Научная статья на тему 'О снижении ставки акциза на алкоголь'

О снижении ставки акциза на алкоголь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКЕРО-ВОДОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LIQUOR AND VODKA INDUSTRY / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / СТАВКА АКЦИЗА / EXCISE TAX / ALCOHOL PRODUCTION / EXCISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урумбаева Р. Н.

В статье показано, что высокая действующая ставка акциза на алкогольную продукцию создает экономическую мотивацию для ее нелегального производства. Приведен расчет экономического эффекта от снижения ставки акциза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Decreasing the Excise Rate on Alcohol

The tax policy as one of the main tools of government regulation is considered in the paper. It is demonstrated that the high current excise rate on alcoholic production creates economic motivation for illegal manufacturing. The calculation of the positive economic effect from lowering the excise rate is given.

Текст научной работы на тему «О снижении ставки акциза на алкоголь»

В статье показано, что высокая действующая ставка акциза на алкогольную продукцию создает экономическую мотивацию для ее нелегального производства. Приведен расчет экономического эффекта от снижения ставки акциза.

Ключевые слова: ликероводочная промышленность, налоговая политика,

ставка акциза

О снижении ставки акциза на алкоголь

Р. Н. УРУМБАЕВА,

Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: [email protected]

В ликероводочной отрасли, как ни в какой другой, переплетены экономические интересы государства, производителей и потребителей. Ее специфика, заключающаяся в большой социальной и бюджетной значимости производимой продукции, обусловливает необходимость рассмотрения результатов деятельности ликероводочных предприятий с учетом интересов всех сторон. Это предопределяет социально-экономический характер эффективности данных предприятий и отрасли в целом, а также необходимость государственного вмешательства в функционирование рынка алкогольной продукции.

Одним из основных инструментов государственного регулирования отрасли является налоговая политика. Так, в 2009 г. ставка акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию составила 191 руб. за 1 л безводного спирта, а в пересчете на бутылку водки - 38,20 руб. за 0,5 л. Такая высокая ставка акциза стимулирует нелегальное производство алкоголя; «экономия» на акцизе для нижнего ценового сегмента составляет почти 50% от себестоимости одной бутылки водки объемом 0,5 л.

1 Вниманию участников легального алкогольного рынка //Ликероводочное производство и виноделие. - 2009. - № 5. - С. 28.

Несмотря на то, что расчетная цена на водку не может быть менее 85,9 руб. за 0,5 л1, в магазинах можно встретить крепкую алкогольную продукцию стоимостью от 48 руб. В частности, в г. Саратове через розничную сеть магазинов реализуется водка по цене 57,2 руб. Это, в первую очередь, свидетельствует о нелегальном заводском производстве продукции. Подобная нелегально произведенная водка, возможно, и является качественной и не представляет угрозы для жизни потребителей, но при этом ее выпуск наносит большой урон бюджету.

Исходя из размера нелегального рынка водки и ликерово-дочных изделий, учтенных в статистике продаж, можно сделать вывод о том, что ежегодно государство недополучает огромные суммы акциза (табл. 1).

Таблица 1

Собираемость акцизов и потери бюджета от его невыплат в 1997-2009 гг., млрд руб.

Показатель 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 I пол. 2009

Сумма

акцизов,

посту- 94 12 5 21 4 26 2 35 7 42 7 48 0 59 0 52 7 55 4 66 4 65 4 28,6

пивших

в бюд-

жет

Объем недополученных акцизов 29,2 31,0 32,2 33,1 28,7 28,9 36,7 47,4 57,8 63,3 57,6 57,6 35,4

Источник: Блинов М. В. О необходимости реформирования алкогольного рынка //Налоговый вестник. 2008. №4. С. 6; Письмо Союза производителей алкогольной продукции председателю правительства РФ Путину В. В. URL: www.spap.ru

В качестве меры по увеличению общей суммы собираемых акцизов используется ежегодное повышение размера ставки

за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Так, с 2001 г. она увеличилась более чем в два раза: 2001 г. - 88,2 руб., 2002 г. - 98,8; 2003 г. - 114,0; 2004 г. - 135,0; 2005 г. - 146,0; 2006 г. - 159,0; 2007 г. - 162,0; 2008 г. - 173,5; 2009 г. - 191 руб.

При действующей ставке акциза легальные производители алкоголя не в состоянии конкурировать с теневиками. И больнее всего это бьет по производителям водки эконом-класса - в основном, региональным ликероводочным заводам. Таким образом, рынок крепких алкогольных напитков, учитываемый в статистике официальных продаж, распределен между нелегальными производителями и федеральными компаниями, ориентированными большей частью на средний сегмент реализации алкоголя и выше.

Бизнес-сообщество давно предлагает снизить ставки акциза до 100 руб., но тому есть немало противников среди политиков и общественных деятелей.

Существует мнение, что ситуация, когда ежегодно «утаивается», а затем «легализуется» при реализации более 30% произведенного в России алкоголя, невозможна без поддержки коррумпированных чиновников. То есть при желании государство могло бы взять контроль в свои руки, но вместо конкретных действий уже на протяжении многих лет мы наблюдаем непродуманную политику в отношении алкогольного рынка. Примерами могут служить и многолетнее отсутствие единого федерального органа по контролю за рынком алкоголя2, и внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы, растянувшееся на несколько лет, и непродуманная акцизная политика.

Часто в алкоголизации российского населения обвиняют производителей, призывая к запрету производства и продажи алкоголя. На наш взгляд, в России преобладает «северный тип» потребления алкоголя, при котором преимущество отдается более крепким напиткам, таким как водка и самогон, с одновременно высокими разовыми долями их приема внутрь, поэтому запрет на его производство может вызвать всплеск

2 Указ президента РФ № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» был принят 31 декабря 2008 г.

186

ЭКО

самогоноварения и подпольного розлива из несоответствующих спиртовых материалов. То есть нелегальный выпуск качественной заводской водки будет просто невозможен; сформируется новый подпольный рынок, который будет производить алкоголь сомнительного качества.

Нет сомнений в том, что водка эконом-класса необходима для удовлетворения спроса со стороны малоимущего населения. Если государство и дальше будет продолжать политику повышения акцизов, то результатом, скорее всего, станет вытеснение с рынка легальных производителей продукции нижнего ценового сегмента либо их переход «в тень». Бюджет в таком случае будет продолжать терять порядка 50 млрд руб. ежегодно.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации целесообразно снизить ставки акциза, что позволит легальным производителям занять лидирующее положение. Так, при снижении ставки акциза до 100руб. за 1 л безводного спирта доля акциза в минимальной цене на бутылку водки объемом 0,5 л составит 35%, а ее цена не будет превышать 57,54 руб. (табл. 2).

Таблица 2

Структура минимальной цены на бутылку водки объемом 0,5 л, руб.

Показатель При действующей ставке акциза в 191 руб.* При снижении ставки акциза до 100 руб.

Прямые затраты на одну бутылку в минимальной комплектации 10,73 10,73

Затраты производителя, не менее 4,00 4,00

Рентабельность производителя (15%) 2,21 2,21

Акциз 38,20 20,00

НДС (18%) 9,93 6,65

Минимальная оптовая надбавка (10%) 6,51 4,36

Минимальная розничная надбавка (20%) 14,31 9,59

Конечная стоимость 85,89 57,54

* По данным Экспертного совета по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При этом разница в сборе акциза будет компенсироваться за счет увеличения налогооблагаемой базы, если легальный алкоголь вытеснит с рынка незаконно произведенную продукцию (табл. 3).

Таблица 3

Расчетный экономический эффект от снижения ставки акциза до 100 руб. за 1 л безводного спирта в 2003—2007 гг., млрд руб.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 I пол. 2009

Сумма акцизов, поступивших в бюджет 48,018 52,038 52,689 55,400 66,400 65,400 28,600

Расчетная сумма

акцизов, исходя

из объема продаж и ставки акциза в 100 руб. за 1 л безводного спирта 86,560 88,240 81,440 78,880 73,840 72,480 33,600

Экономический

эффект от снижения ставки 38,542 36,202 28,751 23,480 7,440 7,080 5,000

акциза

На наш взгляд, положительный экономический эффект от снижения ставки акциза очевиден. Кроме того, он позволит региональным ликероводочным заводам наладить производство и сбыт местной алкогольной продукции эконом-класса и вытеснить с рынка продукцию нелегальных производителей.

188

ЭКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.