Раздел IV
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
П. К. Аошковский! Е.А. Шершнева,' Н. Цэдэв 2
' Алтайский госуларственный университет, г. Барнаул (Россия) 2 Монгольский национальный университет, Улан-Батор, (Монголия)
ЭТНОКОНФЕССИОНААЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МОНГОЛИИ В 2016 г.4
Статья посвящена оценке этноконфессиональной ситуации на территории Монголии, основанной на результатах исследований, проведенных в 2016 г. В процессе эт-норелигиоведческого исследования было опрошено 164 человека на территории Центральной и Западной Монголии. По итогам анализа полученных данных было выявлено особое отношение среди населения Монголии к формированию национальной идентичности. При этом именно внешнее вмешательство в культуру народов Монголии рассматривается как угроза сохранению национальных традиций. В этой связи удалось установить, что большинство респондентов указывают на возможные конфликты и противоречия именно на этнической, а не религиозной основе. Заметную роль в Монголии играет и религиозный фактор. Важно подчеркнуть: респонденты отметили особое влияние буддизма на политические институты Монголии, что рассматривалось большинством опрошенных как положительное явление. Именно буддизм, являющийся преобладающей конфессией на территории страны, способствует, по мнению респондентов, сохранению национальной культуры. Кроме того, результаты исследования показали и значительное распространение протестантизма в стране. Наиболее привлекательным этносом для сотрудничества, по оценке респонден-
4 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (РГНФ-МинОКН Монголии) «Историко-этнографи-ческое изучение развития религиозного ландшафта в трансграничном пространстве Южной Сибири и Монголии» (проект № 16-21-03001).
тов, является русский. Это связано с тем, что русские оказывают меньшее влияние на изменение национальной культуры и не способствуют разрушению национальной идентичности.
Ключевые слова: этноконфессиональные процессы, Монголия, этнорелигиоведче-ские исследования, социологические опросы.
Р. К. Dashkovskiy', Е.А. Shershneva', N. Zchadav2
' Altai state university, Barnaul (Russia] 2 Mongolian national University, Ulaanbaatar, (Mongolia)
ETHNO-RELIGIOUS RESEARCH IN MONGOLIA IN 2016
The article focuses on the evaluation of ethno-religious situation on the territory of Mongolia based on the results of ethno-religious studies in 2016 In the process were surveyed 164 people in Central and Western Mongolia. The results of the analysis of the data revealed a special attitude among the population of Mongolia to the formation of national identity. This is external intervention in the culture of the peoples of Mongolia, is seen as a threat to the preservation of national traditions and customs. In this connection I accidentally managed to establish that the majority of respondents indicate possible conflicts and contradictions it is on ethnic, not religious-based. A significant role in Mongolia plays a religious factor. It is important to emphasize that the respondents emphasized the influence of Buddhism on political institutions of Mongolia, which was considered by most respondents as a positive thing. It is Buddhism, which is the dominant faith in the country contributes, according to the respondents, the preservation of national traditions. The most attractive ethnic group for cooperation according to the respondents, is Russian. This is due to the fact that the Russians have less influence on the change of national culture and not contributing to the destruction of the national identity.
Key words: ethno-confessional processes, Mongolia, ethno-religious research, surveys
Монголия на протяжении последних двух десятилетий все более привлекает внимание различных ученых, поскольку в данном центральноазиатском регионе на протяжении многих столетий протекали интенсивные процессы этнического, культурного и религиозного взаимодействия. Кроме того, возрастание в начале XXI в. геополитического значения Монголии стало закономерно вызывать особый интерес и со стороны дипломатов и политиков разных стран. При этом возрастание значения этнических и религиозных процессов, особенно в приграничных с Россией регионах, делает особенно актуальным мониторинг этнорелигиозной ситуации в Монголии.
Следует отметить, что этнорелигиозные исследования в рамках совместных российско-монгольских проектов Алтайский государственный университет под научным руководством П. К. Дашковского проводит на территории Монголии с 2008 г. Отдельные
результаты таких исследований уже частично опубликованы [Дашковский, Кушнерик, Цэдэв, 2009; Дашковский, Кушнерик, 2009; Дашковский, Цэдэв, Шершнева, 2010; Дашковский, Шершнева, 2011; Дашковский, Кушнерик, Цэдэв, Ганболд, 2009; Дашковский, Шершнева, Цэдэв, 2013; и др.]. В 2016 г. в рамках продолжающегося совместного рос-сийско-монгольского проекта на территории Западной и Центральной Монголии были проведены социологические опросы, позволяющие установить отношение монголов к представителям различных этнических и религиозных общин, а также к политике правительства в отношении сохранения национальной идентичности.
В рамках исследования было опрошено 164 человека. С целью выявления степени религиозности в обществе респондентам был предложен вопрос «Как вы считаете, важно ли человеку быть верующим?». В результате 48% (78 человек) респондентов ответили на него положительно, 21% (34 человека) указали, что не обязательно быть верующим, и 32% (52 человека) затруднились ответить. Данной точки зрения придерживаются респонденты всех возрастных групп. При этом 51% опрошенных (84 человека) не отмечают религиозные праздники. Ответы на вопрос «Как часто вы посещаете храм (мечеть, церковь и др.)?» представлены на рисунке 1.
40%
30%
16% - 1% /
■ Один раз в неделю
■ Раз в месяц
В большие религиозные праздники
■ Очень редко
■ Никогда Затруднились ответить
Рис. 7. Частота посещения респондентами храмов (мечетей, церквей и др.)
Распределение населения по конфессиональной принадлежности в рассматриваемых регионах Монголии отражается в рисунке 2.
Из диаграмм видно, что на территории Монголии преобладающими конфессиями являются буддизм и шаманизм, что вполне объяснимо историческими процессами. Достаточно большой процент респондентов указали протестантизм в качестве своего вероисповедания.
Следует также отметить, что конфессиональная принадлежность в монгольских аймаках тесно сопряжена с национальной идентичностью. Основная масса опрошенных достаточно четко указывает свою этническую принадлежность (рис. 3).
■ буддизм
■ протестантизм ислам
■ шаманизм
■ православие не верующие
не указали вероисповедание
Рис. 2. Конфессиональная принадлежность населения Центральной и Западной Монголии
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
72%
15%
ботахар
I урянхаец
дорвод
не указали свою национальность
Рис. 3. Этническая принадлежность населения Центральной и Западной Монголии
Следует отметить, что в рамках экономического и социального развития Монголии, вставшей еще в 90-е гг. XX в. на путь демократизации общества, очень остро стоит вопрос межнациональных отношений. Именно интеграция с представителями инокуль-турных групп может привести к потере этнической уникальности монгольского общества. В рамках исследования респондентам был задан вопрос: «Легко ли вы можете найти контакт с представителями иной национальности?» (рис. 4).
35 30 25 20 15 10 5 0
Ж
1
33%
13%
30%
159
3%
5%
1%/
I Да, конечно I Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да I Нет
I Для меня это не приемлемо Затруднились ответить Не ответили
Рис. 4. Легко ли респонденты могут найти контакт с представителями различных этносов
Отношение к сохранению национальной идентичности прослеживается и в ответах на следующие вопросы: «Есть ли в семье представители иной национальности?». Положительно ответили на этот вопрос 9% респондентов (14 человек), 63% (104 человека) указали, что в их семье отсутствуют представители иной этнической группы; 28% (46 человек) отпрошенных затруднились ответить на заданный им вопрос. При этом на брак с представителем иной национальности не согласились бы 46% отпрошенных (75 человек); 22% (36 человек) затруднились ответить и только 32% респондентов (53 человека) не возражали бы увидеть в своей семье представителя иной культурной традиции.
Важной целью развития Монголии в условиях глобализации становится сохранение своей национальной идентичности, основанной на этнической культуре в рамках своего государства [Шмыт, 2011: 118]. При этом именно семья во многом становится для монголов гарантом сохранения национальной идентичности. Согласно проведенным в 2009 г. исследованиям, на территории Монголии были выявлены основные направления социокультурной ориентации населения. В результате было установлено, что важными ценностями являются сохранение хороших отношений с окружающими людьми, соблюдение этнических традиций, а также семейных ценностей. Менее значительным оказалось соблюдение религиозных обрядов [Монгольский мир..., 2014:241].
Не менее интересный вывод можно сделать из оценки мнения респондентов в отношении представителей иной конфессии (рис. 5).
Представленные данные в целом показывают позитивное отношение к представителям других вероисповеданий. Это подтверждают и ответы на вопрос «Согласились бы вы на брак с представителем другой веры?». 51% отпрошенных (83 человека) ответили положительно. При этом 29% (48 человек) респондентов не рассматривают для себя такого варианта, а 20% (33 человека) затруднились ответить. У 80% респондентов (131 человек) никогда не возникало противоречий с представителями другого вероисповедания.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
46%
26%
15%
8% " 1% 1% 3% 4
I Да, конечно ¡Скорееда,чем нет Скорее нет, чем да I Нет 1 Другое
Затрудняюсь ответить Не ответили
Рис. 5. «Легко ли найти вам контакты с людьми, исповедующими иную религию?»
Анализируя межнациональные отношения на территории Монголии, респондентам предложили ответить на вопрос об их отношении к появлению в их населенном пункте представителей иной этнической группы. При этом, как видно из рисунка 6, 42% респондентов отнеслись бы негативно к появлению представителя иной этнической группы в своей среде.
42%
19%
Положителы ю Отрицательно Нейтрально Затрудняюсь ответить
Рис. 6. Отношение респондентов к появлению представителей иной этнической группы
Наиболее привлекательной нацией для общения для жителей Монголии являются русские, поскольку по результатам опроса отмечено, что именно с ними меньше всего возникает противоречий (рис. 7).
59%
■ казахи
■ тувинцы русские
■ китайцы
■ кыргызы уйгуры
■ буряты узбеки таджики
■ турки другие
затруднились ответить
Рис. 7. Народы, с которыми, по мнению респондентов, у них не возникает трудностей
во взаимоотношениях
Кроме того, важно отметить, что при опросе респондентов в Западной Монголии был выявлен еще один наиболее благожелательный этнос — это казахи. Из 73 опрошенных у 23 человек (32%) не возникает трудностей во взаимоотношении с казахами и 38 человек (52%) не испытывали трудностей общения с русскими.
Важно подчеркнуть, что в последние два десятилетия в Монголии наблюдается рост национального самосознания. При этом, несмотря на активную интеграцию в мировое сообщество, монголы стремятся к сохранению этнокультурной идентичности (Ермакова Т. В., 2015:168]. Именно контакты с представителями иных культурных традиций могут привести к потере национальной монгольской культуры. По мнению респондентов, наиболее негативное влияние в этом плане оказывают представители китайского этноса.
Кроме того, респондентам предлагалось определить, какие факторы негативно сказываются на сохранении традиционной культуры народов Монголии. В результате большинство опрошенных (30%) отметили отсутствие специальных государственных программ по сохранению культуры и языка народов Монголии. Среди других факторов данного процесса 27% респондентов указывали на приток в течение последних 20 лет в Монголию представителей разных народов. Следует отметить, что в последние годы правительством Монгольской народной республики принимаются некоторые меры по сохранению национальной культуры и языка народов, проживающих в стране. Так, в 2004-2008 гг. правительством были разработаны две специальные государственные
программы: Программа о развитии родного языка цаатанов наравне с государственным монгольским языком и Программа по возрождению и развитию оленеводства и улучшению жизненного уровня оленеводов [Чулуун, Донгак, 2015].
7%
12%
24%
11%
65%
I казахи I тувинцы русские I китайцы Iкыргызы уйгуры I буряты узбеки таджики I турки американцы затруднились ответить
Рис. 8. Представления респондентов о негативном влиянии разных народов на монгольскую
национальную культуру
Важно учитывать и тот факт, что жители Монголии особое внимание уделяют влиянию религиозного фактора на межнациональные отношения (рис. 9).
■ Утверждает мир и согласие между людьми различных национальностей
■ Способствует преодолению межнациональных конфликтов
Существенного влияния на межнациональные отношения не оказывает
■ Способствует обострению межнациональных противоречий и конфликтов
■ Противопоставляет друг другу людей, исповедующих разные религии
Затруднились ответить
Рис. 9. Мнения респондентов о влиянии религии на межнациональные отношения
Пытаясь оценить межэтническую и межконфессиональную напряженность в Монголии, респондентам предложили ответить на вопрос: «Испытывают ли они межэтническую и межконфессиональную напряженность?» (рис. 10).
Рис. 10. Ощущение межэтнической и межконфессиональной напряженности у населения
Западной и Центральной Монголии
При этом в Западной Монголии межэтническая и межрелигиозная напряженность, согласно опросу, ощущается меньше. В частности, положительно на данный вопрос ответили 20% респондентов, тогда как в Центральной Монголии на наличие межэтнической и межконфессиональной напряженности указали 56% (51 человек) респондентов.
Отдельное внимание в процессе исследования уделялось оценке степени участия государства в урегулировании конфликтных ситуаций на этнической и религиозной почве. По мнению респондентов, для урегулирования межэтнических и межконфессиональных отношений государство должно ограничивать деятельность религиозных организаций. Такую точку зрения высказали 34% (55 человек) опрошенных. В то же время 30% (49 человек) респондентов высказались против вмешательства государства в деятельность религиозных общин, а 35% (58 человек) затруднились ответить, какую именно политику должно проводить государство.
Неоднозначными оказались ответы респондентов на вопрос о допустимости вмешательства религиозных деятелей в политическую систему Монголии. 48% (78 человек) опрошенных считают, что религиозные лидеры не должны оказывать влияния на политику государства. 21% (35 человек) не видят в таком вмешательстве ничего плохого, а 31% (51 человек) затруднились ответить на поставленный вопрос.
В рамках исследования мы попытались также установить, какие религиозные системы, по мнению респондентов, оказывают наибольшее влияние на государственную политику (рис. 11).
■ Определенно да Скорее да Скорее нет
■ Определенно нет Затруднились ответить
■ буддизм
■ протестантизм ислам
■ православие
■ католицизм другая
затруднились ответить
Рис. 11. Мнение респондентов о влиянии различных религий на государственную политику Монголии
Из рисунка 11 видно, что существенное влияние на политику в стране оказывает буддийское мировоззрение и буддийские лидеры. В то же время, по мнению респондентов, наблюдается существенное влияние на процессы в Монголии и протестантизма, несмотря на то что он стал активно распространяться в стране только в последние два десятилетия. Возможно, на оценку значительного влияния протестантизма на политику повлияло то, что данное направление становится все более популярным у традиционных народов Центральной Азии и Южной Сибири [Бадмаев, Адыгбай, Бурнаков, Маншеев, 2006; Дашковский, 20012; и др.]. Во многом успех миссионерской деятельности протестантизма в данном регионе обусловлен экономической подоплекой. Сложное, а порой тяжелое экономическое положение населения приводит к разочарованию в традиционной системе религиозных ценностей (буддизм, шаманизм) и обращению к более экономически презентабельному религиозному направлению — протестантизму.
Следует отметить, что за последние 20 лет Монголия идет путем демократизации общества, в котором главной ценностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Однако для сохранения демократического курса необходим многогранный процесс введения и соблюдения основных законов и конституционных прав [Монгольский мир..., 2014: 280]. В то же время, как показали социологические исследования, конституционные права в Монголии зачастую нарушаются. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного опроса. Например, большинство респондентов считают, что в Монголии не соблюдается конституционный принцип отделения церкви от государства (рис. 12).
50
40
30
20
10
53%
19%^
2% 2%
10%
13%
V
Рис. 12. Мнение респондентов о соблюдении конституционного принципа отделения церкви от государства
Следует отметить, что, согласно закону о религии 1993 г., в Монголии запрещалась деятельность любых иностранных религиозных организаций. Однако уже к 1995 г., когда был принят Закон Монголии о взаимоотношениях государства и церкви, стала допускаться деятельность «нетрадиционных» для Монголии конфессий [Арзума-нов, 2006: 6].
Таким образом, в результате проведенных на территории Монголии в 2016 г. исследований можно прийти к следующим выводам. В настоящее время особое внимание населения Монголии привлекает проблема сохранения национальной культуры, которая имеет определенную связь с религиозными традициями. При этом у населения Монголии этнический фактор превалирует над религиозным в вопросах сохранения своей идентичности. Не случайно отмечается ситуация, что часть монголов, принявших протестантизм, не перестают идентифицировать себя монголами. Об этом свидетельствует и другой факт: большинство респондентов указывают на возможные конфликты и противоречия на этнической, а не религиозной основе. Кроме того, респондентами отмечается некоторое несоблюдение конституционных норм в Монголии в области свободы совести, а также наблюдается определенное вмешательство религиозных лидеров в государственную политику. Тем не менее нужно обратить внимание на то, что менее 50% респондентов высказали свое недовольство таким вмешательством со стороны религиозных лидеров. При этом особое место в данном процессе занимает буддизм, который, по мнению опрошенных, во многом способствует сохранению национальных традиций. Следует также отметить, что население Монголии опасается за сохранение своей идентичности, в т. ч. за счет активного распространения влияния и культуры других народов, особенно китайцев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Арзуманов, 2006 — Арзуманов И. А. Глобализационные вызовы и цивилизационные ответы в социокультурном пространстве Монголии — этноконфессиональная проекция // Сибирский юридический вестник. 2006. №3 (30). С. 3-9.
Бадмаев, Адыгбай, Бурнаков, Маншеев, 2006 — Бадмаев А. А., Адыгбай Ч. О., Бур-наков В. А., Маншеев Д. М. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск, 2006. 168 с.
Базаров, 2016 — Базаров В. Б. Российско-монгольские отношения в постсоветский период: углубление сотрудничества // Власть. 2016. № 6. С. 81-85.
Дашковский, 2012 — Дашковский П. К. Современные этноконфессиональные процессы в Монгольском Алтае // Религиоведение. 2012. № 1. С. 134-143.
Дашковский, Кушнерик, 2009 — Дашковский П. К., Кушнерик Р. А. Некоторые особенности формирования религиозного ландшафта на территории Монгольского Алтая // Природные условия, история и культура западной Монголии. Ховд; Томск, 2009. T.I. С. 29-32.
Дашковский, Кушнерик, Цэдэв, 2009 — Дашковский П. К., Кушнерик Р. А., Цэ-дэв Н. Этноконфессиональные процессы в Северо-Западной Монголии (по материалам полевых исследований 2008 г.) // Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах. Барнаул, 2009. Т. II. С. 241-245.
Дашковский, Цэдэв, Шершнева, 2010 — Дашковский П. К., Цэдэв Н„ Шершне-ва Е. А. Некоторые особенности этноконфессиональной ситуации в Баян-Ульгийском аймаке Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2010. Вып. IV. С. 180-186.
Дашковский, Кушнерик, Цэдэв, Ганболд, 2009 — Дашковский П. К., Кушнерик Р. А., Цэдэв Н.Х., Ганболд О. М Баруун Хойд Монгол дахь угсаатны шашны уйл явц (2008 оны хээрийн судалгааны материалл тулгуурлав // Эрдэв шинжилгээний бичиг. №2 (14) (Нийгэм хумуунлэгиийн ухаан). Улаанбаатар, 2009. С. 30-34.
Дашковский, Шершнева, 2011 — Дашковский П. К., Шершнева Е.А. Продолжение этноконфессиональных исследований в Ховдском аймаке Монголии // Религия в истории народов России и Центральной Азии. Барнаул, 2011. С. 230-235.
Дашковский, Шершнева, Цэдэв, 2013 — Дашковский П. К., Шершнева Е. А., Наваан-зоч X. Цэдэв. Монгол улсын Баян-влгий аймаг дахь угсаатны шашны нехцел байдлын зарим онцлог // Эрдэм шинжилгээний бичиг. 2013. № 1 (6). С. 24-29.
Ермакова, 2015 — Ермакова Т. В. Российские и монгольские ученые о современной Монголии // Новые исследования Тувы. 2015. №3 (27). С. 168-172.
Монгольский мир: между Востоком и Западом, 2014-Монгольский мир: между Востоком и Западом / под ред. Ю. В. Попкова, Ж. Амарсаны. Новосибирск, 2014. 351 с.
Чулуун, Донгак, 2015 — Чулуун С., Донгак A.C. Этнокультурные контакты народов Саяно-Алтая и Западной Монголии // Новые исследования Тувы. 2015. № 1. URL: https:// www.tuva.asia/journal/issue_25/7792-chuluun-dongak.html (дата обращения: 07.03.2017)
Цэдэв, Баяртунгалаг, БУрэн-Олзий, 2013 — Цэдэв Н„ Баяртунгалаг Г., БУрэн-Олзий И. Некоторые результаты исследования по религиозным вопросам, проведенного в Ховдском аймаке // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. 6. Барнаул, 2013. С. 129-203.
Цэдэв., БУрэн-Олзий, Баяртунгалаг, Пурэвсурэн, 2013 — Цэдэв Н„ БУрэн-Олзий И., Баяртунгалаг Г., Пурэвсурэн Ц. Город Ховд как центр пересечения мировых религий //
Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. б. Барнаул, 2013. С. 238-242.
Шмыт, 2011-Шмыт 3. Нация и этничность в Монголии // Этнографическое обозрение. 2011. №5. С. 109-121.
REFERENCES
Arzumanov, 2006 — Arzumanov I. A. Globalizatsionnye vyzovy i tsivilizatsionnye otvety v sotsiokul'turnom prostranstve Mongolii — etnokonfessional'naia proektsiia. Sibirskii iuridicheskii vestnik. 2006. №3 (30). S. 3-9.
Badmaev, Adygbai, Burnakov, Mansheev, 2006 — Badmaev A.A., Adygbai Ch.O., Burnakov V. A., Mansheev D. M. Protestantizm i narody Iuzhnoi Sibiri: istoriia i sovremennost». Novosibirsk, 2006.168 s.
Bazarov, 2016 — Bazarov V.B. Rossiisko-mongol'skie otnosheniia vpostsovetskii period: uglublenie sotrudnichestva. Vlast». 2016. №6. S. 81-85.
Dashkovskii, 2012 — Dashkovskii P.K. Sovremennye etnokonfessional'nye protsessy v Mongol'skom Altae. Religiovedenie. 2012. № 1. S. 134-143.
Dashkovskii, Kushnerik, 2009 — Dashkovskii P. K., Kushnerik R. A. Nekotorye osobennosti formirovanie religioznogo landshafta na territorii Mongol'skogo Altaia. Prirodnye usloviia, istoriia i kul'tura zapadnoi Mongolii. Khovd — Tomsk, 2009. Т. I. S. 29-32.
Dashkovskii, Kushnerik, Tsedev, 2009 — Dashkovskii P. K., Kushnerik R. A., Tsedev N. Etnokonfessional'nye protsessy v Severo-Zapadnoi Mongolii (po materialam polevykh issledovanii 2008 g.). Politologicheskie i etnokonfessional'nye issledovaniia v regionakh. Barnaul, 2009. Т. II. C. 241-245.
Dashkovskii, Tsedev, Shershneva, 2010 — Dashkovskii P. K., Tsedev N., Shershneva E. A. Nekotorye osobennosti etnokonfessional'noi situatsii v Baian-Ul'giiskom aimake Mongolii. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive. Barnaul, 2010. Vypusk IV. S. 180-186.
Dashkovskii, Kushnerik, Tsedev, Ganbold, 2009 — Dashkovskii P. K., Kushnerik R.A., Tsedev N. Kh„ Ganbold О. M Baruun Xoid Mongol dakh» ugsaatny shashny uil iavts (2008 ony kheeriin sudalgaany materiall tulguurlav. Erdev shinzhilgeenii bichig. №2 (14) (Niigem khumuunlegiiin ukhaan). Ulaanbaatar, 2009. S. 30-34.
Dashkovskii, Shershneva, 2011 — Dashkovskii P. K., Shershneva E.A. Prodolzhenie etnokonfessional'nykh issledovanii v Khovdskoim aimake Mongolii. Religiia v istorii narodov Rossii i Tsentral'noi Azii. Barnaul, 2011. S. 230-235.
Dashkovskii, Shershneva, Tsedev, 2013 — Dashkovskii P. K., Shershneva E. A., Navaanzoch Kh. Tsedev. Mongol ulsyn Baian-61gii aimag dakh» ugsaatny shashny nekhtsel baidlyn zarim ontslog. Erdem shinzhilgeenii bichig. 2013. № 1 (6). S. 24-29.
Ermakova, 2015 — Ermakova Т. V. Rossiiskie i mongol'skie uchenye о sovremennoi Mongolii. Novye issledovaniia Tuvy. 2015. №3 (27). S. 168-172.
Mongol'skii mir: mezhdu Vostokom i Zapadom, 2014 — Mongol'skii mir: mezhdu Vostokom i Zapadom. pod red. Iu. V. Popkova, Zh. Amarsany. Novosibirsk, 2014. 351 s.
Chuluun S., Dongak, 2015 — Chuluun S., Dongak A. S. Etnokul'turnye kontakty narodov Saiano-Altaia i Zapadnoi Mongolii. Novye issledovaniia Tuvy. 2015. № 1. [Elektronnyi resurs]. — URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_25/7792-chuluun-dongak.html (data obrashcheniia: 07.03.2017)
Tsedev, Baiartungalag, BYren-Olzii, 2013 — Tsedev N., Baiartungalag G., BYren-Olzii I. Nekotorye rezul'taty issledovaniia po religioznym voprosam, provedennogo v Khovdskom aimake. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive. Vyp. 6. Barnaul, 2013. S. 129-203.
Tsede, BYren-Olzii, Baiartungalag, 2013 — Tsedev N., BYren-Olzii I., Baiartungalag G., Purevsuren Ts. Gorod Khovd kak tsentr peresecheniia mirovykh religii. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive. V. 6. Barnaul, 2013. S. 238-242.
Shmyt, 2011 — Shmyt Z. Natsiia i etnichnost» v Mongolii. Etnograficheskoe obozrenie. 2011. №5. S. 109-121.