слушателей ФПК РГАФК / И.С. Володина. - М. : Физкультура и спорт, 1995. - 117 с.
2. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте : сб. науч. тр. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 24-26.
3. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 335 с. : ил.
Контактная информация: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России)
Аннотация
В работе раскрывается сущность самостоятельной работы обучаемых, содержание профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования сотрудников, педагогические условия формирования у курсантов вузов МВД России умений и навыков профессионального самосовершенствования в системе профессионального образования на основе реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, вузы МВД России, самостоятельная работа, самосовершенствование личности.
THE COMPETENCY BUILDING APPROACH'S REALIZATION IN SKILLS AND ABILITIES' FORMATION OF CADETS OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS UNIVERSITIES IN THEIR PROFESSIONAL SELF-IMPROVING
Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences,
The head of the faculty,
Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia
Annotation
The essence of cadets’ self-guided study, the content of professional competence and professional self-improving of employees, the pedagogical conditions for cadets’ self-improving of skills and abilities in Russian Ministry of Internal Affairs Universities on the basis of competency building approach are revealed in this work.
Keywords: the professional competence, the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the self -guided work, the personality’s perfection.
В настоящее время активизировался процесс информатизации общества, ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства, предъявляются высокие требования, как к качеству труда специалистов, так и к их профессионализму, к наличию творческого отношения к своей профессиональной деятельности. Чтобы специалист соответствовал данному уровню, ему приходится постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Это особенно актуально для системы МВД России, в которой профессионализм сотрудников определяется главным образом их творчеством и способностью к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию [1].
При этом профессионализм сотрудников МВД России определяется, прежде всего, их профессиональной компетентностью, под которой следует понимать профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению [2. - С. 158].
В системе профессионального образования сотрудников МВД России очевидна жесткая зависимость понятий: профессионализм; профессиональная компетентность; профессионально значимые качества, знания, умения и навыки; умения и навыки про-
фессионального самосовершенствования. Причем все указанные понятия, безусловно, имеют прямую зависимость от эффективности организации целостного педагогического процесса.
В настоящее время учебно-воспитательный процесс в вузах МВД России немыслим без самостоятельной работы курсантов. Именно в процессе выполнения самостоятельных работ у курсантов начинают формироваться такие компетенции, которые, в конечном счете, должны трансформироваться в устойчивые умения и навыки профессионального самосовершенствования.
Анализ теоретических источников, педагогический опыт и экспериментальная работа показали, что именно при самостоятельной работе создаются наиболее благоприятные условия для овладения знаниями, навыками и умениями. В связи с этим под самостоятельной работой курсантов вузов МВД России необходимо понимать всю их мыслительную и практическую деятельность по решению познавательных и практических задач, имеющую целью подготовку к самостоятельному выполнению служебнопрофессиональных задач, возникающих перед сотрудниками правоохранительных органов, осуществляемую во всех формах учебного процесса, в ходе которой обучаемые проявляют сознательность, самостоятельность и активность [4].
Проблемы образования и самообразования в вузах на сегодняшний день становятся все более актуальными. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна постепенно уменьшаться, а уровень самостоятельности обучаемых - возрастать. В то время, как в системе высшего профессионального образования на самостоятельную учебную деятельность курсантов по отдельным дисциплинам (в зависимости от специфики подготовки, курса обучения и т.д.) отводится от 20% до 70% учебного времени, в сложившейся реальной практике обучения в вузах МВД России желаемой степени самостоятельности курсантов не наблюдается. По данным проведенного исследования, больше всего времени на самостоятельную работу тратят курсанты младших курсов (37%). Наибольшие трудности у курсантов вызывает неумение рационально распределять свое время (36%), отсутствие или недостаточность умений и навыков самостоятельного учебного труда -23%. Анализируя учебную деятельность первокурсников, было выявлено, что при подготовке докладов и отборе содержания для семинара чаще всего курсанты (более 70%) работают с одним источником, не применяя дополнительную литературу. Содержание материала фиксируется без проработки прочитанного у 35% опрошенных; слабо умеет систематизировать содержание, обобщать и делать выводы 47%. При отборе оптимальных средств общения, речевом оформлении ответа (выразительность, правильность) трудности испытывают более 80% курсантов; сложности в саморегуляции эмоционального состояния и поведения - 74%.
Цели самостоятельной работы и самообразования во многом совпадают с целями обучения. Под самообразованием курсантов вуза МВД России понимается деятельность, направленная на самостоятельное целенаправленное получение профессиональных знаний, совершенствование умений, развитие профессиональных качеств [3]. Поскольку самообразовательная деятельность курсантов вузов МВД России выполняет одновременно несколько функций (овладение способом добывания знаний, использование специальных средств для осуществления самообразования и т.д.), то компетентность профессионального самосовершенствования - это высшая интегральная способность мобилизовать организованные в систему знания, умения и личностные качества, необходимые для выполнения новой определенной задачи, т.е. способность соединять необходимые базовые элементы (предметы, мотивы, знания, умения, качества) в единое целое для достижения высокого уровня выполнения действия в зависимости от цели, контекста, ситуации, исполняемой роли, функции и т.д. Сформированная и развитая компетенция профессионального самосовершенствования у курсантов вузов МВД России является своеобразной предпосылкой успешного становления в профессии, результативного профессионального и должностного роста сотрудника.
Важнейшая педагогическая задача учебно-воспитательного процесса состоит в использовании потребности в самосовершенствовании, в саморазвитии личности курсанта. Следует иметь в виду, что мотивация учения значительно обогащается, если в ее основу положены не только и не столько познавательные потребности, но потребности нравственного характера (стать лучше, утвердиться, выразить себя и т.д.), подкрепленные сознательными усилиями воли. Таким образом, в образовательном процессе ведущей мотивацией становится не познавательная и внешне сознательная, а внутренняя нравственно-волевая мотивация.
Под профессиональным самосовершенствованием понимается процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъектных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности [6].
Самосовершенствование - процесс интеллектуальный, т.к. он предполагает определенную осознанность личностью себя, своей деятельности (мотивов, результатов), своего места в мире. Самосовершенствование как управляемый личностью процесс должен быть скоординирован с направляемым извне педагогическим процессом. Курсант должен быть не только развиваемым, совершенствуемым извне, но и обучающим и развивающим себя, самосовершенствующимся изнутри. Интенсивность и направление развития личности обусловлено мотивационными установками данного процесса, социальными и духовными потребностями, потребностями улучшения и совершенствования личностью самой себя, которые представляют собой источники самодвижения человека. Однако обязательным дополнением к положительной мотивации для успешности осуществления процесса самосовершенствования выступают ключевые компетенции обучаемых как результат образования, среди которых важное место занимает готовность к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию как способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новых задач, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников, а также гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения служебно-профессиональных задач.
Кроме этого, в учебно-воспитательной деятельности усвоение курсантами учебного материала нельзя рассматривать как процесс «механического», простого переноса знаний от преподавателя к обучаемому, т.к. без учета мыслительной деятельности последнего, его деятельностной активности познание невозможно. Многообразие форм самостоятельной работы курсантов вузов МВД России и ее важность в учебном процессе обусловливают необходимость ее четкой организации.
Эффективность реализации самостоятельной работы курсантов в вузах МВД России зависит от условий, важнейшими из которых являются: а) ясность и четкость целей, наличие образовательных, самообразовательных программ; б) планирование самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучаемых; в) внедрение принципа творческой эффективности (самообразовательная работа на разумном допустимом уровне с учетом степени развития личностных качеств); г) своевременное поощрение за повышение качества обучения; анализ деятельности обучаемых и доведение до них выводов и рекомендаций.
Для решения задачи формирования и развития у курсантов умений и навыков профессионального самосовершенствования в педагогическом процессе перед обучаемыми необходимо ставить следующие задачи: а) целенаправленно изучать и осваивать систему знаний, проверяя на практике умения пользоваться ими в различных ситуациях; б) выявлять (в т.ч. на основе самооценки) неиспользованные интеллектуальные возможности; в) вносить коррективы в самоорганизацию процесса приобретения опыта и наращивания знаний; г) планомерно добиваться максимального результата в самостоятельной познавательной деятельности.
Поиск путей развития творческого процесса осуществляется в сфере средств, форм, методов и принципов самостоятельной работы. Поскольку конечным результа-
том формирования у курсантов вузов МВД России умений и навыков профессионального совершенствования является отсутствие прямого управления обучением и воспитанием со стороны преподавателя, необходимо предварительно подготовить курсанта к такой работе, как самоорганизация и саморегуляция учебной деятельности.
Таким образом, основной задачей формирования и развития самостоятельности личности является всестороннее согласование воздействий преподавания и учения, устранение разрыва между этими видами деятельности [5]. Совершенствование системы самостоятельной работы позволяет развивать у курсантов умения и навыки профессионального самосовершенствования через формирование у них профессиональных компетенций, что, в свою очередь, способствует формированию внутренней готовности к всестороннему раскрытию своей индивидуальности в обучении и деятельности, развитию нестандартного творческого мышления, решению возникающих служебно-
профессиональных задач через самообразование, самовоспитание и саморазвитие.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что целостный педагогический процесс как единство обучения и воспитания становится эффективным тогда, когда обучаемым прививается стремление к познанию и творческое отношение к усвоению изучаемого материала, когда педагог выступает как носитель современных идей, способный и заинтересованный передавать свой опыт обучаемым. Только в этом случае курсант готов осмысленно воспринимать теоретические и практические данные как основу своего профессионального роста, приобретать навыки самовоспитания, самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/08/21/nurgaliev.html.
2. Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А.А. Деркач. - М. : РАГС, 2000. - 392 с.
3. Кузнецова, И.М. Технология педагогического руководства самообразованием студентов экономического вуза / И.М. Кузнецова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 64-68.
4. Купавцев, Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Купавцев Т.С. - М., 2004. - 167 с.
5. Купавцев, Т.С. Активизация самосовершенствования курсантов вуза МВД России на основе создания проблемных ситуаций / Т. С. Купавцев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102. С. 71-77.
6. Левшин, С.В. Самосовершенствование личности в педагогическом процессе / С.В. Левшин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 433-436.
Контактная информация: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Елена Викторовна Матухно, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ)
Аннотация
В статье раскрыта методика построения учебного процесса студентов, освобожденных от практических занятий, позволяющая организовывать физическую активность сообразно с их ценностными ориентациями, интересами, потребностями в сфере физической культуры и решающая сложнейшие задачи социализации личности: воспитание личностных и профессиональных качеств, увеличение уровня двигательной активности, организация активного отдыха.
Ключевые слова: методика, студенты, освобожденные от практических занятий, нетра-