самом начале новой «темной» эпохи лишь определенные элементы «варваризирован-ного» римского права, воспринятого королями остготов, вестготов, бургундов и других германских племен, сколотивших свою государственность на осколках Римской империи, можно воспринимать в качестве компиляций классического jus civilis (например, так называемый «Бревиарий Алариха» - «Breviarium Alaricianum»).
Подводя итог краткому анализу становления частного права в Античности, необходимо отметить, что неоценимые достижения римской правовой мысли в разработке идеи частного права и ее практическом осуществлении затмили деятельность юристов той эпохи в разработке положений права публичного. Возможно, это является косвенным доказательством тому, что вопросы организации государственной власти они «выносили за скобки права»26. Возможно, с позиций современной юриспруденции положения римского частного права весьма ограничены, но и сейчас в них можно уви-
деть универсальные алгоритмы по решению сложных жизненных ситуаций, выраженных в форме нормативных обобщений и представляющих собой совершенные и фундаментальные юридические конструкции. Нормы римского частного права отличаются четкостью, безупречной логикой построения, простотой и одновременной ясностью формул. Они поистине являются образцом и критерием юридического совершенства и в настоящее время. В римском частном праве сформировался цивилистический «дух», поисками которого занимались основоположники исторической школы права - Пухта, Гуго, Савиньи27, и которому посвящал свои труды знаменитый немецкий юрист Рудольф фон Йеринг28. Этот «дух» породил основные постулаты частного права: юридическое равенство и юридическую автономию субъектов, свободу договоров, диспозитивность -все то, что уже в современную эпоху легло в основу системы принципов современного частного права и стало важным элементом функционирования гражданского общества.
Методы правового регулирования норм
об административных правонарушениях
В.А. Круглое
профессор кафедры экономического права Минского института управления, кандидат юридических наук
В исследованиях нами обоснованы концептуальные модели административно-деликтного права, административно-деликтного процессуального права и административно-деликтного исполнительного права как самостоятельных отраслей права и новых научных направлений в юридических науках1. При этом мы исходили из того, что самостоятельной отраслью права, - как указывает В.Д. Сорокин, - «может рассматриваться лишь такая система норм, которая одновременно отвечает трем объективным признакам. Во-первых, она должна иметь свой предмет, т.е. регулиро-
вать определенную систему общественных отношений социально-правовой среды, которые отличаются от других общественных отношений качественной характеристикой. Во-вторых, необходимо, чтобы данная группа норм обладала определенной степенью внутренней организации, т.е. имела такую систему, которая достигла бы уровня элемента системы права в целом. В-третьих, эта группа норм должна обладать способностью взаимодействовать не с отдельными группами норм отдельных отраслей права, а с отраслями в целом, т.е. с системами такой же степени организованности»2.
26 См.: Карева М. К вопросу о делении права на публичное и частное // Советское государство и право. 1939. №4. С. 18, 19.
27 См., напр.: Савиньи Ф.-К. фон. Обязательственное право /пер. В.Фукса и Н.Мандро. - М.: Типогр. А.В. Кудрявцевой, 1876.
28 См.: Йеринг Р. фон. Избранные труды / вступ. стат. В.А. Хохлова. - Самара: Самарская гос. экон. акад., 2003.
1 Круглов В.А. Три отрасли права - три составные части норм об административных правонарушениях: монография. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007.
2 Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право: учеб.-метод. пособие. - Л., 1976. С. 11.
Вместе с тем, ряд ученых отмечает, что в основе деления системы права на отрасли «лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования»3.
«Методы правового регулирования - это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств»4, - указывает С.С. Алексеев.
«Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей»5, - утверждает М.Н. Марченко. Хотя эти определения метода правового регулирования несколько отличны друг от друга, содержание метода правового регулирования является одним - это способ правового воздействия государства на те или иные общественные отношения.
В юридических науках нет единства взглядов в понимании содержания метода отрасли права. Одни ученые говорят о методе отрасли права как специфическом способе регулирования определенного комплекса общественных отношений правовыми нормами. Другие исходят из того, что метод регулирования - «способ воздействия на сознание и волю людей»6.
В.С. Андреев, исследовав метод правового регулирования трудовых отношений, отмечает, что «метод отрасли права лишь в конечном счете является способом воздействия на сознание и волю людей, а непосредственно - это специфический способ установления и применения норм права, определения правомочий и обязанностей субъектов правоотношений в сфере трудового права»7.
«Каждой отрасли права присущи «свои» юридические средства, отражающие особенности предмета регулирования и обеспечивающие должное поведение участников соответствующих общественных отношений. Они слагаются из сочетания элементов единого юридического метода (предписание, запрет, дозволение, стимулирование и др.) и учитывают исторический опыт правового регулирования общественных отношений. Со-
вокупность этих средств (приемов, способов регулирования), обусловленных спецификой регулируемых отношений, и характеризует метод той или иной отрасли права»8, - справедливо утверждает А.С. Пашков.
Метод правового регулирования обусловливается, прежде всего, предметом правового регулирования. Существенное значение при этом приобретают такие свойства предмета правового регулирования, которые проявляются в определенных юридических признаках конкретной самостоятельной отрасли права, т.е. специфике составляющих ее норм, а также регулируемых ими правоотношений.
Государство, применяя тот или иной метод правового регулирования, воздействует на общественные отношения в определенных сферах жизнедеятельности общества и придает их развитию желаемое направление.
В научной литературе выделяют два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный9.
Императивный метод - это такой способ правового регулирования, который основан на властно-категорических предписаниях (запретах, обязанностях, наказаниях).
Диспозитивный метод - это такой способ правового регулирования, который основан на дозволениях, предполагает свободу выбора поведения, равноправие сторон.
Для регулирования общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в различных отраслях права, используются как императивный, так и диспозитивный методы правового регулирования, которые выступают в различных сочетаниях и вариациях.
Так, для регулирования охранительных административно-деликтных правовых отношений применяется императивный метод, основанный на административно-правовом принуждении, выражающийся в применении взыскания (наказания) за нарушение установленного государством административно-правового запрета.
Для правового регулирования общественных отношений, возникающих, разви-
3 Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велбы, Изд-во Проспект, 2004. С. 566.
4 Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 224.
5 Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велбы, Изд-во Проспект, 2004. С. 567.
6 Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. - М., 1972. С. 110.
7 Андреев В.С., Голощапов С.А., Шебанова А.И. и др. Советское трудовое право: учебник / под ред. В.С. Андреева, В.Н. Толкуновой. - 4-е изд., исправ. и доп. - М.: Высш. шк., 1987. С. 17-18.
8 Советское трудовое право: учебник / под ред. А.С. Пашкова, О.В. Смирнова. - М.: Юрид. лит., 1988. С. 19.
9 Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велбы, Изд-во Проспект, 2004. С. 567-568.
01 Z
во о о
N
U U О о.
d
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г S
S о
X
о а
т
S ф
ч:
п
а <
а s х
н
и ф
со
ei Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
вающихся и прекращающихся при предупреждении административных правонарушений также применяется императивный метод, основанный на административно-правовом принуждении, выражающийся в применении административно-предупредительных мер к конкретных лицам для предупреждения с их стороны нарушений установленных государством административно-правовых запретов в будущем.
Для правового регулирования общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске применяется диспозитивный метод, с помощью которого граждане наделяются правами на борьбу с общественно опасными деяниями.
Таким образом, мы приходим к выводу, что если для регулирования охранительных административно-деликтных правовых отношений и общественных отношений возникающих, развивающихся и прекращающихся при предупреждении административных правонарушений, применяется императивный метод, то для регулирования общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске применяется диспози-тивный метод правового регулирования. В целом для регулирования административно-деликтных отношений преобладающая роль отведена императивному методу, основанному на запрещающих нормах.
«В общей теории права признается, что метод правового регулирования характеризуется следующими чертами (признаками): 1) порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридическими фактами); 2) общим юридическим положением участников правоотношений (правосубъектностью); 3) характером установления прав и средствами обеспечения исполнения обязанностей (санкциями)»10, -отмечает А.С. Пашков.
Эти признаки в каждой отрасли права имеют своеобразное выражение, что придает им индивидуальный оттенок, характерный только данной отрасли права.
Исследуем основные черты метода, ис-
пользуемого при правовом регулировании общественных отношений процессуальными и исполнительными нормами об административных правонарушениях.
Возникновение, изменение (развитие) и прекращение административно-деликтных процессуальных отношений - это правовая форма привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Цель такого правового регулирования - установить порядок осуществления административно-деликтного процесса, права и обязанности его участников. Порядок осуществления административно-деликтного процесса в Республике Беларусь определен ПИКоАП. Так, в ст. 1.1. ПИКоАП прямо указано, что этот порядок «является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административно-деликтный процесс, а также для иных его участников»11. Тем самым государство, используя свои властные полномочия, возлагает на участников административно-деликтного процесса обязанность соблюдать установленные в ПИКоАП общественные отношения.
Общее юридическое положение участников административно-деликтных процессуальных отношений характеризуется установлением процессуальными нормами об административных правонарушениях и охраняемых государством возможности конкретных субъектов вступать в административно-деликтные процессуальные отношения и способности сознательно и самостоятельно осуществлять при этом свои права и исполнять обязанности.
Административно-деликтным процессуальным отношениям присуще сочетание равенства с подчинением субъектов этих правоотношений. С одной стороны, каждый субъект административно-деликтных процессуальных отношений наделен корреспондирующими правами и обязанностями, что подразумевает их равноправие и невозможность выходить за пределы установленного поведения. Например, в соответствии с п. 4 ст. 4.6 ПИКоАП свидетель обязан являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административно-деликтный процесс; правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы; подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административно-
10 Советское трудовое право: учебник / под ред. А.С. Пашкова, О.В. Смирнова. - М.: Юрид. лит., 1988. С. 20.
11 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. - Минск, 2007.
деликтный процесс. Требовать исполнения обязанностей свидетеля - право лица, осуществляющего расследование. Свидетель вправе: не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и своих близких родственников; пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика; заявлять отвод переводчику; собственноручно письменно давать свои объяснения для приобщения к делу об административном правонарушении и другие. Лицо, производящее расследование, обязано обеспечить возможность осуществления свидетелем этих прав. С другой стороны, лица, привлекаемые к административной ответственности, находятся в зависимости от суда, органа, ведущего административно-деликтный процесс, так как в ПИКоАП закреплена компетенция суда, органа, ведущего административно-деликтный процесс давать обязательные для многих иных участников процесса указания и в необходимых случаях применять властные полномочия, используя для этого меры, обеспечивающие административно-деликтный процесс. В свою очередь суд, органы, ведущие административно-деликтный процесс обязаны подчиняться всем требованиям ведения процесса, установленным ПИКоАП.
Установление прав и обязанностей субъектов административно-деликтных процессуальных отношений, порядка осуществления административно-деликтного процесса относится к компетенции государства. Государство воздействует не только на содержание административно-деликтных процессуальных отношений, но и на положение субъектов этих отношений, и на характер охраняемых государством интересов.
К основным способам правового регулирования, которые применяют государства для регулирования общественных отношений, С.С. Алексеев относит: дозволение, запрещение, позитивное обязывание12. Приведенная классификация правовых норм в связи с трудностью проведения четкой грани между различными их видами не носит абсолютного характера и вызывает многообразие научных подходов к этой проблеме. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что исследование норм той или иной отрасли права по таким классификациям позволяет охарактеризовать метод правового регулирования и определить роль и даже дает возможность, хотя и не в полной мере, охарактеризовать ту или иную форму политического режима государства.
Дозволение - это такой способ государственного правового регулирования, при котором правовыми нормами дается возможность участнику административно-деликтного процесса вести себя определенным образом, устанавливаются его права (например, ч. 1 ст. 10.1 ПИКоАП содержит право должностного лица органа, ведущего административно-деликтный процесс, опросить эксперта для разъяснения или уточнения данного им заключения).
Запрещение - это такой способ государственного правового регулирования, при котором правовыми нормами устанавливается запрет или предписание участнику административно-деликтного процесса вести себя определенным образом (например, в ст. 2.5 ПИКоАП закреплено, что при ведении административно-деликтного процесса запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие деловую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоровья участников административного процесса, в ч. 3 ст. 2.3. ПИКоАП закреплено, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не установленных настоящим Кодексом, либо к отказу от своих прав, в ч. 2 ст. 8.12 ПИКоАП говорится, что привод не может производиться в ночное время).
Позитивное обязывание - это такой способ государственного правового регулирования, при котором правовыми нормами устанавливается обязанность участника административно-деликтного процесса вести себя определенным образом (например, ч.1 ст. 2.2. ПИКоАП устанавливает, что суд, орган,ведущийадминистративно-деликтный процесс, при ведении административно-деликтного процесса обязаны соблюдать требования настоящего Кодекса.
Таким образом, государство для регулирования административно-деликтных процессуальных отношений использовало как императивный, так и диспозитивный методы правового регулирования в различных их вариациях и сочетаниях, не отдавая предпочтения ни одному из них, так как в основном права одного субъекта административно-деликтных процессуальных отношений корреспондируются с обязанностями другого.
Возникновение, изменение (развитие) и прекращение административно-деликтных исполнительных отношений - это правовая форма исполнения вступивших в законную силу постановлений о наложении административных наказаний. Цель такого правово-
12 Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 225.
01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г X
Е о х
о а
т
Е ф
Ч
п
к <
X X X н
и ф
со
ei Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
го регулирования - установить порядок осуществления административно-деликтного исполнительного процесса, права и обязанности его участников.
Порядок осуществления административ-но-деликтного исполнительного процесса в Республике Беларусь определен ПИКоАП. Общее юридическое положение участников административно-деликтных исполнитель -ных отношений характеризуется установлением исполнительными нормами об административных правонарушениях и охраняемых государством возможности конкретных субъектов вступать в административно-деликтные исполнительные отношения и способности сознательно и самостоятельно осуществлять при этом свои права и исполнять обязанности.
Административно-деликтным исполнительным отношениям присуще использование метода подчинения лиц, в отношении которых вступило в законную силу постановление о наложении административного наказания, в случае неисполнения ими постановления добровольно субъектам обязанным исполнить постановление. Так, например, в соответствии со ст. 15. 4 ПИКоАП в случае неуплаты штрафа лицом, подвергнутым административному взысканию, в установленный срок должностное лицо органа, исполняющего постановление о наложении административного взыскания, направляет представление о принудительном взыскании штрафа, постановление о наложении административного взыскания и другие документы, необходимые для осуществления исполнения, в суд по месту жительства либо месту нахождения лица, подвергнутого административному взысканию.
Установление прав и обязанностей субъектов административно-деликтных исполнительных отношений, порядка осуществления административно-деликтного исполнительного процесса относится к компетенции государства. Государство применяет те же способы правового регулирования: дозволение, запрещение, позитивное обязывание.
Способ дозволения в нормах, регулирующих административно-деликтные исполнительные отношения, проявляется в том, что государство дает возможность участнику административно-деликтного исполнительного процесса вести себя определенным образом, устанавливает его права (например, ч. 3 ст. 16.1 ПИКоАП содержит право судьи по письменному ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, либо его представителя принять решение о возврате конфискованного предмета (за ис-
ключением орудий административного правонарушения) со взысканием с лица, подвергнутого административному взысканию, его стоимости, о чем выносится мотивированное постановление, копия которого вручается лицу, подвергнутому административному взысканию, либо его представителю).
Способ запрещения в нормах, регулирующих административно-деликтные исполнительные отношения, проявляется в том, что государство устанавливает запрет или предписывает участнику административно-деликтного исполнительного процесса вести себя определенным образом (например, в ст. 13. 6 ПИКоАП закреплено, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было приведено в исполнение в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу).
Способ позитивного обязывания в нормах, регулирующих административно-деликтные исполнительные отношения, проявляется в том, что государство этими нормами устанавливает обязанность участника административно-деликтного исполнительного процесса вести себя определенным образом (например, в ст. 13.1 ПИКоАП закреплено, что постановление о наложении административного взыскания, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения государственными органами, иными организациями и физическими лицами).
Таким образом, государство для регулирования административно-деликтных исполнительных отношений использовало как императивный, так и диспозитивный методы правового регулирования в различных их вариациях и сочетаниях, не отдавая предпочтения ни одному из них, так как в основном права одного субъекта административно-деликтных исполнительных отношений корреспондируются с обязанностями другого (например, в ч. 1 ст. 18.5 ПИКоАП содержится право административно арестованных на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания административного взыскания, а в ч. 3 этой же статьи обязанность администрации специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста, предоставить административно арестованному такую информацию).
Исследования показывают, что метод правового регулирования никак не может быть критерием деления права на отрасли. Сколько бы мы не исследовали и не характеризовали какие-либо нормы с точки зрения метода правового регулирования, мы не сможем выделить их в самостоятельные отрасли
права, даже если обосновать предмет правового регулирования. Например, существуют совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, здравоохранения (медицины), культуры, спорта, туризма и т.д., т.е. предмет правового регулирования фактически существует. Но если эти совокупности норм не отвечают объективным признакам, предложенным В.Д. Сорокиным, они не являются самостоятельными отраслями права, сколько бы мы не характеризовали метод их правового регулирования. Возможно, со временем, ука-
занные нормы разовьются до таких пределов, что будут отвечать всем объективным признакам, предложенным В.Д. Сорокиным, вот тогда-то и потребуется для научных исследований характеристика метода их правового регулирования, хотя и в нынешнем состоянии, когда эти нормы еще не обладают определенной степенью внутренней организации, т.е. не имеют такую систему, которая достигла бы уровня элемента системы права в целом, они могут быть исследованы и охарактеризованы с точки зрения метода правового регулирования.
Проблемы государственности и национальной безопасности: вопросы теории и практики
Е.В. Миряшева
научный сотрудник отдела сравнительного правоведения Российской академии правосудия,
к.ю.н.,
Процессы, происходящие сегодня в государствах мира, обусловливающие его безопасность, не могут не волновать политическое руководство страны, законодательные, исполнительные, судебные и правоохранительные органы, а также все государственные институты и учреждения. Высокий уровень подверженности негативным влияниям как изнутри, так и извне, слабая защищённость от проявлений всякого рода экспансии оборачиваются болезненными явлениями для всего общества, для большей части его институтов, для большинства его членов.
Как и в предшествующие исторические периоды, проблема безопасного существования человека, общества сохраняет свою актуальность не только в плане создания физических сил и средств, которые устраняли бы или минимизировали различного вида экспансии, но и в контексте формирования и использования правовых механизмов для предотвращения и устранения экспансии. Всё дело в том, что наряду с традиционными угрозами и вызовами, такими, как войны, эт-нонациональные конфликты, политическая нестабильность, природные катаклизмы и другие, в начале XXI века появились и новые угрозы, обусловленные религиозными факторами, глобализацией и другими формами и видами человеческой деятельности. Государственная власть, её органы и институты в данных условиях должны и обязаны использовать соответствующие нормативно-правовые документы для предотвращения, в некоторых случаях управления и искоренения угроз национальной безопасности.
Более подробно актуальность исследования государственности и национальной безопасности обусловливается рядом причин.
Во-первых, значимостью процесса научного осмысления, теоретико-правового анализа государственности и национальной безопасности, а также развития теоретических взглядов, способных адекватно отразить в нормах права и законах представления о современных процессах, влияющих на безопасность человека, гражданина, страны, государства.
Новый подход к деятельности государства и его институтов по развитию государственности и национальной безопасности ставит в центр внимания недопущение и минимизацию различных видов и уровней экспансии, способных снизить или исключить безопасное существование граждан и страны в целом.
Сегодня положение таково, что теорией государственного права до настоящего времени окончательно не выработана адекватная современным вызовам и угрозам концепция правовой деятельности государственных институтов и учреждений, которая смогла бы обосновать эффективный алгоритм правовой деятельности государства в рамках международных норм права и уже имеющихся средств и способов.
Обращение к теоретико-правовому анализу места и роли государства в системе государственности и национальной безопасности страны позволит выявить не только политические, экономические и военно-технические аспекты, но и вычленить, сфор-