http://vestnik-nauki.ru
2016, Т 2, №2
УДК 378.14
О КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ»)
И.В. Баклушина, Л.Ф. Михальцова
ABOUT THE STUDENTS COMPETENCE ORIENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN TECHNICAL COLLEGE (EXPERIENCE IMPLEMENTATION OF
DISCIPLINE "HEAT SUPPLY»)
I.V. Baklushina, L.P. Michaltsova
Аннотация. В статье идет речь о компетентностной ориентации студентов. Автор описывает комплект методических материалов, позволяющих контролировать освоение обучающимися компетенций. Учитываются возможные траектории формирования компетенций на примере управления и оценки образовательного процесса обучающихся при изучении конкретной учебной дисциплины. Обоснована необходимость учета мнения работодателей при формировании фондов оценочных средств.
Ключевые слова: компетенция; учебная деятельность; компетентностный подход; дисциплина; оценочные средства; фонды оценочных средств.
Abstract: The article is devoted to the students' competence orientation. The author describes a toolkit which give for students a possibility to monitor the mastering of competencies. The possible trajectories of the competences formation are taken into account on the base and the evaluation of the students' educational process on the way of a particular discipline study. The necessity of taking into account the views of employers during the estimates funds formation is founded.
Key words: assessment tools; competence; competence-based approach; discipline; funds assessment tools; training activities;
Введение. Стремительные социально-экономические изменения в стране детерминировали необходимость подготовки студентов, способных компетентностно ориентироваться в многообразии профессиональных парадигм.
В условиях глобализации образования от компетентностной ориентации студентов вуза зависит возможность сохранения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны. Компетентностная ориентация студентов, способных принимать инновационные решения, преобразовывать педагогическую действительность в реалиях будущей профессиональной деятельности становится доминантой и определяет содержание педагогики высшего образования на современном этапе развития.
Сущностными характеристиками компетентностной ориентации студентов вуза являются: целостное позитивное восприятие мира; целенаправленная потребность в профессиональной деятельности; изучение теоретико-методологических основ исследования; выявление ориентиров и ценностей; управление и оценка учебной деятельности; формирование компетенций при изучении конкретных дисциплин в образовательном процессе университета.
Значимость указанных процессов соответствует целям и задачам, представленным в приоритетных программных документах развития отечественного образования: «Национальная доктрина образования на период до 2025 г.», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где обращается внимание на необходимость формирования самостоятельных, мобильных, творческих и уверенных в себе личностей.
http://vestnik-nauki.ru
2016, Т 2, №2
Реализация содержания названных документов востребована при вхождении России в единое образовательное пространство.
Вследствие этого, необходимым условием успешной компетентностной ориентации студентов вуза выступает переход образовательных программ обучения на новый уровень требований, соотносимый с нормативно-законодательными основами образования.
Проблема компетентностной ориентации студентов в образовательном процессе вуза, проектирование жизненного профессионального опыта, рефлексия деятельности и возможности включения в саморазвитие актуальна в современном педагогическом взаимодействии [1].
Студенты затрудняются в выборе и дифференциации личностных и профессиональных ценностей, не всегда связывают выбранную профессию с предстоящей профессиональной деятельностью, недооценивают важность формирования компетенций в образовательном процессе вуза при изучении конкретных дисциплин и потребности в профессиональном саморазвитии, в образовательном пространстве и обществе. Ценность, роль и значение компетентностной ориентации студентов в образовательном процессе вуза не всегда осознаются не только студентами технических вузов, но и инженерами-практиками.
На современном этапе образования наука и практика решают проблемы обновления содержания, методов и форм образовательного процесса, реализации инновационных технологий, способствующих успешному саморазвитию. В связи с этим, существует необходимость научного осмысления, теоретического обоснования продуктивных способов компетентностной ориентации студентов вуза.
В.И. Андреев определил понятие «компетенция» как интегральный показатель, степень готовности личности (включающая позитивную мотивацию, знания, умения, способности и опыт творческой деятельности), которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса учебных, профессиональных и других задач [2].
При реализации компетентностного подхода большинство проблемных вопросов возникает именно в выстраивании взаимоотношений «преподавателя - студента -работодателя». Сегодня встает острая необходимость в выработке новых подходов в формировании взаимоотношений вуза и работодателей, а также использовании многочисленного арсенала методов, форм и способов взаимодействия и диалога вуза с различными внешними агентами, подходящих для российской действительности. Компетенции, сформированные с участием работодателей, будут являться определенным ориентиром в деятельности преподавателя, основой выстраивания его учебно-методической работы [3].
Высшее образование (ВО) в Российской Федерации является уровнем профессионального образования. Реализация высшего образования осуществляется организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ФГОСы регламентируют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), их объему условиям реализации и результатам освоения [4].
По требованиям ФГОС ВО 08.03.01 - Строительство уровня бакалавриат к результатам освоения ООП ВО выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать целым набором компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.
В настоящее время в Сибирском государственном индустриальном университете (г. Новокузнецк) ведется научно-методическая работа на тему «Компетентностная ориентация учебной деятельности студентов в условиях образовательного процесса технического вуза на примере дисциплины «Теплоснабжение».
http://vestnik-nauki.ru
2016, Т 2, №2
Объект исследования - компетентностная ориентация студентов в процессе учебной деятельности условиях образовательного процесса технического вуза». Предмет исследования - процесс управления учебной деятельностью на примере дисциплины «Теплоснабжение». Целью исследования является обеспечение компетентностной ориентации студентов в образовательном процессе вуза. Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
1. Рассмотреть понятие компетентностного подхода в высшем образовании и теоретико-методологических основ изучения компетентностной ориентации студентов в условиях вуза;
2. Определить компетенции, формируемые у обучающихся при реализации дисциплины «Теплоснабжение» и выявить условия их формирования для компетентностной ориентации студентов;
3. Рассмотреть образовательные технологии, реализуемые в вузе и в процессе учебной деятельности студентов, направленные на компетентностную ориентацию;
4. Определить образовательные технологии при реализации дисциплины «Теплоснабжение» и в процессе учебной деятельности студентов для их успешной компетентностной ориентации;
5. Разработать комплекс методических материалов по компетентностной ориентации студентов в процессе управления учебной деятельностью при реализации дисциплины «Теплоснабжение»;
6. Сформировать комплект оценочных средств для оценивания степени сформированности компетенций у обучающихся в процессе изучения дисциплины «Теплоснабжение», направленных на их компетентностную ориентацию в новых условиях.
Цель, задачи, объект, предмет определили методы исследования: обработка и анализ научных источников; анкетирование студентов; наблюдения; синтез полученных данных.
В соответствии с [5] и учебным планом по направлению 08.03.01 Строительство [6] дисциплина «Теплоснабжение», реализуемая в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк (СибГИУ) относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)» (Б1.В.ВД.4.4). Она опирается на знания и умения, освоенные при изучении таких дисциплин как «Техническая теплотехника», «Строительная теплофизика», «Системы горячего водоснабжения жилых и общественных зданий». Учебная дисциплина изучается в 7 семестре.
Цель освоения дисциплины - подготовка бакалавра по направлению 08.03.01 -«Строительство», профиль «Теплогазоснабжение и вентиляция» и формирование профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО, позволяющих выпускнику компетентно ориентироваться в избранной сфере деятельности.
Основные задачи дисциплины: сформировать компетентностную ориентацию в способах, видах и оборудовании систем теплоснабжения; освоить навыки разработки проектных решений и эксплуатационных режимов с учетом надежного функционирования систем; сформировать навыки анализа и интерпретации параметров систем теплоснабжения в общем и оборудования систем в частности; овладеть компетентностными ориентациями при разработке проектной и рабочей технической документации элементов и оборудования систем теплоснабжения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест (ПК-1);
- способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической
http://vestnik-nauki.ru
2016, Т 2, №2
документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-3);
- способность организовать профилактические осмотры, приемку и освоение вводимого оборудования и систем теплогазоснабжения и вентиляции (ПСК-4-1);
- владение методами расчета, проектирования и подбора оборудования и систем теплогазоснабжения и вентиляции (ПСК-4-2).
С учетом междисциплинарного характера формируемых компетенций возможно выделить так называемые компетентностные задачи, обеспечивающие формирование компетенций (или их частей) в рамках дисциплины. То есть в результате изучения дисциплины «Теплоснабжение»:
- в рамках компетенции ПК-1 студент должен знать: классификации, способы и структурные схемы систем теплоснабжения; классификацию потребителей теплоты и методы определения их расходов; оборудование тепловых пунктов и источников тепла; конструкции теплопроводов и нормативы надежности; основные элементы систем и их функциональные задачи; методы регулирования отпуска теплоты потребителям;
- в рамках компетенции ПК-2 студент должен быть способен предварительно оценивать целесообразность способов теплоснабжения; выбирать месторасположение источника теплоты; разрабатывать проекты теплоснабжения районов теплопотребления с учетом нормативной документации; владеть навыками организовать этапы проектирования тепловых сетей;
- в рамках компетенции ПСК-4-1 студент должен быть способен обосновывать принципы эксплуатации тепловых сетей и тепловых пунктов, их рациональное обслуживание и ремонт, диспетчерское управление с применением средств телемеханизации; владеть методами оценки технического состояния тепловых сетей и оборудования;
- в рамках компетенции ПСК-4-2 студент должен владеть навыками расчета тепловой мощности систем теплоснабжения для города, района города или поселка, выбора типа источника теплоты и системы теплоснабжения, а также выполнения трассировки тепловых сетей, проектирования тепловых сетей; владеть алгоритмами гидравлического, теплового, технико-экономического расчетов систем теплоснабжения и оборудования.
Для оценивания степени сформированности компетенций в объеме компетентностных задач по дисциплине «Теплоснабжение» был сформирован фонд оценочных средств (ФОС). ФОС - комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, то есть установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения, а также требованиям образовательных программ и программ учебных дисциплин. Это систематизирует оценочные средства по всем формам проведения контроля, облегчает процедуры оценивания результатов обучения и позволяет получить объективные и достоверные результаты [8]. Обязательным условием формирования ФОС является привлечение работодателей для его согласования, так как реализация компетентностного подхода возможна только при тесном взаимодействии вуза и работодателей. ФОС сформирован таким образом, чтобы объекты оценки соответствовали поставленным целям обучения; использовались единые показатели и критерии для оценивания достижений; результаты оценивания были объективными и достоверными при проведении всех форм контроля.
ФОС по дисциплине «Теплоснабжение» включает все виды оценочных средств, позволяющих контролировать компетентностную ориентацию и освоение обучающимися компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 -Строительство, основной образовательной программой направленностью (профилем)
http://vestnik-nauki.ru
Вестник науки и образования Северо-Запада России
2016, Т. 2, №2
«Теплогазоснабжение и вентиляция» и рабочей программой дисциплины «Теплоснабжение». ФОС состоит из следующих основных частей:
1. Матрица компетентностных задач по дисциплине «Теплоснабжение», которая в табличной форме определяет соответствие контролируемых компетенций и оценочных средств контролируемым разделам (темам) дисциплины. Фрагмент матрицы компетентностных задач приведен в таблице.
Таблица - Фрагмент матрицы компетентностных задач по дисциплине «Теплоснабжение
Контролируемые разделы (темы) дисциплины Контролируемые комп (или их части) етенции Оценочные средства
ПК-1 ПК-4 ПСК-4-1 ПСК-4-2
1.1. Схемы тепловых сетей + + + тестирование, курсовой проект
1.2. Гидравлический расчет тепловых сетей + + + + тестирование, курсовой проект, решение задач
2.1. Гидравлические характеристики систем теплоснабжения + + тестирование, курсовой проект
2.2. Основы гидравлического режима системы теплоснабжения + + + тестирование, курсовой проект
2. Оценочные средства и методика оценивания для входного контроля. Целью входного контроля является определение начального уровня подготовленности обучающихся для построения индивидуальной траектории обучения. В условиях личностно-ориентированного образования результаты входного контроля обучающегося являются начальными параметрами индивидуального портфолио обучающегося.
3. Оценочные средства и методика оценивания для текущего контроля. Текущий контроль знаний используется для оперативного и регулярного управления учебной деятельностью обучающихся. Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра, в ходе повседневной учебной работы по индивидуальной инициативе преподавателя. Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению дисциплины, формированию компетентностной ориентации студентов в условиях образовательного процесса технического вуза. Средствами текущего контроля также возможно обеспечить возможные траектории формирования компетенций с учетом результатов входного контроля. Индивидуальные личностные характеристики студентов требуют зачастую особого подхода к обеспечению процесса формирования компетенций. Некоторые студенты с легкостью справляется с письменными формами контроля, однако устные формы являются для них весьма затруднительными. Многие студенты легко проходят компьютерное тестирование, однако необходимость отвечать на вопросы в свободной форме представляет для них значительную преграду на пути к выполнению задания. В связи с этим ФОС по дисциплине «Теплоснабжение» содержит различные формы текущего контроля, позволяющие в полной мете проконтролировать способность студента к выполнению компетентностных задач и обеспечить формирование компетенций в рамках дисциплины. Формы текущего контроля могут быть весьма разнообразны. Помимо обеспечения индивидуальных траекторий формирования компетенций разнообразие форм контроля позволяет исключить однообразие и рутинность из учебной деятельности, вызвать интерес, стимулировать проявление фантазии и мотивировать студента к выполнению работ и заданий. Из опыта составления фондов оценочных средств в Сибирском государственном индустриальном университете является возможным выделение целого списка форм текущего контроля: устные формы
http://vestnik-nauki.ru
2016, Т 2, №2
контроля УО (УО-1 - собеседование, УО-2 - коллоквиум, УО-3 - зачет, УО-4 - экзамен; УО-5 - защита лабораторной работы); письменные формы контроля ПР (ПР-1 - тесты, ПР-2 -контрольные работы, ПР-3 - эссе, ПР-4 - рефераты, ПР-5 - курсовые работы, ПР-6 - научно-учебные отчеты по практикам, ПР-7 - отчеты по НИРС, ПР-8 - решение задач, ПР-9 -расчетно-графическая работа, ПР-10 - ситуационная задача; ПР-11 - кейс-задача); технические формы контроля ТС (ТС-1 - компьютерное тестирование, ТС-2 - учебные задачи, выполняемые с помощью технических средств). Естественно, список далеко не полный, его пополнение новыми формами контроля возможно в любое время. В частности текущий контроль по дисциплине «Теплоснабжение» обеспечивается применением технической (ТС-1) и письменных (ПР-5, ПР-8, ПР-10, ПР-11) форм контроля.
4. Оценочные средства и методика оценивания для промежуточного контроля (аттестации по дисциплине). Промежуточный контроль предназначен для оценки степени достижения запланированных результатов обучения по итогам изучения дисциплины в установленной учебным планом форме и позволяет определить качество освоения изученного материала.
Самостоятельная работа студентов занимает особое место в реализации компетентностного подхода при подготовке обучающихся в вузе. Развитие самостоятельности студентов выступает в качестве ключевого момента в процессе профессиональной подготовки. Высокий уровень развития самостоятельности способствует процессу постоянного самообучения и самосовершенствования. Выпускник вуза способен и готов мобилизовывать в профессиональной деятельности собственные способности, компетентно ориентироваться в новых условиях, а также успешно применять методы, способы и формы решения профессиональных задач, приобретенные в процессе обучения.
Самостоятельная работа решает ряд важнейших задач: повышает мотивацию к овладению знаниями; развивает способности к непрерывному самообразованию; переориентирует с заучивания информации на приобретение навыков творческого ее добывания; формирует смысл будущей профессии; готовит к самостоятельной учебной деятельности [9]. Следует проводить регулярный контроль самостоятельной работы студентов [10] с целью стимулирования их к этому виду учебной деятельности, что в свою очередь положительным образом повлияет на успеваемость и, следовательно, на более эффективное освоение закрепленных за дисциплиной компетенций (или их частей -компетентностных задач). Самостоятельная работа в наилучшей форме развивает способности к выполнению компетентностных задач. Учитывая междисциплинарный характер формируемых компетенций, для выполнения самостоятельной работы по дисциплине студент должен будет интегрировать весь комплекс способностей, сформированных у него в результате изучения смежных дисциплин.
Формирование компетенций в полном объеме, процент освоения компетенции в рамках каждой дисциплины, этапы освоения компетенций, а также определение степени их междисциплинарности обеспечивается в Сибирском государственном индустриальном университете приложениями к ООП ВО - паспортами и программами формирования компетенций.
Таким образом, можно констатировать, что:
Процесс управления учебной деятельностью сложный и многогранный, успешность которого возможна только при взаимодействии всех участников взаимодействия «преподавателя - студента - работодателя».
Для выстраивания взаимоотношений необходимо привлекать работодателей к формированию комплекта учебно-методических материалов учебных дисциплин. Наиболее удобным представляется осуществлять это, привлекая работодателя к рецензированию фондов оценочных средств для оценивания степени сформированности компетенций и/или их частей.
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru -------
2016, Т. 2, №2
Конечно, следует ежегодно пересматривать ФОС и обновлять его содержание с целью актуализации отражения научно-технического прогресса в рамках дисциплины и выявлять актуальные и необходимые работодателю знания и умения у выпускников ВУЗа, их компетентностную ориентацию. Ведь главной составляющей педагогического процесса вуза, деятельности его преподавателей является компетентностная ориентация студентов в научно-методологической информации, умение мыслить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Mikhaltsova L.F., Milinis O.A., Danichkina N.A., Loshchilova M.A. Innovative strategy of educational space for creative self-development and competitiveness of future specialists // Italian Science Review, 2014. № 10. С. 31.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 500 с.
3. Гасанова М.М., Пудовкина М.А. Компетентностный подход к обучению в вузе // Факторы успеха, 2015. № 2 (5). С. 54-62.
4. Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования (ВО) по направлению подготовки 08.03.01 - Строительство (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.
6. Баклушина И.В., Зоря И.В. Об опыте создания учебного плана для бакалавров направления 08.03.01 Строительство в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2015. Т. 1, № 1. URL: http://vestnik-nauki.ru/wp-content/uploads/2015/10/2015№ 1-Баклушина.pdf
7. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (монография). Казань: Центр инновационных технологий, 2011. 360 с.
8. Баклушина И.В., Башкова М.Н., Смирнова Е.В., Арнаутов Д.А. Контроль самостоятельной работы как управление учебной деятельностью студентов // Вестник СибГИУ, 2015. №1 (11). С.95-97.
9. Зайченко В. Н. Педагогический процесс в высшей школе: ученое пособие. Волгоград: ВГАФК, 2010. 159 c
10. Баклушина И.В., Башкова М.Н. Организация и контроль самостоятельной работы студентов // Вестник СибГИУ, 2014. № 4. С.62-65.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Баклушина Ирина Викторовна ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк, Россия, доцент кафедры теплогазоводоснабжения, водоотведения и вентиляции
E-mail: baklushina.iv@gmail.com
Baklushina Irina Viktorovna FSEI HPE «Siberian state industrial university», Novokuznetsk, Russia, Associate Professor of the heat, gas and water supply, water drainage and ventilation E-mail: baklushina.iv@gmail.com
http://vestnik-nauki.ru
Вестник науки и образования Северо-Запада России
2016, Т. 2, №2
Михальцова Любовь Филипповна ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк, Россия, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, психологии и педагогики, доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной Академии Наук Педагогического Образования (МАНПО), член-корреспондент Российской Академии Естествознания (РАЕ), научный руководитель научно-образовательного центра (НОЦ) "Инновации в социальной работе по реабилитации различных групп населения" (НОЦ ИСР, СибГИУ); член Международного Общества Сравнительного Исследования Цивилизаций (МОСИЦ), Западный Мичиганский Университет, г. Каламазоо, штат Мичиган, США E-mail: mihal_lf@mail.ru
Michaltsova Liubov Philippovna Professor, Head of the Department of Social Work, Psychology and Pedagogy, Doctor of Education, Corresponding Member of the International Academy of Pedagogical Sciences of Education (IASP), Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences (RAE), supervisor of the scientific and educational center (SEC) "Innovations in social work for the rehabilitation of the various population groups" (SEC IDE, SibGIU); member of the International Society for the Comparative Study of Civilizations (MOSITS), Western Michigan University, Kalamazoo, Michigan, USA
E-mail: mihal_lf@mail.ru
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 654007, г Новокузнецк, ул. Кирова, 42, Сибирский государственный индустриальный университет, кафедра теплогазоводоснабжения, водоотведения и вентиляции (ТВВ)
8(905)913-47-55 8(3843)74-86-29