ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Государственное регулирование
производства и оборота алкогольной
продукции: реалии и перспективы
Алиев В.М.*
In this article is considered real position and prospects of development in the field of state regulation of manufacture and a revolution of alcoholic production.
о
о сч
о о о
CL
ce
CQ
Ш s
H
о
0
1
о я с
о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s
2
0
1
о *
о
2 ф Ч
я *
< s
I H
о ф
со
В соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2009 год»1 с 1 января 2009 г. доходы от поступлений акцизов по водке и ликеро-водочной продукции распределяются следующим образом: 20 % акциза, поступающего от предприятий по производству ликеро-водочной продукции, направляется напрямую в бюджет субъекта Федерации по месту нахождения ликеро-водочного завода (ЛВЗ). Остальные 80 % распределяются между соответствующими регионами через федеральный бюджет. Таким образом, уклонение от уплаты акцизов по алкогольной продукции с 1 января 2009 г. существенно влияет на формирование доходной части федерального бюджета.
По данным ФНС России, 80 % от поступлений в доходную часть бюджета от подакцизных товаров и продукции приходится на спирт и алкогольную продукцию.
По данным МВД России, в 2009 г. в России было выявлено 198,7 тыс. нарушений действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. В том числе свыше 3,6 тыс. связанных с использованием поддельных марок акцизного сбора, около 9,4 тыс. — с выпуском и оборотом немаркированной продукции. Только за 2009 г. по стране пресечена деятельность 558 подпольных производств по изготовлению спиртового суррогата, 72 организованных групп, действовавших в этой сфере2.
Всего в ходе этой работы было изъято из оборота около 135 тыс. декалитров (дал)3 нелегального этилового спирта и более 365 тыс. дал алкоголя. Сотрудника-
ми подразделений по экономической безопасности органов внутренних дел выявлено 165 тыс. лиц, совершивших правонарушения в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем исследователи прогнозировали рост доли рынка нелегальных крепких спиртных напитков с 30 % в 2008 г. до 65 % уже в 2009 г. По оценкам экспертов, доля нелегального алкоголя в 2000 г. составляла 30 %, в 2004-2005 гг. - 36,6 %, в 2007-м - 28,7 %, а в 2008-м - 34,6 %4. Так, собственно, и произошло: хотя до прогнозируемой доли нелегалы не дотянули, однако впервые с момента начала реформ в сфере алкогольного оборота количество теневой продукции на рынке сравнялось с объемом легального алкоголя 5.
По данным Росстата6, в 2008 г. в России официально произвели 131 млн дал алкогольной продукции, а в розницу при этом было продано 200 млн (вот и статистические 34,6 %). Но, как отмечают специалисты, водкой в России торгуют еще и точки, у которых нет на это лицензии, поэтому напрашивается вывод о том, что нелегальной является каждая вторая бутылка 7.
По данным экспертов ЦИФРРА -Центра изучения федерального и регионального рынков алкоголя, потребление алкоголя в России продолжает расти, несмотря на то что производство крепкого алкоголя сократилось на 18 % в 2009 г. по сравнению с прошлым годом. По оценкам экспертов ЦИФРРА, уровень нелегального рынка алкоголя достиг в 2009 г. 50-60 %. В то же время в текущем году производство нелегальной водки сокра-
Профессор Академии экономической безопасности МВД России, доктор юридических наук, профессор.
тилось на 30 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. В том же 2009 г. в России было продано около 833 млн литров нелегальной водки — 45 % от общего объема потребления. Это же подтверждается и данными маркетингового центра Numbers: рынок нелегальной алкогольной продукции составляет не менее 47 % от легального рынка (в Москве — 7—8 %, в регионах — больше: до 60—70 %)8.
Вообще в кризисные времена в любой стране, в том числе и в России, увеличивается потребление крепкого алкоголя. Однако, по данным статистики, наблюдается спад производства — следовательно, рост потребления происходит за счет нелегального производства.
По данным маркетингового центра Numbers, потребление алкоголя, стоимость которого ниже 40 руб. за 0,5 литра, увеличилось за шесть месяцев на 16%, что не может не насторожить.
Участились случаи продажи фальсификата по цене 45—60 руб. за 0,5 литра. В то время как, по подсчетам Экспертного совета при Государственной думе, самая дешевая бутылка может стоить от 85 до 90 руб.9 По мнению специалистов, если все останется так, как есть, другие игроки, производящие ликеро-водочную продукцию, могут уйти с рынка под давлением фальсификата.
У легального производителя примерно 50руб. с бутылки уходит на акцизы и НДС. Тот, кто произвел неучтенную водку, может сбросить эти 50 руб., сохранив доходность. При этом далеко не всегда нелегальный алкоголь опасен. Разлитая в подвалах из технического спирта, в основном неучтенная продукция, бывает и неплохого качества, во всяком случае, не хуже учтенной.
Гидролизными заводами используется доступное пищевое сырье, что обеспечивает низкую себестоимость производимого синтетического спирта, а так как оборот спиртосодержащих денатурированных жидкостей не ограничен, они очень привлекательны для производителей нелегальной продукции. Соответственно предприятия при отсутствии нормативно закрепленного запрета на производство подобных жидкостей реализуют готовую продукцию под видом товаров бытовой химии и парфюмерно-косметической продукции.
Ни для кого не является секретом, что производство алкогольной продукции из нелегального спирта осуществляется и на
официально зарегистрированных производственных мощностях.
Потери бюджета в 2008 г. от недополученных акцизов за алкогольную продукцию, по оценкам СПАПа (Союза производителей алкогольной продукции), составляют более 55 млрд руб.
Видимо, в немалой степени вышеуказанными обстоятельствами было обусловлено то, что 31 декабря 2008 г. Президент РФ подписал Указ о создании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка10.
В соответствии с ним данная служба подчиняется непосредственно Правительству РФ. Председатель Правительства РФ 2 апреля 2009 г. утвердил Положение о новой Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, определив круг полномочий вновь созданного ведомства и его сокращенное наименование — Росалкогольрегулирование.
Новая государственная структура осуществляет контроль над производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фактическими объемами ее выпуска и оборота, проводит проверку предприятий алкогольной отрасли, в том числе соблюдение ими лицензионных условий, а также административное производство в данной сфере.
Кроме того, в компетенции службы — определение минимальной цены на спирт, водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 градусов, внедрение ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системы (электронная система учета производства и оборота алкоголя), лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдача специальных марок для маркировки производящейся в РФ алкогольной продукции, контроль за автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, оборудования и коммуникаций, использующихся для передачи данных в ЕГАИС.
Росалкогольрегулирование является правопреемником Минсельхоза, Минфина, ФНС и Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в части своих полномочий.
Таким образом, служба занимается нормативным регулированием на феде-
о о
CJ
о о о
Q. С[ со Ш
S
н о
0
1
о я с о
п ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
ральном и региональном уровнях отношений, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции.
В регионах создаются территориальные органы данной службы.
Совершенно очевидно, что служба образована для выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. И маловероятно, что целью данного политического шага является установление государственной монополии на производство и оборот алкоголя. Полагаем, что целью политики в этом случае презюмируется установление монополии на контроль за легальным и нелегальным оборотом финансовых средств в алкогольной сфере11. Если быть еще точнее, то речь следовало бы вести о попытке установления контроля за доходами в рассматриваемой отрасли.
Считаем, что именно это явилось одной из основных целей образования нового специального контролирующего органа.
В частности, на это указывает и то, что данная служба создана «над» министерствами и ведомствами, регулировавшими отрасль ранее (а таковых было восемь). Кроме того, данная инициатива была направлена на создание органа, ответственного за разработку долгосрочной национальной государственной эффективной алкогольной политики, коей у государства просто не было12.
Вообще о необходимости создания такой службы говорилось давно. Она наконец-то создана и работает. Однако этим отнюдь не исчерпывается решение всех проблем, уже давно возникших на потребительском рынке в сфере оборота алкогольной продукции. В частности, как отмечают специалисты СПАПа, необходимо снизить ставку акциза13. Именно высокая ставка акциза на алкогольную продукцию, по мнению большинства экспертов, является одной из основных причин нелегального оборота алкогольной продукции. Кроме того, такая ставка по акцизу на алкоголь способствует росту спроса на некачественную, нелегальную, но одновременно дешевую алкогольную продукцию.
Следует согласиться и с тем, что в настоящее время основным фактором роста цен на самую дешевую водку является высокая ставка акциза. Если в 2008 г. вели-
чина акциза составляла 34,7 руб. на литр, то в 2009 г. она уже выросла до 38,2 руб., а при сохранении нынешней политики в этой сфере к 2011 г. величина акциза составит 46,2 руб. Следовательно, легально произведенная водка будет стоить в рознице не менее 110 руб., а это, в свою очередь, означает, что она станет неконкурентоспособной по сравнению с нелегальной водкой. В кризисных условиях, в частности — финансового, а особенно кредитного кризиса, происходящих в связи с этим сокращениях количества рабочих мест, размера заработной платы и других негативных факторов, прогнозируемого снижения и без того низкого уровня доходов населения, потребители, вероятнее всего, будут выбирать некачественную продукцию по более низкой цене.
Помимо этого Правительством РФ среди иных мер планировалось также введение минимальной оптовой и розничной цены на алкогольную продукцию. В соответствии с приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, получившей право устанавливать минимальную цену на алкогольную продукцию крепостью выше 28 градусов, минимальная розничная цена на водку уже действует с 1 января 2010 г. и составляет 89 руб. за 0,5 литра. При этом нелегально произведенная водка, по данным Росал-когольрегулирования, стоит 45—60 руб. С 1 июня сего года минимальная цена распространяется на всю продукцию крепче 28 градусов (за исключением водки) — она составит 2,225 руб. на 1 % содержания чистого спирта в напитке. Как предполагается, эта мера не позволит производителям нелегальной водки продавать ее под видом настоек крепостью 38—39 градусов.
Что касается минимальной оптовой цены на водку, поставляемую производи-тел ем, то она введена с 1 июля 2010 г. и равна 70 руб. за 0,5 литра. Для предприятий, осуществляющих закупку у производителей, к цене организации-производителя в 70 руб. добавилось 10 % (оптовая наценка), то есть минимальная оптовая цена, по которой они могут продавать водку, составит 77 руб. за 0,5 литра. Если к этой сумме прибавить 15 % (розничная наценка), то получается минимальная цена в размере 89 руб.
Эти меры борьбы с нелегальным алкоголем, по мнению авторов данных нововведений, должны способствовать уменьшению объемов производимого не-
легального алкоголя. Однако, по мнению ряда исследователей, установленные розничные и оптовые цены на водку могут не только не способствовать этой борьбе (для регионов особенно эта цена является очень высокой), но и привести к увеличению потребления алкогольной продукции с последующим перераспределением долей легального и нелегального оборота в структуре потребления.
Современный рынок алкогольной продукции в России можно условно разделить на четыре части: легальной продукции, нелегальной заводской продукции (без уплаты акциза), суррогатных заменителей алкоголя, относительно безопасных для здоровья, и опасных суррогатов и подделок, изготовленных на подпольных пунктах разлива. Заметим при этом, что каждая из этих частей алкогольного рынка нуждается в особых методах регулирования. Единая минимальная розничная цена на водку даже в установленном размере скорее всего не приведет к сокращению потребления алкоголя и решению существующих проблем на алкогольном рынке, ибо произойдет, на наш взгляд, следующее перераспределение: если потребитель выбирал продукт преимущественно по ценовому критерию и соответственно более дешевую водку (в большинстве случаев нелегальную заводскую), то с введением минимальной цены он стал выбирать нелегальную продукцию, произведенную неизвестно где и кем, другими словами - суррогат, так как будет не в состоянии уплатить даже 89 руб. за качественную продукцию, не говоря уже о более высокой цене. Представляется, что достаточно высокая минимальная розничная цена еще более усугубит ситуацию и не решит существующих проблем.
Как отмечают многие источники, в Центральном федеральном округе розничная цена на нелегальную водку колеблется в пределах 50-60 руб., в регионах же эта цифра значительно ниже. Так, например, в Северной Осетии, где сосредоточен ряд производителей недорогой алкогольной продукции, бутылку водки местного производства без акциза можно купить за 25-30 руб. в зависимости от качества продукции14. Таким образом, установление минимальной розничной цены вряд ли окажет существенное влияние на структуру потребления алкоголя жителями Центрального федерального округа и других регионов со сравнительно высо-
ким уровнем жизни, так как разница в 30-40 руб. здесь может оказаться незначительной. Однако в отдаленных регионах с низким уровнем доходов, учитывая специфику населения и низкую покупательскую способность людей, разница в 50-60 руб. (не говоря о более высокой разнице в цене) весьма существенна. Что, естественно, будет способствовать увеличению потребления нелегальной, некачественной водки, а это, в свою очередь, приведет к недополучению доходов в бюджет и негативно скажется на здоровье потребителей данной продукции. Кроме того, полагаем, что установление минимальной розничной цены на водку в существующем размере не будет способствовать увеличению легального алкогольного рынка, напротив, доля нелегального алкоголя в данных условиях будет увеличиваться. Поэтому, думаем, Правительству РФ придется пересмотреть ценовую политику в этой области.
Кстати, потребление алкоголя населением в настоящее время не сокращается, а произошедший спад в легальном производстве объясняется весьма значительной долей нелегальной продукции, которая к тому же еще и стоит намного дешевле легальной. Ценовой же фактор для России в отличие от западных стран является решающим. Согласно данным Росстата, доля нелегальной алкогольной продукции на российском рынке в 2008 г. составляла более 30 %15. А в 2009 г., как уже отмечалось выше, увеличилась с 30 до 65 %, что свидетельствует о существенном росте количества совершенных преступлений, связанных с незаконным оборотом немаркированных товаров, продукции и поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия.
Необходимо, как нам кажется, при принятии подобного рода важных решений учитывать все экспертные оценки, особенно те из них, которые основаны на комплексных исследованиях политико-экономических, социальных, правовых, технологических факторов, влияющих на существование и распространение негативных процессов в рассматриваемой сфере.
В связи с указанным нельзя недооценивать роль норм уголовного права в регулировании общественных отношений, связанных с оборотом алкогольной продукции.
Предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот немар-
о
о
сч •
о о о о.
с[ со Ш
5
I-О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
кированных товаров и продукции, в число которых входит и алкогольная продукция, ст. 171-1 Уголовного кодекса РФ16. Кроме того, нормами, содержащимися в ст. 327-1 Уголовного кодекса РФ17, предусмотрено уголовное наказание за изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование. Этим практически исчерпывается уголовно-правовое реагирование на посягательства в рассматриваемой сфере. Необходимость ужесточения действующего законодательства в отношении правонарушений в этой сфере очевидна и объективно необходима для нашего государства.
Для стабилизации данных общественных отношений применяются и нормы иных отраслей законодательства. В частности, гл. 22 «Акцизы» ч. 2 Налогового кодекса РФ18 предусматривает ряд положений, регулирующих некоторые аспекты рассматриваемой проблемы.
Помимо ужесточения уголовного законодательства необходимо существенно усилить государственный контроль в данной сфере. Принять меры по ограничению доступности алкоголя для населения - например, необходимо акцизному обложению подвергнуть спирт и спиртосодержащую продукцию всех видов (в том числе парфюмерно-косметическую, медицинского назначения, которые часто употребляют в качестве заменителей алкоголя) и т.д. Предлагается перенять опыт некоторых западных стран, помещая на этикетках табачной, алкогольной продукции не просто надписи «Минздрав предупреждает...», а размещать наглядную информацию негативного влияния на организм - к примеру, фотографии внутренних органов лиц, систематически потребляющих алкоголь, курильщиков.
Необходимо заметить, что в обеспечении экономической безопасности России важную роль играет устойчивое и сбалансированное формирование доходной части бюджета. Роль налогов, в том числе акцизов, трудно переоценить, увеличение числа фактов сокрытия доходов лицами (физическими и юридическими) в конечном итоге ведет к подрыву финансовой стабильности и экономической безопасности страны в целом.
Кроме того, общественная опасность массового уклонения от уплаты налогов определяется рядом факторов: недополучением казной средств, призванных пополнить доходную часть бюджета; возник-
новением неравенства между предприятиями, что подрывает принципы рыночной конкуренции; нарушением принципов социальной справедливости, так как неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства.
Теневой алкогольный бизнес нередко связан с совершением налоговых, экономических и иных преступлений, таких как незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов (сборов) с организаций и физических лиц, коммерческий подкуп, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, неисполнение обязанностей налогового агента и др. Эти преступления приводят к недополучению денежных средств в доходные части бюджета всех уровней, что ставит под удар бюджетную и налоговую политику страны. Увеличение фактов сокрытия доходов и уклонение от уплаты налогов являются внутренней угрозой экономической безопасности и могут при дальнейшем сохранении подобной тенденции привести к непоправимым последствиям, к потере контроля над экономикой страны.
Противодействие данному виду преступлений должно быть бескомпромиссным и носить межотраслевой характер. Необходимо объединение усилий государственных, общественных, правоохранительных и иных органов на основе разработанной единой государственной политики в этом вопросе.
Деятельность специального органа исполнительной власти в рассматриваемой сфере, каковым является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, призванная соответственно регулировать отношения на потребительском рынке в сфере оборота алкогольной продукции, должна с необходимостью влечь согласованные действия различных органов при одновременном недопущении дублирования функций этих органов, принятия взаимоисключающих решений. В противном случае это может привести к нездоровой конкуренции между различными государственными органами и существенно помешать решению имеющихся проблем на алкогольном рынке.
В этой связи, конечно же, следовало бы избежать повторения ситуации, которая возникла при введении ЕГАИС. Именно конкурентная борьба между раз-
ными ведомствами и государственными органами в конечном итоге привела к тому, что в основе своей разумная идея столкнулась с проблемами реализации. А это привело к кризису на алкогольном рынке России в 2006—2007 гг., последствия которого алкогольная отрасль испытывает по настоящее время.
Принимаемые органами государственной власти решения должны быть взвешенными, реалистичными, эффективными. Только в этом случае они неизбежно приведут к нормализации и в последующем декриминализации отношений в данном сегменте потребительского рынка.
Кроме того, нельзя не отметить, что в России на душу населения приходится, согласно экспертным оценкам, 9,42 литра абсолютного алкоголя, в то время как потребление свыше 8 литров абсолютного алкоголя ведет к деградации личности.
По данным ВЦИОМа, с 1990 по 2006 г. потребление алкоголя на душу населения в России выросло не менее чем в 2,5 раза, превысив цифру в 10 литров абсолютного алкоголя на душу населения в год. Однако в Роспотребнадзоре считают, что эта цифра занижена и с учетом нелегального оборота спиртного реальное потребление составляет около 18 литров на душу населения в год19.
Не секрет, что пьянство и алкоголизм ведут к социальной, экономической и демографической деградации нации и превращаются в угрозу ее существования. В 2008 г. смертность от внешних причин составила 166 случаев на 100 тыс. человек (в 2007 г. - 174,8, в 2006 г. - 198,5 случая, в 2005 г. — 220,7), что в 4,6 раза превышает показатели «старых» стран ЕС (36,3 случая на 100 тыс. населения) и в 2,6 раза — «новых» стран ЕС (65 случаев на 100 тыс. человек). В подавляющем большинстве случаев смертность от внешних причин связана с чрезмерным потреблением крепких алкогольных напитков.
За 2008 г. смертность в результате случайного отравления алкоголем составила 13,7 случая на 100 тыс. населения, (в 2007 г. — 14,6, в 2006 г. — 23,1, в 2005 г. —
28,6). При этом в 2006 г. смертность населения в трудоспособном возрасте составляла 29,8 случая (у мужчин — 48, у женщин — 10,8) на 100 тыс. человек трудоспособного возраста. У городского населения смертность в трудоспособном возрасте составила 26,2 случая, у сельского — 40 случаев на 100 тыс. человек. Существенно выше показатель смертности у мужчин трудоспособного возраста, проживающих в сельской местности, где он составляет 62,2 случая на 100 тыс. человек (у женщин 15,1), что вдвое выше среднего показателя по стране.
Добавим, что наша страна занимает первое место в мире по аварийности на дорогах, причиной которой зачастую являются нетрезвые водители. Смертность от всех видов транспортных несчастных случаев (главным образом в результате ДТП) составляет 27,4 на 100 тыс. населения (в 2007 г. — 27,7, в 2006-м — 26,8, в 2005 г. — 28,1), что практически в 3,3 раза выше, чем в «старых» странах ЕС (8,4), и в 2,2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (12,6). Так, например, В 2007 г. произошло 23 851 дорожно-транспортное происшествие с участием детей (в 2005 г. — 25 489, в 2006-м — 24 930), погибли 1116 детей (в 2005 г. — 1341, в 2006-м — 1276). При этом надо учитывать, что количество автомобилей на душу населения в России пока меньше, чем в странах ЕС20.
Несмотря на проводимую государством политику по ужесточению контроля за оборотом алкогольной продукции, внесение соответствующих изменений в законодательство, регулирующее данную сферу экономики, а также предпринимаемые правоохранительными и контролирующими органами меры, кардинально изменить ситуацию по снижению объемов нелегальной алкогольной продукции, находящейся в обороте, не удается. Проведенный анализ, к сожалению, приводит к выводу о недостаточной продуманности и прогнозируемости в большинстве случаев предпринимаемых мер по государственному регулированию алкогольного рынка.
Литература и примечания
1. Федеральный закон № 76-ФЗ от 28 апреля 2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // Информационно-правовая система «Гарант».
2. Сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции: сводный отчет по России за 2008—2009 гг. М.: ГИАЦ МВД России, 2009.
3. 1 декалитр приравнивается к 10 литрам.
4. Данные (рго)алкоголь. 2008. № 6 (13). С. 39.
5. По данным Союза производителей алкогольной продукции (СПАПа) // Нелегальная водка укрепляет позиции. 16.01.09 // Официальный сайт СПАПа: www.spap.ru.
О О
сч
о о о о.
с[ со Ш
5
I-О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
6. Эксперты Центра изучения федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) ставят под сомнение данные Росстата. В их отчете совершенно иные цифры. Анализ данных за 2006—2007 гг. тоже существенно отличается. В феврале 2008 г., согласно Росстату, нелегальный рынок водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) в России за год упал с 43 % (в 2006 г.) до 27 % (по итогам 2007 г.). Об этом также свидетельствовали данные о сборе в 2007 г. акцизов от производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые увеличились на 21 % по сравнению с 2006 г. и составили 84,3 млрд руб. Сданными по акцизам эксперты несогласны. Действительно, ставка акциза в 2007 г. была увеличена всего на 3 руб. с 1 литра чистого спирта (с 159 до 162 руб., или на 1,9 %), но даже в 2007 г. недобор акциза с легальной продукции составил не менее 15 млрд руб., а до того он обычно находился на уровне 25 млрд руб. в год. Так что прирост сбора акцизов происходил за счет лучшего сбора акцизов с легальной, а не с нелегальной продукции.
7. Из материалов ЦИФРРА 2008 г.: «С учетом в России сегодня однозначно неразбериха. Мы много раз приводили примеры по вопросам производства алкоголя: пропущенные в отчетах по объемам производства в течение нескольких лет заводы и т.д. Именно Росстат вместе с некоторыми исследовательскими агентствами пугал нас цифрами розничных продаж водки на уровне то 230 млн дал в год, то чуть больше, то чуть меньше. Кстати, пресловутая цифра в 40 % нелегального рынка водки и ЛВИ — тоже «дитя» Росстата».
В октябре 2007 г. Росстат провел проверку цен на водку в российской рознице, в результате чего выяснилось, что в России водки до 75 руб. (на тот момент 75 руб. — минимальная цена водки) не более 1517 %. Росстат всегда утверждал, что в рознице продается более 210 млн дал водки. Легальной из этого объема не может быть более 135 млн дал в год (производство + импорт — экспорт). Значит, нелегальной должно быть (исходя из цифр Росстата) не менее 75 млн дал, и эта водка должна стоить до 75 руб. 75 млн дал от 210 млн дал — 35,7 %. Считаем: 2005 г. — рынок легальной водки на уровне 137 млн дал, а продажи по Росстату — 218 млн дал. Итого: разница в 81 млн дал (хотя, по данным ЦИФРРА, рынок легальной и нелегальной водки не был больше 185190 млн дал). По Росстату доля нелегальной водки должна быть —
37.2 %. 2006 г. — рынок легальной водки не более 125 млн дал, а по Росстату было продано в рознице 216,3 млн дал. Рынок нелегальной водки в 2006 г. составил по Росстату — 101,3 млн дал, или 46,8 %. В 2007 г., согласно Росстату, объем розничных продаж водки и ЛВИ на уровне 195,5 млн дал. Согласно экспертам ЦИФРРА, 185—190 млн дал. Нелегальной водки в 2007 г. (исходя из данных Росстата) могло быть не более 60 млн дал (совпадает с данными экспертов ЦИФРРА), или 31 %.
Вернемся к 2007 г. Росстат по каким-то причинам (скорее политическим, так как год 2007-й — выборный и предвыборный) решил «уточнить» свои сведения. Данные вообще-то не должны иметь обратной силы, как и закон, если они получены правильно. В 2007 г. в списки для сбора сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции, по данным органов исполнительной власти субъектов РФ, было включено 101,2 тыс. юридических лиц и их обособленных подразделений, имевших по состоянию на 1 января 2007 г. лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. Отчетность в органы государственной статистики представили 86,3 тыс. организаций, или в среднем по Российской Федерации
85.3 % включенных в списки организаций. По итогам разработки данных этого обследования были уточнены данные об объемах розничной продажи алкогольной продукции, в том числе водки и ликеро-
• водочных изделий за предыдущие годы. В результате чего объемы розничной продажи водки и ликеро-
О водочных изделий были скорректированы за 2005 г. с 218,4 млн дкл. до 203,6 млн дкл (на 6,8 %); за
^ 2006г. — с 216,3 млн дкл до 197,2 млн дкл (на 8,8 %); за 2007г. — с 195,5 млн дкл до 191,7 млн дкл (всего на 2 %).
СЧ Простым «уточнением» цифра нелегального рынка водки и ЛВИ упала за три года (с 2005 по 2007-й) с
101,3 млн дал (по старым данным) до 55,7 млн дал (по новым данным).
Статистика за 2008 г. Итак, если сравнивать объем легального рынка водки и ЛВИ в 2008 г. (121,2 млн 0 дал) с розничными продажами (а это фактически и есть потребление алкоголя) 2008 г. (177,6 млн дал),
О то мы увидим значительное снижение потребления.
О Q.
СС
СО
8. Таким образом, Росстат снизил продажи водки и ЛВИ, а значит, и потребление всего за три года с 218 млн дал в 2005 г. (по данным 2006 г.) до 177 млн дал в 2008 г. (по данным 2009 г.). Это если не брать во внимание произошедшую корректировку данных на 41 млн дал. Но самое интересное, что Росстат,
^ опубликовав отчет за 2008 г., провел еще одну незаметную корректировку: объем в 177 млн дал при спаде
^ в 2 % к 2007 г., а это 180,6 млн дал в 2007 г. Но еще год назад государство обнародовало свою корректировку
н до уровня 191,4 млн дал в 2007 г. То есть Росстат снизил свои данные еще на 10,8 млн дал водки и ЛВИ.
Как видим, слишком свободно Росстат обращается с цифрами. В кризис особенно цифры в большей х степени будут «отражать» политическую волю, чем экономическую ситуацию.
9. ЦИФРРА — центр исследования федерального и регионального рынков алкоголя // Нелегальная водка укрепляет позиции. 16.01.09 // Официальный сайт ЦИФРРА.
10. Морозова О., Воробьев А. Дешевле 70 рублей не наливать // Ведомости. 21 мая 2010 г. С. 11. Ф 11. Письмо № 01-184 от 24 февраля 2009 г. Экспертного совета комитета Государственной думы по эконо-
VO >5 О
мической политике и предпринимательству генеральному директору ОАО «Шуйская». 12. Информационно-правовая система «Гарант».
^ 13. Евпланов А. Рынок алкоголя меняет структуру. Российская бизнес-газета». № 687 от 27 января 2009 г.
14. www.Kommentarii.ru. Вадим Дробиз. О создании новой службы. т 15. Там же.
16. В России будет создана новая служба // Интерфакс // www.gazeta.ru. 20 ноября 2008 г.
17. Официальный сайт Росстата: www.gks.ru. £ 18. Уголовный кодекс Российской Федерации // Информационно-правовая система «Гарант». 2 19. Там же.
0 20. Налоговый кодекс Российской Федерации // Информационно-правовая система «Гарант». 21. «Горькая» реальность // ВЦИОМ // 01.02.09 // www.strf.ru.
^ 22. «Горькая» реальность // ВЦИОМ // 30.01.09 // www.strf.ru.
<и ■а
Л <
1 I-
О ф
со