УДК 39(519.3)
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10024
Наваанзоч Х. Цэдэв Адууч Д.Мвнхбат Монгольский национальный университет г. Улан-Батор, Монголия
ОБ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В МОНГОЛИИ
После 1990-ых годов исследования в области этноконфессиональных отношений в Монголии стали более интенсивными, что связано с важностью и актуальностью данной проблемы. В настоящей статье нами кратко рассмотрены некоторые итоги Российско-Монгольского совместного исследовательского проекта, проводимого в 2016-2018 гг. «Историко-этнографическое изучение развития религиозного ландшафта в трансграничном пространстве Южной Сибири и Монголии» (Проект № RUSS 01/2016)
Ключевые слова: Этноконфессиональная ситуация, традиционные религии, буддизм, нетрадиционные религии, распространение христианства.
Navaanzoch Kh. Tsedev Aduuch D.Munkhbat Mongolian National University Ulan-Bator, Mongolia
ABOUT ETHNO-KONFESSIONAL SITUATION IN MONGOLIA
Nowdays, recearching about ethnokonfessional situation was one of very important questions after 1990 years in Mongolia. This article considered some results of ethno-religious studies of Russian - Mongolian joint project in 2016-2018.
Keywords: ethno-konfessional situation, traditional religious, non traditional religious, Buddhism, diffusion of Christianity.
Главной целью социологического исследования - изучение современного состояния этноконфессиональной ситуации в Монголии на примере Центрального и Западного регионов. В качестве обьектов выбраны Ховдский, Завханский и Дарханский аймаки, первые два представляют западный регион, а Дарханский аймак - центральный регион страны. Выбор Дарханского аймака было не случайным, город Дархан - один из сравнительно молодых городов, в котором проживают переселенцы из других мест страны. Социологическим исследованием было охвачено 165 человек, в гендерном отношении - 88 мужчин и 77 женщин, само исследование проводилось в 2016-2018 гг. В возрастном отношении 16-21-летние 35 человек, 22-35-летние - 64, 36-45-летние - 47, 46-60-летние -16, более 60 лет - 2 человека.
Одним из вопросов для выяснения этноконфессиональной ситуации был, конечно, вопрос Как вы считаете, важно ли человеку быть верующим? По нашим исследованиям 59,3% ( примерно 60%) опрошенных предпочли быть верующими (98 человек - «Да», 36 человек - «Нет», 32 человека -затруднялись ответить). Поданным российских исследователей количество верующих среди людей старше 15 лет - 61,4% [6, с. 240].
В статье предпринята попытка сравнительного анализа результатов наших исследований и данных, собранных в 2005-2012 гг. научными сотрудниками Института Философии АН Монголии [1]. За предыдущий период количество религиозных горожан составило 51% [1, с. 50]. По нашим данным их количество увеличилось до 60%.
Вообще, посещение религиозного монастыря, храма или мечети является определенным признаком религиозности людей. На вопрос «Как часто Вы посещаете храм (мечеть, церковь и др.)?» опрашиваемые отвечали следующим образом: раз в неделю - 28 человек или 16.9%, раз в месяц - 27 человек или 16.3%, по религиозным праздникам - 55 человек или 33.3%, очень редко - 42 человека или 25.4%, никогда - 13 человек или 0.7%. 110 человек активно посещают храмы, что составляет 66,6% всех опрошенных. 42 человека или 24.8% очень редко посещают храмы, значит в целом 92.1% опрашиваемых посещают религиозные учреждения.
Одним из самых важных вопросов нашего социологического исследования был вопрос Какую религию Вы исповедуете? (укажите один вариант ответа). На данный вопрос опрашиваемые давали следующие ответы: буддизм - 95 человек или 57.5%, протестант или христ - 25 человек или 15.1%, ислам - 5 человек или 3%, шаманизм - 30 человек или 18.1%, никакой религии - 10 человек или 6%. Они и не давали ответы на следующие религий как «православие», «католицизм», «другие (пишите какие религий)».
Принадлежность монголов к какой-нибудь религии нашла свое явное отражение именно в этом ответе. Первое место занимает буддизм - 95 человек или 57,5%, второе - шаманизм - 30 человек или 18,1%, третье место - протестант/ христ - 25 человек или 15.1%, четвертое место - ислам - 5 человек или 3%.
В таблице приведены сравнительные данные двух исследований:
2005-2012 2016-2018
Буддизм 72,4% 57,6%
Шаманизм 17,9% 18,1%
Христ /протестант 8,5% 15,1%
Ислам 1,2% 3%
Всего 100% Никакой религии 6%
Отсюда видно, что количество буддистов снижается, шаманистов увеличается, христиан и мусульман в два раза больше. Такова религиозня картина в Монголии. Полученные данные близки к выводам Хамбы ламы монастыря Гандантэгчинлин Д. Чойжамца: «Два миллиона человек Монголии или 60% населения уважает и верует в эту религию (бурханистскую - Х.Ц.) [3]. Наше совместное исследование показало, что буддийская или бурханистская религия является главной и доминирующей среди монголов. Значит, большинство монголов верит в буддизм или бурханизм. Как писал Нарендра Моди, «Учения Будды, не только указывают путь человека к счастью, но и являются главной программой достижения к благосостоянию общества, страны и национальностей», «находят свои проявления в демократических принципах, Путь к истине базируется на свободе мышления, размышления, действия и слова. Они - базисные основы демократии» [5], так как буддизм имеет специфические особенности от других религий и верований.
Для выяснения и уточнения этноконфессиональной ситуации очень важны такие вопросы, как воспринимают чужие культуры, легко ли найдут контакт с людьми иной национальности, согласны ли на брак с представителем другой национальности и т.д. В частности, Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иной национальности? (укажи один вариант ответа). На этот вопрос давали ответ следующим образом. «Да, конечно» - 24 человека или 14,5%, «Скорее да, чем нет» - 33 человека или 20%, «Скорее нет, чем да» - 23 человека или 13,9%, «Нет» - 43 человека или 26%, «Для меня это неприемлемо» - 30 человек или 18,1%, «затрудняюсь отвечать» - 12 человек или 7,2%.
На первые два вопроса «Да, конечно» и «Скорее да, чем нет» - положительно реагировались 57 человек или 34.5% опрошенных, то есть одна треть опрашиваемых давала положительный ответ, 23 человека или 13.9% опрошенных выбирали сомнительный ответ «Скорее нет, чем да», создающий ситуацию куда угодно.
На вопрос «Есть ли в Вашей семье представители другой веры? (укажи один вариант ответа) участники опроса отвечали следующим образом: «Да» - 40 человек или 24,2%, «Нет» - 114 человека или 69%, «Затрудняюсь ответить» - 11 человек или 6.7%.
Отсюда видно, что в одной семье имеется немало представителей другой веры, что подтверждается ответом почти одной четверти опрошенных, давших положительный ответ: 40 человек или 24,2%. 11 человек или 6.7% опрошенных отказывались отвечать. Этот показатель более значительный. Другими словами, среди семей страны популярным становится принятие другой веры, чем традиционный буддийской.
Следующий наш вопрос был «Вы согласились бы на брак с представителем другой веры? (укажи один вариант ответа) и мы получали следующие ответы: «Нет» - 90 человек или 54.5%, «Да» - 32 человека или 19.4%, а 43 человека или 26.1% затруднялись отвечать.
На вопрос «Если «да», то с представителем какой веры? (укажите не более трех вариантов ответа) 1) иудаизм 2) ислам 3) буддизм 4) католичество 5) протестантизм 5) православие 6) другой (укажите какой)» мы получали следующие ответы. На первом месте ответ ««Буддизм - 86 человек или 53.9% всех опрошенных, на втором - «Протестант / христ» - 30 человек или 18.1%, на третьем - «Католик» - 11 человек или 6.6%, на четвертом - Православие - 8 человек или 4.8%, на пятом - ислам - 4 человека или 2.4%, на шестом - Иудай - 1 человек или 0,6%. 25 человек или 15.1% затруднялись отвечать. Значит, можно полагать, что в связи с внедрением христианских проповедников
протестантского направления создается конфессиональная ситуация специфического характера. Они, имеющие богатый опыт распространения своей религии и сильные в финансовом отношении медленно становятся популярными среди монголов « [4]. Так и писали исследователи более 10 лет назад.
Берем пример. Например, в Дархан-Ульском аймаке, как сообщил сайт www.bolod.mn. [8], действуют 5 буддийских монастырей и 15 христианских церквей, в Улан-Баторе такая же картина: все религиозные храмы, монастыри и церкви - 179, из них 127 - христианских, 43 буддийских.
Церковь «Дархан Баптист» в г. Дархане.
Выводы. По нашим исследованиям, сегодня в Монголии довольно широко распространились все мировые религии. Основными традиционными религиями были буддизм для халха-монголов, ислам для казахов. Нетрадиционные религии стали занимать одно из главных мест среди населения Монголии. Как писал о христианской религии известный монгольский религиовед С. Цэдэндамба «Ныне самая влиятельная религия», «...влияние названной религии динамично распространяется по всей стране, за короткий срок она имеет тысячи верующих и последователей, во всех аймаках и городах создавались ее представительства, в отношении определенных возрастных групп она достигла до конкуренции с буддийской» [2, с. 137] - этот вывод подтверждается другим выводом «Следует обращать внимание на то, что этноконфессиональная ситуация быстро изменяется, снижается влияние буддизма, повышается влияние чужой христианской» [7.31].
Хотя сегодня этнорелигиозная картина страны выглядит весьма пестрой в целом, однако в сельских местах этнорелигиозный ландшафт совсем иначе, чем городской. В Улан-Баторе создаются новые буддийские монастыри, имеющие довольно хорошее обслуживание. В начале с.г. открыл свой дверь новый буддийский монастырь Гунгадаржайлин в Сонгино-Хайрханском районе г. Улан-Батора. В общем идет такая сильная конкуренция между традиционными и нетрадиционными религиями. Надеюсь, что нетрадиционные - много в количественном отношении, а традиционные - хотя немного по количеству, но все еще крепко занимают свое место в сознании монголов.
Новый буддийский монастырь Гунгадаржайлин в Сонгино-Хайрханском районе г. Улан-Батора Источники и литература
1. Дашковский П.К., Кушнерик Р.А., Наваанзоч Цэдэв Х. Баруун Хойд Монгол дахь угсаатны шашны Yйл явц (2008 оны хээрийн судалгааны материалд тулгуурлав). ХИС - ийн БУФ-ийн ЭШБ №1.Ховд хот, 2009 он.
2. Интегрированная база данных www.bolod.mn.
3. Монголчууд социологийн судалгаанд. Цуврал IV. (Редактор Ц. Уртнасан., Ц. Цэцэнбилэг., Ж. Батжаргал). -УБ хот., 2015. - 182 х.
4. Монгольский мир между Востоком и Западом // Под редакцией Ю.В. Попкова и Ж. Амарсаны. -Новосибирск, 2014. - 351 с.
5. Нарендра Моди. Эрэлхэг зоригоор тэргуулж байсан монголчууд одоо энэрэнгуй сэтгэлийн хучээр манай тивийг тэргуулэх ёстой // вдрийн сонин. 2015.05.18. № 124 (5076).
6. YYрийнтуяа Н., Майскийн И. «Орчин уеийн Монгол» зохиол дахь монголчуудын шашин шутлэгийн талаарх зураглал ба енеегийн дур терх // «Монгол ба Орос» туухийн нийтлэг хуудсууд» сэдэвт Олон улсын эрдэм шинжилгээний хурлын илтгэлийн эмхтгэл. - Улаанбаатар, 2013 он. - 140 х.
7. Цэдэндамба С. Шашин шутлэгт гарч буй еерчлелт // Монголын нийгмийн еерчлелт. - ФСЭХ, 2013 он. - Х. 129-140
8. Чойжамц Д. Буяны чуулганыг хурааж, нуглийг тэвчиж, ажил хеделмер эрхэлбэл амьдрал сайхан байна // вдрийн сонин. 2018.02.14-ний № 035, 036.
УДК 39
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10025
Нямдаваа Жинжиймаа Гомий Бадамханд Энхбат Орхонтуул Монгольский национальный университет г.Улан-Батор, Монголия
ЗАЩИТА НАСЛЕДИЯ И ТРАДИЦИЙ ЦААТАНОВ
Статья посвящена проблеме защиты традиций цаатанов, занимающихся оленеводством. Раскрывается понятие национального меньшинства и правовые основы статуса цаатанов и поднимаются социальные проблемы сохранения традиционного образа жизни. Ключевые слова: национальное меньшинство, цаатаны, этническая культура, права человека.
Nyamdavaa Jinjijaa Gomiy Badamkhand Enkhbat Orkhontul Mongolian National University Ulaanbbaator, Mongolia
PROTECTION OF THE HERITAGE AND TRADITIONS OF THE CAAATANS
The article is devoted to the problem of protecting the traditions of Tsaatans engaged in reindeer husbandry. The concept of a national minority and the legal foundations of the status of Tsaatans are revealed and the social problems ofpreserving the traditional way of life are raised. Keywords: national minority, Tsaatans, ethnic culture, human rights.
Национальное меньшинство - это «группа людей, которые вследствие того, что хранили свою культуру, корни, религию или языковые особенности, имеют скрытый образ жизни по сравнению с остальным населением, составляют малую часть населения и не могут в полной мере равноправно участвовать в общественной жизни» [1].
В системе международного права Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 27 установил, что «в странах, где проживают этнические, религиозные и языковые меньшинства, нельзя воспрещать людям, которые составляют данные меньшинства, соблюдать свою культуру, религию, проводить религиозные ритуалы, также разговаривать на родном языке» [11], утвердив, таким образом, права меньшинств.
Правовые аспекты регулирования положения национальных меньшинств в Монголии определены в Конституции, Законах об образовании, о монгольском языке. В пункте 8.2 статьи 8 Конституции Монголии сказано, что права национальных меньшинств на учебу, общение, ведение культурной и научной деятельности на родном языке являются неприкосновенными [9].
В пункте 13.1.5 закона Монголии «О монгольском языке» говорится об организации работы по созданию условий для получения представителями национальных меньшинств образования, унаследования традиций и обычаев и ведения научной деятельности на монгольском и родном