Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной направленности личности курсанта'

Особенности формирования профессиональной направленности личности курсанта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТ / PERSONALITY / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машина А. В., Ибрагимов К. Э., Власов Д. Р.

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной направленности личности курсантов военных вузов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машина А. В., Ибрагимов К. Э., Власов Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article features of formation of a professional orientation of the identity of cadets of military higher education institutions are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной направленности личности курсанта»

Территория науки, 2014, № 6

чувства и замечания недостаточно принимаются во внимание теми, кто принимает решения.

Таким образом, можно утверждать, что руководитель, который желает работать эффективно, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться различными стилями, методами и типами влияния, которые наиболее подходят для конкретной ситуации, для конкретного коллектива и задач, стоящих перед ним. Более эффективным будет тот стиль руководства, который ориентирован на реальность. Эффективным руководителем является тот, который может приспособить принципы руководства к текущим нуждам производства, с учетом непредвиденных ситуаций, функциональная составляющая (имея в виду ее содержание) адекватна специфике решаемых коллективом задач, его основным целям. Следствием продуктивного целостного вклада руководителя явится, в конечном счете, рост эффективности групповой деятельности.

Список литературы:

1. Анисимов О.С., Основы общей и управленческой акмеологии./

О.С. Анисинов, А.А. Деркач - М., 2009.- 217с.

2. Беляцкий Н.П. и др. Техника работы менеджера: Учебное пособие. - Мн., Новое знание, 2004. - 372 с.

3. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социальнопсихологический практикум. - Л., ПрофОбрИзд, 2004. - 427 с.

4. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. - М.: МЦФЭР, 2002. - 512 с.

5. Павицкая О.Г. Перцепция руководителем личностных качеств исполнителей в построении развивающего воздействия на коллектив госслужащих / Развитие социально-перцептивной компетентности личности.- М.: Луч, 1998.

Машина А.В., Ибрагимов К.Э., Власов Д.Р.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА

ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина, г. Воронеж

Ключевые слова: личность, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, курсант.

42

Территория науки, 2014, № 6

Keywords: personality, professional orientation, professional activity, cadet.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной направленности личности курсантов военных вузов.

Abstract: In article features of formation of a professional orientation of the identity of cadets of military higher education institutions are considered.

Целью статьи является определение особенности формирования профессиональной направленности личности курсантов военных вузов.

Общепризнанно, что профессиональная деятельность при положительном отношении к ней и удовлетворенности ею способствует развитию широких ценностных ориентации, полезных черт характера, всей личности [3, 6, 7].

Недостаточно обоснованный выбор профессии, незнание социально-профессиональной действительности препятствует реализации определенных ожиданий, создает почву для ситуации неудовлетворенности выбранной профессией.

Очевидно, что новые формы направленности не должны становиться доминирующими, если курсант не меняет профессию.

Анализ педагогической литературы [1] показывает, что основными принципами концептуальной направленности педагогического процесса на формирование профессиональных качеств специалиста являются:

1. Целенаправленность подготовки.

2. Опережающее обучение специальности.

3. Самостоятельность и творческая активность обучаемых в процессе формирования готовности к реализации военнопедагогической функции.

4. Индивидуализация обучения (индивидуальные особенности обучаемых являются определяющим фактором при выборе способа реализации учебно-информационной модели профессиональной среды).

5. Проблемность и творческая направленность обучения.

Для профессиональной информации и профессионального просвещения характерны информационные методы: лекции, беседы, экскурсии, работа с профессиональной и научно-популярной литературой, использование видео-, аудио-, визуальных средств.

43

Территория науки, 2014, № 6

Основными путями формирования профессиональной направленности личности в военном вузе, как показывают исследования, являются [2, 5, 6]:

1. Разъяснения, применение убеждения для воздействия на процесс осознания целей и значимости избранной курсантами профессии, ее социального престижа, требований, которые она предъявляет к человеку.

2. Организация деятельности, учебы, общественной работы студентов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности.

3. Ознакомление их с будущей трудовой деятельностью.

4. Формирование профессиональных интересов в условиях вуза, что достигается путем разъяснения целей и значений избранной профессии, привлечения курсантов к изготовлению пособий по предмету, углубленного изучения теоретических вопросов на стажировках, практических занятиях, работ в лабораториях и т. д.

5. Осмысливание значимости занятий, самостоятельная умственная деятельность курсантов, овладение знаниями. Когда студент испытывает удовлетворение от познания сложного материала, решения проблемного вопроса, нахождения решения трудной задачи, у него развивается действенный познавательный интерес и интерес к своей профессии.

6. Учет курсантов с ослабленным интересом к предстоящей профессиональной деятельности и построение работы с ними, опираясь на положительную мотивацию учебной деятельности, обеспечивая через нее развитие профессионального интереса.

7. Активизация профессионального самообразования и самовоспитания, которые наиболее заметно проявляются на старших курсах.

8. Преподавание курса «Введение в специальность», который с первых дней учебы вводит курсантов в будущую специальность, учит как лучше освоить программу института.

9. Участие в научной работе. Обязательным условием подготовки специалистов высокого класса становится участие курсантов вузов в курсантских научных обществах, конструкторских бюро, выполнение ими прикладных дипломных проектов.

10. Привитие навыков организаторской и общественной работы.

11.Забота о положительном эмоциональном отношении к учебе,

общественной работе, создание в коллективах атмосферу дружелюбия, доброжелательности, завоевания авторитета каждым курсантом.

12. Пример преподавателей, их отношение к профессии.

44

Территория науки, 2014, № 6

Выявлено, что у слабоуспевающих курсантов профессиональная направленность значительно снижена. Как отмечают исследователи, возможны две причины такого резкого снижения уровня профессиональной направленности слабоуспевающих курсантов. Первая — связана с так называемым синдромом разочарования в выборе профессии, возникающего в результате рассогласования первоначального профессионального ожидания, двухлетнего обучения в вузе реальным представлением о характере избранной профессии. Второй и более вероятной причиной снижения профессиональной направленности у слабоуспевающих курсантов могут быть общие трудности, вызываемые вузовской системой обучения. Эти трудности оказывают существенное влияние на учебную мотивацию и ее структуру, от которой, в свою очередь, может зависеть степень устойчивости профессиональной направленности.

Недостаточно обоснованный выбор профессии, незнание социально-профессиональной действительности препятствует успешному формированию профессиональной направленности.

Одним из главных путей формирования профессиональной направленности является самовоспитание.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности курсантов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Таким образом, направленность личности курсанта, есть устойчивая мотивация (система мотивов) военнослужащего на осуществление ратного труда, который приобретает для него существенный личностный смысл.

Психологическими механизмами формирования военнопрофессиональной направленности личности курсанта выступают: сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества воина-авиатора.

Концептуальная направленность педагогического процесса на формирование профессиональных качеств специалиста является важнейшим условием формирования профессиональной направленности личности курсанта.

Список литературы

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. 236 с.

45

Территория науки, 2014, № 6

2. Военная педагогика/ под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.

3. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. 98 с.

4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. 215 с.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 190 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 236 с.

7. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994. 320 с.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.