13. Пурэв О. Монголын боловсрол, сургалтыг хумууншуулэх онол, арга ЗYЙн зарим асуудал. II боть. -Улаанбаатар, 2013. - 192 х.
14. Санжаабадам С. Монгол улсын боловсролын чанарын унэлгээний хугжлийн асуудлууд // Монгол улсад шинэ цагийн боловсрол уусч хугжсуний 90 жил. Эрдэм шинжилгээний бага хурал. - УБ, 2011. - Х.113-137.
15. Улаанбаатар Т. Олон улсын боловсролын унэлгээгээр монголчууд маш муу гэсэн вдн авчээ. Эхлээд хумужил, дараа нь боловсрол. Удрийн сонин. 2013.12.21. №307 (4634)
16. Филиппов Г.Г. Общечеловеческое и этнокультурное в образовании: взгляд из Украины.// Педагогика. 2007. № 1. С. 15-22.
УДК 348
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10048
НаваанзочХ.Цэдэв (профессорМНУ, г.Улан-Батор) Нямаа Цогзолмаа (Пединститут при МГУО, г. Улан-Батор)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ
Прошло почти 30 лет после демократической революции в Монголии, в результате чего страна перешла на рыночную экономическую систему. После распада социалистической системы Монголия вновь оказалась в центре внимания Западного мира. Во главе с США Западный мир распространяла доктрину о глобализации, как закономерный процесс, охватывающий весь мир. Как писали некоторые исследователи, мировая политика проявляется якобы тремя взаимосвязанными процессами - глобализация, интеграция и демократия. Правительство Монголии приняло глобализацию как закономерный процесс и объявило страну открытой для мирового сообщества. Видимо, народ понимает тоже также.
Ключевые слова: Монголия, нетрадиционные религии, отрицательное влияние, социализация, глобализация
Navaanzoch Kh.Tsedev (professor of MNU) Nyama Tsogzolmaa (Pedagogical Institute at MSUE, Ulan Bator (Mongolia)
THE NONTRADITIONAL RELIGIONS AND THE EDUCATION SYSTEM OF MONGOLIA
In this article we talk about the influence of nontraditional religions and their different areas of the education system in Mongolia in recent years, after the country's transition to market-economic relations. Were established monasteries and churches of others non-traditional religions under the influence of globalization adults, including students began to go to meetings of the churches, where they get new beliefs, a different look at the world and what is happening in our land. Such negative impact in the field of education lead to irreparable consequences.
Keywords: negative impact, someone else's religion, development, socialization, globalization, the influence of nontraditional religions, adoption offoreign religion.
Общеизвестно, что Монголия и его население вошли в неудержимый процесс глобализации. Степень глобализации сильно нарастает, что в первую очередь тесно связана с национальной безопасностью и с вопросами развития страны. Берем некоторые цифры. По данным ГСК /государственного статистического комитета/ в 2017 году было зарегистрировано 344 монастырей и церквей в стране, 180 из них христианские. А традиционные буддийские монастыри - 136. В Дархан-Ульском аймаке проводит деятельность 5 традиционных буддийских монастырей и 15 нетрадиционных христианских (протестантских) церквей. В Улан-Баторе действуют 179 монастырей и церквей, из них 127 христианских церквей, 43- буддийские монастыри [4]. Пасторы чужих нетрадиционных религий упорно работают, чтобы реально влиять на жизнь верующих.
Нетрадиционные религии все больше привлекают интересы подрастающего поколения. По данным ГСК за 2017 год в Гоби-Алтайском аймаке 80 ребят учатся в протестантском церкве, всего лишь 1 - в буддийском [4].
При такой такой этноконфессиональной ситуации демократия все чаще становится "ширмой", за которой прячутся согласованные стратегии международных трестов, корпораций, банков. Понятно, что образовательная сфера страдает от такой политики в первую очередь. Конечная цель глобализации состоит в стремлении Запада навязать всем незападным культурно-историческим
типам свое цивилизационное устройство как единственно верное и подлинное [5.19]. Одним из идеологических средств Запада, на наш взгляд, является внедрение нетрадиционных религий и их различные течения и направления в Монголию.
Система образования Монголии, на наш взгляд, не смогла найти подходящую стратегию по развитию образовательной сферы, хотя ежегодно декларирует что-то новое. В последние 29 лет в общеобразовательных школах говорились и говорятся доныне самые различные под флагом образовательных реформ: поступление в школу с шести лет, Кембриджская программа, национальная программа "Правильное монгольское дитя", программа "Ядро" и другие.
В настоящей статье нами будет рассмотрено влияние нетрадиционных религий на систему образования Монголии. В последнее время многие исследователи и педагоги обеспокоены тем, что в результате слишком открытой политики в отношении других стран мира, особенно Запада и США, процветают чужие, нетрадиционные религий, что является одним из факторов, мешающих развитию образовательной системы в целом.
Система образования Монголии в качественном отношении оценивается не так хорошо. В стране функционируют 803 общеобразовательные школы, из них 147 - частные. В них учатся 600 тысяч учащихся. Обучение проводит 94 вуза, из них 73 - частные, 3 - зарубежные филиалы. В Улан-Баторе действуют 86 вузов, в сельских местах - 8. Отсюда явно видна централизация вузов. По индексу образования Монголия заняла 155-ое место из 122 стран. По знанию английского языка страна получала оценку "очень плохо" и записана на 71-ом месте из 80 стран [7].
Хотя и сегодня в условиях глобализации распространяется плюрализм, при разработке образовательной политики следует учитывать особенности и различия человека - монгола, его менталитета, четырехвременное территориальное расположение (по временам года), питание и продукты, культуру и цивилизацию. В частности, вместо разработки "своей" стратегии или политики развития правительство Монголии, министерства и их канцелярские управления копируют образовательную политику высокоразвитых стран, что имеют недостатки и недочёты не только в развитии страны, но и в обеспечении потребностей обучающихся: в учёбе, получении образования, развитии и социализации, что видно из пройденного пути.
Согласно данным нашего исследования, одним из серьезных факторов торможения образовательной системы нашей страны является принятие глобализации как закономерного процесса развития, далее свободное проникновение чужих нетрадиционных религий в Монголию без всяких препятствий и, наконец, принятие их монголами, в первую очередь, бедняками, школьниками и студентами.
Сразу после 1990 г. в Монголию свободно стали проникать нетрадиционные религии: христианство, протестантизм, католицизм и их различные течения и направления. Среди школьников немалое их количество свободно посещают протестантские церкви и их митинги, особенно по субботам и воскресеньям. У тех ребят, которые ходят в церкви нетрадиционных религий, формируется другое мировоззрение, не подходящее монголам. Приводим один пример: в одном аймаке 7-8 лет назад пропала девушка - школьница, оставив письмо следующего значения: "Меня не ищите, я уеду в тот мир райский, там я буду жить богато и в достатке". Ее нашли мертвой через несколько дней. Подобное случилось и в столице 2 года назад. Тоже девушка, ученица старших классов, решила умереть: поднялась на восьмиэтажный дом и упасть оттуда. Она тоже написала то же самое: "Мне и надоело жить, уеду в тот мир, меня и спасет Христ, мой Учитель".
Отрицательное и негативное влияние нетрадиционных религий на систему образования страны было затронуто в публикациях учёных и педагогов [8], [9], [10] и др. В Монголии отсутствует чёткая политика в отношении чужих нетрадиционных религий, так как свободно проникают, начиная с Мууна. Тем более малолетних ребят-школьников заряжают религиозными доктринами, а молодежь -ненаучными идеями или концепциями, чужими религиозными доктринами.
О международном университете Улан-Баторе, созданном с финансированием Южной Кореи, писали в вышеперечисленных статьях. Этот вуз, финансируемый Южной Кореей, организовал однажды открытие нового учебного года в Христианской церкви "Гэгээрэл" («Просвещение»), из-за чего абитуриенты были возмущены. Тогда об этом и писали в прессах и забыли. Этот университет продолжает проводить свою деятельность до настоящего времени.
Сегодня в столице Монголии, г. Улан-Баторе, проживает одна треть населения страны. Везде нехватка школ и детских садов. Используя таким социальным положением, корейцы строят школы и детсады. Они регистрируются как негосударственная организация социальных услуг. Сонгинохайрханский квартал является самым крупным, в основном юрточным кварталом, где живут
много приезжих людей из периферии страны, там всегда чувствуется нехватка общеобразовательных школ и детских организаций.
На снимке 1 трехэтажное здание, оно называется "Центр обучения Мария Аусилиум при негосударственной организации "Порядок / правила Книги".
Снимок 2. Начальная школа и детский сад "Порядок / правила Книги". Из-за близости расположения школы и детсада, низкой платы за услуги местное население вынуждено отдавать своих детей в
данные детсад и начальную школу.
По сообщениям СМИ Монголии, за последние 4 года 108 несовершеннолетних покончили себя самоубийством [11]. Этот факт является настоящей угрозой для страны и ее будущего. В современных условиях изменились понятия о врагах и возможной агрессии. «Врагами» стали ни военные союзы, ни государства и национальности, транснациональные религии, преступные группировки, такие, как Бен Ладен, Талибан, Исламская республика -ISIS, пираты и др. Даже НАТО не добилось таких успехов в борьбе с ними" [12] - считает военный специалист. Под лозунгом глобализации в Монголию свободно проникают чужие нетрадиционные религии: протестантские, муунские, исламские и др. Это и есть настоящее религиозное насилие, в результате чего происходит «промывание» мозгов у детей и молодежи. У граждан Монголии больше мнений о том, что именно религии влияют на межнациональные противоречия и столкновение [10.41]. Террористы - это сверх продоведники религий.
Одним из самых противоречивых религиозных течений является и муунная религия, о распространении которой в Монголии в свое время поднялся шум и много говорили. Сторонники этого течения официально просили извинения и уходили в отставку. Сторонники Мууна соблюдают принципы следующего характера: чтобы строить новое общество, ты должен создавать новую семью. В Монголии отец и мать - основное ядро семьи, благодаря их заботе, устойчиво существует семья. Учения Мууна отрицает роль родителей, они не могут готовить тебя, т.е., твоих детей к совершенному обществу. Тебя ждет новое общество. Настоящими твоими родителями являются Сан Мён Муун, его жена Хаюка Хан Муун - так и учит религия Мууна. Одним словом, в данном случае отрицается роль традиционной семьи. Значит, следует отделять детей от их семей, они будут воспитываться в церкви Солидарности как настоящие личности [13]. Во многих странах мира, например, в Австрии, Франции, Германии, России, Киргизии, Китае и некоторых странах, так называемых Шенгенских, Муунскую религию считают самой противоречивой и запрещают.
Таким образом, чужие религиозные воздействия, вошедшие в Монголию под флагом глобализации, несомненно оказывают и будут оказывать самые отрицательные и негативные воздействия на развитие и социализацию детей, особенно на их мировоззрение и менталитет.
Некоторые государства проводит весьма строгую политику в отношении чужих религий, обратив серьезное внимание на этнорелигиозные проблемы. Например, на Пленуме ЦК КПК глава КНР Си Зинь Пин сообщил о разделении религии и образования, об уважительном отношении к национальному образу жизни и обычаям народа. А в Монголии отсутствует чёткая политика в отношении чужих нетрадиционных религий, в результате в страну свободно проникают чужие нетрадиционные религий, начиная с Мууна. Выводы
Во-первых, свободное проникновение в Монголию чужих нетрадиционных религий и их различных течений и направлений под флагом всеобщей глобализации является одним причин низкого качества системы образования страны в целом. Во-вторых, среди самых негативно воздействующих на детей и молодежь религий, по-нашему мнению, это более извращенные христианские направления и секты, как мормонская религия (церковь просветителей позднего периода Исуса Христа), Муунная религия (церковь солидарности), митинг "Егова свидетели», как писал известный религиовед С.Цэдэндамба [14.138]. В-третьих, образовательным учреждениям всех ступеней страны предстоит решить весьма актуальную задачу - защитить школьников - юных умов и сердец, от вторжений негативных нетрадиционных религий и их извращенных направлений и сект. Школьникам и студентам нужно разъяснять сущность мировых религий, их течений и направлений, особенно, превосходство традиционных религий и противоречивость новых религиозных движений и течений.
Литература
1. Наваанзоч Х. Цэдэв. Некоторые факторы, воздействующие на ценностные орентации современной молодежи (на примере Западного региона Монголии). Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции // "Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения". Барнаул, 2009 г. С. 38-44.
2. Бэгз Н. Боловсролын ойрын жилд хeгжYYлэх бодлого, хэрэгжилтийн асуудлууд // Боловсрол судлал. 2017. №4. С. 3-10.
3. БаасанхYY Г., ОюунсYрэн Д., Баттогтох Ж., Энхцэцэг С., ОюунсYрэн С., Баясгалан С. Олон улсын харилцааны Yндэс ба даяаршил. УБ. МУИС., 2016.
4. Батбех П. Монголчууд медхен зуун хувь загалмайн шашныг дээдлэн шутдэг болох нь // www.bolod.mn. 2018.11.02.
5. Кравцов Д.И. Особенности глобализационного давления на образовательную систему // Философия образования. 2013. №1 (46). С. 17-20.
6. Макаренко С.А. Структура глобализации и ее стихийное влияние на образовательную систему // Философия образования. 2013. №1 (46). С. 20-24.
7. Энхтуул Б. Дэлхийд YнэгYЙдсэн монгол боловсрол // www.news.mn. 2017.11.22.
8. Нямаа Цогзолмаа. Распространение новых религиозных течений и их влияние на систему образования Монголии // Народы и религии Евразии. 2018. №1. С. 117-124.
9. Наваанзоч Х. Цэдэв, Д. Мунхбат, Д. Октябрь. Влияние нетрадиционных религий на систему образования Монголии // Материалы 13-ой международной конференции "Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов". Барнаул. 2018. С. 31-33 (Электронный вариант).
10. Наваанзоч Х. Цэдэв., Адууч Д.Менхбат. Шашны нехцел байдлын судалгаа (Баруун болон Тевийн бYCийн зарим аймгуудын жишээн дээр). Нэг сэдэвт судалгааны бYтээл. Соёмбо принтинг ХХК. Улаанбаатар хот., 2018 он. 14 х/х.
11. ХYрэл Э. Шашны гаж урсгалаас болж сурагч х^ ангидаа еерийгее боомилсон байж болзош^й гэнэ // вдрийн сонин. 2016.12.21. № 295 (5560).
12. Сосорбарам Ч. Даяаршил мэдээллийн энэ зуунд аюул заналхийллийн агуулга, хэлбэрт ихээхэн еерчлелт гарсан // вдрийн сонин. 2018.02.28. № 031 (5874).
13. Дэмбэрэл С. МYYн хуний итгэл бишрэл шашин шутэх эрхийг бYДYYлгээр зерчдег // вдрийн сонин. 2016.02.24. № 042 (5307).
14. Цэдэндамба С. Шашин шутлэгт гарч буй еерчлелт // Монголын нийгмийн еерчлелт. ФСЭХ. Улан-Батор. 2013 он. С.129-140.