Научная статья на тему 'К вопросу о статусе саморегулируемых организаций управляющих компаний паевых инвестиционных фондов'

К вопросу о статусе саморегулируемых организаций управляющих компаний паевых инвестиционных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

511
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
саморегулируемые организации / некоммерческие организации / некоммерческое партнерство / государственное регулирование / управляю¬щая компания / паевой инвестиционный фонд / коллективные инвестиции / рынок ценных бумаг / Федеральная служба по финансовым рынкам / Национальная лига управляющих^ self-regulating organizations / noncommercial organizations / noncommercial partnership / state regulation / managing company / participatory shares investments foundation / collective investments / stock market / Federal Service on Financial Markets / National League of Managers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осташевич И. О.

В современной России стало тенденцией развитие саморегулирования с целью минимизации государственного регулирования и достижения более высоких стандартов ведения профессиональной деятельности. За последнее время было вве¬дено обязательное членство в саморегулируемых организациях для строитель¬ных компаний, аудиторских организаций, оценщиков, арбитражных управляю¬щих и т.д. В статье рассматривается специфика саморегулируемых организаций управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, дан анализ положений ФЗ «Об инвестиционных фондах», регламентирующих деятельность данных са¬морегулируемых объединений. Рассмотрены основные направления деятельнос¬ти и перспективы развития первого в России объединения управляющих компа¬ний Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a trend in modern Russia to develop self-regulation with purpose to decrease state regulation and with aim of reaching of higher standards of professional activity. For some time past obligatory participation of development, audit, estimator organizations, and court-appointed managers, etc. in selfregulating organizations was established. An article reviews specification of selfregulating organizations of managing companies of participatory shares investments foundations, there is an analysis of clauses of FL “Of Investments Foundations” that regulates activity of given self-regulating units. Main directions of activity and prospects of evolution of the first unit of managing companies in Russia – Noncommercial Partnership “National League of Managers”, is examined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о статусе саморегулируемых организаций управляющих компаний паевых инвестиционных фондов»

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

В современной России стало тенденцией развитие саморегулирования с целью минимизации государственного регулирования и достижения более высоких стандартов ведения профессиональной деятельности. За последнее время бышо введено обязательное членство в саморегулируемых организациях для строительных компаний, аудиторских организаций, оценщиков, арбитражных управляющих и т.д. В статье рассматривается специфика саморегулируемых организаций управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, дан анализ положений ФЗ «Об инвестиционных фондах», регламентирующих деятельность данных саморегулируемых объединений. Рассмотрены основные направления деятельности и перспективы развития первого в России объединения управляющих компаний - Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих». Ключевые слова: саморегулируемые организации, некоммерческие организации, некоммерческое партнерство, государственное регулирование, управляющая компания, паевой инвестиционный фонд, коллективные инвестиции, рынок ценных бумаг, Федеральная служба по финансовым рынкам, Национальная лига управляющих.

В современной профессиональной деятельности стало тенденцией развитие саморегулирования, которое характеризуется добровольным соблюдением определенных правил ведения деятельности субъектами правоотношений. Правила и стандарты устанавливаются саморегулируе-мой организацией, которая выступает профессиональным объединением самостоятельных субъектов определенной сферы деятельности. Саморегулирование, чаще всего, образуется и развивается дополнительно к государственному регулированию. Указанные виды регулирования в совокупности призваны обеспечить достижение высоких стандартов ведения профессиональной деятельности.

Саморегулирование имеет ряд преимуществ по сравнению с административно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти. Правила, устанавливаемые саморегулируемыми организациями, быстрее адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, чем нормы, устанавливаемые государством, поскольку процедура внесения изменений существенно проще. Помимо этого, внедрение саморегулируемых организаций позволяет государству осуществлять контроль не за каждым отдельным субъектом непосредственно, а за деятельностью саморегулируемых организаций, что существенно упрощает выполнение

контрольных функций, дает возможность осуществлять более качественный контроль, и к тому же, позволяет сократить государственные расходы на содержание чиновников.

В российском законодательстве саморегулируемые организации впервые упоминаются в Постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12.07.1995 г. №3, которым было утверждено Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Определение саморегулируемой организации дано в статье 48 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг». В 2007 г. был принят Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», нормы которого в значительной мере повторяют правила, предусмотренные Модельным законом «О саморегулируемых организациях», принятым на пленарном заседании Межпарламентской ассоциации государств-участ-ников СНГ 31.10.2007 г. Между тем, принятие общего нормативного правового акта о саморегулируемых организациях не исключает необходимости отдельных законов о саморегулировании субъектов профессиональной деятельности (нотариусов, адвокатов, оценщиков, аудиторов, арбитражных управляющих и т.д.) и предпринимательской деятельности (строителей, различных инвестиционных институтов и др.).

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. была отмечена необходимость передачи «негосударственному сектору функций, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять»1. Передача государственных функций негосударственному сектору — это современная тенденция, свойственная развитым демократическим странам. Такая позиция главы государства дает основания полагать, что государственная политика по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на рыночные и профессиональные отношения будет продолжена.

Саморегулируемые организации в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» определяются как некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Следует отметить, что российское законодательство не рассматривает саморегулируемую организацию как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации. Кроме того, саморегулируемые организации могут создаваться только в форме некоммер-

ческих организаций, предусматривающих членство. К таким организациям относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», закрепивший правовой статус саморегулируемых организаций как нового правового института, не распространяется на деятельность саморегулируемых организаций управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Такое выделение обусловлено специфической сферой деятельности названных организаций. Специфика отношений не позволяет использовать единые универсальные средства регламентации деятельности саморегулируемых организаций. В связи с этим, правоотношения, возникающие в сфере деятельности саморегулируемых организаций управляющих компаний, определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. Применительно к деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов таким является Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Саморегулируемая организация управляющих компаний паевых инвестиционных фондов в ФЗ «Об инвестиционных фондах» определяется как некоммерческая организация, имеющая соответствующее разрешение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, основанная на членстве управляющих компаний. В данном определении нет указания на добровольный характер объединения, «тем не менее ФЗ «Об инвестиционных фондах» не связывает членство в саморегулиру-емой организации управляющих компаний с требованиями, предъявляемыми к деятельности управляющей компании и лицензированием такой деятельности, что является безусловным достоинством закона»2.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулиремой организации управляющих компаний паевых инвестиционных фондов только после получения соответствующего разрешения, выданного Федеральной службой по финансовым рынкам России. Для этого в Федеральную службу по финансовым рынкам России должны быть представлены заявление, а также правила и стандарты, установленные организацией и обязательные для исполнения всеми ее членами. Перечень документов не ограничен ФЗ «Об инвестиционных фондах», оставляя возможность для активного нормотворчества уполномоченного органа.

Саморегулируемая организация, являясь некоммерческой, согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Федеральный закон «Об инвестицион-

ных фондах» дублирует данное положение, указывая, что получение прибыли не является основной целью саморегулируемой организации управляющих компаний. Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов. Представляется, что данное дублирование нормативных предписаний неоправдано.

На основе анализа ст.ст. 57, 58 ФЗ «Об инвестиционных фондах» выделим функции саморегулируемых организаций управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Одной из основных функций является разработка обязательных для своих членов правил и стандартов осуществления деятельности, которые должны соответствовать требованиям, установленным ст. 59 ФЗ «Об инвестиционных фондах». Стоит отметить, что указанный в законе перечень требований федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг не является исчерпывающим. Это, с одной стороны, позволяет не менять закон при появлении новых требований, а с другой, может создать для саморегулируемых организаций проблему при регистрации.

Саморегулируемые организации управляющих компаний паевых инвестиционных фондов вправе контролировать соблюдение своими членами установленных правил и стандартов осуществления деятельности. Порядок осуществления такого рода контроля определяется внутренними документами саморегулируемой организации. При этом саморегулируемая организация осуществляет контроль по собственной инициативе, на основании обращений органов государственной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов.

В целях реализации контрольных полномочий саморегулируемая организация вправе проводить проверки жалоб и заявлений инвесторов, содержащих информацию о нарушениях, а также вправе направлять своим членам для исполнения предписания об устранении нарушений и ликвидации их последствий. В связи с этим, саморегулируемая организация должна предусмотреть определенные виды дисциплинарной ответственности, основания и порядок их применения с тем, чтобы впоследствии иметь возможность регулировать деятельность членов саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация управляющих компаний паевых инвестиционных фондов вправе получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Федеральной службой по финансовым рынкам России. К проведению плановых выездных проверок управляющих компаний, являю-

щихся членами саморегулируемой организации, в обязательном порядке привлекаются уполномоченные работники соответствующих саморегулируемых организаций. Указанные особенности проведения проверок управляющих компаний, являющихся членами саморегулируемых организаций, были задуманы с целью дать дополнительную защиту управляющим компаниям от неправомерных и необоснованных действий проверяющего органа. Но на практике не стоит надеяться на крепкую защиту саморегулируемой организации, поскольку такая организация сама подконтрольна Федеральной службе по финансовым рынкам и врядли желает испортить отношения с компетентным в данной сфере органом власти.

Саморегулируемые организации управляющих компаний вправе осуществлять обучение граждан в сфере деятельности управляющих компаний. В случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной Федеральной службой по финансовым рынкам России, то она вправе также принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты. Условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установлены Приказом Федеральной по финансовым рынкам России от 08.08.2006 г. № 06-87/пз-н. Никаких приве-легий для управляющих компаний, являющихся членами саморегулируемых организаций, данным актом не установлено.

Саморегулируемые организации управляющих компаний вправе направлять в Федеральную службу по финансовым рынкам России ходатайство о выдаче лицензии управляющим компаниям, являющимся членами саморегулируемой организации. Порядок лицензирования деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами регламентируется ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Установленные данным законом требования к процедуре лицензирования управляющих компаний не содержат упоминания о ходатайстве саморегулируемой организации. Помимо этого, Федеральная служба по финансовым рынкам является самостоятельным органом власти и при принятии каких-либо решений должна руководствоваться исключительно Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ. Отсюда можно сделать вывод о том, что ходатайство саморегулируемой организации о выдаче лицензии своим членам не является обязательным для федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В настоящее время статус саморегулируемой организации имеет только одно объединение управляющих компаний—Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (далее — НП «Национальная лига управляющих»). Разрешение на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации было выдано НП «Национальная лига управляющих» Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг России распоряжением № 1848/р от 27.12.2002 г. Учредителями НП «Национальная лига управляющих» стали 10 крупнейших управляющих компаний России (Управляющая компания «УралСиб», Управляющая компания «Альфа-Капитал», Управляющая компания «НИКойл» и др.), на настоящий момент членами НП «Национальная лига управляющих» являются 69 из 455 управляющих компаний паевых инвестиционных фондов3.

Вступление в НП «Национальная лига управляющих» позволяет управляющей компании повысить информационную открытость и прозрачность своей работы, преодолеть информационный вакуум, что позволит привлечь новых инвесторов. Одновременно с этим, каждая организация-член НП «Национальная лига управляющих» обязуется в своей деятельности следовать нормам профессиональной этики, правилам и стандартам, выработанным НП «Национальная лига управляющих» как саморегулируемой организацией управляющих компаний.

Членами НП «Национальная лига управляющих» могут быть юридические лица, разделяющие цели данной организации, способные своими силами содействовать достижению этих целей, признающие ее устав, внесшие вступительный взнос и намеренные вносить членские и целевые взносы на нужды саморегулируемой организации. Прием в члены НП «Национальная лига управляющих» осуществляется на основании письменного заявления, при предоставлении учредительных документов и иных необходимых документов, а также при условии уплаты вступительного взноса в соответствии с внутренними документами НП «Национальная лига управляющих». Вступительный взнос составляет 200 тыс. руб., ежемесячный взнос — 15 тыс. руб. Стоит отметить, что данные расходы управляющим компаниям необходимо оплачивать из собственных денежных средств, не используя имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

Имея довольно большой перечень направлений деятельности в своем уставе, по существу, основным видом деятельности единственной в России саморегулируемой организации управляющих компаний является оказание информационной, методической, технической и правовой поддержки. Безусловно, НП «Национальная лига управляющих» как первая

саморегулируемая организация выполняет важную функцию в отрасли. Например, анализ практики применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, инвестиционных фондах и коллективных инвестициях дает возможность членам НП «Национальная лига управляющих» находить решения в сложных и противоречивых ситуациях. Но все же, специфика саморегулируемых организаций заключается в том, что они имеют реальное значение только в случае, когда на основании закона к ним переходят отдельные полномочия по осуществлению государственного управления. А этого в сфере коллективных инвестиций на данный момент не произошло.

НП «Национальная лига управляющих» вправе направлять предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, инвестиционных фондах и о коллективных инвестициях в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иные органы государственной власти, регулирующие осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами. Так, НП «Национальная лига управляющих» подготовила ряд предложений по развитию отрасли коллективных инвестиций, направленых на расширение состава активов паевых инвестиционных фондов, на повышение спроса на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и модернизацию технологий работы управляющих компаний. Первая в России саморегулируемая организация управляющих компаний прилагает усилия для продвижения этих идей, в том числе на нормативно-правовом уровне. Предложения по совершенствованию законодательства формируются исходя из аккумуляции мнений специалистов саморегулируемой организации, основаны на опыте работы членов саморегулируемой организации и, с большой вероятностью, могут эффективно повлиять на развитие отрасли коллективных инвестиций. Но, к сожалению, лишь малая доля была реализована на законодательном уровне.

Уставом НП «Национальная лига управляющих» закреплено право данной некоммерческой организации сотрудничать с участниками финансового рынка, не являющимися членами НП «Национальная лига управляющих», а также с их объединениями и союзами. Стоит отметить, указанное направление деятельности достаточно активно реализуется. НП «Национальная лига управляющих» были подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Фондовой биржей РТС (06.12.2002 г.), Национальной фондовой ассоциацией (10.11.2003 г.), Ассоциацией развития финансовых коммуникаций (20.05.2005 г.), Украинской ассоциацией инвестиционного бизнеса (14.06.2006 г.), Ассоциацией строителей России

(22.05. 2009 г.) и др. В большинстве случаев, указанные соглашения содержат общую организацию взаимодействия сторон в области развития рынка коллективных инвестиций и каких-либо конкретных действий не предусматривают.

НП «Национальная лига управляющих» является аккредитованной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг организацией, осуществляющей аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В связи с этим, члены данной саморегулируемой организации вправе рассчитывать на получение скидок при оплате за участие в ряде мероприятий (конференции, учебные курсы и т.д.), а также на услуги, предоставляемые как НП «Национальная лига управляющих», так и организациями-партнерами (например, учебный центр Международного финансового центра). Для примера, управляющие компании, являющиеся членами НП «Национальная лига управляющих» вправе рассчитывать на предоставление скидок на оплату прохождения обучающих курсов и на участие в семинарах (скидка — 10%), а также на оплату сдачи квалификационных экзаменов для специалистов финансового рынка всех серий (скидка — 30%). Учитывая высокую стоимость указанных услуг (например, стоимость прохождения базового курса специалиста финансового рынка — около 20 тыс. руб.), предоставляемая скидка является экономией для управляющих компаний, желающих повышать профессиональный уровень своих сотрудников.

Несмотря на указанные преимущества от членства в саморегулируемой организации, данные профессиональные объединения управляющих компаний в ближайшее время не заменят государственное регулирование. В первую очередь это связано с тем, что государство врядли ослабит контроль в сфере финансов, тем более в условиях мировой экономической нестабильности. «В стране, которая не имеет никаких традиций в области самоорганизации бизнеса, нет никаких предпосылок для появления демократичных и независимых саморегулируемых организаций, отражающих интересы большинства своих членов»4. Во-вторых, саморегулированию в России не под силу избавить хозяйствующих субъектов от чрезмерного административного давления и бюрократии, поскольку «саморегулируемые организации легко трансформируются в придаток официальной власти»5.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации: Речи и выступления. http://2002.kremlin.ru/events/510.html

Oficial’nyj veb-sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii: Rechi i vystuplenija. http:// 2002.kremlin.ru/events/510.html

2 См.: Дорохша Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства // СПС КонсультантПлюс. 2009.

Sm.: Dorohina E.G. Pravovoe regulirovanie upravlenija v sisteme bankrotstva // SPS Konsul’tantPljus. 2009.

3 По данным НП «Национальная лига управляющий) - URL: http://www.nlu.ru/ uk-members.htm.

Po dannym NP «Nacional’naja liga upravljajuwih» - URL: http://www.nlu.ru/uk-members.htm.

4 Романихш A.B. Саморегулирование по-российски // Законодательство и экономика. 2004. № 3. С. 35.

Romanihin A.V. Samoregulirovanie po-rossijski // Zakonodatel’stvo i jekonomika. 2004. № 3. S. 35.

5 Соколова O.C. Правовые основы саморегулирования // Юрист. 2008. № 4.

С.10.

Sokolova O.S. Pravovye osnovy samoregulirovanija // Jurist. 2008. № 4. S.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.