Создание системы здоровьесбережения в школе, увязывание всех факторов, влияющих на здоровье, и их изучение с точки зрения обучения с использованием средств ИКТ обязательно будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния ор -ганизма на протяжении всех учебных занятий в школе и полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это, безусловно, положительно отразится и на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ-подготовке здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями.
Но все же... Компьютер не заменит живого общения, театров, книг.
Компьютер - это лишь средство ускорения получения и передачи информации. Мы, педагоги, должны это понимать сами и вести такую просветительскую работу с нашими подопечными.
=10- Литература
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М.: Просвещение. 1995. 336 с.
2. Грачева, А.П. Обучение учителей информатики мерам здоровьесбережения школьников при использовании обра -зовательных ресурсов сети Интернет / А.П. Грачева // Вестник Российского университета дружбы народов. М.: РУДН, 2006. № 1 (3). С. 49-53. Сер. «Информатизация образования».
3. Грачева, А.П. Формирование адекватного отношения к информации как фактор здоровьесбережения школьников при обучении информатике / А.П. Грачева // Вестник МГПУ. М.: МГПУ, 2006. № 2 (7). С. 48-52. Сер. «Информатизация образования».
4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М.: ГНИИСИ, 1998.
5. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин // М.: МГУ, 1999.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат // М.: Академия, 2001.
Математические модели оценки уровня информатизации муниципальных систем образования Республики Марий Эл
Сушенцов Андрей Анатольевич ([email protected]), Кондратьев Дмитрий Брониславович
Министерство образования Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
В работе представлены подходы к оценке уровня информатизации системы образования, основанные на построении математических моделей.
При проведении социально-экономических исследований неравномерность развития отдельных направлений, разнонаправленное действие факторов, сложные взаимосвязи между показателями исследуемого явления затрудняют непосредственный анализ исходной системы данных, а также возможность интегральной оценки и сравнение уровня явления. В связи с этим возникает необходимость определения сводного показателя, синтезирующего результаты частных характеристик исследуемого многогранного явления. Данный показатель должен отразить общий результат состояния явления на некоторый фиксированный момент времени для определенного объекта.
В данной работе представлен подход к оценке уровня информатизации системы образования на основе математической модели по совокупности элементов, поддающихся количественному описанию определенными частными показателями:
1) количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер;
2) наличие сайта, обновляемого не реже 1 раза в неделю;
3) доля компьютеров, объединенных в локальную сеть;
4) доля компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет;
5) доля учащихся, использующих информационные технологии при подготовке творческих, исследовательских и других проектов в рамках конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровней;
6) финансовые расходы на информатизацию в расчете на 1 учащегося, в том числе внебюджетные источники;
Внедрение ИКТ в практику управления
251
7) доля учащихся, чьи родители (законные представители) получают электронную рассылку успеваемости (электронный дневник на сайте, e-mail, sms и т. п.);
8) доля педагогов, работающих в рамках сетевых педагогических сообществ, или регулярно использующих в учебном процессе электронные учебники и цифровые образовательные ресурсы;
9) количество публикаций педагогов по вопросам информатизации образования в 2009-2010 учебном году в расчете на 1 педагога;
10) средняя продолжительность работы учащихся в сети Интернет в расчете на 1 учащегося;
11) доля учащихся 8-11-х классов, охваченных дистанционными технологиями обучения в рамках профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Исходя из предмета и целей исследования, для определения коэффициентов весомости показателей в интегральной оценке применим метод экспертных оценок.
Задача экспертных оценок - получить достаточно объективное мнение из некоторой совокупности индивидуальных мнений высококвалифицированных специалистов, которые при формировании своих мнений базируются как на строгом логическом анализе имеющихся сведений о поставленной проблеме, так и на интуитивных выводах, сделанных на основании собственного опыта.
Для получения независимых экспертных заключений были опрошены 8 специалистов, работающих в Министерстве образования Республики Марий Эл, ГУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр аттестации и контроля качества образования», ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», ГОУВПО «Марийский государственный технический университет», МОУ «Лицей № 11 им.Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы». Опрос экспертов осуществлялся с помощью анкет для ранжирования и оценки показателей.
л н ft и С Нормированные оценки показателей, назначенные экспертами
и m 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 0,121 0,097 0,073 0,079 0,085 0,061 0,103 0,109 0,115 0,067 0,09
2 0,124 0,100 0,113 0,087 0,075 0,087 0,075 0,063 0,063 0,113 0,100
3 0,225 0,157 0,135 0,112 0,09 0,011 0,045 0,101 0,067 0,034 0,023
4 0,049 0,09 0,066 0,098 0,164 0,082 0,016 0,148 0,033 0,115 0,139
5 0,135 0,095 0,081 0,122 0,108 0,115 0,054 0,088 0,067 0,074 0,061
6 0,083 0,096 0,069 0,096 0,138 0,103 0,09 0,124 0,069 0,022 0,110
7 0,096 0,109 0,096 0,096 0,121 0,084 0,072 0,121 0,06 0,06 0,085
8 0,121 0,073 0,079 0,109 0,085 0,103 0,115 0,09 0,061 0,067 0,097
Ранг 1 4 6 5 2 8 9 3 11 10 7
Полученные средние нормированные оценки представляют собой обобщенное коллективное мнение специалистов относительно весомости показателей.
Стандартизированные значения показателей для муниципальных образований
Коэффициенты весомости показателей г. Козьмодемьянск Волжский район г. Йошкар-Ола Советский район Медведевский район Горномарийский район Параньгинский район
1 2 3 4 5 6 7 8
0,119 0,944 1,035 0,795 1,12 1,066 1,428 1,127
0,102 2,203 0,509 1,614 2,203 1,524 2,073 0,000
0,089 1,092 0,852 1,225 1,315 0,988 1,089 1,353
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
0,0998 0,862 0,782 1,214 1,252 1,037 1,190 1,379
0,108 2,244 0,770 0,861 1,153 1,799 1,201 1,344
0,081 0,092 0,537 6,197 0,521 1,512 1,044 1,221
0,071 5,204 2,579 1,477 2,000 0,750 0,068 1,466
0,106 1,304 0,959 1,225 1,524 0,935 1,36 0,838
0,067 7,105 0,000 1,631 1,210 0,421 0,053 0,842
0,069 0,181 4,05 1,356 0,469 0,769 1,269 2,639
0,088 2,054 7,435 1,696 0,283 1,869 1,141 0,000
Интегральная оценка 1,948 1,676 1,67 1,209 1,189 1,152 1,068
Ранг 1 2 3 4 5 6 7
Найденные коэффициенты весомости позволяют перейти к вычислению обобщающих оценок по отдельным муниципальным образованиям. Ранжирование оценок по степени убывания позволяет судить о значимости муниципального образования по уровню информатизации образования, сравнивать их по этому признаку. Вследствие корректности в приведенной ниже таблице представлены данные только по 7 «лучшим» муниципальным образованиям.
Представленная модель синтезированного показателя с использованием аппарата свертывания (сжатия) исходной системы данных позволяет проводить аналогичные исследования по отдельным муниципальным образованиям в разрезе образовательных учреждений.
Организация сетевого взаимодействия
как ресурса информационно-коммуникационного образования и средства информационного обеспечения
Якурнова Екатерина Владимировна ([email protected])
Отдел образования администрации Вятскополянского района Кировской области
Аннотация
Сегодня повышение качества образования напрямую связано с использованием современных информационных технологий. Методические центры являются центральным звеном в решении этой задачи. Здесь складывается новая модель методической службы, которая оперативно реагирует на появление новых педагогических практик, новые запросы учителей и потребности школ. Появление ММЦ позволяет сделать повышение квалификации и методическую поддержку работников образования непрерывной, индивидуализированной, обновляющейся. Появляется возможность использовать в этой работе широкий спектр форм организации обучения и профессиональной коммуникации.
Последние десятилетия ознаменовались глобальными переменами, затронувшими практически все сферы жизни человечества. Постоянно обновляющиеся научные знания требуют от человека, прежде всего, умения ориентироваться в информационном пространстве, критически подходить к отбору информации, создавать новые знания и способы деятельности на основе полученной информации.
На сегодняшний день, когда образовательные учреждения района достаточно хорошо оснащены современной компьютерной техникой, большинство из них имеют выход в Интернет по высокоскоростным каналам, возникла новая проблема - эффективное, разумное использование ресурсов с целью повышения уровня образования, развития и взаимодействия всех участников образовательного пространства.
Вятскополянский район занимает достаточно большую территорию. Особенностью района является значительное количество сельских общеобразовательных учреждений. В настоящее время система образования района включает в себя 32 образовательных учреждения различных типов и видов, в том числе: 10 дошкольных образовательных учреждений, 17 общеобразовательных учреждений (в том числе 1 гимназия, 1 школа с углубленным изучением предметов, 1 школа-интернат основного