научный дебют
)
И.В. СЕРГЕЕВА, доцент Е.В. ШТАРК, ст. преподаватель Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Студенческая семья на факультете
Статья посвящена вопросам изучения студенческой семьи. Приведены данные обследования семейных пар, обучающихся на факультете фундаментального медицинского образования. Сделан вывод, что студенческая семья обладает потенциальной способностью к успешному функционированию при условии близости идейно-нравственных характеристик супругов.
Ключевые слова: студенческая семья, исследование семьи, брак зарегистрированный, брак не регистрированный, семья с детьми, семья без детей
В последние годы в России интенсивно принимаются программы по дополнительному обеспечению молодых семей. Реализуется очередной этап государственного проекта «Молодая семья», который действует с 2011 г. Все программы направлены на увеличение рождаемости и улучшение материального положения семей, в которых родители решаются на рождение двух и более детей. Особый интерес заслуживают студенческие семьи. В связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране проблема изучения студенческой семьи представляется весьма актуальной, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества [1; 2].
Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семейных студентов возрастает. Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администрации вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывают помощь и поддержку: выделяют места в общежитии, выдают денежные пособия, по
возможности создают условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Изменяется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов [1-3].
Под «студенческой семьей » мы подразумеваем семью, в которой один из супругов либо оба супруга являются студентами университета и состоят в каком-либо виде брачного союза (официально зарегистрированном или фактическом). В статье использованы данные анкетирования, которые проводились среди студентов 1-3-х курсов факультета фундаментального медицинского образования Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясе-нецкого.
Студенческая семья до сих пор остается сложным и малоизученным объектом. Последние исследования изучения студенческих семей проводились в 1988-1990 гг. в республике Беларусь. Студенческая пора - это не только пять-шесть безмятежных лет, когда «от сессии до сессии живут студенты весело », но и пора любви. Не случайно среди студенток распространена шутка, что слово «вуз» означает «выйти удачно замуж».
158 Высшее образование в России • № 10, 2013
С точки зрения администрации вуза студенческая семья имеет ряд положительных свойств. Брак благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение способствует формированию правильных ценностных ориентаций студента, развитию интеллектуальных и социальных потребностей. Немаловажно и то, что семейным студентам после окончания вуза легче строить трудовую деятельность и карьеру, так как не нужно отвлекаться на поиск партнера [4; 5]. При этом семейные люди предпочитают заполнять рабочие места в городах и районах края, т.к. наличие семьи сдерживает желание выпускников уехать из города. Не следует забывать, что во время обучения в вузе создать семью гораздо легче, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий).
В 2013 г. мы провели исследование среди студентов 1-3-х курсов факультета фундаментального медицинского образования. Среди 1647 студентов оказалось 175 семейных пар с зарегистрированным браком, 158 семейных пар без регистрации. В итоге определились 333 семьи.
В нашем исследовании студенческие семьи можно разделить на две группы: а) оба супруга - студенты нашего университета; б) в нашем университете учится один из супругов, а вторая половина работает или учится в другом вузе. Среди 333 семей - 76 пар относятся к первой группе, из 175 зарегистрированных такихсемей 38 (остальные - среди не зарегистрированных браков). В 256 семьях в нашем университете учится супруга, в 77 семьях - супруг. Мож-
но говорить, что в 76,8% инициативу по созданию семьи «взяли в свои руки » именно студентки нашего университета. Жителями г. Красноярска является 51 семейная пара, остальные пары являются приезжими. Из 175 зарегистрированных пар девять являются жителями г. Красноярска, остальные иногородние. Среди семейных пар 65 имеют в городе свои квартиры, 77 снимают жилье, 85 живут в общежитии, 106 -вместе с родителями. Источник доходов от родителей имеют 179 семей, у 53 семей доход обеспечивает один из супругов, у 101 семьи - оба супруга.
По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: семьи, имеющие детей (47) и не имеющие детей (286). Однако среди последних 12 семей уже планируют иметь детей и воспользоваться льготами по рождению ребенка и получению ипотеки на квартиру. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные (респонденты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные проблемы, а также трудности, связанные с уходом за ребенком).
В ходе исследования было выяснено, что семья не является препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Большинство семейных студентов (60%) учатся на «хорошо» и «отлично».
Из проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы.
• На факультете фундаментального медицинского образования создание студенческой семьи приветствуется как студентами, так и их родителями.
• Студенческая пара отличается большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, так как супруги объединены общими интересами и взглядами.
• Студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, так как единственный источник ее доходов -стипендия или другой заработок.
Научный дебют
159
Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая другая молодая семья, но жилищный вопрос стоит в этом случае особенно остро: далеко не всем желающим учебные заведения могут предоставить комнату в общежитии. Администрации вуза, профсоюзной организации, советам молодежи и студенческим советам следует активно поддерживать инициативу студентов в создании семьи, уделять этому вопросу должное внимание в воспитательной работе со студентами. Члены общественных организаций (Союз молодежи, Студенческий совет, профсоюзная организация) должны отстаивать права молодой студенческой семьи, выступать в качестве экспертов, определять формы допустимого компетентного вмешательства в решение ее проблем. Кроме того, необходимой мерой
поддержки студенческой семьи является создание в вузе службы психологической помощи.
Литература
1. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях
трансформации российского общества // Социол. исследования. 2003. № 7. С. 19.
2. Климантова Г.И. Государственная семей-
ная политика современной России: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2004. 191 с.
3. Карцева Л.В. Горожане об облике совре-
менной молодой семьи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1. С. 12-18.
4. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное
пособие. М.: Дашков и Ко, 2004. 238 с.
5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отно-
шений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
Е.С. ЯЦЕНКО, доцент И.К. ТИНИНА, студентка Алтайский государственный университет
Эргономический аспект
педагогической
деятельности
Эмпирическая основа статьи - материалы проведенного исследования факторов производственной и эргономической среды химического факультета Алтайского государственного университета. Полученные данные могут использоваться при организации рабочих мест преподавателей, способствуя предотвращению ряда заболеваний, повышению эффективности их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное здоровье, производственные факторы, аттестация рабочих мест, эргономика, оценка эргономичности среды преподавателей вуза, эпюры
Здоровье профессорско-преподавательского состава вуза является одним из важнейших условий эффективной образовательной деятельности. Профессиональное здоровье определяется как «свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всехусловиях профессиональной деятельности» [1]. Факторы производственной среды оказывают
влияние на работоспособность человека и состояние его здоровья. Целью научной организации труда является снижение степени опасного влияния условий труда на человеческий организм и создание удобных и комфортных условий для производственной деятельности. Решение этих вопросов связано с установлением контроля за соблюдением соответствующих нормативов, регулирующих условия труда, а также с разработкой и реализацией мер защиты ра-