Научная статья на тему 'Об опыте создания учебного плана для бакалавров направления 08. 03. 01 Строительство в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк'

Об опыте создания учебного плана для бакалавров направления 08. 03. 01 Строительство в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баклушина Ирина Викторовна, Зоря Ирина Васильевна

В статье описан опыт создания учебного плана для бакалавров направления 08.03.01 строительство в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк. Описана структура основной образовательной программы бакалавриата, состав и соответствие профилям (направленностям) профессионально-специализированных компетенций, приведен план (свод) и график учебного процесса. Отдельно описан набор профессионально-специализированных компетенций, определяющих профили (направленности) программы бакалавриата на конкретные области знания и виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баклушина Ирина Викторовна, Зоря Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE TRAININ PLAN FOR BACHELORS DIRECTIONS 08.03.01 CONSTRUCTION SIBERIAN STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY, NOVOKUZNETSK

The article describes the experience of creating the curriculum for undergraduate directions 08.03.01 construction in the Siberian State Industrial University, Novokuznetsk. The structure of the main educational programs of undergraduate, composition and line profiles (direction) professional specialized competencies, the outline of (arch) and the schedule of the educational process. Separately, describes a set of professional and specialized competencies that define the profiles (direction) undergraduate programs on specific areas of knowledge and activities.

Текст научной работы на тему «Об опыте создания учебного плана для бакалавров направления 08. 03. 01 Строительство в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк»

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Том.1, №1

УДК 378.145

ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, Г. НОВОКУЗНЕЦК

И.В. Баклушина, И.В. Зоря

EXPERIENCE OF THE TRAININ PLAN FOR BACHELORS DIRECTIONS 08.03.01 CONSTRUCTION SIBERIAN STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY, NOVOKUZNETSK

I.V. Baklushina, I.V. Zorya

Аннотация. В статье описан опыт создания учебного плана для бакалавров направления 08.03.01 строительство в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк. Описана структура основной образовательной программы бакалавриата, состав и соответствие профилям (направленностям) профессионально-специализированных компетенций, приведен план (свод) и график учебного процесса. Отдельно описан набор профессионально-специализированных компетенций, определяющих профили (направленности) программы бакалавриата на конкретные области знания и виды деятельности.

Ключевые слова: бакалавриат;, учебный план; компетенция; основная образовательная программа.

Abstract. The article describes the experience of creating the curriculum for undergraduate directions 08.03.01 construction in the Siberian State Industrial University, Novokuznetsk. The structure of the main educational programs of undergraduate, composition and line profiles (direction) professional specialized competencies, the outline of (arch) and the schedule of the educational process. Separately, describes a set of professional and specialized competencies that define the profiles (direction) undergraduate programs on specific areas of knowledge and activities.

Key words: bachelor; curriculum; competence; basic educational program.

Введение. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование [1]. Основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Образовательные программы определяют содержание образования.

До недавнего времени в СибГИУ реализовывалась основная образовательная программа (ООП) направления 270800 «Строительство» в соответствии с ФГОС ВПО 2010 года, которая предполагала осуществление учебной деятельности по 7 профилям (направленностям):

1. Промышленное и гражданское строительство»,

2. «Городское строительство и хозяйство»

3. «Теплогазоснабжение и вентиляция»,

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Том.1, №1

4. «Водоснабжение и водоотведение»,

5. «Жилищно-коммунальное хозяйство»,

6. «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»

7. «Экспертиза и управление недвижимостью»

При их реализации использовались отдельные для каждого профиля (направленности) учебные планы, которые имели некоторый набор общих дисциплин в базовой части гуманитарного, социального, и экономического, а также математического и естественнонаучного циклов, однако существенно отличались наборами вариативных дисциплин и дисциплин профессионального цикла.

Учебные планы имели один набор общекультурных (ОК - с 1 по 13) и общепрофессиональных (ПК - с 1 по 23) компетенций, соответствующих ФГОС ВПО 270800.62 Строительство (2010 года), и отличались наборами профессионально-специализированных компетенций, имеющими для разных профилей от 7 до 24 компетенций. Таким образом, справочники компетенций учебных планов содержали в целом для разных профилей от 43 до 60 компетенций.

В связи с сокращением средств федерального бюджета на реализацию госпрограмм «Развитие образования» и «Развитие науки и технологии», переходом к единым нормативным затратам, а также опубликованием проекта ФГОС ВО 08.03.01 Строительство (так называемого ФГОС3+), в 2014 году в Архитектурно-строительном институте СибГИУ была развернута работа по созданию единого учебного плана уровня бакалавриата направления «Строительство», который смог бы удовлетворить требования проекта ФГОС3+ и объединить в себе все профили (направленности), обеспечивая реализацию направленностей в вариативной части программы бакалавриата, то есть за счет дисциплин по выбору.

Работа по созданию такого плана шла трудно, однако, в итоге было создано два плана с учетом особенностей ФГОС 3+ для прикладного и академического бакалавриата соответственно. При этом для программы академического бакалавриата была выбрана изыскательская и проектно-конструкторская деятельность, для программы прикладного -производственно-технологическая и производственно-управленческая. Для разделения профессионально-специализированных компетенций в соответствии с направленностями в этих планах была принята двойная индексация номера профессионально-специализированных компетенций:

где XX - порядковый номер профессионально-специализированной компетенции данного профиля (направленности); УУ - порядковый номер, присвоенный данному профилю (направленности).

При этом справочник компетенций, к примеру, учебного плана по программе академического бакалавриата содержал 94 компетенции. Уже в 2014 году набор учебных групп на направление Строительство был осуществлен по новым планам.

Утвержденный 12 марта 2015 года ФГОС ВО направления подготовки 08.03.01 Строительство [2] неоднозначно определил тот факт, что ООП бакалавриата, реализуемая в СибГИУ имеет практико-ориентированные, прикладные виды профессиональной деятельности как основные, и, следовательно, должна быть прикладной. Отсюда вытекла необходимость скорректировать уже созданные учебные планы, объединив все профили в один план, соответствующий программе прикладного бакалавриата и добавив необходимое количество зачетных единиц на практики в соответствии с программой прикладного бакалавриата.

ПК-ХХ-УУ,

(1)

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Том.1, №1

В итоге такой учебный план был создан, и он объединил в себе 6 профилей (направленностей):

1. «Промышленное и гражданское строительство»,

2. «Жилищно-коммунальное хозяйство»

3. «Теплогазоснабжение и вентиляция»,

4. «Водоснабжение и водоотведение»,

5. «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»

6. «Экспертиза и управление недвижимостью»

ООП бакалавриата по направлению 08.03.01 Строительство предусматривает два вида деятельности:

1. изыскательская и проектно-конструкторская,

2. производственно-технологическая и производственно-управленческая.

Базовая часть блока 1 (Дисциплины (Модули)), а также блоки 2 (Практики) и 3 (Государственная итоговая аттестация) имеют набор общекультурных (ОК с 1 по 9) и общепрофессиональных (ОПК с 1 по 9) компетенций, а также профессиональных компетенции в соответствии с выбранными видами деятельности (ПК с 1 по 12), прописанных в ФГОС ВО уровня бакалавриата направления 08.03.01 Строительство. Также для каждого профиля ООП была дополнена наборами профессионально-специализированных компетенций (ПСК) от 1 до 2 компетенций для каждого профиля.

Для разделения профессионально-специализированных компетенций в соответствии с направленностями в этих планах была принята двойная индексация номера профессионально-специализированных компетенций:

где X - порядковый номер, присвоенный данному профилю (направленности); У -порядковый номер профессионально-специализированной компетенции данного профиля (направленности).

Профессионально-специализированные компетенции, определяющие различие между профилями (направленностями), выбирались с учетом мнения работодателей. Всего их получилось 13 (таблица) в соответствии с направленностями на конкретные области знания и виды деятельности (профилями).

Всего компетенций по учебному плану с учетом профессионально-специализированных получилось 43.

Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую), и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки.

Таблица - соответствие профессионально-специализированных компетенций профилям (направленностям) ООП 08.03.01 Строительство в СибГИУ, г. Новокузнецк_

ПСК-Х-У ,

(1)

Профиль (направленность)

Профессионально-специализированные компетенции (ПСК)

Профиль 1 «Промышленное и гражданское строительство» (Исследование и проектирование зданий и _сооружений)_

- знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПСК-1);

http://vestnik-nauki.ru/

Продолжение таблицы

Профиль(направленность) Профессионально-специализированные компетенции (ПСК)

Профиль 1 «Промышленное и гражданское строительство» (Технология, организация и экономика строительства) - понимание основ бухгалтерского учета и содержания бухгалтерской отчетности, основ налогообложения строительных организаций, способность использовать информацию бухгалтерского учета отчетности в управлении деятельностью строительной организации (ПСК-2-1);

- владение методами эффективного менеджмента, способностью управлять человеком и группой людей, организацией компаний и распределением функций, а также пониманием основ маркетинга, способностью формировать рыночную стратегию строительной организации, организовать деятельность маркетинговой службы (ПСК-2-2);

Профиль 2 «Жилищно-коммунальное хозяйство»: - знание правил и технологии наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию, а также эксплуатации конструкций, инженерных систем и оборудования объектов жилищно-коммунального хозяйства (ПСК-3-1);

- владение методами мониторинга и оценки технического состояния и остаточного ресурса объектов и оборудования жилищно-коммунального хозяйства (ПСК-3-2);

Профиль 3 «Теплогазоснабжение и вентиляция»: - способность организовать профилактические осмотры, приемку и освоение вводимого оборудования и систем теплогазоснабжения и вентиляции (ПСК-4-1);

- владение методами расчета, проектирования и подбора оборудования и систем теплогазоснабжения и вентиляции (ПСК-4-2);

Профиль 4 «Водоснабжение и водоотведение»: - знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПСК-5-1);

- умение проектировать и эксплуатировать системы и технологическое оборудование систем водоснабжения и водоотведения населенных мест и промышленных предприятий (ПСК-5-2);

Профиль 5 «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»: - знание научных принципов организации эффективных технологических процессов при изготовлении строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе при создании малоотходных и безотходных технологий с использованием техногенных отходов (ПСК-6-1);

- владение приемами оптимизации составов, технологий производства и способами изучения физико-механических свойств строительных материалов; знание принципов повышения срока службы строительных изделий и конструкций на этапах изготовления и эксплуатации (ПСК-6-2);

Профиль 6 «Экспертиза и управление недвижимостью»: - понимание основных видов экспертиз в сфере недвижимости, владение методами мониторинга и оценки технического состояния и остаточного ресурса зданий и сооружений (ПСК-7-1);

- знание законодательства, теории и методологии процесса управления недвижимостью; владение принципами, подходами и методами оценки собственности; способность к разработке мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов недвижимости (ПСК-7-2).

http://vestnik-nauki.ru/

Программа бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 - Строительство в соответствии с ФГОС ВО состоит из следующих блоков:

1. Блок 1 «Дисциплины (модули)». Включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимися вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает.

2. Блок 2 «Практики». Относится к вариативной части программы и состоит из учебной и производственной, в том числе преддипломной практик.

3. Блок 3 «Государственная итоговая аттестация». В полном объеме относится к базовой части программы и включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты), а также подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена. Блок завершается присвоением квалификации «бакалавр».

Государственная итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре

Таким образом, утвержденный в Сибирском государственном индустриальном университете учебный план направления 08.03.01 Строительство имеет вид (рисунки 1 и 2)

Баз.% Вар.% „ДВ'?.Т, ЗЕТ

ьар.)/о мин. Макс,

Курс 1

1 Г

Всего Сем 1 Сем 2

Курс 2

Т

Всего Сем 3 Сем 4

Курс 3

Курс <

Всего Сем 5 Сем 6 Всего Сем /

Итого

63 23.5 34,5

60 29.5 30,5

Итого по ООП (без факультативов)

Итого по циклам

Б1 Дисциплины (модули)

Базовая часть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б1.Б _

Б1.В Вариативная часть

Практики

Б2 Б2.Б Б2.В БЗ БЗ.Б БЗ.В

ФТД Факультативы

Базовая часть

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация Базовая часть Вариативная часть

Доля .,. занятий от аудиторных

лекционных

в интерактивной форме

ООП. факультативы (в период ТО)

ООП. факультативы (в период экз. сессий)

Учебная нагрузка (час/нед)

Аудиторная (ООП - физ.к.Хчистое ТО)

Ауд, (ООП - физ.к.) с расср, прает. и НИР

Аудиторная (физ.к,)

48 1В 1В

ЭКЗАМЕНЫ (Эю)

ЗАЧЕТЫ (За)

ЗАЧЕТЫ С ОЦЕНКОЙ (ЗаО)

КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ (КП)

Обязательные формы контроля

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ (КР)

КОНТРОЛБНБ1Е (К)

ОЦЕНКИ ПО РЕЙТИНГУ (Оц)

РЕФЕРАТЫ (Реф)

ЭССЕ (Эс)

РГР (РГР) 5 2 3 2 2 2 1

Рисунок 1 - Учебный план (свод) направления 08.03.01 Строительство очной формы обучения в соответствии с ООП, реализуемой в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк (СибГИУ)

http://vestnik-nauki.ru/

Обучение студентов по направлению 08.03.01 Строительство (очная форма) в соответствии с планом происходит одним потоком вплоть до 6 семестра, реализация направленностей (профилей) в рамках направления происходит в 6 семестре (3 вариативные дисциплины) и полностью в 7 и 8 семестрах. Блок 2 (Практики) имеет объем 33 зачетные единицы (З.Е.), из них:

Учебные практики:

1. Ознакомительная продолжительностью 2 недели - реализуется во 2 семестре, имеет объем 3 (три) З.Е.

2. Геодезическая продолжительностью 2 недели - реализуется во 2 семестре, имеет объем 3 (три) З.Е.

3. Компьютерная продолжительностью 4 недели - реализуется в 4 семестре, имеет объем 6 (шесть) З.Е.

Производственные практики:

1. Технологическая продолжительностью 8 недель - реализуется во 6 и 7 семестрах, имеет объем 12 (двенадцать) З.Е.

2. Преддипломная продолжительностью 6недели - реализуется во 8 семестре, имеет объем 9 (девять) З.Е.

©□000 000001

Курс Семестр

~~31 3'

Мес. Числа Нед,

Ноябрь Декабрь

Январь Февраль

25 26 27 28

€ < > »

СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО БЮДЖЕТУ ВРЕМЕНИ

Подробно С Кратко

Курс 1 Курс 2 Курс 3 Курс 4 Всего

сем. 1 сем. 2 Всего сем. 1 сем. 2 Всего сем, 1 сем, 2 Всего сем. 1 сем, 2 Всего

Теоретические обучение 18 16 34 18 16 34 18 16 34 14 7 21 123

э Экзаменационные сессии 3 4 7 3 4 7 3 3 б 3 2 5 25

У Учебная практика (концентр,) 4 4 4 4 а

У Учебная практика (рассред.)

И Научно-исслед, работа (концентр,)

н Научно-исслед, работа (рассред.)

п Производственная практика (концентр,' 4 4 4 6 10 14

п Производственная практика (рассред.)

Д Выпускная квалификационная работа 4 4 4

г Гос, экзамены и/или защита ВКР 2 2 2

к Каникулы 2 5 7 2 5 7 2 6 а 2 8 10 32

Итого 23 29 52 23 29 52 23 29 52 23 29 52 20В

Студентов

Групп

Рисунок 2 - Учебный план (график учебного процесса) направления 08.03.01 Строительство очной формы обучения в соответствии с ООП, реализуемой в Сибирском государственном индустриальном университете, г. Новокузнецк (СибГИУ)

Государственная итоговая аттестация (ГИА) имеет объем 9 (девять) З. Е. и включает в себя госдарственный экзамен и выпускную квалификационную работу, на реализацию которых отводится 2 и 4 недели соответственно.

Факультативные дисциплины, предусмотренные программой:

1. Основы информационной культуры - 1 семестр 1 (одна) З.Е.

2. Элементы аналитической механики - 3 семестр 1 (одна) З. Е.

3. Расчетные методы оценки прочности - 4 семестр 2 (две) З. Е.

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

""^ --2015, Том.1, №1

Общий срок обучения 4 года, общий объем программы 244 З.Е. с учетом факультативных дисциплин. Базовая часть блока 1 (Дисциплины) имеет объем 105 З.Е., вариативная 93 З.Е., Блок 2. (Практики) 33 З.Е., Блок 3 (ГИА) 9 З.Е., что полностью соответствует ФГОС ВО 08.03.01 Строительство.

Заключение (выводы): в Сибирском государственном индустриальном университете удалось создать учебный план направления 08.03.01 Строительство в полном соответствии с [2], объединив реализуемые профили (направленности), что позволит сэкономить материальные ресурсы, оптимизировать затраты времени и сократить численность профессорско-преподавательского состава, задействованного при реализации ООП 08.03.01 Строительство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования (ВО) по направлению подготовки 08.03.01 - Строительство (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Баклушина Ирина Викторовна ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк, Россия, доцент кафедры теплогазоводоснабжения, водоотведения и вентиляции

E-mail: baklushina.iv@gmail.com

Baklushina Irina Viktorovna FSEI HPE «Siberian state industrial university»", Novokuznetsk, Russia, Associate Professor of the heat of gas supply, water drainage and ventilation E-mail: baklushina.iv@gmail.com

Зоря Ирина Васильевна ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк, Россия, кандидат технических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания

E-mail: zorya.i@mail.ru

Zorya Irina Vasil'evna

FSEI HPE «Siberian state industrial university»", Novokuznetsk, Russia Ph.D., associate professor, professor of the Russian Academy of Natural Science E-mail: zorya.i@mail.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 654007, г Новокузнецк, ул. Кирова, 42, Сибирский государственный индустриальный университет, кафедра теплогазоводоснабжения, водоотведения и вентиляции (ТВВ)

8(3843)74-86-29 8(905)913-47-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.