10 См.: Акофф Рассел Л. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. — М.: Сирин, 2002.
11 Вачугов Д.Д., Веснин В.Ф. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка // Социально-политический журнал. - 1998. - № 8.
12 Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. — М.: Юнити. 1998.
13 Уткин Э.А. Стратегическое планирование. — М.: Ас-
социация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. — С. 21.
14 См.: Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А., Кантор Е.Л. Стратегическое планирование. Изд. «Вектор». — СПб., 2006. — С. 17—18.
15 См.: Герт Г.П. Организация и методика планирования работы в органах внутренних дел. — М.: Юнити. 2000. — С. 55—58.
ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
А.А. ХОРЕВ
Аннотация: в статье рассматриваются принципы производства по делам об административных правонарушениях в административно-деликтном законодательстве Республики Беларусь, раскрывается их содержание и функции.
Ключевые слова: принципы административного процесса, административное правонарушение.
Законодательство Республики Беларусь об административных правонарушениях может быть охарактеризовано в целом как значительно более прогрессивное по сравнению с отечественным. Его образуют два кодифицированных законодательных акта: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП РБ) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПиКоАП РБ).
Принципам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 2 ПиКоАП РБ, в которой названы следующие принципы:
1) законности при осуществлении административного процесса;
2) обеспечения защиты прав и свобод;
3) неприкосновенности личности;
4) уважения чести и достоинства личности, деловой репутации;
5) неприкосновенности жилища и иных законных владений;
6) презумпции невиновности;
7) обеспечения права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;
8) публичности административного процесса;
9) всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела;
10) языка, на котором ведется административный процесс;
11) равенства всех перед законом, равенства защиты прав и законных интересов;
12) независимости судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс;
13) открытого рассмотрения дела об административном правонарушении;
14) прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса;
15) обжалования процессуальных действий, постановлений.
Отдельные принципы закреплены и КоАП РФ, однако их формулировки не полностью совпадают, поэтому, представляется, приведенные принципы заслуживают рассмотрения.
1. Принцип законности, закрепленный в ст. 2.2 ПиКоАП РБ, требует от судей, органов, ведущих административный процесс, при ведении административного процесса соблюдать требования данного Кодекса. Интересно, что здесь представлено крайне узкое толкование принципа законности, ограниченное требованием соблюдения норм только одного закона, при том что, например, общие правила наложения административных взысканий1 установлены гл. 7 КоАП РБ.
Положительной оценки заслуживает установленная ч. 2 ст. 22. ПиКоАП РБ процессуальная гарантия принципа законности: нарушение данного принципа при ведении административного процесса влечет установленную законом ответственность и (!) признание решений, принятых по делу об административном правонарушении, не имеющими юридической силы. Подлежат признанию не имеющими юридической силы также доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного ПиКоАП РБ. Такие доказательства не
могут являться основанием для принятия решения по делу об административном правонарушении.
2. Принцип обеспечения защиты прав и свобод, закрепленный ст. 2.3 ПиКоАП РБ, требует от субъектов административной юрисдикции обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов участников административного процесса, создать установленные данным Кодексом условия для осуществления защиты, своевременно принимать меры по удовлетворению их законных интересов. Ограничение прав и свобод участников административного процесса допускается только по основаниям и в порядке, установленным ПиКоАП РБ. Данный принцип, кроме того:
Ф запрещает понуждать к исполнению обязанностей, не установленных ПиКоАП РБ, либо к отказу от своих прав;
Ф запрещает принуждать к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
Ф требует от субъектов административной юрисдикции принимать меры к возмещению имущественного вреда, причиненного административным право-нарушением2.
3. Принцип неприкосновенности личности, провозглашенный в ст. 2.4 ПиКоАП РБ, устанавливает, что никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований и в нарушении установленного законом порядка. Кроме того, данный принцип обязывает судью, прокурора, орган, ведущий административный процесс, немедленно освободить всякого незаконно задержанного, административно арестованного свыше срока, предусмотренного законом или постановлением о наложении административного взыскания.
Принцип неприкосновенности личности также требует, чтобы физическое лицо, задержанное за административное правонарушение или административно арестованное, содержалось в условиях, исключающих угрозу для его жизни и здоровья, и запрещает подвергать участвующих в административном процессе физических лиц насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
4. Принцип уважения чести и достоинства личности, деловой репутации, предусмотренный ст. 2.5 ПиКоАП РБ, запрещает при ведении административного процесса совершать действия и принимать решения, унижающие или умаляющие достоинство личности, либо порочащие деловую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоровья участников административного процесса.
5. Принцип неприкосновенности жилища и иных законных владений, закрепленный ст. 2.6 ПиКоАП РБ, гарантирует неприкосновенность жилища и иных законных владений, запрещает входить в жилище и иное законное владение против воли владельца. Производство процессуальных действий, связанных с вторжением в жилище и иные законные владения, может осуществляться по основаниям и в порядке, установленным ПиКоАП РБ.
6. Принцип презумпции невиновности, установленный ст. 2.7 ПиКоАП РБ, представляет собой юридическую конструкцию, включающую четыре элемента:
1) обязательным условием привлечения лица к административной ответственности является установление в законном порядке его виновности в совершении правонарушения, предусмотренного КоАП РБ;
2) бремя доказывания вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на субъекта административной юрисдикции. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность;
3) обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о наложении административного взыскания, не могут основываться на предположениях;
4) сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, толкуются в его пользу.
7. Принцип обеспечения права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, провозглашенный ст. 2.8 ПиКоАП РБ, закрепляет право названного лица на защиту. Это право может осуществляться лицом самостоятельно или с помощью защитника в порядке, установленном ПиКоАП РБ. Субъект административной юрисдикции обязан разъяснить физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все законные средства и способы для своей защиты. Здесь также устанавливается очень важное правило: «Нарушение права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о наложении административного взыскания»!
8. Принцип публичности административного процесса, установленный ст. 2.9 ПиКоАП РБ, обязывает государственные органы и должностных лиц в пределах их компетенции принимать меры по обнаружению административных правонарушений, выявлению лиц, их совершивших, для привлечения их к административной ответственности. Российское законодательство подобной обязанности не предусматривает.
9. Принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, закрепленный в ст. 2.10 ПиКоАП РБ, обязывает субъекта административной юрисдикции принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе. При этом запрещается принуждать к даче объяснений путем насилия, угроз и применения иных незаконных мер.
10. Принцип языка, на котором ведется административный процесс, установлен ст. 2.11 ПиКоАП РБ. В соответствии с данным принципом производство по делу может вестись как на белорусском, так и на русском языке. Предусматриваются также гарантии реализации прав лица, не владеющего ни одним из двух названных языков, аналогичные гарантиям, закрепленным в ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ. Кроме того, в ч. 3 ст. 2.11 ПиКоАП РБ содержится требование о переводе постановления судьи, органа, ведущих административный процесс, на родной язык лица, в отношении которого ведется административный процесс, его законного представителя или защитника или на другой язык, которым они владеют. В КоАП РФ такое требование не установлено.
11. Принцип равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов, провозглашенный в ст. 2.12 ПиКоАП РБ, по существу не отличается от принципа, закрепленного ст. 1.4 КоАП РФ, за исключением, пожалуй, того, что здесь устанавливается принцип равенства физических лиц между собой и принцип равенства юридических лиц между собой. Запрещается пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
12. Принцип независимости судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс, предусмотрен ст. 2.13 ПиКоАП РБ. В российском законодательстве об административных правонарушениях данный принцип, содержание которого известно, не предусмотрен. И если независимость судей гарантируется федеральным законом, то независимость должностных лиц и органов, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, нуждается в соответствующих гарантиях. Данным принципом запрещается вмешательство в деятельность субъекта административной юрисдикции в любой форме в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения либо с целью добиться принятия незаконного решения.
13. Принцип открытого рассмотрения дела об административном правонарушении, закрепленный в ст. 2.14 ПиКоАП РБ, по существу совпадает с аналогичным принципом, установленным в ст. 24.3 КоАП РФ. В то же время ПиКоАП РБ требует, чтобы закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении осуществлялось с соблюдением всех правил административного процесса.
14. Принцип поднадзорности административного процесса прокурору, предусмотренный ст. 2.15 Пи-КоАП РБ, раскрыт значительно более детально, нежели в ст. 24.6 КоАП РФ. Так, прокурор Республики Беларусь, осуществляя надзор за ведением административного процесса, в пределах своей компетенции:
1) требует от должностного лица органа, ведущего административный процесс, представления материалов об административном правонарушении;
2) дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных
законодательными актами республики, и направляет их органам, ведущим административный процесс;
3) санкционирует производство процессуальных действий и применение мер обеспечения административного процесса в случаях, предусмотренных ПиКоАП РБ;
4) проверяет законность административного задержания физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, и иных мер обеспечения административного процесса, а также наложения административных взысканий;
5) освобождает своим постановлением физическое лицо, незаконно подвергнутое административному задержанию;
6) отменяет своим постановлением противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления по производству процессуальных действий и применению мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом;
7) опротестовывает противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления по делам об административных правонарушениях;
8) поручает органу, ведущему административный процесс, подготовку дела об административном правонарушении для рассмотрения (по административным правонарушениям, протоколы по которым не составляются прокурором).
При этом поручения, постановления и указания прокурора по делу об административном правонарушении подлежат рассмотрению и исполнению органом, ведущим административный процесс, в срок, установленный прокурором.
15. Принцип обжалования процессуальных действий, постановлений установлен в ст. 2.16 ПиКоАП РБ. В соответствии с данным принципом участник административного процесса (лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, иные лица, участвующие в административном процессе) вправе обжаловать процессуальное действие или постановление, принятое по делу об административном правонарушении в порядке, установленном ПиКоАП РБ. Данный принцип в КоАП РФ отсутствует, что вызывает справедливые нарекания ученых и правоприменителя.
Таким образом, можно только приветствовать столь развернутую систему принципов в административно-деликтном процессуальном законодательстве Республики Беларусь. Представляется, что многие его идеи должны быть востребованы российским законодателем в ходе дальнейшего развития отечественного законодательства об административных правонарушениях.
1 В законодательстве Республики Беларусь сохранен термин «административное взыскание».
2 Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод при ведении административного процесса, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством.