© ТУРЧИНА Т.К.,.ГОРБУНОВ Н.С
О СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЬЯХ СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Т.К.Турчина, Н.С.Горбунов Красноярский государственный медицинский университет им. проф.
В.Ф.Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н.проф. И.П.Артюхов.
Резюме .Статья посвящена вопросам семьи среди выпускников 2009 года лечебного факультета .Проведенный опрос показал, что в текущем году в 2 раза увеличилось количество студенческих семей. Даны рекомендации для сохранения достигнутого уровня.
Ключевые слова: студенческая семья, брак зарегистрированный, брак не регистрированный, семья с детьми, семья без детей.
Турчина Тамара Константиновна - к.м.н., проф. каф. хирургических болезней № 2 им. проф. А.М. Дыхно КрасГМУ; тел. 8(391)2205159.
Горбунов Николай Станиславович - д.м.н., проф. декан лечебного факультета КрасГМУ; тел. 8(391)2280861.
В последние годы в нашей стране много внимания уделяется вопросам семьи через средства массовой информации и через создание нормативных и других документов, касающихся вопросов семьи, начиная с Указа президента Российской Федерации - «О проведении в Российской Федерации Года семьи» в 2008 году с последующими планами и отчетами о мероприятиях во всех регионах, на разных уровнях о выполнении данного Указа [1, 3]. Определенный интерес вызывают студенческие семьи. Проблема изучения молодежных семей, в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране, представляется весьма актуальной, учитывая роль
молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социальнодемографической структуры общества [2,4].
Студенчество - многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обучаются более 5 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс., 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семейных студентов возрастает. Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: выделяются места в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются, по возможности, условия для совмещения учебы и воспитания детей. Например, мэр Москвы Юрий Лужков запланировал к 2010 году в Москве построить дом для проживания студенческих семей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Изменяется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.
В данной статье под "студенческой семьей" подразумевается семья, в которой один из супругов, либо оба супруга студенты университета и состоят в каком-либо виде брачного союза (официально зарегистрированном или фактическом браке). Статья подготовлена на основе анкетного опроса, проведенного авторами в феврале 2009 года, среди выпускников лечебного факультета Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого.
Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования, как правило, относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века. Студенческая пора - это не только шесть безмятежных лет, когда «от сессии до сессии живут студенты весело». Студенческая пора - это,
безусловно, еще и пора любви. Не случайно среди студенток распространена шутка, что вуз - это не сокращение от слов «высшее учебное заведение», а от фразы «выйти удачно замуж». Случается, пылкие чувства и безумная любовь двоих студентов приводят к своему логическому завершению - вступлению в брак, к образованию студенческой семьи. В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов вузов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми.
С точки зрения администрации вуза студенческая семья имеет только положительные стороны, начиная с того, что все семейные, как правило, хорошо учатся. Брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей. И одно из главных преимуществ - семейным студентам после окончания вуза легче строить трудовую деятельность и карьеру, так как не нужно отвлекаться на создание семьи, что является необходимостью в нашем обществе. В обществе, где по традиции должна быть семья, затем дети, затем внуки и так далее.
С каждым годом все меньше удается администрации вуза заполнить рабочие места в городах и районах края нашими выпускниками. Одной из причин может быть недостаточное количество студенческих семей к моменту выпуска, что сдерживает желание выпускников уехать из центра, крупного города. Следует не забывать, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий).
Мы провели исследование среди выпускников лечебного факультета 2009 года. Среди 241 выпускника мужчин - 68 человек (28%), женщин - 173 (72%).
Семейных студентов, с зарегистрированным браком - 50 человек.(21%), семейных студентов без регистрации - 29 (12%), 5 из них запланировали регистрацию и свадьбу после получения диплома. В итоге определились 79 семей, что составило 33% от общего количества выпускников. Это самый высокий показатель за все годы и в 2 раза выше по сравнению с предыдущим годом.
В нашем исследовании студенческие семьи можно разделить на два варианта. Первый вариант такой, когда оба супруга - студенты нашего университета. Другой вариант студенческой семьи, когда супруг или супруга являются нашим студентом, а вторая половина уже работает и по самой разной специальности: милиционер, юрист, экономист, рабочий и студент СФУ, военный, инженер, программист, менеджер, техник, технолог, агроном, медсестра, бухгалтер и так далее.
Среди 79 семей -30 пар первого варианта, где оба - студенты нашего университета. Из 50 зарегистрированных таких семей - 11, остальные 19 семей - среди еще не зарегистрированных браков.
Среди 79 семей в 61 семье супруга студентка нашего университета, в 18 семьях супруг студент нашего университета. Таким образом, 77%
инициативы по созданию семьи находится в руках наших выпускниц 2009 года. По месту жительства 10 человек наших семейных студентов жители г. Красноярска, остальные приезжие - 88%.
Из 50 зарегистрированных семей только 5 представителей жители города Красноярска, остальные иногородние. За счет второй половины, 37 семей имеют в городе свои квартиры, 14 семей снимают квартиры, 15 -живут в общежитии. 11- у родителей.
Источник доходов от родителей имеют - 37 семей, у 21 из них помогает вторая половина, у 34 - семей обеспечивает вторая половина или вместе.
В итоге большинство студенческих семей второго типа, когда наша студентка или студент, а муж или жена имеет другое образование и уже работает и учится в другом учебном заведении. Двое выпускников успели расторгнуть брак, и трое расторгли гражданские отношения.
По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: семьи, имеющие детей, и, не имеющие детей. Детей имеют 23 семьи (46%), и не имеют детей - 27 семей (54 %) из них .Однако среди последних 12 семей уже планируют иметь детей и воспользоваться льготами по рождению ребенка и получению ипотеки на квартиру. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком.
В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. По нашим данным 60% семейных студентов учатся на хорошо и отлично, а 40 % - на смешанные оценки.
Сравнение с жизнью и деятельностью профессорско-преподавательского состава подтверждает, что более успешными в жизни и ранее успешными оказались те, кто завел семью в студенческие годы. Отдельного внимания заслужили те, кто сохранил семью, брак от первой свадьбы до хрустальной, фарфоровой, «золотой».
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
-на примере выпускников лечебного факультета 2009 года студенческая семья находит большее признание у студентов и их родителей, что
выразилось в заметном увеличении общего количества созданных семей по сравнению с предыдущими годами;
- студенческая семья - особый вид молодой семьи, в которой оба или один из супругов в настоящее время является студентом или студенткой нашего университета;
- студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, так как супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;
- студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от родителей, так как единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;
- студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, так как не всем желающим учебные заведения дают возможность получить комнату в общежитии;
-администрации вуза, профсоюзной организации, советам молодежи и студенческим советам следует активно поддерживать инициативу студентов в создании семьи, начиная с первого курса, учитывая, что это будущая элита университета.
В связи с вышеизложенным, в разделе по воспитательной работе факультета вуза целесообразно планировать работу по созданию условий для образования большего количества студенческих семей. Работу со студентами можно начинать с 1 курса. В работе можно выделить несколько направлений.
Первое направление - обеспечение правовой грамотностью: знакомство студентов с семейным кодексом; с нормативно - правовыми документами; осведомление о нововведенных постановлениях и законах в данной области.Это реализуется путем организации семинаров по ознакомлению с нормативно - правовыми документами и Семейным Кодексом РФ. Члены общественных организаций (Союза молодежи, Студенческого совета,
профсоюзной организации) должны, по возможности, отстаивать права молодой студенческой семьи, выступать в качестве эксперта, определять методы допустимого компетентного вмешательства в решение их проблем. В своей работе члены общественных организаций обязаны опираться на различные нормативно-правовые акты, законы и прочее.
Второе направление - социальная помощь: решение проблемы
студенческих семей, работа со специалистами отдела по социальной защите; помощь студентам в поиске места работы.
Материальная помощь. Необходимо использовать механизм направления внебюджетных средств руководителями вузов на поддержку молодых семей.
Третье направление - тренинговая работа с семьей:
• групповая работа на этапе планирования семьи;
• практические советы психолога молодоженам; психологическая помощь в распределении круга обязанностей среди членов студенческой семьи; помощь в устранении конфликтных ситуаций в семье. Психолог по своему профессиональному предназначению должен стремиться по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, в поведении членов студенческой семьи, в их общении и таким образом, оздоровить окружающую микросреду,
• семейное консультирование; обеспечение разнообразия досуговой деятельности студенческих семей.
Четвертое направление - формирование семейных ценностей молодого поколения в системе воспитания.
В данном направлении необходимо запланировать ряд мероприятий, где сделан особый акцент на повышение статуса семьи, на формирование у
молодого поколения значимости семейных ценностей. Эта работа должна осуществляться общественными молодежными организациями. Для молодежных программ, посвященных студенческой семье, можно планировать такие мероприятия, как отмечать годовщину свадьбы, скажем, ситцевой (через год), бумажной (через 2 года) и так далее у семейных студентов. Устраивать конкурсы на «Лучшую семью». Приглашать представителей ППС поделиться своим семейным опытом. Открыть рубрику «Студенческая семья», «Наши дети» в газете «Медик». Отдать должное семейным династиям.
Совместно с Советом молодых ученых университета запланировать и провести межвузовскую научно-практическую конференцию «Молодая семья в современном обществе».
Пятое направление связать со спортом - развитие семейного спорта и, прежде всего, на базе современных спортсооружений.
Семейный спорт имеет ряд преимуществ с точки зрения воспитания детей, здоровья, сплочения всей семьи. Внедрить такие формы как университетские спортивные семейные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья» для семей ППС и студентов, интернов и клинических ординаторов.
Это сильное противодействие табакокурению, пивному фанатизму и т.п.
Семейные спортивные соревнования могут стать традиционными и входить в программу ежегодной летней и зимней спартакиады.
ON STUDENT FAMILIES AMONG ALUMNI OF THERAPEUTIC
COLLEGE T.G. Turchina, N.S. Gorbunov Krasnoyarsk State Medical University named after prof. Voino-Yasenetsky
Abstract. The paper is dedicated to families among therapeutic college alumni of 2009. The interview showed that in the current the number of student families doubled. The recommendations to maintain this rate are given.
Key words: student’s family, family with children, family without children.
Литература
1. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему /
Семья в России. - М., 1999. - № 1. - С. 30-40.
2. Демографическое будущее России / Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой М.: Изд-во "Права человека", 2001. - С. 1-10.
3. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной
России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2004. - С. 1-102
4. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М., 2002. - С. 1-108.