экономика и управление
51
УДК 339.166.8:658.62:663.2/.5
эффективность государственного регулирования и факторы обращения аддиктивных товаров: состояние и перспективы
Скоков Роман Юрьевич, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, Волгоградский государственный
аграрный университет, Волгоград, Россия
Расширение спектра товаров, вызывающих привыкание, нарастание отрицательных эффектов их потребления, институ-ционализация теневой деятельности свидетельствуют о низкой эффективности государственного регулирования. Целью исследования является изучение специфики влияния основных детерминантов на спрос и предложение аддиктивных товаров для разработки практических рекомендаций повышения эффективности их государственного регулирования. С 1992 по 2015 г. установлено ограниченное действие закона спроса к изменению цены по видам алкогольной продукции. Алкогольная продукция в России менее доступна, чем в других странах, однако потребление выше. На рынках аддиктивных товаров увеличение числа покупателей ограничивается искусственным и естественным путем. Значительным детерминантом предложения легальных аддиктивных товаров является цена, из состава которой свыше 75% уплачивается государству в виде акциза. Уклонение производителями от уплаты налогов позволяет получать сверхдоход и увеличивать предложение. Акцизную нагрузку несут потребители. Между ее изменением и теневой деятельностью преобладает прямая зависимость. Эффективность использования институциональной силы государства - около 45%. С учетом выявленной специфики механизма обращения аддиктивных товаров сформированы предложения для повышения эффективности государственного регулирования.
Ключевые слова: аддиктивные товары; детерминанты спроса и предложения; государственное регулирование; институциональная сила.
The Government Regulation Efficiency and Factors of Addictive Goods Circulation: Current State and Prospects
Skokov Roman Yu, PhD (Economics), associate professor of the Management Department, Volgograd State
Agrarian University, Volgograd, Russia
The expansion of the range of goods that cause addiction, the growth of negative effects of their consumption and institutionalization of shadow activities highlight the Low effectiveness of the government regulation. The purpose of the research was to study the influence of the main determinants on the supply and demand of addictive goods to develop practical recommendations for increasing the effectiveness of government regulation. Between 1992 and 2015, it was established that the law of demand has a limited effect on the change in prices by types of alcoholic products. Alcohol products in Russia are less affordable than in other countries but the consumption is higher. In the markets of addictive goods, the increase in the number of buyers is limited by artificial measures and in the natural way. A significant determinant of the legal addictive goods supply is the price in which more than 75% is paid to the state as the excise. The evasion from paying taxes by producers allows them to receive super-profits and increase the supply. The excise burden is borne by consumers. Changes in the burden and the shadow activity are in the direct relationship. The effectiveness of using the government institutional power is about 45%. Taking into account the revealed specifics of the mechanism for the addictive goods circulation, measures to improve the government regulation efficiency are proposed. Keywords: addictive goods; determinants of supply and demand; state regulation; institutional strength.
Расширение спектра товаров, вызывающих привыкание, нарастание отрицательных индивидуальных и общественных эффектов их потребления, институционализация теневой деятельности свидетельствуют о недостаточной эффективности государственного регулирования спроса и предложения аддиктив-ных1 товаров.
Для решения вопросов государственного регулирования производства, оборота, розничной продажи и потребления аддиктивных товаров необходимо учитывать особенности формирования спроса и предложения на их рынках, включая эластичность спроса [1] и предложения, ценовую доступность, неценовые детерминанты спроса и предложения, распределение налоговой нагрузки между производителем и потребителем и т.д.
детерминанты2 спроса и государственное регулирование
На практике устойчивым выводом экономических исследований спроса на основные аддик-тивные товары является демонстрация обратной связи между их приобретением и ростом цен.
В табл. 1 представлены сводная характеристика действия закона спроса3 и оценка его эластичности4 по цене на различные виды алкогольной продукции в России в 1992-2015 гг.
Действие закона спроса на все виды алкогольной продукции ограничено, поскольку с 1992 по 2015 г. в среднем 10 лет из 23 связь между ценой и спросом прямая, т.е. с изменением цены спрос изменяется в том же направлении. Таким образом, на легальном рынке водки и ликерно-водочных изделий в течение 13 лет изменение цен и спроса происходит в разных направления и 10 лет — в одном.
Уровни чувствительности спроса к изменению цены различны по видам алкогольной продук-
1 От лат. addicere — присуждать, приговорить; англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность. Прилагательное, производное от существительного «аддиктивность», — это способность вещества или/и действия вызывать зависимость у потребителя.
2 Факторы, обусловливающие то или иное явление.
3 Обратная связь между ценой и величиной спроса.
4 Показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. При эластичном спросе он изменяется больше, чем цена.
ции. Измерение степени ценовой эластичности или неэластичности спроса на различные виды алкогольной продукции проведено при помощи коэффициента
е/ =Аш,
АР / Р
где дО, ^ — изменение количества и цены реализуемой продукции;
(, Р — средние значения соответствующих величин.
С 1992 по 2015 г. спрос на вина, коньяк и пиво более эластичный (в среднем 15 лет из 23 спрос эластичный), чем на водку и ликеро-водочные изделия (13 лет из 23 спрос эластичный). Эластичность спроса на нелегальную водку заметно выше (19 лет из 23 спрос эластичный), чем на легальную (13 лет из 23 спрос эластичный). Причиной тому может быть большая чувствительность к изменению цен низкодоходных групп населения, которые преобладают в данном сегменте.
Противоречивость полученных результатов подтверждает, что гипотезу неэластичности в потреблении аддиктивных товаров можно применить только к группе полностью зависимых потребителей [2].
Таким образом, государство, увеличивая ставку акциза, не всегда может ожидать роста поступления в бюджет или сокращения потребления и негативных последствий, поскольку совокупный спрос может не измениться, а спрос на легальную продукцию — сократиться за счет переориентации на нелегальный сектор.
Опираясь на методологический подход К. Мак-коннелла и С. Брю [3, с. 64-70], рассмотрим специфику влияния неценовых детерминантов рыночного спроса на покупку аддиктивных товаров.
1. Доход потребителя. В табл. 2 сравнивается прожиточный минимум со среднедушевыми денежными доходами населения России.
Если из суммы ежемесячного дохода исключить расходы, входящие в прожиточный минимум человека, то получится, что для 12-20% населения аддиктивные товары являются недоступными. На данную низкодоходную группу населения приходится значительная доля потребления аддиктивных товаров, как правило, нелегально произведенных или суррогатов. Поэтому недо-
Таблица 1
действие закона спроса и его эластичность на алкогольную продукцию в России
вид алкогольной продукции Годы связь между ценой и спросом, лет дуговая эластичность спроса, лет
обратная прямая эластичная неэластичная единичная
Водка и ликероводочные изделия, в том числе: 1992-2015 12 11 12 10 1
легальные 1992-2015 13 10 13 10
нелегальные 1993-2015 11 11 18 4
Виноградные и плодовые вина 2000-2015 11 4 10 5
Коньяк 1992-2015 13 10 16 7
Шампанские и игристые вина 1992-2015 15 8 13 10
Пиво 1992-2015 13 10 15 8
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 2
сравнение прожиточного минимума со среднедушевыми денежными доходами населения России
Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Величина прожиточного минимума населения, руб. 5144 5902 6209 6705 7326 8234 9452
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу), в том числе с доходами в месяц, руб.: 100 100 100 100 100 100 100
до 5000,0 12,2 9,4 7,3 5,7 4,2 3,3 2,4
от 5000,1 до 7000,0 10,9 9,4 8,1 6,8 5,6 4,8 3,8
от 7000,1 до 9000,0 10,8 9,8 8,9 7,9 6,8 6,1 5,1
от 9000,1 до 12 00,0 14,2 13,6 12,9 12 10,8 10 8,9
от 12 000,1 до 15 000,0 11,3 11,3 11,3 10,8 10,3 9,9 9,2
от 15 000,1 до 20 000,0 13,4 14,1 14,6 14,6 14,5 14,4 14
от 20 000,1 до 25 000,0 8,6 9,5 10,2 10,7 11,2 11,4 11,6
от 25 000,1 до 30 000,0 5,6 6,4 7,1 7,8 8,4 8,8 9,2
от 30 000,1 до 35 000,0 3,7 4,4 5 5,7 6,3 6,7 7,2
от 35 000,1 до 40 000,0 2,5 3,1 3,6 4,1 4,7 5,1 5,6
от 40 000,1 до 50 000,0 6,8 3,8 4,5 5,4 6,3 7 7,9
от 50 000,1 до 60 000,0 5,2 6,5 3,1 3,8 4,2 4,9
свыше 60 000,0 5,4 7,1 8,3 10,2
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
ступность легальной алкогольной продукции по административным причинам или из-за высоких цен приводит к массовым отравлениям суррогатами потребителей с низким уровнем дохода: антисептиками и дезинфицирующими жидкостями «Экстрасепт», «Антисептин», «Антин» и др., в 2006 г.; спиртосодержащим парфюмерно косметическим средством «Концентрат для ванн «Боярышник» в 2016 г.
В классической теории рациональные потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета, оптимально выбирая сочетание количества и цены товара. Аддиктивный потребитель, когда теряет возможность увеличить доход каким бы то ни было легальным способом, прибегает к криминальным источникам.
Совместно пара детерминантов доход-цена характеризует ценовую доступность аддиктивных товаров. В табл. 3 показано соотношение средней ежемесячной заработной платы и цены на крепкий алкоголь.
Крепкая алкогольная продукция в России менее доступна, чем во многих развитых странах, в том числе со схожим стереотипом потребления, однако уровень ее потребления выше.
2. Число и состав покупателей. На рынках аддиктивных товаров увеличение числа покупателей ограничивается искусственным и естественным путем. Искусственные барьеры устанавливаются государственными и общественными институтами. Только естественный барьер создается по объективным причинам ухода потребителей с рынка: вследствие отравления, передозировки, самоубийства, гибели в криминальных разборках, попадания в тюрьму и пр. В данном случае прирост числа покупателей достигается продавцами вследствие применения ими агрессивного маркетинга: упрощенное вхождение на рынок при помощи более легких наркотиков (например, жевательных резинок с наркотическими веществами), бесплатной первой дозы, продажи спиртосодержащих косметических средств через автоматы (например, автоматы «Боярка», «Боярин»), вовлечения в прямые продажи зависимых потребителей, труд и риски которых оплачиваются аддиктивным товаром, и др. Наиболее уязвимыми группами населения становятся дети, молодежь, женщины.
3. Цены на сопряженные товары. Аддиктивные товары являются взаимозаменяемыми и взаимодополняющими. Приведет ли изменение цены на сопряженный взаимозаменяемый товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый товар, зависит от того, на какой стадии болезненного привыкания находится потребитель.
4. Потребительские предпочтения. На потребительские вкусы в современном обществе значительно влияют реклама, мода. Для подавления их стимулирующего воздействия на потребление аддиктивных товаров государство ужесточает административные ограничения и запреты на их рекламу. Наследственные и другие врожденные предпочтения играют важную роль в аддиктив-ном поведении и заслуживают внимания в анализе принятия решений. М. Пономарева в числе факторов потребления алкоголя молодыми людьми выделяет негативные психологические условия (стресс) [5].
5. Прошлое потребление и ожидания. В традиционной экономической теории рассматриваются факторы потребительского ожидания, способные изменить текущий спрос на товар, как будущие цены на товар [6], будущий доход потребителя. На рынках аддиктивных товаров они дополнены детерминантами прошлого потребления и будущих последствий потребления, которые вытекают из BGM-модели теории рационального потребления Г. Беккера, М. Гроссмана и К. Мэрфи [7].
На рынках аддиктивных товаров следует преодолеть ориентацию государства на фискальную цель акцизного налогообложения. Увеличение цены акцизами должно носить целевой характер — обеспечивать компенсацию отрицательных эффектов для общества и подавлять спрос на аддиктивные товары.
детерминанты предложения и государственное регулирование
Государственное регулирование является самой значительной детерминантой величины предложения аддиктивного товара, поскольку может активно либо пассивно воздействовать практически на любой из факторов предложения, заставляя кривую предложения смещаться.
Таблица 3
ценовая доступность крепкой алкогольной продукции
страна средняя заработная плата в 2011 г., евро в месяц средняя цена на крепкий алкоголь в 2011 г., евро за 1 литр соотношение заработной платы и цены
Россия 571 10 57
Швеция 2576 43 60
Словакия 780 13 61
Чехия 990 12 81
Венгрия 1213 15 83
Финляндия 3111 29 108
Дания 2947 26 115
Польша 1320 11 120
Португалия 1712 14 121
Великобритания 3118 25 125
Франция 2462 15 163
Нидерланды 3007 18 163
Бельгия 2784 16 170
Австрия 2746 15 182
Германия 2980 12 255
Источник: составлено автором по данным [2, 4].
На рынках аддиктивных товаров цена, являясь детерминантой предложения, выступает непосредственным индикатором экономической заинтересованности не столько предпринимателя, как на рынках обычных товаров, сколько государства, которому в цене принадлежит значительная составляющая в виде акциза.
В структуре минимальной отпускной цены производителя водки в 2017 г. (165 руб. за 0,5 л) доля косвенных налогов (акциз и НДС) составляет около 76% (125 руб.), себестоимости около 18% (30 руб.), прибыли около 6% (10 руб.).
На рис. 1 представлена динамика изменения величины акцизной нагрузки на покупателя крепкой алкогольной продукции и уровня скрытой
деятельности. Расчет акцизной нагрузки (Еь) осуществлен по формуле
Е =е + гаТе 400%,
где Е — акциз, руб.; УЛТЕ — налог на добавленную стоимость с акциза, руб.; Р — потребительская цена единицы продукции, руб.
На протяжении четырнадцати из двадцати трех лет связь между уровнем акцизной нагрузки и скрытой деятельностью прямая.
В соответствии с исследованиями, опирающимися на теорию А. Лаффера, при ставке свыше Нст = 0,368 начинается падение налоговых сборов
90 80 70 60 50 40 30 20 10
Т---г
о> -Цг ТГ -°> сР тг °о Я? Ч? Цг <?Г °<Г °> УЭ Ю V <? О V <г
годы
Теневая деятельность в России,% ~i(~ Акцизная нагрузка,%
Рис. 1. Динамика изменения акцизной нагрузки и скрытой деятельности в ликероводочной отрасли
160 140 120 100 80 60 40 20
/п Л) Ли
^ Легальный рынок крепкой алкогольной продукции ^"Нелегальный рынок крепкой алкогольной продукции Всего рынок крепкой алкогольной продукции Всего рынок алкогольной продукции ^-Линейная (Легальный рынок крепкой алкогольной продукции) ^-Линейная (Нелегальный рынок крепкой алкогольной продукции) Линейная (Всего рынок крепкой алкогольной продукции) Линейная (Всего рынок алкогольной продукции)
Рис. 2. Динамика рынка алкогольной продукции, дкл абс. алк.
Таблица 4
сравнение действующей и эффективной ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию
Год действующая ставка акциза за 1 л безводного спирта, руб. Эффективная ставка акциза за 1 л безводного спирта, руб. Эффективная ставка в % к действующей ставке
1998 50 12 23
1999 60 21 35
2000 84 30 35
2001 88 41 46
2002 99 48 49
2003 114 53 46
2004 135 47 35
2005 146 60 41
2006 159 65 41
2007 162 84 52
2008 174 85 49
2009 191 81 43
2010 210 97 46
2011 231 104 45
2012 277 151 54
2013 400 223 56
2014 500 256 51
2015 500 311 62
Источник: оценка автора по данным Налогового кодекса РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики.
[8, с. 142-143]. В период 2011-2015 гг. акцизная нагрузка составила в среднем 0,432.
На рис. 2 представлена динамика потребления в России алкогольной продукции.
Потребление крепкой алкогольной продукции складывается из легально и нелегально произведенных изделий. В 2011-2015 гг. уровень неформальной деятельности составил в среднем 33% от потребления крепкой алкогольной продукции. В целом с 1992 по 2015 г. потребление крепкой алкогольной продукции снижается за счет сокращения как легального, так и нелегального рынков. Однако с 1992 по 2015 г. в целом потребление алкогольной продукции увеличивается за счет других видов алкогольных изделий. Анализ изменения легального и нелегального рынка крепкой алкогольной продукции показывает, что на
протяжении шестнадцати лет из двадцати трех зависимость между легальным и нелегальным рынком крепкой алкогольной продукции обратная.
Индикатором институциональной силы государства является эффективная ставка акциза на крепкую алкогольную продукцию. В табл. 4 представлена динамика действующей и эффективной ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию.
Расчет эффективной ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию (EERab) осуществлен по формуле [9]
17ПП GIF
ERRab =—— r ,
av ло aa'
RS
где GIF — валовое поступление акцизов с крепкой алкогольной продукции, руб.; RS — рознич-
ная продажа алкогольной продукции, л; саа — коэффициент перевода в абсолютный алкоголь.
С 1998 по 2015 г. эффективная ставка акциза, т.е. ставка, которую способен платить потребитель, в среднем ниже в 2,3 раза действующей ставки. Следовательно, государство позволяет контролировать более 50% рынка крепкой алкогольной продукции теневым структурам.
Положение кривой предложения аддиктивных товаров претерпевает изменения под воздействием неценовых детерминант.
1. Цены на ресурсы. На рынках индифферентных благ между издержками производства и предложением существует тесная обратная связь.
Цены на ресурсы определяются природно-климатическими и почвенными условиями. Важнейшим фактором масштабов выращивания мака в Афганистане, на который согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности приходится более 90% опиума, поступающего на мировой рынок, являются чрезвычайно сухой климат, отсутствие орошения для ведения легальных видов сельского хозяйства. В благоприятных регионах для выращивания винограда развивается винодельческая отрасль.
2. Технологии. Развитие новых технологий производства аддиктивных товаров позволяет не только изготавливать продукцию с меньшими издержками, но и выводить на рынок новые товары, которые государство еще не внесло в список запрещенных. Так, появились энергетические напитки, кофеиновые ингаляторы, электронные сигареты, алкоспреи, курительные смеси и т.п. Поэтому можно говорить о прямой связи между развитием технологий и изменением предложения.
3. Налоги. С одной стороны, косвенные налоги влияют на сокращение спроса и, как следствие, предложения аддиктивных товаров, с другой стороны, возможности по уклонению от налогов позволяют организациям получать сверхдоход и соответственно увеличивать предложение.
4. Цены на другие аддиктивные товары. На рынках индифферентных товаров считается, что снижение цен на данный товар стимулирует производителей выпускать другие, более дорогие товары. На рынках аддиктивных товаров государство высокими акцизными ставками может
сделать недоступным потребителю тот или иной товар, продажи которого сократятся. И поэтому, вопреки закону предложения повышение цены, например на водку, может заставить производителей сократить ее выпуск и увеличить выпуск более дешевых портвейнов.
5. Ожидания. Ожидания производителей на рынках аддиктивных товаров связаны с ежегодной индексацией акцизов и увеличением цен, введением новых ограничительных мер. Ожидаемый рост ставки акциза отражается на увеличении выпуска продукции по старым ставкам, как правило, накапливаемой на складах. Поэтому после введения новой ставки некоторое время наблюдается спад производства. Институциональная нестабильность на рынках аддиктивных товаров с достаточно великой амплитудой колебаний осложняет бизнесу долгосрочное развитие.
6. Число продавцов. Предложение аддиктивных товаров тем больше, чем больше число их поставщиков. Данный фактор имеет одинаковое влияние на предложение как на легальном, так и на теневом рынке.
выводы
Проведенное исследование показало, что изменение стандартных ценовых и неценовых детерминантов оказывает специфическое влияние на спрос и предложение аддиктивных товаров по сравнению с выводами традиционной экономической теории в отношении обычных товаров, что недостаточно учитывается в современном государственном регулировании, обусловливая его низкую эффективность.
В практике государственного регулирования рынков аддиктивных товаров перспективными являются следующие выводы: увеличение ставки акциза не всегда приведет к росту поступлений в бюджет или сокращению потребления, поскольку может сопровождаться расширением нелегального сектора; административные ограничения предложения легальных аддиктивных товаров могут привести к росту преступной деятельности, массовым отравлениям суррогатами; взаимозаменяемость аддиктивных товаров должна использоваться в целях замещения более вредных менее вредными; необходимо переориентировать фискальную цель акцизного налогообложения на компенсаторную и регулирующую.
литература
1. Левин М. И. Экономические модели аддиктивного поведения. URL: finbiz.spb.ru>download/4_2008_ levin.pdf (дата обращения: 19.08.2012).
2. Соколов И. А. Исследование акцизной нагрузки на отдельные категории алкогольных продуктов (вино, пиво, крепкий алкоголь) в разных странах мира. М.: Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара. 2013. 188 с. URL: //www.docme.ru/doc/664777/polnaya-versiya—institut-e-konomicheskoj-politiki-imeni-e.t (дата обращения: 20.01.2017).
3. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. В 2 т. Таллин: Римол, 1993. Т. 2. 400 с.
4. Средние зарплаты в Европе. URL: http://btimes.ru/job/srednie-zarplaty-v-evrope (дата обращения: 22.09.2013).
5. Пономарева М. С. Алкоголизм среди молодежи: экономические оценки: магистерская диссертация. М., 2009. 116 с.
6. Андриенко Ю. В., Немцов А. В. Оценка индивидуального спроса на алкоголь // EERC. М., 2005. 5 окт. URL: ttp://trezvenie.org/files/books/ocenka.pdf (дата обращения: 30.08.2012).
7. Becker G. S. An empirical analysis of cigarette addiction / G. S. Becker, M. Grosman, K. M. Murphy // American Economic Review. 1994. № 84. P. 396-418.
8. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. С. Булатова. М.: Экономистъ, 2003. 896 с.
9. Скоков Р. Ю. Институциональное развитие рынков аддиктивных благ в современной России: монография. Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. 475 с. URL: http://www.volgau.com/Portals/0/common/15/151023/ skokov_ryu_monografiya_16032015.pdf?ver=2015-10-23-135625-650 (дата обращения: 04.02.2017).
REFERENCES
1. Levin M. I. the Economic model of addictive behavior [Jekonomicheskie modeli addiktivnogo povedenija]. Available at: finbiz.spb.ru>download/4_2008_levin.pdf (accessed 19.08.2012).
2. Sokolov I. A. investigation of the excise burden on certain categories of alcoholic products (wine, beer, spirits) in different countries of the world [Issledovanie akciznoj nagruzki na otdel'nye kategorii alkogol'nyh produktov (vino, pivo, krepkij alkogol') v raznyh stranah mira]. Moscow, Institute for economic policy. E. T. Gaidar. 2013, 188 p. Available at: www.docme.ru/doc/664777/polnaya-versiya— institut-e-konomicheskoj-politiki-imeni-e.t (accessed 20.01.2017).
3. McConnell Economics: principles, problems and policies [Jekonomiks: principy, problemy i politika] in 2 vol. Tallinn, Rimol, 1993, vol. 2, 400 p.
4. Average salaries in Europe [Srednie zarplaty v Evrope]. Available at: http://btimes.ru/job/srednie-zarplaty-v-evrope (accessed 22.09.2013).
5. Ponomareva M. S. Alcohol abuse among young people: economic evaluation [Alkogolizm sredi molodezhi: jekonomicheskie ocenki]: the master's thesis. Moscow, 2009, 116 p.
6. Andrienko Yu. V., Nemtsov A. V. Estimation of individual demand for alcohol. [Ocenka individual'nogo sprosa na alkogol']. EERC. Мoscow, 2005. 5 Oct. Available at: http://trezvenie.org/files/books/ocenka. pdf (accessed 30.08.2012).
7. Becker, G. S. An empirical analysis of cigarette addiction / G. S. Becker, M. Grosman, K. M. Murphy // American Economic Review, 1994, No. 84, pp. 396-418.
8. Economics [Jekonomika]: the textbook / under the editorship of the Dr. Ekon. Sciences, Professor A. S. Bulatov. Moscow, Economist, 2003, 896 p.
9. Skokov R. Y. the Institutional development of markets for addictive goods in modern Russia [Institucional'noe razvitie rynkov addiktivnyh blag v sovremennoj Rossii]: monography. Feder. state ed. institution of higher professional education. State Univ. Volgograd, Publishing house VolGU, 2014, 475 p. Available at: http://www.volgau.com/Portals/0/common/15/151023/skokov_ryu_monografiya_16032015. pdf?ver=2015-10-23-135625-650 (accessed 04.02.2017).