// Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. 2014. № 17. С. 34 - 38.
8. М а м а е в а Н.А., Л ь в о в а В.Д, М а м а е в а Д.В. Педагогическая модель формирования учебной мотивации студентов технических вузов в процессе изучения математики // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2015. № 1 (59). С. 47 - 55.
9. Б а к л у ш и н а И.В., Б а ш к о в а М.Н. Организация и контроль самостоятельной
работы студентов // Вестник СибГИУ. 2014. № 4. С. 62 - 65.
10. Б а к л у ш и н а И.В., Б а ш к о в а М.Н., С м и р н о в а Е.В., А р н а у т о в Д.А. Контроль самостоятельной работы как управление учебной деятельностью студентов // Вестник СибГИУ. 2015. № 1. С. 95 - 97.
© 2016 г. И.В. Баклушина Поступила 17 мая 2016 г.
УДК 378+377.3
Баклушина И.В, Башкова М.Н.
Сибирский государственный индустриальный университет
О РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОФЕССИИ РАБОЧЕГО ПРИ ОСВОЕНИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в качестве целевого ориентира развития системы образования обозначено создание программ прикладного бакалавриата, обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий.
В Сибирском государственном индустриальном университете (СибГИУ) (г. Новокузнецк) реализуется Основная образовательная программа (ООП) по направлению 08.03.01 «Строительство» уровня бакалавриата в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [1]. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую), и часть, которая формируется участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки [2]. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в СибГИУ, в качестве основных имеет практико-ориентированные виды профессиональной деятельности и, следовательно, является прикладной. Для этого программой предусматривается возможная траектория получения обучающими-
ся профессии рабочего «Маляр строительный второго разряда» в соответствии с профессиональным стандартом «Маляр строительный» [3].
Квалификационные характеристики профессии «Маляр строительный» (второй разряд) содержатся в Национальном реестре профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (раздел F «Строительство» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, «Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр» по Общероссийскому классификатору занятий.
При разработке траектории получения профессии «Маляр строительный» рабочей группой было сопоставлено описание квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО 08.03.01 (табл. 1). Обобщенные трудовые функции профессионального стандарта соответствуют виду профессиональной деятельности в производственно-технологической части, а трудовые функции - профессиональным компетенциям ПК-5 и ПК-8. В табл. 2 определены планируемые результаты освоения траек-
Т а б л и ц а 1
Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте «Маляр строительный» с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО 08.03.01
ПС «Маляр строительный» ФГОС ВО 08.03.01 - Строительство
Обобщенные трудовые функции 2 уровня квалификации Вид профессиональной деятельности
Очистка, протравливание и обработка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями Производственно-технологическая и производственно-управленческая практика
Окончательная подготовка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями
Трудовые функции
Профессиональные компетенции
Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски_
Протравливание и обработка поверхностей
Знание требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов (ПК-5)
Владение технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, эксплуатации,
обслуживания зданий, сооружений, инженерных систем, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования (ПК-8)_
тории получения обучающимися профессии «Маляр» в соответствии с производственно-технологическим видом деятельности. Для реализации траектории получения обучающимися этой профессии структурой ООП ВО 08.03.01 «Строительство» предусматривается:
- приобретение компетенций ПК-5 и ПК-8 [1] в ходе освоения обучающимися обязательных дисциплин «Технологические процессы в строительстве» и «Строительные материалы», относящихся к базовой и вариативной частям блока 1 «Дисциплины (модули)»;
- приобретение практического опыта и умений в ходе учебной практики - практики по профессии (тип учебной практики - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) в блоке 2 «Практики».
Практика может быть осуществлена в структурных подразделениях СибГИУ или в строительных, ремонтных организациях, на предприятиях, а также в иных учреждениях, осуществляющих работы по ремонту, реконструкции, строительству и обслуживанию зданий и сооружений. Продолжительность практики - 4 недели в 4 семестре после сессии. Общее учебно-методическое руководство и контроль за прохождением практики осуществляют назначенные кафедрами руководители практики от института. Мастер производственного обучения оказывает консультативную помощь в освоении профессиональных умений и навыков. По окончании практики студент должен сдать объем вы-
полненных работ мастеру производственного обучения и представить руководителю практики от института письменный отчет. В случае, если студент проходил практику не в СибГИУ, отчет о практике по профессии должен быть рассмотрен, оценен, подписан руководителем практики от предприятия и заверен печатью организации. Защита отчета по практике принимается руководителем практики от кафедры университета и проводится в форме индивидуального собеседования. По итогам дифференцированного зачета выставляется оценка.
Профессиональное обучение по ОППО по профессии рабочего «Маляр строительный» завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего «Маляр строительный второго разряда».
Для успешной реализации возможной траектория получения обучающимися профессии рабочего авторам показалось интересным узнать мнение самих обучающихся. Для этого был проведен опрос 40 студентов II и III курсов в возрасте 19 - 22 лет.
Большинство опрошенных (47,5 %) находятся в возрасте 20 лет, примерно треть - девушки (30 %). Более 80 % опрошенных признают необходимость получения рабочей профессии в соответствии с профессиональными стандартами при освоении основной образовательной
Т а б л и ц а 2
Планируемые результаты освоения траектории получения обучающимися профессии «Маляр
строительный второго разряда»
Практический опыт Умения Знания
ПК-5
Очистка поверхностей Пользоваться металлическими шпателями, скребками, щетками для очистки поверхностей Инструкции по охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовительных работах
Соскабливание старой краски с расшивкой трещин и расчисткой выбоин Пользоваться пылесосом, воздушной струей от компрессора при очистке поверхностей Правила эксплуатации, принцип работы и условия применения пылесосов и компрессоров
Предохранение поверхностей от набрызгов краски Устанавливать защитные материалы (скотч, пленки) для предохранения поверхностей от набрызгов краски Способы и материалы для предохранения поверхностей от набрызгов краски
Приготовление нейтрализующего раствора Отмеривать и смешивать компоненты нейтрализующих и протравливающих растворов Правила применения олиф, грунтов, пропиток, протравливающих и нейтрализующих растворов
Виды и правила использования средств индивидуальной защиты, применяемых при протравливающих работах
Правила безопасности при работе с нейтрализующими, протравливающими и лакокрасочными материалами
ПК-8
Сглаживание поверхностей вручную Удалять старую краску с расшивкой трещин и расчисткой выбоин Способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание
Подмазывание отдельных мест Наносить на поверхности олифу, грунты, пропитки и нейтрализующие растворы кистью или валиком Назначение и правила применения ручного инструмента и приспособлений
Протравливание цементной штукатурки нейтрализующим раствором Виды и свойства основных протравливающих и нейтрализующих растворов, грунтов, пропиток
Проолифливание деревянных поверхностей кистью и валиком Способы и правила нанесения олиф, грунтов, пропиток, протравливающих и нейтрализующих растворов
Обработка недеревянных поверхностей грунтами и пропитками кистью или валиком Сортамент, маркировка, основные свойства олиф, нейтрализующих и протравливающих растворов
программы высшего образования и выражают готовность к ее получению в рамках учебной практики после II курса (82,5 %). Примечательно, что большинство отрицающих необходимость получения профессии и готовность к ее получению - юноши. Они же считают, что при условии работы на руководящей должности умения и навыки им не пригодятся. Подавляющее большинство респондентов (87,5 %) выражают мнение о том, что знания, умения и навыки рабочей профессии пригодятся им в будущей жизни.
На вопрос «Какую рабочую профессию Вы бы хотели получить в области строительства в соответствии с профессиональными стандартами?» 50 % опрошенных выбрали ответ «Маляр строительный», 37,5 % - «Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха», 12,5 % - «Арматурщик», 1 % - «Бетонщик». Таким образом, решение о получении обучающимися профессии рабочего «Маляр строительный второго разряда» в соответствии с профессиональным стандартом нашло свое подтверждение в опросе студентов.
Среди ответов на вопрос «Какие результаты Вы ждете от прохождения практики?» лидирует ответ «умения и навыки» (41,3 %), далее - удостоверение рабочего по профессии (30,4 %), оставшаяся часть ответов - возможность начать карьеру в области строительства (25 %); 5 % опрошенных отметили, что ожидают получения умений и навыков, удостоверения и возможности карьерного роста.
Выводы. Подавляющее большинство студентов признала необходимость получения рабочей профессии в соответствии с профессиональными стандартами при освоении ООП высшего образования, выразила готовность к ее получению в рамках учебной практики после II курса и высказала мнение о том, что знания, умения и навыки рабочей профессии пригодятся им в будущей жизни, даже если они будут работать на руководящей должности. Кроме того, отмечается большое разнообразие ожидаемых результатов после прохождения практики, что свидетельствует о заинтересованности и ответственности студентов. Реализуемая в СибГИУ программа бакалавриата по направлению 08.03.01 «Строительство» обеспечивает практикоориентированность при реализации уровневого высшего образования, выполняет требования ФГОС ВО, профессионального стандарта и работодателей - заказчи-
ков выпускников Архитектурно-строительного института.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования (ВО) по направлению подготовки 08.03.01 - Строительство (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.
2. Б а к л у ш и н а И.В., З о р я И.В. Об опыте создания учебного плана для бакалавров направления 08.03.01 Строительство в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. Том. 1, № 1 - Режим доступа: http://vestnik-nauki.ru/wp-content/uploads/2015/10/2015 №1 - Баклушина.pdf (Дата обращения 20 мая 2016 г.).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1138н «Об утверждении профессионального стандарта «Маляр строительный».
© 2016 г. И.В. Баклушина, М.Н. Башкова Поступила 26 мая 2016 г.