Научная статья на тему 'О целесообразности выделения исполнительных норм об административных правонарушениях в самостоятельную отрасль национального Беларусского права'

О целесообразности выделения исполнительных норм об административных правонарушениях в самостоятельную отрасль национального Беларусского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Круглов В. А.

Нормы различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного и др.) принято делить на «нормы материального права (регулируют содержательную сторону общественных отношений) и нормы процессуального права (регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права)» [1]. Нормы, регулирующие уголовный процесс (уголовно-процессуальные), гражданский процесс (гражданско-процессуальные), обособлены от материальных норм уголовного и гражданского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEASIBILITY OF ALLOCATION RULES OF THE EXECUTIVE ADMINISTRATIVE VIOLATIONS IN AN INDEPENDENT BRANCH OF BELARUSIAN NATIONAL LAW

Standards of various branches of law (constitutional, administrative, civil, criminal, etc.) are divided into substantive law (regulating the content side of public relations) and procedural law (regulating the implementation and protection of substantive law) (1). The legal rules regulating criminal procedure, civil procedure are separated from the substantive criminal and civil law.

Текст научной работы на тему «О целесообразности выделения исполнительных норм об административных правонарушениях в самостоятельную отрасль национального Беларусского права»

ПРАВО

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ НОРМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БЕЛАРУССКОГО ПРАВА

Круглов В. А.

Нормы различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного и др.) принято делить на «нормы материального права (регулируют содержательную сторону общественных отношений) и нормы процессуального права (регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права)» [1]. Нормы, регулирующие уголовный процесс (уголовно-процессуальные), гражданский процесс (гражданско-процессуальные), обособлены от материальных норм уголовного и гражданского права.

FEASIBILITY OF ALLOCATION RULES OF THE EXECUTIVE ADMINISTRATIVE VIOLATIONS IN AN INDEPENDENT BRANCH OF BELARUSIAN NATIONAL LAW Kruglov V.A.

Standards of various branches of law (constitutional, administrative, civil, criminal, etc.) are divided into substantive law (regulating the content side of public relations) and procedural law (regulating the implementation and protection of substantive law) (1). The legal rules regulating criminal procedure, civil procedure are separated from the substantive criminal and civil law.

В уголовном законодательстве обособлены также и нормы, регулирующие исполнение уголовных наказаний (уголовно-исполнительные нормы). Материальные нормы об административных правонарушениях обособлены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) [2].

Процессуальные нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, и нормы, регулирующие исполнение постановлений о наложении административных взысканий, объединены в одном нормативном правовом акте - Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).

В.Д. Сорокин отмечал и с чем, несомненно, мы согласны, что самостоятельной от-

раслью права «может рассматриваться лишь такая система норм, которая одновременно отвечает трем объективным признакам: во-первых, она должна иметь свой предмет, т.е. регулировать определенную систему общественных отношений социально-правовой среды, которая отличается от других общественных отношений качественной характеристикой; во-вторых, необходимо, чтобы данная группа норм обладала определенной степенью внутренней организации, т.е. имела такую систему, которая достигла бы уровня элемента системы права в целом; в-третьих, эта группа норм должна обладать способностью взаимодействовать не с отдельными группами норм отдельных отраслей права, а с отраслями в целом, т.е. с системами такой же степени организованности» [3].

Круглов В.А

Рассмотрим эти признаки применительно к исполнительным нормам об административных правонарушениях.

При определении предмета правового регулирования исполнительных норм об административных правонарушениях существенное значение отводится связи этих норм с процессуальными и материальными нормами. Можно констатировать, что те, другие и третьи относятся к праву, но это не позволяет выявить специфику общности данных норм. Общность же состоит в том, что они регулируют материальные, процессуальные и исполнительные отношения в одной области. Процессуальные и исполнительные нормы обеспечивают материальные нормы, которые предшествуют применению процессуальных норм, а процессуальные нормы предшествуют применению исполнительных норм. Связь материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях можно представить в следующем виде:

а) процессуальные нормы об административных правонарушениях детерминированы материальными нормами; бытие процессуальных норм обусловлено необходимостью реализации материальных норм;

б) исполнительные нормы об административных правонарушениях детерминированы процессуальными нормами; бытие исполнительных норм обусловлено необходимостью исполнения взысканий по вынесенным постановлениям по делам об административных правонарушениях;

в) будучи средством и формой исполнения взысканий по вынесенным постановлениям по делам об административных правонарушениях, исполнительные нормы имеют собственное содержание, однако на их содержание значительное влияние оказывают нормы процессуального и материального права;

г) возникновение отношений в исполнительном производстве по делу об ад-

министративном правонарушении обусловлено наличием только им присущего юридического факта - вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении о наложении на лицо, виновное в совершении административного правонарушения, того или иного административного взыскания.

Обусловленность отношений в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях отношениями процессуальными означает, что первые возникают только тогда, когда имеется потребность в исполнении постановлений о наложении административного взыскания.

Если процессуальные отношения возникают после того, как органы управления, правоохранительные органы, суд получат информацию о совершенном административном правонарушении, то исполнительные отношения только после того, как компетентными органами, должностными лицами, судом вынесено постановление о наложении административного взыскания. При этом неизбежен разрыв во времени между возникновением процессуальных отношений (момент получения информации о совершенном административного правонарушения) и исполнительных отношений (момент вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу).

Различия между процессуальными и исполнительными нормами об административных правонарушениях состоят в том, что они регулируют разные общественные отношения. Процессуальные нормы применяют судьи, многочисленные (ст. 194 КоАП) государственные органы и должностные лица при возбуждении, расследовании, разрешении дел об административных правонарушениях. Данные нормы регулируют как деятельность этих субъектов на всех стадиях про-

изводства по делам об административных правонарушениях, так и возникающие в связи с такой деятельностью общественные отношения.

Исполнительные нормы регулируют как деятельность государственных органов, иных организаций и физических лиц по исполнению вступивших в законную силу постановлений о наложении административного взыскания, так и возникающие в связи с такой деятельностью общественные отношения.

Предметом правового регулирования исполнительных норм об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе исполнения постановлений о наложении административных взысканий, и деятельность государственных органов, иных организаций и физических лиц по исполнению вступивших в законную силу постановлений о наложении административного взыскания.

Все объективные признаки, указывающие на самостоятельность той или иной отрасли права, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, наличие определенной, качественно обособленной группы общественных отношений (общественные отношения, возникающие в ходе исполнения постановлений о наложении административных взысканий), в регулировании которых заинтересовано государство, представляющих собой первичную социальную систему, вызывает существование соответствующей группы правовых норм, которые воздействуют на эти общественные отношения. Эта группа норм, в свою очередь, также является системой, но уже вторичной, порожденной системой общественных отношений. Таким образом, существование системы правовых норм является следствием наличия прямой связи между ними и системой общественных отношений, которые они регулируют.

Однако надлежащим образом воздей-

ствовать на общественные отношения, возникающие в ходе исполнения постановлений о наложении административных взысканий как первичную социальную систему, можно только тогда, когда эта группа норм будет системой такого же уровня, как и система регулируемых общественных отношений, т.е. будет обладать определенной степенью своей внутренней организации. Из этого можно сделать вывод, что какова структура общественных отношений в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях (предмет регулирования), такова должна быть и структура самостоятельной отрасли права (система норм, регулирующих предмет).

Нормы, регулирующие общественные отношения при исполнении вступивших в законную силу постановлений о наложении административных взысканий, и деятельность государственных органов, организаций и физических лиц по исполнению данных постановлений в современный период развития административно-деликтного законодательства уже представляют собой определенную систему, так как эти нормы, хотя и содержатся в одном нормативном правовом акте, систематизированы и обособлены от процессуальных норм, т.е. они достигли уровня элемента системы права в целом.

В ПИКоАП в главе 13 в отдельных ее статьях изложены общие положения, исполнения постановлений о наложении административного взыскания (обязательность постановления о наложении административного взыскания; обращение постановления к исполнению; исполнение постановления о наложении административного взыскания; прекращение исполнения постановления о наложении административного взыскания; окончание исполнения постановления о наложении административного взыскания; давность исполнения постановления о наложении

Круглов В.А

административного взыскания; разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления; контроль за исполнением постановления о наложении административного взыскания).

В главе 14 в отдельных статьях изложены общие положения исполнения административного взыскания (законодательство Республики Беларусь об исполнении административных взысканий; законодательство Республики Беларусь об исполнении административных взысканий и международно-правовые акты; действие законодательства Республики Беларусь об исполнении административных взысканий; основания исполнение административного взыскания; принципы законодательства об исполнении административных взысканий; прокурорский надзор за исполнением законодательства органами, исполняющими постановления о наложении административных взысканий; отсрочка, рассрочка исполнения постановления о наложении административного взыскания; освобождение от административной ответственности полностью или частично).

В главах 15 - 22 в отдельных статьях изложен порядок исполнения постановлений о вынесении предупреждения, наложении штрафа, о конфискации и взыскании стоимости предмета административного правонарушения, о лишении специального права, об административном аресте, о лишении права заниматься определенной деятельностью, о депортации, об исправительных работах, в части возмещения имущественного ущерба.

Как самостоятельная отрасль права, система исполнительных норм об административных правонарушениях должна быть тесно взаимосвязана с другими отраслями права и взаимодействовать с ними в целом.

Нормы, регулирующие общественные отношения в ходе исполнения вступивших в законную силу постановлений о на-

ложении административных взысканий, и деятельность государственных органов, организаций и физических лиц по исполнению постановлений о наложенных взысканиях должны соответствовать требованиям конституционного и административного права.

Это значит, что исполнительные нормы об административных правонарушениях не должны противоречить нормам Конституции Республики Беларусь, так как «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [4].

Не должны входить в противоречие исполнительные нормы об административных правонарушениях с международным правом, так как «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства», о чем говорится в ст. 8 Конституции Республики Беларусь [5].

Данное положение нашло свое закрепление в ст. 14.2. ПИКоАП, в которой говорится, что «Законодательство об исполнении административных взысканий учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Республики Беларусь, относящиеся к обращению с лицами, подвергнутыми административному аресту».

Нормами административного права регламентируется деятельность государственных органов, иных организаций и физических лиц, являющихся субъектами исполнительного производства по делам об административных правонарушениях.

Связь исполнительных норм об административных правонарушениях с уголовным правом и уголовно-процессуальным правом осуществляется посредством того, что законодателем определено, что физические лица, освобожденные от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в по-

рядке, предусмотренном ст. 86 УК Республики Беларусь [6] отбывают исправительные работы по правилам исполнительного производства по делам об административных правонарушениях [7].

Связь исполнительных норм об административных правонарушениях с гражданским процессуальным правом обусловлена тем, что жалобы на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (в том числе и на постановления о наложении административных взысканий) рассматриваются по правилам гражданского процесса [8]. Однако, как показывают проводимые исследования, в связи с обособлением материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях эти жалобы должны рассматриваться по правилам административно-деликтного процесса. Поэтому из Гражданского процессуального кодекса целесообразно статьи, предусматривающие порядок рассмотрения жалоб на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, вычленить и в ПИКоАП и изложить отдельной главой.

Связь исполнительных норм об административных правонарушениях с финансовым и банковским правом обусловлена, например, тем, что в силу п. 3 ст. 16.2 ПИКоАП при неуплате штрафа индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок копия постановления о наложении административного взыскания направляется в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов юридического лица, индивидуального предпринимателя, т.е. исполнение вступившего в законную силу постановления в данном случае осуществляется уже по правилам банковского права.

Исследования показывают, что взаимо-

связь исполнительных норм об административных правонарушениях с другими отраслями права характеризуется той ролью, которую играют нормы этих отраслей права в регулировании общественных отношений в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, исполнительные нормы об административных правонарушениях имеют свой предмет регулирования, обладают определенной степенью внутренней организации, взаимосвязаны с другими отраслями права и науками, что характеризует их как самостоятельную отрасль права.

Мы предлагаем признать за исполнительными нормами об административных правонарушениях статус самостоятельной отрасли права. В качестве основания для такого вывода необходимо использовать приведенные нами доказательства, а также общепризнанное существование исполнительного производства по делам об административных правонарушениях (в следующем разделе мы приведем доказательства, что данный вид производства целесообразнее именовать административно-деликтным исполнительным процессом) как самостоятельного юридического средства исполнения вступивших в законную силу постановлений о наложении административных взысканий.

Мы предлагаем именовать данную отрасль права «административно-деликтное исполнительное право» и приводим разработанную нами ее дифиницию.

Административно-деликтное исполнительное право - это отрасль права, представляющая собой систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в административно-деликтном исполнительном процессе (исполнительном производстве об административных правонарушениях), и деятельность государственных органов, организаций и физи-

Круглов В.А.

ческих лиц по исполнению вступивших в законную силу постановлений о наложении административного взыскания.

На определенном этапе, развития административно-деликтного законодательства мы присоединялись к мнению, что исполнительное производство входит в понятие «административно-деликтный процесс» [9]. В современных же условиях развития исполнительных норм об административных правонарушениях исполнительное производство будет правильным именовать административно-делик-ным исполнительным процессом.

Таким образом, исполнение отдельных видов административных взысканий можно будет именовать производствами, а именно:

- производство по исполнению постановления о вынесении предупреждения;

- производство по исполнению постановления о наложении штрафа;

- производство по исполнению постановления о конфискации;

- производство по исполнению постановления о взыскании стоимости предмета административного правонарушения;

- производство по исполнению постановления о лишении права управления транспортными средствами;

- производство по исполнению поста-

новления о лишении права управления судами;

- производство по исполнению постановления о лишении права охоты;

- производство по исполнению постановления об административном аресте;

- производство по исполнению постановления о лишении права заниматься определенной деятельностью;

- производство по исполнению постановления о депортации;

- производство по исполнению постановления об исправительных работах;

- производство по исполнению постановления в части возмещения имущественного ущерба.

Приведенное понятие административно-деликтного исполнительного процесса будет соответствовать устоявшемуся в юридических науках положению о том, что «производство - часть процесса, процесс

- совокупность производств» [10].

Придание административно-деликтному исполнительному праву статуса самостоятельной отрасли даст новый импульс к проведению научных исследований в этой области научных знаний и позволит ученым в дальнейшем более углубленно изучать исполнительное производство об административных правонарушениях и вносить соответствующие предложения по его совершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учеб. для вузов. М.: Спарк, 1998. С. 208.

2. Кодекс РБ об административных правонарушениях: Закон Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З, с изм. и доп. от 28 июля 2003. г. № 230-3, 8 декабря 2003 г. № 255-3, 14 июня 2004 г. № 290-3, 5 июля 2004 г. № 299-3, 4 мая 2005 г. № 13-3, № 15-3, 19 июля 2005 г. № 31-3, № 33-3, № 40-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 63. 2/946; № 87. 2/980, № 139. 2/1004; 2004. № 94. 2/1039, № 107. 2/ 1048; 2005. № 73. 2/1110, № 74. 2/1112, № 120. 2/1128, 2/1129, № 121. 2/1137.

3. Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976. С.11.

4. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. / / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1; 2004. № 188. 7/6032. Ст. 2.

5. Там же. Ст. 8.

6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Минск: Амалфея, 2005.

7. Кодекс об административных правонарушениях: 3акон Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-3. Ст. 6.6.

8. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Минск: Амалфея, 2004. Ст. 344-347.

9. Круглов В.А. Административно-деликтное право и процесс: теория и практика: монография / В.А. Круглов. Минск: изд-во МИУ, 2006. С. 83.

10. Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. Л.: Ленинградский ун-т, 1970. С. 295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.