^ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
о СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ФИНАНСОВОГО РЫНКА
Ю.П. КАЛМЫКОВ
зам. директора института краткосрочных программ Финакадемии, профессор кафедры «Экономика предприятия»
Глобальный экономический кризис, первопричиной которого явились потрясения на финансовом рынке, со всей очевидностью показал некомпетентность и несостоятельность многих профессиональных участников рынка ценных бумаг, отсутствие у руководителей и персонала должной ответственности за принимаемые решения. В результате инвесторам и престижу финансового рынка нанесён непоправимый ущерб, для восстановления которого потребуются многие и многие годы.
Отсюда следует, что необходимо принять меры по усилению государственного регулирования финансового сектора и его реформированию, включая пересмотр существующих норм и правил по подготовке специалистов финансового рынка.
Как известно, подготовка кадров для финансового рынка имеет не только и не столько количественную, сколько качественную сторону. От уровня профессиональной грамотности участвующих в эмиссии и обращении ценных бумаг напрямую зависят объёмы привлечения инвестиций в экономику страны, надёжность функционирования фондового рынка и других, связанных с ним финансовых институтов.
Организация подготовки кадров для финансового рынка регулируется рядом нормативных правовых актов, в том числе Положением о специалистах финансового рынка, утверждённым Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.04.2005 № 05-17/173-Н. Положением определены: квалификационные требования к специалистам финансового рынка; порядок проведения аттестации; виды специализации в области финансового рынка; порядок ведения реестра аттестованных лиц; порядок и основания аннулирования квалификационных аттестатов.
Выход данного Положения в свет был встречен с одобрением участниками финансового рынка, так как оно снимало ряд ранее существовавших жёстких ограничений по доступу граждан и юридических лиц на рынок ценных бумаг, включая необходимость прохождения переподготовки или сдачи дополнительного экзамена для лиц, которые владели квалификационным аттестатом свыше одного года или не работали по основному месту в организации, имеющей право деятельности на рынке ценных бумаг. Сюда же можно отнести и такие решения ФСФР, как отмена специализации по корпоративным финансам и отказ от установления квалификационных требований для членов коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и т.п.) организации - участника рынка ценных бумаг.
Перечисленные и другие решения по либерализации подготовки специалистов для профессиональных участников финансового рынка позитивно сказались на его становлении и развитии. Однако с течением времени, эти послабления наводнили рынок ценных бумаг малоквалифицированными кадрами и даже криминальными элементами. Не случайно финансовые пирамиды и финансовые схемы по обману населения стали далеко не редким явлением, вызывая острые социальные конфликты и недоверие населения к финансовым институтам.
Возникает вопрос, что необходимо сделать, чтобы поднять качество подготовки специалистов финансового рынка?
Здесь могут быть разные подходы и предложения - от умеренных до радикальных. Однако во всех случаях это требует широкого обсуждения как в научной среде, так и среди специалистов-практиков. Слишком большой будет цена принятия ошибочного решения.
Мы полагаем, что действующую систему подготовки кадров для финансового рынка разрушать нельзя. Вместе с тем, она требует ряда существенных корректировок, целью которых является:
а) повышение требований к специалистам финансового рынка и профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
б) усиление контроля со стороны Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг за соблюдением принятого порядка подготовки кадров для фондового рынка;
в) введение механизма возмещений ущерба и вреда по операциям с ценными бумагами.
О чём конкретно идёт речь? Прежде всего, необходимо внести изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № Э9-ФЗ от 22.04.1996 г., касающиеся прав саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг в части подготовки кадров для фондового рынка.
В статье 49 данного Федерального закона записано: «Саморегулируемая организация вправе осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты».
В то же время, Федеральным законом возложены на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг обязанности и требования (ст. 44 и ст. 50) по контролю за соблюдением своими членами принятых правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами.
Отсюда следует, что в лице саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг мы имеем исполнительный и надзорный орган, когда по определению не может быть соблюдена должная объективность в оценке деятельности специалистов на фондовом рынке. Учитывая это, следует, на наш взгляд, отменить право саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг на исполнение функций по аттестации специалистов финансового рынка.
Вряд ли оправдано осуществление саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и функции по обучению граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, поскольку эти организации не обладают высококвалифицированным преподавательским составом и современными технологиями ведения учебного процесса.
Обоснованность постановки вопроса об отмене права саморегулируемых организаций профес-
сиональных участников рынка ценных бумаг на обучение граждан принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты может быть подтверждена правовыми нормами, заложенными в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Данным законом не дано право саморегулируемым организациям арбитражных управляющих проводить обучение, принимать экзамены и выдавать свидетельства гражданам на право заниматься арбитражной практикой.
Выполнение данных функций законом возложено на аккредитованные высшие учебные заведения и Федеральный орган исполнительной власти по осуществлению контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и самих арбитражных управляющих.
Важно здесь отметить, что специалисты саморегулируемых организаций арбитражных управляющих охотно приглашаются в аккредитованные вузы для ведения преподавательской и консультационной деятельности, что способствует повышению качества учебного процесса и его связи с практикой. Этот опыт можно использовать и применительно к специалистам саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В статье 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» № Э9-ФЗ от 22.04.1996 г. записано: «За нарушение данного федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации. Вред, причинённый в результате нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации».
Как показывает практика, случаи возмещения вреда специалистами финансового рынка, причинённого ими в результате непрофессионального ведения дела, крайне редки, поскольку это требует сложных и длительных судебных разбирательств. В результате, многие случаи нанесения специалистами финансового рынка ущерба и вреда физическим и юридическим лицам остаются безнаказанными, что существенно ослабляет законность и дисциплину ведения дел на фондовом рынке.
Учитывая это, было бы целесообразно:
а) ввести обязательное страхование ответственности специалистов финансового рынка за причинённый ущерб и вред физическим и юридическим лицам при осуществлении операций с ценными бумагами на фондовом рынке;
б) обязать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных
бумаг обеспечивать формирование источников средств для возмещения убытков, причинённых её членами при осуществлении своей деятельности на фондовом рынке.
Положительный опыт функционирования такого механизма экономической ответственности уже есть и прописан в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. Данным законом введено обязательное страхование ответственности арбитражных управляющих за убытки, причинённые должнику, кредитору и третьим лицам при исполнении арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей.
Что касается материальной и финансовой ответственности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, то в статье 22 данного закона, посвящённой правам и обязанностям этих организаций, записано: «Обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причинённых её членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего».
Важным шагом на пути обеспечения грамотными кадрами рынка ценных бумаг стала бы разработка и выпуск в свет нового Положения о специалистах финансового рынка, предусматривающего повышенные требования к работникам профессиональных участников фондового рынка и ужесточения порядка их аттестации.
Известно, что выдаваемые специалистам финансового рынка квалификационные аттестаты на право работать с ценными бумагами имеют бессрочный характер. Эта норма была введена в действие Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24.12.2003 г. № 03-47/ПС и включена без каких-либо ограничений и условий в действующее Положение о специалистах финансового рынка, утверждённое Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.04.2005 г. № 05-17/ПЗ-Н.
Получается, что специалисты финансового рынка, получившие квалификационные аттестаты более 5 лет назад, имеют право сегодня и в будущем совершать сделки с ценными бумагами, вести депозитарную деятельность и деятельность по управлению инвестиционными, паевыми и негосударственными пенсионными фондами. С таким положением нельзя согласиться по ряду причин.
Во-первых, за последние годы произошли качественные изменения в финансовом законодательстве, затрагивающие прямо или косвенно функционирование финансового рынка.
Во-вторых, глобальный финансовый кризис внёс существенные коррективы в состав участни-
ков финансового рынка за счёт вынужденных банкротств, поглощений и слияний.
В-третьих, государством принята и реализуется антикризисная программа, включающая в себя и ужесточение регулирования фондового рынка.
Наличие перечисленных и других факторов требует, чтобы лица, владеющие квалификационным аттестатом более одного года, прошли перерегистрацию в реестре аттестованных лиц, который ведёт Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом должны быть учтены новые требования, которые отсутствуют в действующем Положении о специалистах финансового рынка. Речь идёт о следующих требованиях:
- работа претендента по основному месту в организации, деятельность которой соответствует специализации, указанной в его квалификационном аттестате;
- отсутствие судимости за преступления в сфере экономики;
- прохождение курсов повышения квалификации или сдача дополнительного квалификационного экзамена.
Следует отметить, что предлагаемые нами повышенные требования к претендентам на получение квалификационных аттестатов не новы. Они впервые были реализованы еще в Положении о специалистах рынка ценных бумаг, утверждённом Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24.12.2003 г. № 03-47/ПС и действовали до выхода Положения о специалистах финансового рынка, утверждённого Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам № 05-17/ПЗ-Н от 20.04.2005 г.
Наряду с введением повышенных требований для получения квалификационных аттестатов следовало бы ограничить и срок их действия. Например, не более трёх лет со дня выдачи. Как показывает опыт аудиторов, бухгалтеров и налоговых консультантов, ограничение сроков действия разрешительных документов на право заниматься профессиональной деятельностью способствует повышению их заинтересованности постоянно поддерживать должный уровень квалификации по избранной сфере деятельности.
Дискуссионным остаётся вопрос, необходимо ли иметь специалистам финансового рынка высшее образование? По действующему Положению о специалистах финансового рынка требование о наличии высшего образования распространяется на ограниченное их число, а именно, лишь на отдельные категории персонала профессиональных участников рынка ценных бумаг:
а) лиц, которые выполняют функции единоличного исполнительного органа организаций,
осуществляющих деятельность на финансовом рынке;
б) заместителей единоличного исполнительного органа, осуществляющих руководство самостоятельными и структурными подразделениями, исключительной функцией которых является выполнение одного или нескольких видов деятельности на финансовом рынке;
в) руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений организаций, в должностные обязанности которых входит непосредственное осуществление деятельности на финансовом рынке;
г) работников, отвечающих за осуществление внутреннего контроля в организациях, ведущих работу на финансовом рынке.
Таким образом, для основной части работников (персонала) профессиональных участников рынка ценных бумаг, квалификационные требования не предусматривают наличия высшего образования. К ним, в частности, относятся следующие специалисты:
- осуществляющие сделки с ценными бумагами от имени организации и за её счёт, от имени клиентов и за счёт клиентов, от имени организации и за счёт клиентов на торгах у организатора торговли на рынке ценных бумаг;
- осуществляющие сделки и/или операции с денежными средствами и/или ценными бумагами в интересах учредителя управления;
- подтверждающие результаты клиринга и раскрытие информации по итогам торгов;
- осуществляющие операции, связанные с переходом права собственности на ценные бумаги по лицевым счетам зарегистрированных лиц и по счетам депо клиентов;
- подписывающие исходящие документы по операциям, связанным с управлением имуществом акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или имуществом, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений и др.
Приведённый выше перечень видов работ, выполняемых специалистами рынка ценных бумаг, свидетельствует как о достаточно высокой их сложности, так и о большой ответственности специалистов перед клиентами за совершение финансовых операций. Другими словами, для качественного исполнения перечисленных функций требуется высокий уровень профессионализма и такой же высокий уровень образования.
Необходимость наличия высшего экономического или юридического образования у специалистов рынка ценных бумаг демонстрируют и экзаменационные вопросы, утверждённые Федеральной
службой по финансовым рынкам, для сдачи базового и квалификационных экзаменов по видам специализации. В их составе достаточно много таких, которые требуют изучения специальных дисциплин, преподаваемых исключительно в высших профессиональных учебных заведениях.
Безусловно, в перечне функций профессиональных участников рынка ценных бумаг есть и такие, для выполнения которых (кроме технических) не требуется высшее образование. Для таких специалистов следует разработать и утвердить отдельный перечень вопросов по базовому экзамену и экзаменам по специальным видам деятельности с выдачей им при успешной аттестации особого, отличного от специалистов с высшим образованием, квалификационного аттестата.
В действующем Положении о специалистах финансового рынка отсутствует специализация «корпоративные финансы», которая ранее существовала и имела свой особый статус в части требований к персоналу, выполняющему функции по данному виду деятельности. Так, в Положении «О специалистах рынка ценных бумаг», утверждённом Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24.12.2003 г. № 03-47/ ПС и специалистам рынка ценных бумаг по корпоративным финансам в дополнение к требованиям, установленным для других специалистов рынка ценных бумаг, требовалось иметь высшее экономическое или юридическое образование либо учёную степень кандидата или доктора экономических или юридических наук.
Включение ФКЦБ в перечень специализаций корпоративных финансов и установление повышенных квалификационных требований к специалистам, выполняющим эти функции, мотивировалось особо важной ролью корпоративных ценных бумаг в расширении базы финансового рынка. Мы считаем, что это было правильным и перспективным решением, учитывая необходимость реализации задач по повышению качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 23.06.2008 г., в котором определены основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2009-2011 годах, записано: «Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий».
Выполнение данной задачи, как и задачи по привлечению в реальный сектор экономики частных инвестиций, в т.ч. зарубежных, требует организации на предприятиях грамотной квалифика-
ционной работы по подготовке привлекательных проспектов эмиссии ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке. Это означает, что для интересов дела следовало бы вернуть в перечень специализаций по обслуживанию финансового рынка специализацию «корпоративные финансы» с установлением к специалистам финансового рынка, выполняющим функции по этому виду деятельности, повышенных квалификационных требований.
Одной из мер по повышению качества подготовки кадров для финансового рынка могло бы стать обязательное участие ответственных представителей Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг при приёме квалификационных экзаменов в аккредитованных учебных центрах. Такой порядок установлен при сдаче экзаменов гражданами на право вести арбитражную деятельность. В ст.29 Федерального закона «О несостоятельности и банкротстве» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. в части прав и обязанностей Регулирующего Федерального органа записано: «Участвует в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена». Для реализации этой законодательной нормы Регулирующий Федеральный орган издаёт специальное распоряжение о создании комиссии по приёму теоретического экзамена в составе представителей Регулирующего органа и представителей аккредитованной обучающей организации с правом решающего голоса председателя экзаменационной комиссии, назначенного Регулирующим органом.
Введение такого порядка при приёме квалификационных экзаменов у соискателей на право вести профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг существенно повысит контроль Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг за подготовкой кадров для фондового рынка.
Важной мерой в этом направлении стало бы и принятие решения Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о запрете на обучение, приём квалификационных экзаменов и выдачу квалификационных аттестатов организациям, созданным на основе частного капитала. В стране достаточно государственных высших профессиональных учебных заведений, которые имеют все требуемые условия для подготовки специалистов финансового рынка и ориентированы не на извлечение прибыли, а на подготовку высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства. Одним из таких высших учебных заведений является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», которое имеет все необходимые условия для качественной подготовки специалистов финансового рынка и располагает большими возможностями по расширению данного вида образовательной деятельности, в том числе в регионах.
Реализация предложенных нами мер по совершенствованию регулирования финансового рынка будет способствовать укреплению его надёжности и привлекательности для инвесторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.1996 г.
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.
3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23.06.2008 г.
4. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.04.2005 № 05-17/173-Н «Положение о специалистах финансового рынка.
5. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24.12.2003 № 03-47/ПС «Положение о специалистах финансового рынка».