Научная статья на тему 'Динамика семейно-брачных отношений студенческой молодежи'

Динамика семейно-брачных отношений студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
921
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT'S FAMILY / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / ТРАДИЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / YOUTH / TRADITION / LIFE VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайленко Татьяна Николаевна

Цель. Проанализировать особенности студенческой семьи, рассмотреть факторы и тенденции динамики студенческой семьи в современном российском обществе, исследовать главные проблемы студенческих семей, разобрать основные направления совершенствования семейной политики со стороны государства и общественности. Методы и методология. В работе используются методы проблемного анализа, обобщения социологических наблюдений и исследований. Исследование осуществляется в методологической парадигме социокультурного подхода, базирующегося на принципах общественной обусловленности брачно-семейных ценностных установок. Результаты. Были выделены группы проблем, с которыми сталкиваются студенческие семьи. Также мы выяснили, что среди проблем студенческой семьи в современных российских условиях базисное значение имеют проблемы материально-бытового плана, связанные с низким уровнем дохода студентов и недостаточной государственной поддержкой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF STUDENTS FAMILY RELATIONS

Purpose. The purpose of this article is to analyze the characteristics of student families, to consider the factors and trends in student’s family in a modern Russian society, to explore main issues of students’ families, to consider the main directions of improvement of family policy by the government and the public. Methodology. We use the methods of problem analysis, synthesis of sociological observation and research. Research is carried out in the methodological paradigm of socio-cultural approach based on the principles of social conditioning of marriage and family value orientations. Results. They were identified groups of problems faced by students’ families. We also found that among the problems of student families in modern Russian conditions there are important basic material and social problems of the plan related to low-income students and the lack of state support for families.

Текст научной работы на тему «Динамика семейно-брачных отношений студенческой молодежи»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-66 УДК 314

ДИНАМИКА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Михайленко Т.Н.

Цель. Проанализировать особенности студенческой семьи, рассмотреть факторы и тенденции динамики студенческой семьи в современном российском обществе, исследовать главные проблемы студенческих семей, разобрать основные направления совершенствования семейной политики со стороны государства и общественности.

Методы и методология. В работе используются методы проблемного анализа, обобщения социологических наблюдений и исследований. Исследование осуществляется в методологической парадигме социокультурного подхода, базирующегося на принципах общественной обусловленности брачно-семейных ценностных установок.

Результаты. Были выделены группы проблем, с которыми сталкиваются студенческие семьи. Также мы выяснили, что среди проблем студенческой семьи в современных российских условиях базисное значение имеют проблемы материально-бытового плана, связанные с низким уровнем дохода студентов и недостаточной государственной поддержкой семьи.

Ключевые слова: молодежь; студенческая семья; традиции; жизненные ценности.

THE DYNAMICS OF STUDENTS FAMILY RELATIONS Mikhaylenko T.N.

Purpose. The purpose of this article is to analyze the characteristics of student families, to consider the factors and trends in student's family in a modern Russian society, to explore main issues of students ' families, to consider the main directions of improvement of family policy by the government and the public.

Methodology. We use the methods ofproblem analysis, synthesis of sociological observation and research. Research is carried out in the methodological paradigm of socio-cultural approach based on the principles of social conditioning of marriage andfamily value orientations.

Results. They were identified groups of problems faced by students 'families. We also found that among the problems of student families in modern Russian conditions there are important basic material and social problems of the plan related to low-income students and the lack of state support for families.

Keywords: youth; student's family; tradition; life values.

В современном информационном обществе, наряду с возрастающими возможностями материального обеспечения семьи, удовлетворения различных семейных функций и потребностей, возрастают угрозы стабильности семьи, увеличивается количество и разнообразие трансформаций традиционной семьи. Однако, несмотря на все эти трансформации «Семья является важнейшей общечеловеческой ценностью, в которой условия существования самого сообщества людей сообразуются с высокой социальной, природной и духовной целесообразностью. Семья является условием функционирования всей социальной структуры общества. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития» [7].

Реформы на рубеже тысячелетий неоднозначно отразились на российской семье, породили целый ряд негативных тенденций: 1) переход от многодетной к малодетной семье, 2) появление анормальных семей, 3) значительный рост неполных семей, 4) существенное падение благосостояния многих семей. Эти тенденции порождают девальвацию ценности семьи в российском обществе, искажение ее традиционной социокультурной идентичности, а также создают серьезную угрозу демографическому потенциалу страны «В то же время престиж семьи как малой социальной группы сохраняется в качестве одной из важнейших жизненных ценностей индивида. Противодействуя кризису целостности и социальной идентичности в современном российском обществе, семья является одним из внутренних стабилизаторов, которые удерживают общество в более-менее устойчивом состоянии и становятся духовным источником и механизмом общественной интеграции» [7].

Многие исследователи, подчеркивая социальную значимость семьи в российском обществе, отмечают необходимость научного системного подхода к данной проблематике. «Системный подход рассматривает семью как самостоятельную социальную систему, одновременно являющуюся частью более широких систем: ближайшего окружения, муниципального округа

и района, населения города, общества в целом. Системный подход предполагает, что семья -не только объект государственной поддержки и помощи, но, прежде всего, равноправный субъект взаимодействия с обществом, а отношения между семьей и обществом - это отношения взаимной ответственности» [2].

Молодежная семья является фундаментом демографического будущего страны. Крайне важное место в этой категории принадлежит студенческой семье.

Основными задачами нашего исследования являются:

1) проанализировать особенности студенческой семьи,

2) рассмотреть факторы и тенденции динамики студенческой семьи в современном российском обществе,

3) исследовать главные проблемы студенческих семей,

4) разобрать основные направления совершенствования семейной политики со стороны государства и общественности.

В нашей работе используются методы проблемного анализа, обобщения социологических наблюдений и исследований. Исследование осуществляется в методологической парадигме социокультурного подхода, базирующегося на принципах общественной обусловленности брачно-семейных ценностных установок.

При анализе студенческой семьи важно уточнить ключевые понятия: молодая семья и молодежная семья. Молодой семьей, согласно общепринятым подходам, считается семья со стажем до трех лет, при условии, что возраст супругов не превышает 30 лет. В частности такой подход зафиксирован в российском семейном законодательстве. Так, Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации» молодая семья (в том числе неполная молодая семья) это семья в первые 3 года, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая условию, что возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 30 лет.

Понятие молодежная семья частично пресекается по содержанию с понятием молодой семьи, но не совпадает целиком. Главным критерием молодежной семьи является молодежный возраст супругов. В разных странах возрастные границы молодежи варьируют. Например, в РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно, в Люксембурге верхняя граница 31 г., во Франции - 25. Согласно распространенным социологическим критериям: молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на

основе совокупности возрастных характеристик приблизительно от 16 до 30 лет. Данного подхода мы будем придерживаться в нашей работе. Таким образом, молодежная семья, в отличие от молодой семьи может иметь стаж и более трех лет. Общим для молодой и молодежной семьи является возраст обоих супругов до 30 лет. Если один из супругов старше 30 лет, то нельзя ее отнести ни к молодой, ни к молодежной семье. Студенческая семья, безусловно, относится к разновидности молодежной семьи, но также, в зависимости от стажа семейной жизни может быть отнесена и к молодой семье.

Характерным отличием студенческой семьи как категории молодежной семьи является высокий интеллектуальный уровень обоих супругов. Дискуссионным является вопрос, может ли быть отнесена семья, а которой один из супругов студент, а другой работающий. Мы считаем, что ключевым критерием студенческой семье является обучение обоих супругов в вузе. Наша позиция совпадает с позицией Муратовой Г.М.: «студенческая семья определяется как тип молодежной семьи, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения высшего учебного заведения, состоящие в официально зарегистрированном браке, и возраст супругов не превышает 25-ти лет. Отличие студенческой семьи от других типов семей в их активной деятельности в духовной сфере, в нацеленности на повышение образовательного и общекультурного уровня, на будущую профессиональную деятельность, в регулировании сексуальной жизни и досуга» [6].

Основными особенностями молодежной семьи являются:

1) неустойчивое материальное положение (так как оба супруга имеют невысокий уровень дохода и нуждаются в материальной поддержке родителей и государства),

2) малый опыт совместного проживания, нередко ведущий к бытовым конфликтам,

3) проблематичная психологическая и ролевая совместимость,

4) высокая социальная мобильность,

5) повышенная восприимчивость к позитивным и негативным факторам окружающей социальной среды,

6) проблемные отношения между поколениями (из-за совместного проживания с родителями).

Можно выделить ряд факторов, определяющих современную динамику молодежной, и, в частности, студенческой семьи. Шевченко А.Н. выделяет четыре группы таких факторов: «а) исторические условия, в ходе которых происходит развитие и формирование ценностных представлений о семье, взаимоотношениях в ней; б) культурно-идеологические условия; в) экономические условия, существенным образом влияющие на самочувствие семьи, её функ-

ционирование и развитие; г) информационные условия, которые на современном этапе социального развития информационных технологий, СМИ являются также одним из основных трансляторов созидания имиджа институтов семьи и брака» [8].

Не вызывает сомнения, что российские реформы на рубеже тысячелетий оказали ключевое влияние на российскую молодую семью. «Осуществление социальных реформ приводит к развитию процесса деинституционализации российской семьи, а также к усилению в ней неформального начала. Снижение уровня жизни населения в условиях непрекращающейся инфляции и усиления социальной дифференциации семей, а также во многом стихийный, «обвальный» по своему характеру процесс утверждения в российской среде демократических начал, весьма негативно сказываются на формировании положительных брачно-семейных ценностных установок» [7].

Резкий социокультурный переход российского общества от советского социалистического типа к либерально-буржуазному, происходящий в общем контексте западнической глобализации, так же существенно трансформировал российскую молодую семью. «При этом были потеряны ориентиры прошлого общества, но не созданы в должной мере ориентиры нынешнего» [7]. В результате всех этих процессов сформировался целый ряд неоднозначных тенденций трансформации молодой и студенческой семьи.

Некоторые специалисты оценивают современную ситуацию с российской семьей как кризисную: «В начале XXI в. семейные изменения приобрели такие количественные и качественные признаки, при которых состояние семьи как социального института можно квалифицировать как кризисное. Усиление отрицательных семейных изменений в современной России является следствием дезорганизации института семьи, непосредственно связанной с проявившимся несколько десятилетий назад кризисом ценностей семейного образа жизни» [7].

Шевченко отмечает, что «Проблемы семьи выступают своеобразным фокусом преломления всех социальных проблем общества. В качестве таковых отечественные ученые отмечают: снижение рождаемости; нестабильность семейно-брачных отношений; разрушение религиозных основ брака; ослабление принципа супружеской верности; развод; деформации социали-зационных процессов, нарушение социокультурной преемственности поколений, что составляет угрозу национальной безопасности страны [8].

Таким образом, мы можем выделить целый комплекс негативных тенденций молодой семьи. Одно из основных тенденций является снижение материального уровня жизни. «Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране» [1].

Второй тенденцией является девальвация семейных ценностей. «В результате традиционные семейные ценности - супружество, родительство (дети), прочность брака постепенно теряют в своей значимости, уступая место так называемым альтернативным ценностным ори-ентациям - профессиональной деятельности, карьерному росту, самостоятельно достигнутому социальному положению, личной и материальной независимости. В настоящее время все большее число людей отдает предпочтение самореализации во внесемейной сфере жизнедеятельности, профессиональной и социально-статусной сферах. С этим связана перспектива усиления самореализации личности и выдвижения на первый план психологической и духовно-культурной совместимости супругов в качестве основы супружеского благополучия» [7].

Третьей тенденцией является рост сексуальной эмансипации, которая имеет множество проявлений, например, увеличение количества разводов, превращение супружеских измен в обыденное событие, акцентуация сексуальности семейной жизни и т.п. «За последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. Отношения студенческой молодежи к добрачным связям непосредственно сказываются на дальнейших качественных и количественных показателях будущего поколения» [1].

Четвертой тенденцией является существенная деформация традиционной семьи. Появление неполных, однодетных, а иногда и бездетных семей. К ним присоединились как неотъемлемый компонент однополые семьи.

К пятой тенденции можно отнести нарушение социокультурной преемственности поколений и «обострение межпоколенческих отношений, обусловленные критическим и протестным отношением молодых к опыту старших поколений, сменой стиля жизни современных молодоженов, нежелание и неумение молодых разрешать конфликты, сотрудничать и искать компромиссы» [3].

Тенденции молодой семьи находят специфическое выражение в студенческой семье. Можно классифицировать проблемы студенческой семьи по разным принципам, например: 1 по сферам жизнедеятельности семьи (социальные и экономические, коммуникативно-психологические, материально-бытовые, культурно-воспитательные), 2 по социальному статусу семьи (высоко обеспеченные, малообеспеченные, среднего достатка), 3 по субъектам семейных отношений (супружеские проблемы, отношения между поколениями, отношение между семьей и социальной микросредой).

Агишева в своей работе «Проблемы студенческой семьи» выделила три группы проблем связанных с молодой студенческой семьей. «Первая группа проблем. Материальным положением неудовлетворенны все опрошенные семьи. Потребность в пополнении бюджета семьи

и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности - учебы. Материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Вторая группа проблем. Конфликты, как известно всем, бывают практически во всех семьях, независимо от того, студенческая семья или нет. Другое дело - причины конфликтов. Но, как мы видим по результатам исследования, причины конфликтов никак не связаны со статусом семьи. Мелкие бытовые конфликты бывают практически во всех семьях, ссоры по причине родителей или родственников одного из супругов, порой даже чаще происходят в семьях, где супруги уже вполне состоявшиеся личности.

Третья группа проблем - воспитание детей. Исследование показало, что основная масса опрошенных семей имеют детей. Основной проблемой для них может стать совмещение подготовки к занятиям с уходом за ребенком. У многих это занимает много сил и времени. В основном труднее приходится студентке, имеющей ребенка и плохо налаженный быт. Здесь на помощь приходят родители обоих супругов. У всех опрошенных во время учебы с детьми сидят мать, как супруга так и супруги. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку» [1].

Мы считаем. Что из всего круга проблем студенческой семьи в современных российских условиях базисное значение имеют проблемы материально-бытового плана, связанные с низким уровнем дохода студентов и недостаточной государственной поддержкой семьи.

Решение проблем молодой семьи длительное время оставалось на периферии государственного и общественного внимания. Однако, острота этих проблем, угрожающих нормальному воспроизводству поколений, ставит перед всем российским обществом и в особенности перед государством задачу разработки и реализации эффективной политики по поддержке молодых, и в частности, студенческих семей.

В отдельных регионах России местные власти предпринимают усилия по разработке реализации программ по поддержке молодой семьи. Так, например, в С.-Петербурге Комитет по социальной политике в 2012 году разработал Концепцию семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 годы [5]. В этом документе определены пять направлений поддержки молодой семьи.

Первое направление включает в себя: развитие системы семейного воспитания, образования, формирование семейных ценностей, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми [5].

Второе направление содержит меры по преодолению бедности, снижению социального неравенства и напряженности в обществе [5].

Третье направление связано с необходимостью укрепления здоровья - профилактики болезней, что активизирует развитие системы оказания доступной и качественной медицинской и социальной помощи, создание профилактических программ с целью образования и просвещения родителей и детей.

Четвертое направление - развитие социальных услуг для семей, включая формирование эффективной системы социального обслуживания семей и детей, которая направлена на оказание качественных социальных услуг организациями различных типов, видов и организационно-правовых форм в рамках государственного заказа и максимально приближена к месту проживания семей, доступна, отвечает их потребностям и укрепляет ресурсы семей разного типа [5].

Пятое направление связано с мобилизацией интеллектуальных, творческих и культурных ресурсов на уровне негосударственных организаций, общественных объединений, муниципальных советов, родительских сообществ для содействия всесторонней поддержке семьям с детьми [5].

Шестое направление включает меры по содействию в улучшении жилищных условий семей с детьми, в обеспечении жильем молодых семей, многодетных семей, семей с детьми-инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья; расширение фонда жилья, предоставляемого семьям по договорам социального найма [5].

Подобная программа принята в Ростовской области [4]. Руководство области видит решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений в следующих пунктах:

■ развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

■ пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования

в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

■ реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

■ повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка [4].

Эффективность региональных программ в поддержке молодой семьи определяется, во-первых, объемом материально-финансовых и кадровых ресурсов, направленное на их реализацию. Мы считаем, что, несмотря на вызванный экономическим кризисом экономические санкции экономические трудности современной России не могут быть основанием для отказа от разработки и реализации общероссийской программы по поддержке молодой семьи. Без этого страну ожидает углубление в демографический кризис и депопуляционных процессов.

Список литературы

1. Агишева Г.Н. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. ISBN 978-5-904804-06-0 URL: //http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part21.pdf (дата обращения 6.01.2015).

2. Безрукова О.Н. Самойлова В. А., Ивашкина Ю. Ю. Курганова Г. С. Трансформация моделей семьи и родительства и концептуализация семейной политик. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. ISBN 978-5-904804-06-0 URL: //http://www.ssa-rss.ru/files/File/ congress2012/part21.pdf (дата обращения 6.01.2015).

3. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. С. 16.

4. Концепция демографической политики Ростовской области на период до 2025 года.ИКЬ:// http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&itemId=133 (дата обращения 20.04.2015).

5. Концепция демографической политики Санкт Петербурга на период на 2012-2022 года. URL: // http://gov.spb.ru/helper/social/semejnaya-politika-v-sankt-peterburge/koncepciya-semej-noj-politiki-v-sankt-peterburge-na-2012-2022-gody/ (дата обращения 20.04.2015).

6. Муратова Г.М. Студенческая семья в условиях системных изменений российского общества.

Дисс . . . к. социол. н. - М., 2011.

7. Уварова В.А. Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - на-

чала XXI века. Дис ... к. социол. н. - Ростов-на-Дону, 2004.

8. Шевченко А.Н. Семья в условиях трансформации современного российского общества (со-

циологический анализ). Дисс. к. социол. н. - Новочеркасск, 2011.

References

1. Agisheva G.N. Sotsiologiya i obshchestvo: global'nye vyzovy i regional'noe razvitie [Sociology and Society: global challenges and Regional Development] Materials of the IV Ordinary All-Russian Congress of Sociology URL: //http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part21.pdf (accessed 6.01.2015).

2. Bezrukova O.N. Samojlova V. A., Ivashkina Ju. Ju. Kurganova G. S. Trans-formacija modelej sem'i i roditel'stva i konceptualizacija semejnojpolitiki [Transformation models of family and parenthood and conceptualization of family policy] Materials of the IV Ordinary All-Russian Congress of Sociology URL: //http://www.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part21.pdf (accessed 6.01.2015).

3. Bezrukova O.N. Sociologija molodezhi: Uchebno-metodicheskoe posobie. Fa-kul'tet sociologii SPbGU [Sociology of Youth: Study guide. St. Petersburg State University Department of Sociology] Publishing house S.-Peterb. University Press, 2004, p. 16.

4. Koncepcija demograficheskojpolitiki Rostovskoj oblasti naperiod do 2025 goda [The concept of demographic policy of the Rostov region for the period up to 2025] URL:// http://www.donland. ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&itemId=133 (accessed 20.04.2015).

5. Koncepcija demograficheskoj politiki Sankt Peterburga na period na 2012-2022 goda. [The concept of demographic policy of St. Petersburg in the period 2012-2022 year] URL: //http://gov.spb. ru/helper/social/semejnaya-politika-v-sankt-peterburge/koncepciya-semejnoj-politiki-v-sankt-peterburge-na-2012-2022-gody/ (accessed 20.04.2015).

6. Muratova G.M. Studencheskaya sem'ya v usloviyakh sistemnykh izmeneniy rossiyskogo obshche-stva [Student's family in terms of systemic changes in the Russian society]. - Moscow, 2011.

7. Uvarova V. A. Dinamika sistemy semeynykh tsennostey v rossiyskoy kul 'ture kontsa XX- nachala XXI veka [The dynamics of family values in Russian culture of the end XX - the beginning of XXI century]. - Rostov-on-Don, 2004.

8. Shevchenko A.N. Sem'ya v usloviyakh transformatsii sovremennogo rossiyskogo obshchestva (sotsiologicheskiy analiz) [Family in the conditions of transformation of a modern Russian society (sociological analysis)]. - Novocherkassk, 2011.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Михайленко Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры Иностранный языков

Донской Государственный Аграрный Университет

ул. Кривошлыкова 1, п. Персиановский, Ростовская область, 246493, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Mikhaylenko Tatiana Nikolaevna, senior lecturer of Foreign languages Chair Don State Agrarian University

1, Krivoshlikova street, Persianovskiy, Rostov region, 246493, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.