнительные возможности для пополнения ликвидности. За октябрь -декабрь 2008 года Банк России предоставил кредитным организациям кредиты без обеспечения на сроки от 1 недели до 6 месяцев в объеме 3,03 трлн. руб., на конец 2008 года задолженность банковского сектора по данным операциям составила 1,76 трлн. руб.
В-пятых, необходимость повышения ставки рефинансирования продиктована ростом инфляции в условиях кризиса, которая, в свою очередь, стала следствием снижения курса национальной валюты. Если же рассматривать причины падения курса рубля, то среди них немаловажное место занимал существенный отток финансового капитала за границу. В этой ситуации повышение ставки рефинансирования является косвенной, рыночной мерой противодействия бегству капиталов.
Рассмотренный пример показывает, что в современных условиях, когда механизмы функционирования финансовых рынков значительно усложняются и становятся разнообразными, значимость активного взаимодействия субъектов рынка и органов регулирования резко возрастает. Однако одновременно для принятия более взвешенных решений необходим комплексный макроэкономический анализ происходящего, а также понимание изначальной противоречивости экономических интересов государства и представителей рынка.
В заключение отметим, что динамично развивающаяся и при этом устойчивая экономика должна быть основана на прочных обратных связях. Такая экономика должна предусматривать предельно компактную и эффективную, некоррумпированную государственную вертикаль управления. Но параллельно с ней должна существовать широко диверсифицированная горизонталь связей, в первую очередь экономических, которые строятся на системе постоянного диалога регуляторов с регулируемыми, клиентов - с банками, банков - друг с другом. Построение данной модели будет способствовать прогрессивному сбалансированному развитию как банковского рынка, так и национальной экономической системы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/ 10/14/poddergka-dok.html.