ВОСТОКОВЕДЕНИЕ ORIENTAL STUDIES
УДК 2(517), 24 (517)
ББК 86 (5 мон), 86.35 (5 мон)
Цымжит Пурбуевна Ванчикова,
доктор исторических наук, профессор, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6) e-mail: vanchikova_ts@mail.ru Самдангийн Цэдэндамба, доктор (Ph), профессор, Институт обществоведения, Монгольский государственный университет, кафедра философии, религиоведения, (Монголия, Улан-Батор, почтовое отделение 46А, ящик № 591)
e-mail: tsedensamdan@yahoo.com
Религиозная ситуация в Монголии: 1990-2009 гг.1
В статье исследована религиозная ситуация в Монголии после начала демократических преобразований конца 80-х - первого десятилетия прошлого века. В ней дана характеристика основных изменений, произошедших как в монгольском обществе, так и внутри религиозных сообществ. Особенностями данного периода являются как возрождение всех традиционных религий и верований, так и появление новых религиозных верований и учений. Рассмотрены причины быстрого увеличения религиозности населения, появления общественных религиозных организаций, способствовавших стремительному строительству буддийских монастырей и сооружений. Особый интерес представляют статистические данные Госкомстата Монголии и социологических исследований, показывающие рост численности монастырей и религиозных сооружений по годам, религиозность разных этнических групп населения Монголии в процентном соотношении. В результате выявлено, что наибольший процент верующих среди этнических групп составляют монгольские казахи, а в количественном - верующие буддисты. Также рассмотрены особенности восстановления традиционных религий - буддизма, шаманизма, проникновения и распространения новых для Монголии религий и верований, в основном разных течений христианства.
Ключевые слова: Монголия, демократические преобразования, религиозная ситуация, традиционные религии, новые для Монголии религии, буддизм, шаманизм, христианские организации.
1 Публикация подготовлена в рамках совместного проекта СО РАН и АН Монголии и Министерства образования, культуры и науки Монголии № 17 «Монголия-Сибирь в ретроспективе веков» и гранта РГНФ 14-01-00344 «Реалии монашеской дисциплины в буддизме».
© Ванчикова Ц. П., Цэцэндамба С., 2014
67
Tsymzhit Purbuyevna Vanchikova,
Doctor of History, Professor, The Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (6 Sakhyanova St., Ulan-Ude, Russia,670047) e-mail: vanchikova_ts@mail.ru Samdangiyn Tsedendamba, Doctor (PhD), Professor, Social Science Institute, Mongolian State University, Department of Philosophy and Religious Studies, (Post Office 46A, Box №591, Mongolia, Ulan-Bator) e-mail: tsedensamdan@yahoo.com
Religious Situation in Mongolia: 1990-20091
The article examines the religious situation in Mongolia after the beginning of democratic changes of the late 80s - the first decade of the last century. It includes profiles of the major changes that have occurred both in Mongolian society and within religious communities. Main features of this period are the revival of all traditional religions and beliefs, and the emergence of new religions. The reasons for the rapid increase of religiosity of the population, the emergence of public religious organizations that contributed to the broad construction of Buddhist monasteries and various religious objects are looked upon. The statistical data of the State statistics Committee of Mongolia and sociological research that shows the growth in the number of monasteries and religious buildings year-by-year, religiosity of different ethnic groups of population of Mongolia in percentage are of particular interest. The results revealed that the largest percentage of believers among ethnic groups make up the Mongolian Kazakhs, and quantitatively - Buddhist believers. The peculiarities of the restoration of traditional religions -Buddhism, shamanism, as well as penetration and distribution of new for Mongolia religions and beliefs, mainly different currents of Christianity are also considered.
Keywords: Mongolia, democratic changes, religious situation, traditional religions, new for Mongolia religions, Buddhism, shamanism, Christian organizations.
Рассматриваемый период отличается полной свободой демократических прав, свободой выбора и свободой вероисповедания, начавшихся со времени политических преобразований в стране. Религиозная ситуация характеризуется, с одной стороны, возрождением традиционных религий и верований, а с другой, проникновением и распространением новых не традиционных для Монголии религиозных конфессий.
После государственных изменений в марте 1990 г. в стране появилось много новых политических партий, союзов, основным программным пунктом которых декларировалась свобода вероисповедания. В апреле-мае 1990 г. были организованы партии «Монгольская религиозно-демократическая партия» (Монголын Шашинтны Ардчилсан Нам), Монгольская Народная Партия (Монгол Ардын нам), имевшие религиозную направленность. Также в марте 1990 г. был организован Союз верующих Монголии. Одной из целей данного союза было возрождение старых монасты-
рей, строительство новых и доступность их для верующих. Эти и другие явления, и процессы повлияли на быстрое развитие религиозности и стремительный рост буддийских монастырей. Так, например, за 2-3 года количество буддийских монастырей и дуганов достигло 100. (См. ниже таблицу увеличения численности монастырей по годам, составленную по данным Госкомстата Монголии).
Годы 1992 1993 & & Ю О О CD О О 1^ & & 0 О о 2
Кол-во храмов СО о •Sf О 102 CN 135 143 0 CD
Ещё одним обстоятельством, повлиявшим на религиозную ситуацию в стране, явился указ первого Президента Монголии «Об урегулировании отношений между государством и религией» 21 декабря 1990 г.
1 The work is performed with the support of the SB RAS and the Ministry of Education, Culture and Science of Mongolia, project number 17 “Mongolia - Siberia in perspective centuries” and the project of RHNS № 14-01-00344 “Realities of Monastic discipline in Buddhism”.
Основное содержание указа - о возрождении традиционной религиозной культуры, об уважении религиозных прав населения, об урегулировании отношений между государством и религией, о важности изучения религиозных процессов.
Продолжением этого указа явился последующий указ Президента «Об организации Совета по решению религиозных вопросов» в марте 1991 г. В этом указе утверждались и разъяснялись функции Совета. С этого времени Совет работает при Президенте и занимается вопросами религии, отношениями между государством и религиозными организациями. В 1992 г. была принята новая конституция, по которой свобода вероисповедания является неотъемлемым правом любого гражданина Монголии, а отношения между религией и государством основываются на взаимном уважении. В ноябре 1993 г. Народным Хуралом был принят закон «Об отношениях между государством и религией», опиравшийся на положения Конституции.
К традиционным религиям Монголии помимо буддизма относятся ислам для монгольских казахов и шаманизм. По количеству верующих после буддизма идёт ислам. Ислам - традиционная религия монгольских казахов, за годы социализма влияние ислама несколько ослабло, но за последние годы изменения сказались и на ситуации с этой конфессией. Расселение казахов неравномерно, они селились в основном в приграничных районах и потому основные приверженцы ислама проживают в Баян-Ульгийском аймаке, в Дархане, в Эрдэнэте и Улан-Баторе.
В октябре 1990 года в Улан-Баторе было создано Общество мусульман Монголии (Монголын Мусульманы нийгэмлэг), сыгравшее большую роль в возрождении ислама. Это общество в июле 1992 года было переименовано в «Религиозный центр монгольского ислама» (Монголын ислам шашны тев). Целью этого общества, а впоследствии и центра, были возрождение традиций ислама, защита прав мусульман Монголии, организация паломничеств (хаджей) в Мекку, строительство мечетей и школ, подготовка священнослужителей, установление связей с зарубежными мусульманскими центрами. В рамках деятельности этих организаций несколько тысяч человек прошли начальные курсы по знакомству с основами ислама, Корана, обучению молитв на арабском языке. В 1990 г. на современный казахский язык с арабского был переведён Коран и распространён среди населения. Первая мечеть была построена в 1992 г. на средства, выделенные разными за-
рубежными и монгольскими благотворительными организациями. Всего на настоящее время построено более 30 мечетей, большая часть из них в Баян-Ульгийском аймаке. Особенно активизировались внешние сношения в последние годы.
В рассматриваемый период уделялось особенное внимание обучению и подготовке служителей. Наряду с отправлением подростков в религиозные школы Турции, Казахстана и других стран, в 1993 г. в центре Баян-Ул-гийского аймака была учреждена мусульманская школа-медрессе. За прошедший период около 3 000 детей прослушали начальный курс основ ислама. С 1990 по 2006 гг. более 970 молодых людей прошли обучение в мусульманских странах не только в религиозных, но и светских учебных заведениях [1, с. 116].
В отличие от представителей буддизма и шаманизма, проникновение в их ряды других религий вызывает противодействие со стороны верующих исламистов. Так, например, в 1993 г. сорвалась попытка немецкой протестантской организации, пришедшей под видом благотворительной организации Красного креста, построить христианскую церковь. В Баян-Улгийском аймаке нет ни одной христианской организации или представительств новых конфессий, получивших в Монголии повсеместное распространение.
Отношение к религии этнических групп населения Монголии
Этногруппы (U X (U X казахи буряты дурбэты ы т К (U б урианхай (D и г у р
Процент верующих (О CD CD СО СО 00 съ CD 1^ •sf СО CD 66,7 60,0 ,6 <Э 6
Из таблицы видно, что наибольший процент верующих среди монгольских казахов. После них следуют буряты и халхасцы. Из опрошенных казахов 96 % верующие мусульмане, 35 % верят в Аллах тэнгэрт.
Шаманизм - одна из наиболее древних форм религии у монголов. Сейчас шаманизм возрождается среди монгольских бурят, дар-хатов, дурбэтов, урянхайцев, халхасцев. Шаманы и шаманки, имеющие наследственные корни, а также вновь провозглашённые шаманы и шаманки, по просьбам населения свободно исполняют различные обряды, и это не противоречит монгольским законам.
В 1995 г. вышло официальное правительственное решение Президента о почитании согласно древней монгольской традиции 4 горных вершин - Богдо-хан, Хайрхан уул, Хан Хэнтий (Бурхан Халдун) уул, Отгонтэнгэр уул. Позднее к почитанию этих 4 гор прибавили почитание Дарьгангын Алтан-Овоо. Культ овоо (обо) - обычай, свойственный шаманизму, позднее инкорпорированный буддизмом.
Некоторая часть шаманов стала работать официально, зарегистрировавшись в министерстве юстиции Монголии, но большая часть действует в частном порядке, не объединяясь между собой. В настоящее время официально зарегистрировано 6 шаманских объединений (организаций). Эти организации представляют собой объединения шаманов, связанных между собой или по линии преемственности или по территориальному признаку. Так, например, шаманский центр “Беегийн тэнгрийн CYЛдэр холбоо” объединяет шаманов и шаманок, выходцев из Восточного аймака (Дорнод аймак). Этот центр создан Тумэрбаатаром, сыном известного Цэрэн-заарина.
Интерес представляет деятельность зарегистрированного в 2009 г. шаманского центра «Хар цагаан CYЛдэний мергелийн ергее», возглавляемого шаманом Бямбадоржем, выходцем из Кобдоского аймака, называемого Государственным шаманом-заарином (Терийн заарин бее). Этот титул он получил за совершение государственного обряда почитания горы Бурхан Халдун, начиная с 1995 г. (подробно см.: 2, 3).
В настоящее время по неофициальным данным насчитывается более 600 шаманов и шаманок. Шаманизм сейчас возрождается как неотъемлемая часть монгольского традиционного мировоззрения и культуры. Деятельность шаманов и шаманок не ограничивается только обрядовой сферой, совершением магических шаманских обрядов и ритуалов, они стали играть значительную роль в жизни общества и государства, подтверждением чему является деятельность шамана Бямба-доржа. Шаманы стали активно сотрудничать между собой, устанавливать отношения с шаманами из других стран, большинство из них открыто для общения. Значительно увеличилось число последователей шаманизма, обращающихся к шаманам по личным требам, количество участников обрядов почитания обо. Следует отметить отход части монгольского населения от буддизма к шаманизму, чего не наблюдалось ранее.
В Республике стали регулярно проводиться международные научные и научно-практические конференции и семинары с участием и учёных, и практикующих шаманов. Все эти новые черты современного монгольского шаманизма являются инновационными тенденциями и они свидетельствуют о формировании нового для Монголии явления, которое можно назвать городским шаманизмом.
Распространение новых религий. С 1990-х гг. в Монголии стали распространяться новые вероучения, не традиционные для Монголии, что можно объяснить интересом монголов к иной культуре и религии после многих лет закрытости общества. Удовлетворяя, главным образом, этот интерес и проникали новые религии. Прежде всего, это относится к христианским религиям.
Христианство распространено почти во всех странах мира, имеет много направлений, в историческом процессе наиболее видоизменялось, приспосабливаясь к разным историческим и политическим обстоятельствам. Распространение христианства в Монголии не новое явление, но с точки зрения современных условий и общественных реалий - новое.
Одной из первых начала работу христианская организация «Ертонцийн эзний чу-улган», которая с 7 октября 1990 года стала регулярно по воскресеньям проводить собрания верующих. За короткий период времени она приобрела большую популярность и число своих последователей. За прошедший период почти во всех аймаках Монголии открылись её отделения.
19 декабря 1990 года было организовано монгольское библейское общество (Монголын Библийн нийгэмлэг). Эта организация активно сотрудничает с христианскими организациями других стран. Одними из первых начали свою деятельность в Улан-Баторе следующие организации: <^рдийн гэгээ», «Шинэ амьдрал», «Гэрэлт ирээдYЙ», «Менхийн гэрэл», «ЕсYCийн гэрэл», «Менхийн гэгээ», «Антиох», «Шинэ апостолын CYM хийд» и т. д. Многие из них организовали отделения в аймачных центрах. К середине 1990-х гг. по неполным официальным сведениям число их адептов превышало 4 500 чел.
С 1996 г. функционирует Институт богословия или Центр по изучению Библии. Целями и задачами данного Центра является преподавание истории христианства, теологии, толкование Библии прихожанам, подготовка кадров священников (степень бакалавра), которые могут в дальнейшем проповедовать.
Появились церкви католиков, православных, англиканцев, апостольская, пресвитерианцев, баптистов, адвентистов, методистов, мормонов, Свидетелей Иеговы. Эти вероучения проникали из США, Японии, Южной Кореи, Германии, Англии и имеют свои отличительные черты. Распространена практика отправки монгольской молодежи на обучение за рубеж в институты богословия.
За последние годы в количественном отношении они начинают занимать лидирующее положение. Динамика роста численности протестантских объединений позволяет говорить о росте их влияния среди монгольского населения. Их количество уже превысило количество буддийских организаций, если в 2007 г. насчитывалось 143 христианских объединений, то в 2009 г. было зарегистрировано было 160 и около 60 находятся в стадии регистрации или действуют без регистрации. Представители объединений протестантской направленности, имеющие более 100 церквей, объединились в «Союз Евангелистов», их численность более 35 000 чел. Эти объединения находятся в прочной с экономической точки зрения позиции, они стабильно развиваются. Христианские объединения открывают свои филиалы в сельской местности, ориентируясь на самые широкие слои населения, они проводят очень интенсивную работу по привлечению новых членов.
Помимо христианских течений появились объединения других религий. Например, в 1992 г. начали свою деятельность «Монголын Ананда Марга нийгэмлэг», «Монгол оюутны Ананда Марга холбоо», в мае 1993 года -«Монгольское общество Бахаи», в 1996 г. -мунисты. Также открылось несколько храмов-центров Шри Чинмой и йоги.
Без сомнения? новые религиозные объединения начали влиять на духовные, культурные, общественные и этнополитические процессы в стране, что вызывает определённую обеспокоенность традиционно-настроенных кругов общества. Их особое беспокойство вызывает активное вовлечение монголов в эти объединения и быстрое расширение их численности.
По социологическим исследованиям 2006 г. почти 80 % верующих составляют последователи буддизма, 10 % - ислама, 10 % -христиане. Учитывая расширение влияния шаманизма и христианских номинаций, можно сказать, что в настоящее время религиозная картина изменилась и что назрела необходимость проведения новых исследований и более детального изучения религиозной ситуации в стране в целом.
Изменились и верующие, и монахи. Современные верующие в количественном отношении значительно помолодели, в гражданском отношении стали более образованными, сведущими во многих современных знаниях, опирающимися на принципы свободы вероисповедания и свободу выбора религии, имеют более глубокую внутреннюю убеждённость, веруют по необходимости/потребности, в религиозных действиях больше опираются на прагматичные принципы, больше ценят пользу и блага этой жизни, а не в последующей жизни.
Следует сказать, что современные процессы, происходящие в религиозной жизни монгольского общества, дальнейшее развитие этого процесса, будущее состояние и перспективы в значительной мере будут зависеть от взаимоотношения традиционной и нетрадиционной религий и находятся в тесной взаимосвязи с процессом общественных изменений в Монголии. Как бы ни возрождались, активизировались религиозные конфессии в монгольском обществе, они уже не могут полностью подчинить или овладеть обществом, как прежде. Монгольское общество руководствуется гражданскими позициями, современными нравами и взаимоотношениями. Однако уже появились условия и обстоятельства, при которых нельзя недооценивать влияние религии или действенную роль религии.
В целом же религиозная ситуация в современной Монголии характеризуется высоким уровнем религиозной свободы.
В настоящее время социологические исследования продолжаются, их результаты будут представлены в следующих публикациях.
Список литературы
1. Батырбек Х. Монгол дахь Ислам шашны дахин сэргэлт, оноогийн байдал // Философии, шашин судлал. 2007. № 277 (38).
2. Бямбадорж Д. Менх тэнгэрийн шашин, бее мергел. УБ., 2008.
3. Саруулбуян Ж. Бурхан халдун Хайрханы тэнгэр тайлга. УБ., 2006.
4. Цэдэндамба С. Монгол дахь шашин, CYCЭг бишрэлийн телев байдал, хандлага, философийн шинжлэх ухааны зэрэг горилсон диссертац. Улаанбаатар, 1999.
References
1. Batyrbek Kh. Mongol dakh’ Islam shashny dakhin sergelt, onoogiin baidal // Filosofii, shashin sudlal. 2007. № 277 (38).
2. Byambadorzh D. Menkh tengeriin shashin, bee mergel. UB., 2008.
3. Saruulbuyan Zh. Burkhan khaldun Khairkhany tenger tailga. UB., 2006.
4. Tsedendamba S. Mongol dakh’ shashin, sYseg bishreliin telev baidal, khandlaga, filosofiin shinzhlekh ukhaany zereg gorilson dissertats. Ulaanbaatar, 1999.
Статья поступила в редакцию 20.04.2014