Научная статья на тему 'Ценности российского студенчества в семейно-брачных отношениях'

Ценности российского студенчества в семейно-брачных отношениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1313
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СФЕРЕ СЕМЬИ И БРАКА / ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / ШКАЛА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ / БРАЧНОСТЬ И РАЗВОДИМОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК / РОЖДЕНИЕ ПЕРВОГО РЕБЕНКА / ФОРМА СЕМЕЙНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергеев Радион Валентинович

В статье раскрываются социокультурные ценности и ценностные ориентации студенческой молодежи в тесной обусловленности их содержания экономическими, политическими, этническими, демографическими, культурными и иными процессами в жизни общества, их проявлениями в переходный период общественного развития на региональном уровне. Широко используется эмпирический материал, полученный в ходе социологических исследований в Республике Адыгея и Ростовской области в 20092010 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности российского студенчества в семейно-брачных отношениях»

УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.543.172:60.561.53 С 32

Р.В. Сергеев,

соискатель кафедры философии и социологии АГУ, г. Ростов-на-Дону, тел. 8 928 229

89 22, e-mail: [email protected]

Ценности российского студенчества в семейно-брачных отношениях

(Рецензирована)

Аннотация: В статье раскрываются социокультурные ценности и ценностные ориентации студенческой молодежи в тесной обусловленности их содержания экономическими, политическими, этническими, демографическими, культурными и иными процессами в жизни общества, их проявлениями в переходный период общественного развития на региональном уровне. Широко используется эмпирический материал, полученный в ходе социологических исследований в Республике Адыгея и Ростовской области в 2009- 2010 годах.

Ключевые слова: Ценности и ценностные ориентации в сфере семьи и брака, гражданский брак, шкала ценностей студентов, брачность и разводимость, студенческая семья, благоприятный возраст вступления в брак, рождение первого ребенка, форма семейной власти.

Социокультурные ценности в сфере семьи и брака, как и в других областях общественной жизни, подвергаются активному воздействию со стороны всех социальных институтов, утверждая новые подходы, принципы, ориентиры. Этот процесс становится особенно заметным в переходные этапы общественного развития, когда старые ориентации и ценности откровенно утрачивают свое влияние в общественном сознании, а новые еще только зарождаются, проходят своеобразное апробирование, испытание в социальной практике.

В этих условиях одни социальные группы и слои проявляют заинтересованность в утверждении новых норм и ценностей, другие же, напротив, всячески тормозят этот процесс, отстаивая традиционное как главный стабилизирующий и цементирующий фактор общественной жизни.

Студенческая молодежь в данной ситуации нередко демонстрирует противоречивые позиции, воспринимая ценности семьи и брака во взаимосвязи с утверждающимися в современном мире новыми приоритетами и стереотипами семейно-брачных отношений.

Ценностные ориентации студенчества как система ценностных установок складываются как под влиянием объективных, так и субъективных факторов. Детерминирующими объективными факторами являются характер производственных отношений, социальное положение, культурный уровень окружающей социальной и природной среды, система межличностных отношений, общественное мнение и др. Субъективные детерминирующие факторы связаны со степенью осознанности субъектом себя, своих потребностей и интересов, своего окружения и сложившихся социальных обстоятельств.

Ценностным ориентациям присуще такое внутреннее напряжение, которое способно пробудить желание, намерение, интерес, направленный на конкретный вид деятельности. Благодаря этим качествам ценностные ориентации способны выполнять определенную систему социальных функций. Во-первых, ценностные ориентации приобщают индивида, приспосабливают его к системе норм и ценностей данной социальной среды. Во-вторых, они способствуют самоутверждению личности, реализации ее дарований, социальных ожиданий. В-третьих, они обеспечивают гармонизацию внутреннего мира личности, систематизацию ее

знаний, норм, стереотипов.

Роль ценностей в структуре личности современного российского студента непосредственно связана с взаимодействием с внешней социальной средой, обусловливается связями личности. Соответственно отображаются и проблемы личной жизни. От того, как они понимаются на основе ценностных представлений, зависит поведение индивида в большинстве случаев обыденной жизни. Анализ данных эмпирических исследований, посвященных ценностным ориентациям, позволяет определить влияние ценностей на процесс социальной адаптации студентов.

Фундаментом всей ценностной системы, связанным многообразными сферами повседневной жизни студенчества, являются общезначимые ценности (первичные и вторичные). К первичным относятся нравственные и гражданские ценности, к вторичным -политико-правовые, социально-экономические и экологические. Непреходящую значимость в становлении личности современного студента имеют ценностные ориентации и ценности в сфере семьи и брака.

Главные тенденции, характеризующие тип современной семьи, социологи и демографы связывают с изменениями в системе ценностей, прежде всего, с ростом индивидуализма и рационализма. Это проявляется в уменьшении численности браков, распространении сожительств (когабитационных союзов), падении рождаемости, преобладании малодетных семей, увеличении числа внебрачных детей и распространении добровольной бездетности.

В конце 2009-начале 2010 года преподавателями, аспирантами и соискателями кафедры философии и социологии, а также студентами исторического факультета было проведено социологическое исследование по теме: «Ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере семейно-брачных отношений современной России». В ходе исследовании было опрошено всего 1028 респондентов различных факультетов АГУ и Новочеркасского колледжа строительства (Ростовская обл.). Возраст респондентов ограничивался рамками от 16 до 26 лет. Из них мужчин - 46,3%, женщин - 51,9%. Результаты исследований содержат интересные данные о специфике семейных ценностей студенческой молодежи и ее отношений к семье как социальному институту.

Отвечая на вопрос «Как вы считаете, необходимо ли создавать семью?», большинство респондентов (91,7%) ответили, что семья - важный и необходимый жизненный этап. Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Будущие супруги чаще всего знакомятся там, где проводят больше всего времени на работе и в процессе учебы. Затем там, где молодые люди живут, отдыхают или развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит совместное дело, общие интересы и соседство.

При этом различия в ответах на данный вопрос респондентов мужчин и женщин незначительные. Правда, другие вопросы, коррелируя по полу, дали более существенные различия. На вопрос «Общаетесь ли Вы с родителями на тему любви и подготовки к семейной жизни?» среди мужчин положительный ответ дали лишь 31,9%, а среди женщин -58,8%. Гражданскому браку сказали «нет» больше женщин, нежели мужчин (соответственно

- 30,1% и 20,4%).

В сознании студентов заметно укрепилось мнение о возможности добрачных сексуальных отношений («да» сказали 87,8% мужчин и 68,5% женщин). Полагаем, что это результат излишне откровенной популяризации так называемой «свободной любви», что не способствует утверждению в отношениях между полами высоких нравственных ценностей любви, взаимопонимания, уважения друг к другу.

На наш взгляд, вступлению в брак должен предшествовать длительный подготовительный период, включающий систему формирования социально-психологических установок личности, определяющую в целом ее эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества. Процесс этот требует комплексного воспитательного воздействия. Характерно, что результаты исследований показывают более раннюю готовность к браку девушек. Особое значение в этой системе отводится нравственной и психологической подготовке. Нравственная подготовка к браку - это

формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности перед семьей.

Психологическая подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.

Наиболее благоприятный возраст вступления в брак для девушек и юношей - 20-25 лет (56,7% и 64,9%). Однако 8% респондентов-юношей считают таковым возраст старше 30 лет, среди девушек этот возраст отметили как благоприятный для семьи лишь 1,3% опрошенных.

60,2% респондентов женского пола и 66,7% мужчин подчеркнули необходимость пышной свадьбы, указав при этом мотивацию - «это важное событие в жизни».

Отношение к рождению детей вне брака у студентов - мужчин и женщин различны (отрицательное отношение у 55,5% студенток и 60,8% студентов, положительное отношение продемонстрировали 34% женщин, 27,6%) мужчин).

В России, как и на Западе, за последнее время широко распространяется сожительство

— гражданский брак, когда мужчина и женщина живут вместе, ведут совместное хозяйство, воспитывают своих детей.

Гражданские браки уже перестали быть в российском обществе диковинкой. И хотя ученые еще затрудняются с их точным подсчетом, невооруженным глазом видно, что их становится все больше.

Незарегистрированные браки - явление для нашей страны далеко не новое. Они существовали на всем протяжении советской истории, просто говорить о них было не принято. А главное, штамп в паспорте был необходим человеку для более комфортного существования в советском обществе — для партийной и служебной карьеры, выезда за рубеж. С начала 90-х годов эти причины практически перестали быть актуальными и число браков стало уменьшаться. Однако, по мнению социологов фонда «Общественное мнение», это компенсировалось ростом доли неофициальных союзов.

Впервые официальные данные о распространенности незарегистрированных союзов в масштабах всей страны были получены во время переписи 2002 года. Выяснилось, что примерно 10 процентов заявленных браков незарегистрированы.

Исследования социологов свидетельствуют, что гражданские браки - это не только «молодежное увлечение»,

Незарегистрированные отношения есть во всех возрастах, но в разных соотношениях. Зависимость примерно такая: в молодом возрасте соотношение зарегистрированных и незарегистрированных браков 50 на 50, в старших возрастных группах доля сожительств снижается.

Согласно статистике, чаще всего после трех - пяти лет жизни в гражданском браке пара либо распадается, либо регистрирует свой союз. Однако считать гражданский брак только репетицией брака официального было бы неправильно. Для одних сожительство - это полноценная замена брачному союзу. Для других - это возможность проверить прочность чувств. Для третьих - до определенного срока удобный, но не заменяющий брак способ быть с близким человеком. При этом необходимо подчеркнуть, что степень ответственности партнеров в официальном и неофициальном браке все-таки различается.

Это не означает, что официальный брак счастливее, чем гражданский. Однако устойчивость брака все-таки находится в некоторой зависимости от того, зарегистрирован он или нет. В зарегистрированном браке люди вступают в юридические отношения друг с другом, и сам факт того, что также юридически придется регулировать разрыв, вероятно, во многом предотвращает спонтанные расставания.

Что привлекает людей в незарегистрированных браках?

Видимо, брак — это некая жестко установленная культурная модель: вот это должна делать жена, а вот это - муж. Незарегистрированные отношения все-таки предполагают несколько большую степень свободы личности каждого из партнеров.

Появившаяся у женщин возможность самой заработать на себя и ребенка также способствует распространению сожительств. Среди причин нелюбви к пресловутому «штампу» может быть и неудачный опыт официального брака. А вот беременность теперь далеко не всегда вынуждает партнеров отправиться в ЗАГС [1].

Анализ студенческих ответов на вопрос «Готовы ли Вы в случае беременности в гражданском браке сделать аборт?» показал, что 8,9% мужчин, к сожалению, сразу согласны послать женщину на аборт; 62,9% мужчин-респондентов дали отрицательный ответ. Среди девушек согласны на операцию 10,1% опрошенных, а 66,4% высказались против.

Отвечая на вопрос «Сколько должно быть в семье детей?» юноши и девушки дали почти одинаковые ответы: 72% респондентов - не более двух, 1% - не более одного, 21,5% -три и более.

Для 51,4% опрошенных юношей брак может мешать учебе, а среди женщин так считают 40,8%. Юноши полагают, что, вступив в брак, необходимо будет работать, чтобы обеспечить семью материально, а учебу придется откладывать на «потом».

На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что семья мешает творческой реализации человека?» положительно ответили 8,3% женщин и 7,4% мужчин; «наверное, мешает» - указали соответственно 12% и 10,5% респондентов, при этом затруднились с ответом 78,9% и 82,1% опрошенных, что свидетельствует о еще не сложившихся мировоззренческих позициях молодежи в отношении как семейной жизни, так и творческой деятельности.

Ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, должно укреплять семью?» показали, что наиболее важным фактором для студентов является «взаимопонимание, гармония чувств, общность интересов» (62,1% опрошенных мужчин и 69,8%) - женщин), значимость интимных отношений назвали 19,7% мужчин и 13,7% женщин, материальное благополучие указали 15,2% мужчин и 15,5% женщин. 3% студентов юношей и 1% девушек отметили, что наиболее важным фактором, укрепляющим семью, являются дети.

По мнению 70,6% опрошенных студенток, по форме власти семья должна быть демократической, где господствует равенство всех ее членов, однако студенты-мужчины предпочтение отдали патриархальной семье (55,4%), где главенствует «сильный пол».

В ходе исследования респондентам был предложен следующий перечень ценностей семьи и брака: любовь, интимные отношения, материальное благополучие, дети, избавление от одиночества, карьерный рост, положение в обществе, статус, взаимопонимание, одобрение окружающих, соблюдение традиций, обычаев.

Располагая эти ценности семьи и брака по степени значимости для каждого, респонденты сформировали шкалу ценностей, которая для мужчин и женщин имеет небольшие различия. Так, на первое место и мужчины, и женщины поставили «любовь», на втором месте для женщин - «взаимопонимание», для мужчин - «интим», на третьем месте -у мужчин и женщин - «дети», на четвертом месте - «материнский достаток» и т.д.

Радует, что в условиях упрочения рыночных отношений современного российского общества, где все больше во взаимодействиях между людьми утверждается слепой рационализм, неумеренная страсть к деньгам, «золотому тельцу», где все продается и покупается, студенчество остается сторонником высокой нравственности, искренних чувств любви, взаимопонимания в семейно-брачной сфере.

Идеальной моделью семейной жизни студенческой молодежи становится сочетание обоюдной ответственности мужа и жены за домашний очаг, интимности и доверительности супружеских и семейных отношений с определенной личностной независимостью, автономностью членов семьи. Для современного студента значима не только удачно сложившаяся семейная, частная жизнь, но и возможность реализовать себя в профессиональном, социальном плане, ощущать свою личностную значимость.

Примечания:

1. Российская газета. 2007. 11 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.